17 в. в истории России. Вступление России на путь модернизации. Пётр I и Екатерина II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 17:54, лекция

Краткое описание

Хоть Смутное время и началось после смерти Ивана Грозного, но предпосылки к началу смуты были еще во время его правления, централизаторская политика которого проводилась с крупными издержками. Усилия правительства по укреплению государства, по обеспечению безопасности границ осознавались в народе как необходимые. Народ был готов к самопожертвованию для общегосударственного строительства. Однако жестокая воля царя "отодвигала" его на задний план. Разнузданность опричников и крайняя бесцеремонность в выборе политических средств нанесли тяжелый удар по общественной нравственности, заронили сомнения и шаткость в умы людей

Содержание

Смутное время. Борьба против польско-шведской интервенции………………………..63-73 с.
Особенности социально-экономического и политического развития России в 17в. Становление абсолютизма………………………………………………………………………………………73-79 с.
Территориальное расширение России в 17 в…………………………………………………………79-82 с.
Городские восстания и движения под руководством С.Т. Разина………………………...82-91 с.
Предпосылки и основные направления реформаторской деятельности Петра I. Последствия преобразований………………………………………………………………………………….91-102 с.
Борьба России за выход к морю. Азовские походы Петра I. Северная война………102-107 с.
Дворцовые перевороты в России, их сущность и последствия……………………………..107-108 с.
Внутренняя политика Екатерины II. Просвещенный абсолютизм. Признаки кризиса империи……………………………………………………………………………………………………………………108-113 с.
Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва………………………………….113-116 с.
Внешняя политика России во второй половине 18 в. Дальнейшее территориальное расширение страны………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ист.docx

— 183.18 Кб (Скачать файл)

Глубокие изменения во внутреннем и международном положении  страны отразились в наименовании Русского государства империей, а Петра - императором  всероссийским. Если ранее участие  государства в международных  отношениях ограничивалось соседними  странами, то теперь Россия прочно заняла свое место в кругу великих  европейских держав.

Азовский поход Петра Первого

В конце 17-го века возобновились  активные военные действия против Турции. Это определялось рядом причин: требовался выход к морю, необходимо было покончить  с не прекращавшимися вторжениями  Крымского ханства в южнорусские  земли и обеспечить возможность  большего использования и заселения  плодородных земель Юга.

Интерес в южном направлении  был проявлен Петром I еще в 1695 гг. когда молодой царь совершил поход  на Азов - турецкую крепость в устье  Дона, преграждавшую путь в Приазовье  и Северное Причерноморье. При подготовке первого Азовского похода были учтены ошибки Крымских походов Голицына в 1687 и 1689 гг. Основной удар в 1695 был направлен  на турецкую крепость Азов в устье  Дона. Несмотря на тщательную подготовку, первый Азовский поход не принёс успеха. Отсутствовало единое командование, не было опыта осады сильных крепостей, не хватало артиллерии. А главное, у осаждавших не было флота для того, чтобы блокировать Азов со стороны моря и воспрепятствовать доставке подкреплений, боеприпасов и продовольствия осаждённым. После трехмесячной осады Азова (весна-лето 1695 г.) Петр был вынужден отступить. Без флота осадить крепость и с суши и с моря было невозможно. Первый азовский поход закончился неудачей.

С осени 1695 г. началась подготовка к новому походу. Развернулось строительство  флота на Москве на реке Яузе и в  Воронеже было построено 2 крупных корабля, 23 галеры и более тысячи барок и мелких судов. К Азову двинулась армия, вдвое большая, чем в 1695 г., и 19 июля 1696г. Азов был взят, что явилось крупным военным и внешнеполитическим успехом.

Но выход в Чёрное море запирала Керчь, овладеть которой можно  было только в результате длительной и тяжелой войны, в которой  требовались союзники. Их поиски явились  одной из причин "Великого посольства" в Западную Европу (1697-1698).После блокады  с моря 19 июля турецкая крепость сдалась, флоту нашли удобную гавань - Таганрог, стали строить порт.[9] Но все же сил для борьбы с Турцией и Крымом было явно недостаточно. Петр приказал строить новые корабли (52 судна за 2 года) на средства помещиков и купцов.

 

Дворцовые перевороты в  России, их сущность и последствия.

После смерти Петра I часть  придворных и гвардия совершили  дворцовый переворот в пользу его вдовы Екатерины I. При ней  фактически правил А.Д. Меньшиков. Был  создан Верховный тайный совет, чтобы  разгрузить от лишних дел сенат. После  Екатерины царём стал внук Петра  Пётр II. А. Д. Меньшикова сослали. В 1730 г. Пётр II умер, Верховный тайный совет  предложил трон племяннице Петра I Анне Ивановне, но с ограничениями в  пользу совета. Дворянский съезд в  Москве высказался за неограниченную монархию. Совет был распущен, многие его члены арестованы.

При Анне Ивановне увеличилось  число иностранцев в верхах, за нее правили ее фаворит Э. Бирон («бироновщина»), канцлер А. Остерман, фельдмаршал Б. Миних. Недовольные русские дворяне подвергались репрессиям. Но это была борьба за теплые места, а не идеи. Однако управление было компетентным, а дворяне получали послабления в службе.

