Коммуникационные барьеры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 07:18, контрольная работа

Краткое описание

. Совершенствовать коммуникации в организациях можно по следующим направлениям:
- регулирование информационных потоков (изучение информационных потоков);
- разработка систем сбора предложений с целью обеспечения более легкого поступления и прохождения информации от низовых уровней наверх и с целью снижения фильтрации;
- совершенствование управленческих действий (проведение собраний, совещаний);
- совершенствование систем обратной связи;
- использование современных информационных технологий (сети, e-mail, Интернет);
- выпуск информационных бюллетеней.

Вложенные файлы: 1 файл

Псих.Мен.текст.docx

— 261.25 Кб (Скачать файл)

      2.3.3 Стилистический барьер.

       Стилистический барьер непонимания возникает, когда человек обязан понять и, следовательно, отразить в каком-то ответе или действии только то словесное обращение, которое подчинено установленной грамматической структуре. В противном случае, когда происходит несоответствие между формой и содержанием, возникает стилистический барьер. Другими словами, если стиль изложения слишком тяжелый, излишне легковесный, в общем, не соответствует содержанию, то слушающий его не понимает или отказывается, не хочет понимать. С определенными оговорками можно признать, что стиль — это отношение формы сообщения к его содержанию. Поэтому главное при преодолении стилистического барьера — правильно структурировать передаваемую информацию.

      Существуют два основных правила структурирования информации в общении: правило рамки и правило цепи.

- Правило рамки основывается на действии психологического закона работы памяти, открытого немецким психологом Г. Эббингаузом (этот закон часто называют еще «фактором ряда»). Суть его в том, что начало и конец любого информационного ряда, из чего бы он ни состоял, сохраняется в памяти человека лучше, чем середина.

- Рамку в общении создают начало и конец разговора. Для эффективности общения, предстоящего разговора, беседы целесообразно вначале указать цель, перспективы и предполагаемые результаты общения, а в конце разговора — подвести итоги, показать ретроспективу и отметить степень достижения целей. Причем в первичном общении наиболее важной частью является начало, а при неоднократном деловом общении — конец разговора. Во втором случае людей не так интересует, как проходили переговоры, беседа, как то, чем они закончились.

       Правило цепи основано на том предположении, что содержание общения не может быть бесформенной грудой разнообразных сведений, оно должно быть каким-то образом выстроено, соединено в цепь, «перечислено». Любая цепь, упорядочивая, связывая, организуя содержание, как и рамка, выполняет сразу две задачи: во-первых, позволяет улучшить запоминание, во-вторых, помогает структурировать информацию в соответствии с ожиданиями собеседника.

      Возможны следующие варианты перечисления:

- простое перечисление — «во-первых, во-вторых, в-третьих...»;

- ранжирование — «сначала о главном, теперь о составных элементах, наконец, менее существенное...»;

- логическая цепь — «если это — то, тогда можно предположить, что..., а следовательно...». Логическое построение сообщения должно вести собеседника от привлечения внимания к интересу, от интереса к основным положениям, от основных положений к возражениям и вопросам, от возражений и вопросов к заключению, а от заключения к призыву действовать.

       2.3.4 Логический барьер.

       Барьер логического непонимания возникает, если человек, с нашей точки зрения, говорит или делает что-то в противоречии с правилами логики; тогда мы не только отказываемся его понимать, но и эмоционально воспринимаем его слова отрицательно. При этом неявно предполагаем, что логика есть только одна — правильная, т.е. наша. Однако ни для кого не секрет, что существуют разные логики: женская, детская, возрастная и т.д. Каждый человек думает, живет и действует по своей логике, но вот в общении, если только эти логики не соотнесены или если у человека нет ясного представления о логике партнера, возникает барьер логического непонимания.

