Коммуникативные технологии в политической сфере и общественной жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 21:29, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Человечество переживает время глубоких, разноплановых трансформационных процессов. Во многом это является результатом повышения интенсивности и разнообразия коммуникационно-информационных отношений как внутри человеческих сообществ, так и между ними.
Важным фактором, определяющим условия существования и развития общества, является политическая система, которая понимается как совокупность политических субъектов и отношений между ними, политической власти, политической организации и политической культуры общества.

Вложенные файлы: 1 файл

Козлов.docx

— 61.14 Кб (Скачать файл)

 

Развитие теории «политической системы общества»

Для того, чтобы разобраться во взаимоотношениях различных субъектов власти, в механизме их взаимодействия, следует использовать и соответствующий научный инструментарий. Одним из первых, кто попытался с помощью соответствующих категорий описать политическую жизнь, был Аристотель. Он ввел в оборот понятие -«государственное устройство». Позднее стало применяться понятие -«государство», для обозначения основного политического института, упорядочивающего общественную жизнь. Позднее, например в XIX веке, стало употребляться понятие «государственного и политического порядка».

Процесс демократизации всех сфер социальной жизни, а также развитие самой политической науки потребовали совершенствования понятийного аппарата, который должен был адекватнее отражать сущность политических явлений и служить эффективным средством их исследования.

С середины XX столетия, применение системного анализа для изучения политики позволило обнаружить ту парадигму, которая «упорядочивает политическую жизнь в конкретном обществе и уравновешивает ее отношения с внешней средой»1. Это привело к тому, что в политической науке стало активно использоваться понятие «политическая система общества», которое сегодня стало общепризнанным и характеризуется как одно из основных в политологии. Принято считать, что применение этого понятия позволяет глубже проникнуть в закономерности развития общественных процессов, выделить из общественной жизни явления имеющие отношение к политике, политической сфере.

Разработка теоретических основ понятия «политическая система» приходится на 50-е - 60-е гг. XX века и связана с развитием западной социологической науки: В этот период происходило становление общей теории систем, новой междисциплинарной концепции исследования объектов различной природы со сложной структурой, а также стремительно развивалась кибернетика - наука, изучающая наиболее общие закономерности процессов информационного обмена и управления в технических, биологических, технико-биологических, экономических и социальных системах. При этом важно отметить, что сторонники системного анализа не ставили задачу исчерпывающе объяснить или свести воедино разноплановые явления лишь на основании проявляющегося сходства отдельных их сторон. Напротив, как подчеркивал Н. Винер, рассуждая о различиях в алгоритмах самовоспроизведения живой и механической систем, речь идет только о том, что «анализ одного процесса может привести к выводам, имеющим значение для исследования другого процесса»1.

Главной причиной развития теории политических систем стала формировавшаяся на Западе в конце XIX века общая теория систем. Одним из тех, кто попытался общую теорию систем применить к социально-политическим процессам был Т. Парсонс, который рассматривал социальную систему как «одну из первичных подсистем системы человеческого действия». Он считал, что политическая система должна обеспечивать интеграцию, выработку и реализацию общих целей общества. При этом, также первичными подсистемами являются - организм, обладающий поведением, личность индивида, культурная подсистема. Система человеческого действия представляет собой процессы, в которых человеческие индивиды реализуют собственные осознанные намерения и используют их в различной степени в конкретных ситуациях. Означенные намерения и их реализация позволяют индивиду изменить собственные отношения к ситуации или к окружению. Ученый считал, что термин «действие» точнее термина «поведение», поскольку Парсонса Т. интересовали не физические проявления поведения, а стандартизированные осознанные результаты этих проявлений, такие как произведения искусства, инструменты человеческого труда и быта, а так же механизмы регулирования такой стандартизации .

Парсонс Т. был убежден, что любую систему действий можно анализировать в терминах следующих функциональных категорий2: 1. сохранения высших управляющих или контролирующих стандартов системы; 2. внутренней интеграции системы; 3. ориентации системы на сохранение ее целей по отношению к окружению; 4. общей адаптации системы к условиям физического окружения. Любая первичная подсистема в системе действий осуществляет свои определенные функции. Например, культурная подсистема выполняет функцию сохранения стандартов, социальная подсистема -функцию интеграции единиц действия (то есть, отдельных человеческих личностей в единое целое), подсистема личности - достижения целей, а обладающие поведением организмы функцию - адаптации.

