Введение в информатику. Базовые понятия и определения информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:07, курс лекций

Краткое описание

Инфоpматика — это основанная на использовании компьютерной техники дисциплина, изучающая структуру и общие свойства информации, а также закономерности и методы её создания, хранения, поиска, преобразования, передачи и применения в различных сферах человеческой деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 1. Введение в информатику. Базовые понятия и определения информатики.doc

— 613.00 Кб (Скачать файл)

      В настоящее время сложилось мнение об информационной системе как о  системе, реализованной с помощью компьютерной техники. Хотя в общем случае информационную систему можно понимать и в некомпьютерном варианте.

      Чтобы разобраться в работе информационной системы, необходимо понять суть проблем, которые она решает, а также  организационные процессы, в которые она включена. Так, например, при определении возможности компьютерной информационной системы для поддержки принятия решений следует учитывать:

  • структурированность решаемых управленческих задач;
  • уровень иерархии управления фирмой, на котором решение должно быть принято;
  • принадлежность решаемой задачи к той или иной функциональной сфере бизнеса;
  • вид используемой информационной технологии.

      Технология  работы в компьютерной информационной системе доступна для понимания специалистом некомпьютерной области и может быть успешно использована для контроля процессов профессиональной деятельности и управления ими.

      Внедрение информационных систем может способствовать:

  • получению более рациональных вариантов решения управленческих задач за счет внедрения математических методов и интеллектуальных систем и т.д.;
  • освобождению работников от рутинной работы за счет ее автоматизации;
  • обеспечению достоверности информации;
  • замене бумажных носителей данных на магнитные диски или ленты, что приводит к более рациональной организации переработки информации на компьютере и снижению объемов документов на бумаге;
  • совершенствованию структуры потоков информации и системы документооборота в фирме;
  • уменьшению затрат на производство продуктов и услуг;
  • предоставлению потребителям уникальных услуг;
  • отысканию новых рыночных ниш;
  • привязке к фирме покупателей и поставщиков за счет предоставления им разных скидок и услуг.

В связи с этим в  работе информационной системы можно  выделить следующие  этапы:

  1. Зарождение данных - формирование первичных сообщений, которые фиксируют результаты определенных операций, свойства объектов и субъектов управления, параметры процессов, содержание нормативных и юридических актов и т.п..
  2. Накопление и систематизация данных - организация такого их размещения, которое обеспечивало бы быстрый поиск и отбор нужных сведений, методическое обновление данных, защита их от искажений, потери, деформирование целостности и др.
  3. Обработка данных - процессы, вследствии которых на основании прежде накопленных данных формируются новые виды данных: обобщающие, аналитические, рекомендательные, прогнозные. Производные данные тоже можно обраббатывать, получая более обобщенные сведения.
  4. Отображение данных - представление их в форме, пригодной для восприятия человеком. Прежде всего - это вывод на печать, то есть создание документов на так называемых твердых (бумажных) носителях. Широко используют построение графических иллюстративных материалов (графиков, диаграмм) и формирование звуковых сигналов.

      Сообщения, которые формируются на первом этапе, могут быть обычным бумажным документом, сообщением в "машинном виде" или тем и другим одновременно. В современных информационных системах сообщения массового характера большей частью имеют "машинный вид". Аппаратура, которая используется при этом, имеет название средства регистрации первичной информации.

      Потребности второго и третьего этапов удовлетворяются  в современных информационных системах в основном средствами вычислительной техники. Средства, которые обеспечивают доступность информации для человека, то есть средства отображения данных, являются компонентами вычислительной техники.

      Подавляющее большинство информационных систем работает в режиме диалога с пользователем. Типичные программные компоненты информационных систем включают: диалоговую подсистему ввода-вывода, подсистему, которая реализует логику диалога, подсистему прикладной логики обработки данных, подсистему логики управления данными. Для сетевых информационных систем важным элементом является коммуникационный сервис, обеспечивающий взаимодействие узлов сети при общем решении задачи. Значительная часть функциональных возможностей информационных систем закладывается в системном программном обеспечении: операционных системах, системных библиотеках и конструкциях инструментальных средств разработки. Кроме программной составной информационных систем важную роль играет информационная составная, которая задает структуру, атрибутику и типы данных, а также тесно связана с логикой управления данными.

1.13.4. Примеры информационных  систем

      Информационная  система по отысканию  рыночных ниш. При покупке товаров в некоторых фирмах информационная система регистрирует данные о покупателе, что позволяет:

    • определять группы покупателей, их состав и запросы, а затем ориентироваться в своей стратегии на наиболее многочисленную группу;
    • посылать потенциальным покупателям различные предложения, рекламу;
    • предоставлять постоянным покупателям кредит, скидки и т.д.

      Информационные  системы, ускоряющие потоки товаров. Предположим, фирма специализируется на поставках продуктов в определенное учреждение, например в больницу. Как известно, иметь большие запасы продуктов на складах фирмы очень невыгодно, а не иметь их невозможно. Для того чтобы найти оптимальное решение этой проблемы, фирма устанавливает терминалы в обслуживаемом учреждении и подключает их к информационной системе. Заказчик прямо с терминала вводит свои пожелания по предоставляемому ему каталогу. Эти данные поступают в информационную систему по учету заказов. Менеджеры, делая выборки по поступившим заказам, принимают оперативные управленческие решения по доставке заказчику нужного товара за короткий промежуток времени. Таким образом, экономятся огромные деньги на хранение товаров, ускоряется и упрощается поток товаров, отслеживаются потребности покупателей.

