XVIII век в Российской истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 19:39, контрольная работа

Краткое описание

18 век в истории России - это жестокий, даже беспощадный век правления Петра I, решившего в короткие сроки изменить Россию, время стрелецких бунтов и дворцовых переворотов, правления Екатерины Великой, крестьянских войн и усиления крепостного права. Но в то же время для этого периода русской истории характерно развитие просвещения, открытие новых учебных заведений, среди которых Московский университет и Академия художеств 1.

Содержание

Введение ___________________________________________________ 3
1. Внешняя политика России в первой четверти
XVIII века________________________________________________ 4
2. Основные реформы Петра__________________________________ 8
 Реформа государственного управления - 1699-1721 гг.
 Областная (губернская) реформа - 1708-1715 гг. и 1719-1720 гг.
 Судебная реформа - 1697 г., 1719 г., 1722 г.
 Военные реформы с 1699 г.
 Церковная реформа 1700-1701г.; 1721 г.
 Финансовые реформы - почти все царствование Петра 1
 Преобразования в сфере культуры
 Ассамблея при Петре I
 Образование
3. Значение и место петровских реформ в
исторических судьбах России________________________________ 20
Заключение__________________________________________________ 22
Список использованной литературы______________________________ 25

Вложенные файлы: 1 файл

История. Реферат. 18 век в Российской истории.docx

— 64.07 Кб (Скачать файл)

В 1718 г. были ликвидированы  старые приказы и взамен их созданы коллегии, имеющие определённую сферу деятельности и полномочия. 

Было учреждено всего 11 коллегий:

1) Коллегия «чужестранных дел»;

2) Коллегия военных дел; 

3) Адмиралтейств-коллегия (по военно-морским делам);

4) Камер-коллегия (ведавшая сбором государственных доходов);

5) Штатс-коллегия (ведавшая государственными расходами);

6) Ревизион-коллегия;

7) Берг-коллегия (ведавшая  горной промышленностью):

8) Мануфактур-коллегия (ведавшая  всей остальной промышленностью);

9) Коммерц-коллегия (ведавшая торговлей).

Несколько позднее были учреждены  Вотчинная коллегия, которая ведала делами Поместного приказа, и Юстиц-коллегия. На смену прежнему, весьма хаотичному приказному управлению, пришли новые центральные учреждения отраслевого типа. Во главе каждой коллегии стоял президент, при нем вице-президент, несколько коллежских советников и асессоров. В каждой коллегии была канцелярия во главе с коллежским асессором и архивариусом. Большое значение имела личная канцелярия Петра, которая называлась «Кабинетом».

Система государственного управления стала более совершенной. Деятельность большинства государственных органов  стала регламентированной, коллегии имели чётко очерченную область деятельности. Были созданы контролирующие органы.

 

Областная (губернская) реформа - 1708-1715 гг. и 1719-1720 гг. 

Ломке было подвергнуто и  все областное управление. На первом этапе реформы в 1708 Пётр 1 поделил Россию на 8 губерний: Московскую, Киевскую, Казанскую, Ингермандландскую (впоследствии Санкт-Петербургскую), Архангелогородскую, Смоленскую, Азовскую, Сибирскую. Позднее были образованы ещё три новые губернии: Нижегородская, Астраханская и Рижская, а Смоленская была расформирована. Они управлялись губернаторами, ведавшими войсками, расположенными на территории губернии, а также обладавшими всей полнотой административной и судебной власти. У губернатора был свой штат помощников. В 1713 г. была сделана попытка создать при губернаторе «консилиум» (совет) нз местных дворян.

В 1719 г. областная реформа получила дальнейшее своё развитие. На втором этапе реформы губернии были поделены на 50 провинций.

Во главе каждой из провинций стоял воевода, оказавшийся в зависимости от губернатора. Каждая провинция в свою очередь разделялась на дистрикты. Во главе каждого дистрикта находился комиссар из состава местного дворянства. Одной из мер укрепления государственной власти на местах была система расквартирования войск. Полковой дистрикт имел большое значение как военно-полицейская административная единица.

Произошла централизация  власти. Органы местного самоуправления почти полностью потеряли влияние. Губернаторы были лишены административной власти и решали судебные и военные вопросы.

В результате реформ государственного аппарата и власти на местах в России было создано государство, которое в исторической литературе было удачно названо «регулярным государством». Это было абсолютистское бюрократическое государство, пронизанное слежкой и шпионажем. Естественно, что в таком государстве демократические традиции, никогда не умиравшие в России, оказались в очень неблагоприятных обстоятельствах. Они продолжали жить в повседневном быте крестьянской общины, казацкой вольнице. Но демократия все больше приносилась в жертву грубому авторитарному правлению, сопровождавшемуся необычайным ростом роли личности в российской истории. Одним из внешних проявлений этого было принятие русским царём титула императора и преобразование России в империю, что нашло отражение в общественном сознании и в культуре.