      Преодоление логического барьера возможно при соблюдении следующих условий:

- учет логики и жизненной позиции собеседника. Для этого необходимо примерно представлять себе позицию партнера, собеседника (кто он, на каких позициях стоит и др.), а также индивидуальные и социально-ролевые особенности, так как приемлемость или неприемлемость той или иной логики для партнера в основном зависит от его исходной направленности;

- правильная аргументация.

       Существуют различные виды аргументации:

- возрастающая (когда сила аргументов к концу общения возрастает). К ней целесообразно обращаться при высокой заинтересованности в разговоре собеседника и при его высоком образовательном уровне;

- убывающая (когда сила аргументов к концу сообщения ослабевает). К ней целесообразно обращаться при необходимости пробудить внимание и интерес и при низком образовательном уровне;

- односторонняя (когда следуют аргументы только положительные или только отрицательные). К ней целесообразно обращаться, когда надо укрепить уже имеющиеся у людей взгляды, представления, когда позиции сторон сходны, когда у объекта воздействия низкий образовательный уровень;

- двусторонняя (когда используются различные — как положительные, так и отрицательные — аргументы). К ней целесообразно обращаться, когда слушатель, собеседник безразлично или негативно настроен на восприятие данной информации, т.е. когда аргументы противоречат его сложившимся представлениям, установкам, когда у собеседника высокий образовательный уровень.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

       Таким образом, барьеры в общении не являются результатом сознательной, произвольной и направленной защиты от воздействия информации. Их действие противоречиво. Система барьеров есть своего рода автоматизированная охрана — при своеобразном срабатывании охранной сигнализации автоматически перекрываются подступы к человеку. В противном случае мозг и психика человека просто не выдержали бы обвала информации. Однако иногда барьеры играют и отрицательную роль. Например, тяжело изложенная, но нужная информация не воспринимается или воспринимается с искажениями, неполно. Человек, знающий решение, но не имеющий авторитета, может быть не услышан. Разрешить это противоречие позволяет знание социально-психологических особенностей перечисленных барьеров и способов их преодоления. Совершенствовать коммуникации в организациях можно по следующим направлениям:

- регулирование информационных потоков (изучение информационных потоков);

- разработка систем сбора предложений с целью обеспечения более легкого поступления и прохождения информации от низовых уровней наверх и с целью снижения фильтрации;

- совершенствование управленческих действий (проведение собраний, совещаний);

- совершенствование систем обратной связи;

- использование современных информационных технологий (сети, e-mail, Интернет);

- выпуск информационных бюллетеней.

 

Список литературы

  1. Соколов А.В. « Общая теория социальной коммуникации» Учеб. пособие. - СПб.: Михайлов, 2002.
  2. Лукичева Л.И. «Управление персоналом».- М.: МИЭТ, 2000.
  3. Андреева Г.М. « Социальная психология».- М.: Аспект-пресс, 2004.
  4. Дейк Т.А. «Язык, познание, коммуникация». - Благовещенск, 2000.
  5. Хабермас Ю.«Моральное сознание и коммуникативное действие». М., 2000.
  6. Лукичева Л.И. «Управление организацией».- М. - 2004.
  7. Виханский О.С., Наумов А.И. «Менеджмент». Учебник М: «Высшая школа», 2000 г.
  8. Донцов А.И. «Психология коллектива». –М.Айрис-пресс, 2002 .
  9. Шеламова Г.М.«Деловая культура и психология общения».- М.: Академия, 2007.
  10. Рамендик  Д.М.« Управленческая психология». – М.: Форум,2006.
  11. Волкогонова О.Д., Зуб А.Т. « Управленческая психология».- М.: Форум, 2005.
  12. Бороздина Г.В. «Психология делового общения». -М.: Инфра - М, 2003.
  13. Майерс Д. «Социальная психология». -С-Пб.: Питер, 2005.
  14. Рысёв Н. « Активные продажи. Эффективные переговоры». -С-Пб.: Питер, 2002.
  15. Карпов А.В. «Психология менеджмента» М., 2005 г.

 

Приложение № 1

 


Информация о работе Коммуникационные барьеры