Когда Анна умерла, ее сменил годовалый внучатый племянник Иван VI Антонович при регентше матери Анне Леопольдовне. В 1741 г., опираясь на гвардию, их свергла дочь Петра I Елизавета 1. Она удалила иностранцев из высших эшелонов власти. Почти прекратились репрессии. Усилилась власть дворян над крестьянами, были снижены налоги.

В 1761 г. Елизавета умерла, на престол вступил внук Петра I по женской линии Пётр III. Он издал  в Манифест о вольности дворянской, освобождавший дворян от обязательной службы. Пётр, преклоняясь перед  Пруссией, вернул ей все, что захватила  Россия в Семилетнюю войну, пытался  ограничить влияние гвардии. В 1762 г. он был свергнут заговорщиками во главе с его женой Екатериной и вскоре убит. В результате дворцовых  переворотов выросла роль дворянства. 
Время Екатерины II- просвещенный абсолютизм. Его привилегии и влияние достигают апогея — царица, пришедшая к власти незаконно, нуждалась в его поддержке. Ближайшее окружение, помогающее царице в решении государственных дел, — ее фавориты Г. Г. Орлов, Г. А. Потемкин и др. В 1767 г. была созвана Уложенная комиссия по выработке нового свода законов. Возникли различные проекты реформ, в т. ч. облегчения положения крестьян (впервые в русской истории). С 1768 г. комиссию почти не созывали во избежание чрезмерного вольнодумства. В 1764 г. началась секуляризация (передача государству) церковных земель и была ликвидирована автономия Украины.

В 1775 г. проведена губернская реформа, упорядочившая местное  управление (деление на губернии и уезды). «Жалованная грамота дворянству» (1785) гарантировала его исключительное право на владение землей и крестьянами, свободу дворян от телесных наказаний, учреждала дворянские собрания с правом ходатайства перед монархом. Грамота городам определяла порядок самоуправления в городах. В экономике, как и при Елизавете, проводится политика дальнейшей отмены мелочной регламентации производства и торговли. Растет число ушедших на заработки крепостных, некоторые заводят свои предприятия. Однако недовольство народа произволом чиновников и помещиков велико.

В 1771 г. вспыхивает «чумной  бунт» в Москве, в 1772 г. — восстание  казаков в Яицком городке. В 1773 г. начинается крестьянская война во главе  с самозванцем «Петром III» —  Емельяном Пугачевым. Она охватывает Урал и Поволжье, но в 1774 г. Пугачев  был разбит и выдан сообщниками, а в 1775 г. казнён.

В 1796-1801 гг. правил Павел I. Он пытался облегчить положение  народа (сложение недоимок, запрет барщины  в выходные), но ущемил дворян — уменьшил права дворянских собраний, усилил цензуру, проводил репрессии. В 1801 г. Павел  был убит заговорщиками. При Екатерине  был открыт Эрмитаж (как музей), институт благородных девиц, педагогические училища.

 

Внутренняя политика Екатерины  II. Просвещенный абсолютизм. Признаки кризиса империи.

Вступая на престол, Екатерина  поверхностно знала положение дел  в империи, свои правительственные  средства и ожидавшие ее затруднения, а между тем она должна была сгладить впечатление переворота, путем  которого вступила на престол, оправдать  незаконное присвоение власти.

Принцесса София-Августа-Фредерика  Ангальт-Цербстская, ставшая императрицей Екатериной Алексеевной, должна была показать и доказать, что иных интересов, кроме российских, для нее не существует. И всем своим правлением, в первую очередь ведением внешних дел, она это продемонстрировала: никаких особых отношений с родиной, с Германией, ни в политике, ни в жизни, ни в быту. Переписка с немецкими владетелями велась исключительно по-французски. Полный разрыв с родственниками – ни один из них не приглашался в Петербург. Сама Екатерина за 52 года пребывания в России ни разу не пересекала ее границ. Она отказалась от модного тогда обычая брать в услужение иностранцев – только россияне. Дипломатам, русским по происхождению, она предписала составлять депеши на родном языке. Российская внешняя политика при Екатерине вновь обрела присущий ей при Петре динамизм, утраченный было при его незадачливых преемниках, и импульс исходил от государыни, обладавшей способностью стратегического мышления, целеустремленностью, силой воли, упорством.

Ряд историков XIX – начала XX в. оценивали правление Екатерины II как одно из самых замечательных в русской истории, ставшее продолжением реформаторского курса Петра I. Годы ее царствования называют "веком Екатерины", несмотря на то, что правила она всего 34 ода, а ее сподвижников – "стаей славных екатерининских орлов".

Особенностью начала царствования Екатерины II явилось то, что, совершенно не имея прав на российский престол, будучи иностранкой, она сумела склонить на свою сторону гвардейские полки  и отстранить от власти законного  императора Петра III.Новая императрица понимала, что каждый гвардеец считал захват трона своей личной заслугой и поэтому имел право требовать от нее проведения той политики, которая соответствовала интересам дворян – ведь из их представителей и формировались гвардейские полки.