 

Судебная  реформа - 1697 г., 1719 г., 1722 г. 

Петром 1 были образованы новые  судебные органы: Сенат, Юстиц-коллегия, гофгерихты, нижние суды. Судебные функции также исполняли все коллеги, кроме Иностранной. Судьи были отделены от администрации. Был отменен суд целовальников (аналог суда присяжных), утрачен принцип неприкосновенности неосужденной личности. 

Большое количество судебных органов и лиц, осуществлявших судебную деятельность (сам император, губернаторы, воеводы и др.) вносили в судопроизводство сумбур и неразбериху, введение возможности  «выбивания» показаний под пытками создали почву для злоупотреблений и необъективности. Вместе с тем, была установлена состязательность процесса и необходимость того, чтобы приговор основывался на конкретных статьях закона, соответствующих разбираемому случаю.

 

Военные реформы с 1699 г. 

Петровская эпоха знаменовалась  не только грандиозными сдвигами в  экономике, внешней политике, но и  в социальной структуре Российского  государства.

Введение рекрутской повинности, создание военно-морского флота, учреждение Военной коллегии, ведавшей всеми  военными делами. Введение с помощью  «Табели о рангах» воинских званий, единых для всей России. Создание военно-промышленных предприятий, а также военных  учебных заведений. Введение армейской  дисциплины и воинских уставов. 

Своими реформами Пётр 1 создал грозную регулярную армию, насчитывавшую к 1725 г. до 212 тыс. человек и сильный военно-морской флот. В армии были созданы подразделения: полки, бригады и дивизии, на флоте – эскадры. Было одержано множество воинских побед. Эти реформы (хотя и неоднозначно оцениваемые разными историками) создали плацдарм для дальнейших успехов русского оружия.

Идёт процесс унификации сословий, сословная структура упрощается, становится ясной и чёткой. Этому  способствовали меры, направленные на консолидацию дворянского сословия и, прежде всего, указ о единонаследии 1714 г. и «Табель о рангах», изданная в 1722 г. Указ о единонаследии разрешал дворянам передавать недвижимую собственность  только старшему в роде, что вело к прекращению дробления земельной  собственности и содействовало  укреплению дворянского сословия. Но главное значение этого указа  все-таки не в этом. В результате его осуществления была ликвидирована  разница между поместным и  вотчинным землевладением, которые  существовали в России на протяжении предшествующих нескольких столетий. На смену им пришла единая земельная  собственность, пользование которой однако было регламентировано ещё больше, чем при поместной системе.

«Табель о рангах» вводила  в обиход 14 рангов: в военной службе - от прапорщика до генерал-фельдмаршала, во флоте - от "артиллерии констапеля" до генерал-адмирала, в гражданской - от коллежского регистратора до канцлера.

Самым высших чином был 1-й  ранг, или «класс», а самым низшим - 14-й класс. Все чины первых восьми рангов давали права потомственного дворянства. Вместо «породы» и «знатности» основными условиями прохождения служебной лестницы сделались пригодность к службе и личные способности. Дворяне отнюдь не всегда были довольны этими мероприятиями правительства. Им не нравились ежегодные смотры, отправка за границу для изучения разного рода наук. Но объективно все эти меры служили усилению дворянского сословия, хотя и способствовали своего рода «закрепощению» его.

 

Церковная реформа 1700-1701г.;  1721 г. 

После смерти патриарха Адриана  в 1700 г. был фактически ликвидирован институт патриаршества. В 1701 г. было реформировано  управление церковно-монастырскими землями. Пётр 1 восстановил Монастырский приказ, контролировавший церковные доходы и суд над монастырскими крестьянами. В 1721 году принят Духовный регламент, фактически лишивший церковь самостоятельности. На смену патриаршеству создан Святейший Синод, члены которого подчинялись Петру 1, которым и назначались. Церковное имущество часто отнималось и тратилось на нужды императора. 

Церковные реформы Петра 1 привели к почти полному подчинению духовенства светской власти. Помимо устранения патриаршества многие епископы и простые священнослужители  подверглись гонениям. Церковь уже  не могла проводить самостоятельную  духовную политику и отчасти потеряла авторитет в обществе 7.

 

Финансовые  реформы - почти все царствование Петра 1 

Такая огромная роль монарха, государства нашла прямое отражение в развитии экономики России и её социальной структуре.