Парсонс рассматривал общество как сложный вид социальной системы, «самовосстанавливающейся в потенции или в принципе», «в высшей степени самодостаточной в отношениях со своим окружением». Общество для Парсонса - это также и «первая политически организованная инстанция». Три других подсистемы действия (культурная, личность, организм) составляют окружение социальной системы. Вместе с тем, анализируя общество как социальную систему, Т.Парсонс добавил в его окружение еще две подсистемы - физико-органическую и «конечную реальность». По его мнению самодостаточность общества зависит, во-первых, от гармоничной комбинации контроля этим обществом своих отношений с окружением и, во-вторых, от состояния собственной внутренней интеграции.

Т. Парсонс обосновал идею иерархии подсистем системы человеческого действия, применив кибернетический принцип: системы, обладающие большим массивом информации, но недостаточной энергией, регулируют другие системы, имеющие мало информации, но много энергии. Тогда культурная подсистема находится выше других подсистем внутри системы действия, социальная система - в среднем положении, а личность и организм расположены ниже других.

Дальнейшее развитие идеи Т. Парсонса получили в работах Д. Истона, которого признают основным разработчиком теории политических систем, применившего системный подход к анализу политических процессов в обществе1. Его работы заложили основу интересующей нас теории. Во-первых, в своих исследованиях он сосредоточил внимание" на том, что политическая система - это не простое взаимодействие составляющих ее структур, а постоянно изменяющаяся, функционирующая, динамичная система. Ученый исследовал роль различных структурных составляющих в поддержании непрерывного функционирования политической системы. Во-вторых, Д.Истон обозначил политическую систему как совокупность тех взаимодействий, посредством которых в обществе авторитарно распределяются ценности (материальные и духовные), на этой основе предотвращаются конфликты между членами общества, и именно это отличает политическую систему от иных систем, с которыми она взаимодействует.

 

Информационный фактор в развитии политических систем

Государство является сложным общественным формированием, отражающим многообразные нюансы взаимоотношений и взаимодействий, существует множество его определений, теорий происхождения и типологий.

Автор подразумевает под государством совокупность организаций и учреждений, чья деятельность составляет сферу управления общественными взаимоотношениями. При этом сущность государства (то, что обосновывает объективную необходимость существования государства, а также то, чьим интересам оно служит) будет определяться в рамках т. н. маркетингового подхода, хотя существует и множество иных. Согласно «маркетинговой», или «рыночной» точке зрения, государство представляет собой особый сервисный центр, предприятие сферы услуг, основная цель которого, есть забота о своих гражданах как клиентах, выражающаяся в обеспечении охране для каждого его гражданских интересов. Истоки этого подхода можно найти в работе Дж. Локка «Два трактата о правлении»1. По его мнению, государство было учреждено людьми в целях защиты своей собственности, личности, обеспечения равенства всех перед законом. Создав государство, народ выступает как его подопечный и как его учредитель.

Последнее обстоятельство дает право народу отменять законы, которые противоречат его интересам. Более того, народ имеет право отнять власть у правителей, которые нарушают их естественные права. Подобный подход позволяет рассматривать государство как открытое акционерное общество, акционерами которого являются его граждане. Вся деятельность такого «предприятия-государства», его политика направлена на удовлетворение потребностей его акционеров-граждан.

Подчеркнем, что автор стоит на следующих позициях: а) сущностная, целевая, функциональная сторона политики заключается в удовлетворении потребностей и защите интересов народа, гражданского общества; б) главное достижение этой цели - властные отношения всех ветвей и всех уровней государственного управления, «но онтологическая, исходная, базисная компонента в системе властных отношений - это власть народа или народовластие»2.

Очевидно, что новые информационные технологии оказывают модернизирующее влияние не только на отдельных людей, их объединения, но и на механизм государственного управления, в целом.

До недавнего времени государственные проекты в сфере информационных технологий с начала и до конца выполнялись одним или несколькими ведомствами. По своему содержанию они, как правило, сводились лишь к усовершенствованию имеющихся рабочих процессов вместо технологического обновления. Но подобно тому, как новые информационные технологии вынудили многие организации изменить не только то, что они делают, но и то, как они это делают, эти же технологии способны заставить преобразоваться и самое крупное, наиболее несклонное к переменам «предприятие - государство», государственную власть.

