Компьютерная зависимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 00:20, доклад

Краткое описание

В настоящий момент увеличивается количество детей и подростков умеющих работать с компьютерными программами, в том числе и играть в компьютерные игры. Вместе с тем несомненным положительным значением компьютеризации следует отметить негативные последствия этого процесса, влияющего на социально – психологическое здоровье детей и подростков. Негативным последствием этого процесса является явление компьютерной зависимости. Термин компьютерной зависимости появился еще в 1990 году. Психологи классифицируют эту вредную привычку как разновидность эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами.

Вложенные файлы: 1 файл

ахахахаха.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

Помимо этого, тревога является катализатором формирования зависимости – увеличение ее приводит к усилению зависимости, что, в свою очередь, опять увеличивает тревогу и т.д.

 

 

Все компьютерные игры можно разделить на следующие виды: головоломки, игры на быстроту реакции, аркадные, азартные и ролевые игры.

    • Головоломки.

К этому виду относятся компьютерные варианты различных настольных игр – шахмат, шашек, нардов и т.д. Игра вызывает азарт, который заключается в желании обыграть компьютер, показав свое превосходство над ним.

    • Игры на быстроту реакции

Это игры, в которых игрок должен проявить ловкость и быстроту реакции. От аркадных игр они отличаются отсутствием сюжета. Мотивация основана на азарте, заключающемся в желании набрать большее количество очков. Такие игры вполне могут сформировать психологическую зависимость у человека.

    • Аркадные игры

Это игры, имеющие небольшой сюжет и героев, за одного из которых действует игрок. Цель игры – собрать большее количество призов, при этом быстро передвигаться, ускользая от опасностей, стрелять, управлять транспортным средством и т.д. Этот тип совпадает с аналогичным в жанровой классификации.

    • Азартные игры

Это компьютерные варианты карточных игр, рулеток, игровых автоматов, то есть всего того, во что играют в казино.

    • Ролевые игры

Этот вид игр отличается более масштабным сюжетом и интересными ролями. Цель – это не просто собрать призы или убить как можно больше персонажей, а спасти человечество, например. Персонажи становятся более емкими и психологичными, в результате чего человек больше вживается в роль, глубже входит в виртуальную реальность игры и отрешается от действительности.

Ролевые компьютерные игры могут оказывать влияние на личность человека. Совершая значимые дела в виртуальном мире, человек приобретает проблемы в реальной жизни.

Ролевые компьютерные игры можно разделить еще на 3 вида:

– игры, в которых играющий человек видит виртуальную реальность глазами своего компьютерного героя. Этот вид ролевых игр наиболее сильно затягивает людей. Игроку приходится полностью идентифицировать себя с компьютерным персонажем.

Через некоторое время после начала игры человек начинает терять связь с реальной жизнью и полностью концентрируется на процессе игры, переносясь в воображении в виртуальный мир. В это время игрок может воспринимать виртуальный мир очень серьезно, а действия своего героя считать своими. Мотивация основывается на вовлеченность в сюжет игры;

– игры, в которых игрок видит своего компьютерного героя. Человек при этом не так сильно вживается в роль своего персонажа. Но, управляя действиями героя, он воспринимает его, как себя со стороны. Отождествление себя с компьютерным персонажем все-таки происходит, хотя и не в такой степени, как в первом случае;

– игры, в которых игрок является руководителем группы персонажей, например экипажа самолета, отряда спецназа, армии, страны и т.п. Человек не видит своего компьютерного героя и домысливает свою роль сам. Люди с хорошим воображением также могут сильно вовлечься в эту игру.

В ролевой игре человек видит мир глазами своего героя и может проявлять эмоции в соответствии с событиями, происходящими в игре. В критических ситуациях человек может бледнеть и ерзать на стуле, пытаться увернуться от ударов или выстрелов компьютерных врагов и т.п. Неудачи героя и его гибель переживаются очень болезненно.

Наиболее сильно в психологическую зависимость попадают люди, играющие в ролевые компьютерные игры. Этот вид игр предполагает, что игрок займет место одного из персонажей игры. Человек должен начать думать, как его герой, и поступать соответственно. Эта роль становится его жизнью, замещая настоящую. Происходит как бы распад личности на я-настоящее и я-виртуальное. Диссонанс между этими двумя личностями и ведет к психическим нарушениям.