      Информационные  системы по снижению издержек производства. Эти информационные системы, отслеживая все фазы производственного процесса, способствуют улучшению управления и контроля, более рациональному планированию и использованию персонала и, как следствие, снижению себестоимости производимой продукции и услуг.

      Информационные  системы автоматизации  технологии ("менеджмент уступок"). Суть этой технологии состоит в том, что, если доход фирмы остается в рамках рентабельности, потребителю делаются разные скидки в зависимости от количества и длительности контрактов. В этом случае потребитель становится заинтересован во взаимодействии с фирмой, а фирма тем самым привлекает дополнительное число клиентов. Если же клиент не желает взаимодействовать с данной фирмой и переходит на обслуживание к другой, то его затраты могут возрасти из-за потери предоставляемых ему ранее скидок.

      Информационные  система по продаже  авиабилетов позволяет проанализировать архивные данные за многие годы, оценить перспективы наполнения салона, назначить разумную цену на каждое место, снизить количество непроданных билетов и пр. Она резервирует каждое место на самолет в США за три месяца до полета 1,5 раза, т.е. два места резервируются за тремя пассажирами.

      Информационная  система банка обеспечивает все виды оплат по счетам его клиентов. Она умышленно сделана несовместимой с информационными системами других банков. Таким образом, клиент попадает в круг услуг банка, из которого ему трудно выйти. В обмен банк предлагает ему различные скидки и бесплатные услуги.

1.14. Структура и классификация  информационных систем

1.14.1. Структура информационной  системы

     Любая современная информационная система  состоит из подсистем, включающих техническое, программное, информационное, организационное и правовое обеспечения.

     Техническое обеспечение включает в себя комплекс технических средств, обеспечивающих работу ИС: компьютеры разных моделей, устройства сбора, накопления, обработки, выдачи и передачи информации, различная оргтехника и т.д.

     Программное обеспечение ИС представляет собой совокупность компьютерных программ, математических методов обработки информации, предназначенных для реализации необходимых системе целей и задач.

     Информационное  обеспечение таких ИС имеет единую систему классификации и кодирования  информации, унифицированные системы документов, создаваемых согласно международным и государственным стандартам.

     Организационное и правовое обеспечения ИС включают в себя определение порядка работы обслуживающего персонала, правовые нормы, регламентирующие порядок получения и доступа к информации пользователей.  

Типы  обеспечивающих подсистем

      Структуру информационной системы составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами.

      Подсистема – это часть системы, выделенная по какому-либо признаку. Общую структуру информационной системы можно рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы применения. В этом случае говорят о структурном признаке классификации, а подсистемы называют обеспечивающими.

      Среди обеспечивающих подсистем обычно выделяют:

          §         информационное;

          §         техническое;

          §         математическое;

          §         программное;

          §         организационное;

          §         правовое обеспечение.

Информационное  обеспечение

      Назначение  подсистемы информационного обеспечения  состоит в современном формировании и выдаче достоверной информации для принятия управленческих решений.

      Информационное  обеспечение – совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных.

      Унифицированные системы документации создаются на государственном, республиканском, отраслевом и региональном уровнях. Главная цель – это обеспечение сопоставимости показателей различных сфер общественного производства. Разработаны стандарты, где устанавливаются требования:

  • к унифицированным системам документации;
  • к унифицированным формам документов различных уровней управления;
  • к составу и структуре реквизитов и показателей;
  • к порядку внедрения, ведения и регистрации унифицированных форм документов.

      Однако, несмотря на существование унифицированной  системы документации, при обследовании большинства организаций постоянно выявляется целый комплекс типичных недостатков:

    • чрезвычайно большой объем документов для ручной обработки;
    • одни и те же показатели часто дублируются в разных документах;
    • работа с большим количеством документов отвлекает специалистов от решения непосредственных задач;
    • имеются показатели, которые создаются, но не используются, и др.

      Поэтому устранение указанных недостатков  является одной из задач, стоящих  при создании информационного обеспечения.

      Схемы информационных потоков отражают маршруты движения информации и ее объемы, места возникновения первичной информации и использования результатной информации. За счет анализа структуры подобных схем можно выработать меры по совершенствованию всей системы управления.

      Построение  схем информационных потоков, позволяющих  выявить объемы информации и провести ее детальный анализ, обеспечивает:

-         исключение дублирующей и неиспользуемой информации;

-         классификацию и рациональное представление информации.

      При этом подробно должны рассматриваться  вопросы взаимосвязи движения информации по уровням управления. Следует выявить, какие показатели необходимы для принятия управленческих решений, а какие нет. К каждому исполнителю должна поступать только та информация, которая используется.

      Методология построения баз данных базируется на теоретических основах их проектирования. Для понимания концепции методологии приведем основные ее идеи в виде двух последовательно реализуемых на практике этапов:

      1-й  этап – обследование  всех функциональных  подразделений фирмы с целью:

Информация о работе Введение в информатику. Базовые понятия и определения информатики