Современная концепция реформирования бюрократического аппарата, известная как концепция «электронного правительства» (е-Government), предполагает создание в Интернете информационного портала, интегрирующего весь комплекс предоставляемых государственными органами услуг и предоставляющий гражданам доступ к этим услугам через Сеть в режиме реального времени. Такие порталы ориентированы на то, чтобы пользователи могли находить требуемую информацию, например, задать вопросы по интересующим их проблемам. Гражданину нет необходимости знать обо всех организационных тонкостях процесса, которых он не видит, поскольку портал выводит его туда, куда ему надо. Причем такая технологическая инфраструктура, позволяющая связать гражданские службы и объединить их между собой, может стать основой для защищенной внутренней правительственной сети, к которой будут иметь доступ все государственные чиновники, что позволит им добиться лучшего взаимодействия между различными ведомствами.

Функционирование «электронного правительства» включает три основных вектора взаимодействия: «правительство - правительство» (G2G): автоматизация отношений и документооборота внутри государственных органов, между ведомствами, контроля за.разработкой, принятием и исполнением решений и т.д.; «правительство - бизнес» (G2B): взаимодействие государства и бизнес-структур, расчеты по налогам, госзаказ на основе тендера и т.д.; «правительство - граждане» (G2C): организация обратной связи, участие в выборах, расчеты по налогам и т.д.

Как же возникла идея «электронного правительства»? Во-первых, она возникла как продолжение старых идей о демократии, гласности, справедливости, благосостоянии, борьбы с бюрократизмом, большей политической эффективности, открытости, которые, в свою очередь, были заданы всей парадигмой цивилизованного развития.

Во-вторых, как воплощение новых идей, репрезентированных в умах самой интернет-культурой, аналогично логике развития общей культуры.

Как и в случае с электронной коммерцией, стали разрабатываться соответствующие средства. Началом процесса стало использование уже готовых средств, таких как сайт в Сети. Сейчас большинство государственных органов разных стран имеют свои странички в Интернете, где они размещают информацию о себе: цели, функции, структуру, историю, повестки заседаний, сведения и персонале, о мероприятиях в этих органах и др. Эти сайты предусматривают одностороннюю связь - от органа к пользователю.

Далее, как следующий этап развития, стали привлекаться сетевые средства обратной связи: на сайтах появились электронная почта, «форум», «гостевая книга», то есть связь стала двусторонней. Государственных органов, использующих на сайтах средства обратной связи, сейчас множество.

Примерами могут служить веб-странички Президента Российской Федерации, Федерального Собрания, Правительства, политических партий и т.д. В настоящее время появились такие сайты государственных органов, которые позволяют осуществлять официальный и поддающийся количественному измерению стоимостной обмен, например: продление срока действия лицензии, уплата штрафа или налогов. Существует несколько сотен подобных сайтов, большинство которых работает на уровне правительства субъекта Российской Федерации или местного органа власти. Более совершенные сайты могут предоставлять пользователю последовательные рекомендации, касающиеся подачи заявки на получение той или иной льготы или представления налоговой декларации.

В качестве примера из практики других стран, можно назвать сайты Британской налоговой службы или Департамента труда штата Пенсильвания в США, .Управления автотранспорта штата Аризона, через последний осуществляют операции от заказа номерных знаков до замены утраченных техпаспортов. Благодаря элементам онлайнового самообслуживания функционирование таких сайтов заменяет работу, которую прежде выполняли государственные служащие, что должно, конечно, координироваться с работой, осуществляемой вне Сети. Очевидно, что эти сайты - объективный вызов традиционным бюрократическим методам управления обществом.

 

Сущность и особенности коммуникативных процессов в политической сфере

 

Формирование и функционирование в сфере публичной власти разнообразных идеологий, чувств, ценностей, символов, доктрин, официальных норм и оппозиционных оценок и мнений различных акторов составляют особый политический процесс. Суть его заключается в том, что за счет передачи и обмена сообщениями политические субъекты сигнализируют о своем существовании различным контрагентам и устанавливают с ними необходимые контакты и связи, позволяющие им играть различные политические роли. В свою очередь целенаправленные контакты между людьми, обменивающимися и потребляющими разнообразные сведения, знания и сообщения, соединяют разные уровни политической системы, дают возможность институтам власти выполнять свои специфические функции по управлению государством и обществом.

Развитие демократии, рост и усложнение политических связей и отношений непременно вызывают увеличение потребляемых знаний и сведений. В будущем, если верить предвидению О. Тоффлера, возрастание роли знаний и интеллектуальных технологий в жизни социума самым радикальным образом изменит не только способы создания общественных богатств, но и качественно обновит методы политического взаимодействия людей, а также способы управления ими обществом.

Информация о работе Коммуникативные технологии в политической сфере и общественной жизни