Что представляет собой виртуальная реальность, которая так захватывает не только воображение, но и души людей? Это мир, создаваемый компьютерной игрой и воспринимаемый игроком как реальный. В результате возникает эффект присутствия.

Сознание автоматически дополняет придуманный мир, доводя его до уровня реальности. При этом психика человека способна отражать любую реальность, по-настоящему реагируя на нее. Преимуществом виртуальной реальности является то, что в ней можно создавать любой, даже самый невероятный и фантастический мир, в котором человек может проявить свои способности и качества характера.

Эмоциональные отклонения у аддиктов 

У большинства игровых аддиктов без объективных причин пониженное настроение, настроение не улучшается и после игры на компьютере, а иногда и ухудшается. Возможные причины этого я попытаюсь рассмотреть: игровые аддикты испытывают устойчивую потребность в игре, но вместе с тем не могут полностью удовлетворить ее, хотя и имеют возможность сделать это. Понять это можно разделив  психическую реальность аддиктов на виртуальный мир и реальный мир. Понижение настроения при окончании игры объясняется самими причинами игровой потребности - уход от реальности и принятие роли. Для игрового аддикта реальный мир скучен, неинтересен и полон опасностей(большинство аддиктов - люди, плохо адаптирующиеся в обществе). Вследствие этого человек пытается жить в другом мире - виртуальном, где все можно, где он устанавливает правила игры. Выход из виртуальной реальности болезненен для аддикта - он вновь сталкивается с ненавистной для него реальностью, что вызывает снижение настроения и активности, ощущение ухудшения самочувствия. Необходимо сказать и о постоянной "борьбе с социумом", которую ведут большинство аддиктов: скандалы с родственниками, стычки с начальством, непонимание со стороны окружающих. Вместе с бегством от реальности игровыми аддиктами движет также потребность в принятии роли, которая и служит ключом к пониманию еще одной важной причины дискомфорта и снижения настроения у аддиктов. Аддикт стремится войти в роль компьютерного персонажа, обрести свое "виртуальное Я", потому что "Я виртуальное" не испытывает проблем адаптации - оно сильное, умное, ловкое, ему доступно оружие, деньги, на которые можно купить все в виртуальном мире и т.д. С этой точки зрения, выход из виртуальной реальности - это возвращение из роли сверхчеловека в свое обычное состояние, которое куда меньше устраивает аддиктов.Сравнение себя с компьютерным героем, глазами которого аддикт смотрит на виртуальный мир, повышает тревожность человека, что напрямую влияет на изменение настроения вплоть до д депрессивных состояний.

 

Я провела небольшое исследование по теме «Исследование компьютерной

Зависимости средиподростков 11 – 16 лет»

Цель: проверить, существует ли компьютерная зависимость

Среди подростков, обучающихся в сш№22.

Объект исследования: компьютер наязависимость, игромания.

Предмет исследования: учащиеся школы №22

*таблица с тестом,гистограмма  с результатами

 

Практические выводы

 

При рассмотрении компьютерных игр и виртуальной реальности с отрицательной стороны речь идет о злоупотреблении, о излишне длительном нахождении в виртуальности, что и вызывает негативные последствия. По данным психологов, около 30% от увлекающихся играми злоупотребляют нахождением в виртуальности и 10% находятся на стадии психологической зависимости. Учитывая то, что основная часть людей, увлекающихся компьютерными играми - дети, главная задача которых на своем возрастном этапе - развитие своей личности, а не компьютерного героя, овладение знаниями, умениями и навыками, полезными в реальной жизни, а не навыками убийства и насилия, полезными в виртуальной реальности, необходимо всячески предотвращать злоупотребление нахождением в виртуальности и проводить незамедлительную, хотя бы разъяснительную, работу с людьми, попадающими в психологическую зависимость от своего увлечения.

 

Советы по предотвращению развития компьютерной зависимости у детей и подростков

• Так как первопричиной ухода ребенка из реального мира является неудовлетворенность существующей действительностью, необходимо в первую очередь выяснить, что же побудило ребенка уйти «в компьютер».

• Неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером.

• Можно попытаться вникнуть в суть игры, разделив интересы ребенка, это сблизит ребенка с родителями, увеличит степень доверия к ним.

• Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии.

*основные способы выраженные  в таблице*


Информация о работе Компьютерная зависимость