Произошло введение множества новых (в том числе косвенных) налогов, монополизация продажи дёгтя, алкоголя, соли и других товаров. Порча (уменьшение веса) монеты. Копейка становится основной монетой. Переход к подушной подати. Увеличение доходов казны в несколько раз. Но, во-первых, достигнуто оно за счёт обнищания основной массы населения, во-вторых - большая часть этих доходов разворовывалась.

Все было пронизано волей монарха, все несло на себе печать государственного вмешательства, глубокого проникновения государства во все сферы жизни. Основу экономической политики Петра составляла концепция меркантилизма, господствовавшая тогда в Европе.

Сутью её было накопление денег за счёт активного баланса торговли, вывоза товаров на чужие рынки, ввозу на свой, что предполагало вмешательство государства в сферу экономики. Составной частью этой политики был протекционизм – поощрение промышленности, производящей товары преимущественно для внешнего рынка. Пётр I энергично берётся за укрепление промышленности. Уже в годы Северной войны государственное предпринимательство развивается в двух направлениях: активизируется производство в старых промышленных районах и создаются новые районы промышленного производства. Особенно хорошо это видно на примере металлургии, но Пётр создаёт мануфактуры и в лёгкой промышленности. Для мануфактуры характерно, в отличии от мелкотоварного производства, разделение труда, по преобладает ещё ручной труд. Фабрика - производство, на котором при разделении труда господствует уже машинное производство. Характер русской мануфактуры - один из самых спорных моментов в дискуссии о возникновении в России капиталистических отношений. Дело в том, что для капиталистической мануфактуры характерен наёмный труд.

Русская же мануфактура основывалась на труде крепостных, зависимых людей. Крестьяне «приписывались» к заводам и вынуждены были часть года или все время работать на них. Правительство усиленно прикрепляло к мануфактурам также «гулящих» людей, «татей». Специальным указом Пётр разрешил предпринимателям покупать крепостных. Причём, такие крестьяне числились не лично за владельцем, а за тем предприятием, для которого они были куплены. Они назывались посессионными и могли продаваться только со всем предприятием.

Создание собственной  промышленности государство сочетало с организацией собственной торговли, а для захвата торговли применялся такой примитивный, но действенный способ, как введение монополий на заготовку и сбыт определённых товаров как внутри её, так и вне их. Первой была введена монополия на соль, но особое значение приобрела монополия на продажу товаров за границу.

К концу Северной войны  государство несколько изменило свою политику в области экономики. Наиболее жёсткие монополии были отменены, частное предпринимательство стало поощряться, но зато всемерно усиливалась бюрократическая машина, которая несколько другими методами, но также пристально держала под контролем развитие промышленности и торговли.

Были проведены меры и  в интересах купечества, городских жителей. В 1720 г. был учреждён Главный магистрат. Изданный в 1721 г. регламент Главного магистрата разделил всех жителей города на «регулярных» и «нерегулярных» граждан. Первые, в свою очередь, делились на две гильдии: в первую входили крупные купцы, промышленники, банкиры: вторая состояла из мелких торговцев и ремесленников. Все же остальное население получило название – «подлые люди».

Огромное значение для  унификации и правового оформления низших сословий в государстве имело введение новой системы обложения. С 1718 г. Пётр перешёл к новой системе сбора прямых налогов - подушному обложению взамен старого, подворного обложения, которое уже не давало должного эффекта. Была проведена перепись населения, причём, в отношении уклонявшихся от переписи применялись самые крутые меры. В ту пору на бескрайних российских просторах обычной была процессия, состоявшая из переписчика-офицера, за которым следовал палач с кнутом и удавкой. С введением подушной подати число плательщиков прямых налогов значительно расширилось. Но реформа имела и другую сторону, которая привела к унификации низших сословий. Ряд промежуточных категорий населения (однодворцы, половники), а также всякого рода гулящий люд, холопы были записаны в «тягло» и таким образом уравнены с крепостными крестьянами, юридическое положение которых уже мало отличалось от прежних холопов. Новый прямой налог был в 2-2,5 раза больше суммы всех прежних прямых налогов.

Все эти меры в области  социальной политики привели к тому, что в результате петровского правления все население было объединено, пусть и достаточно искусственно, в 3 сословия: одно из них было привилегированным и служилым - дворянство, а посадское население и крестьянство несли тягло. Над всей этой структурой возвышался государственный аппарат, который все более бюрократизировался во главе со всемогущим монархом.

 

Преобразования  в сфере культуры

Пётр I изменил начало летоисчисления с так называемой византийской эры («от сотворения Адама») на «от Рождества Христова». 7208 год по византийской эре стал 1700 годом от Рождества Христова, а Новый год стал праздноваться 1 января. Кроме того, при Петре было введено единообразное применение юлианского календаря.

Информация о работе XVIII век в Российской истории