В целом политика Екатерины II получила название "просвещенного  абсолютизма". Во второй половине XIX в. во многих государствах Европы стала  популярной идея французских просветителей  о "союзе государей и философов". В этот период абстрактные категории  переносятся в сферу конкретной политики, которая предполагала правление "мудреца на троне", покровителя искусств, благодетеля всей нации. Это был целый этап в истории общества, не только русского, но и всего европейского. В роли просвещенных монархов выступали Карл III Испанский, Фридрих II Прусский, Густав III Шведский, император Иосиф II Австрийский, русская императрица Екатерина II. По мнению Фридриха II, "нет ничего лучше, чем самодержавная власть в руках справедливых, гуманных и добродетельных королей; нет ничего хуже, чем власть заурядных королей". Политика "просвещенного абсолютизма" выражалась в проведении реформ в духе Просвещения, возглавляемых просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах. Это было время робких реформ, не затрагивающих основ феодально-абсолютистского строя, время либерального заигрывания правительств с философами и литераторами. Однако Великая французская буржуазная революция (1789 – 1799) заставила европейских правителей немедленно отказаться от идей "просвещенного абсолютизма". В понимании сути и целей политики "просвещенного абсолютизма" существует некая неопределенность, нет точного значения данного термина, при этом общий характер той эпохи легко узнаваем. Именно веку Просвещения (XVIII столетие в истории европейской культуры) свойственно особое видение мира, оказавшее сильное влияние на все последующее общественное развитие. Россия совместно с Европой пережила Просвещение: на смену средневековому сознанию пришло сознание Нового времени. Мировосприятие русского дворянина, являвшегося основным носителем идей европейского просвещения, типологически было сходно с сознанием его современника – европейца. Это было время всеобщей увлеченности идеями Просвещения, поскольку их разделяли представители почти всех слоев русского общества. Особой популярностью пользовались Вольтер, Дидро, Гольбах, Гельвеций.

Эпохе "просвещенного абсолютизма" была присуща определенная идеология, для которой характерны следующие  черты:

идея равенства всех людей;

государство создается в  результате общественного договора, следствием которого являются взаимные обязательства монарха и подданных;

государство есть главное  средство создания общества всеобщего  благоденствия;

все реформы, основанные на справедливых законах, должны идти сверху, от государства, в основе деятельности которого лежит  принцип: "все для народа, и  ничего – посредством народа";

просвещение – одна из важнейших  функций государства и одновременно способ воспитания из подданных сознательных граждан;

признание свободы слова, мысли, самовыражения.

Пример увлеченности европейским  Просвещением подавала сама Екатерина, которая не только читала произведения французских просветителей, но и  переписывалась с Вольтером и  Дидро. В письмах к ним императрица  не скупилась на либеральную фразеологию  и даже прибегала к прямой лжи  в изображении русской действительности. Лидеры французского Просвещения готовы были признать первенство Екатерины  среди просвещенных монархов. Свою европейскую популярность в качестве прогрессивно мыслящего правителя  русская императрица подтвердила, отказав английскому королю отдать в наем части русских войск для борьбы с английскими колониями в Северной Америке.

Период царствования Екатерины II характеризуется резким контрастом между декларативными заявлениями  просвещенной императрицы и ее реальной политикой. Без сомнения, она предприняла  некоторые шаги, направленные на дальнейшую европеизацию и гуманизацию русской жизни, однако в условиях диктатуры дворянства и углублявшегося закрепощения крестьян они выглядели достаточно двусмысленно. Это позволило историкам по-разному оценивать проводившуюся Екатериной политику "просвещенного абсолютизма". Многие отождествляют ее с обычной социальной демагогией, пропагандой показного либерализма, главными целями которого были: создать более привлекательный образ России и самой императрицы за рубежом, внести успокоение в общественное мнение Западной Европы и страны перед фактом незаконного захвата ею власти, внушить русскому обществу мысль о справедливости и гуманности действий и взглядов императрицы.

Большая часть отечественных  историков, рассматривающих "просвещенный абсолютизм" как надстройку феодального  общества в период, когда товарно-денежные отношения становятся важным фактором общественного развития, подчеркивают, что именно развитие буржуазных отношений, ослабление государственной власти, обострение противоречий между крестьянством  и дворянством заставили Екатерину II встать на путь "просвещенного  абсолютизма", который она проводила  с учетом сохранения крепостнических  порядков, самодержавия и господствующего  положения дворянства. В любом случае стратегические цели ее политической программы состояли в следовании гуманным идеям западноевропейских просветителей, направленным на создание справедливого, рационально организованного общества, с поправкой на российскую действительность. Все сводилось к всемерному укреплению абсолютистского государства путем создания ему опоры в виде гражданского общества (с сословной структурой), опирающегося на законодательство, регулирующее взаимоотношения общества и государства и на механизм управления подданными. За годы правления Екатерины II были осуществлены серьезные преобразования созидательного характера, коснувшиеся всех сторон жизни государства и имевшие долговременное значение.

Основная идея политики Екатерины II заключалась в превращении России в "законную монархию". Этому должна была способствовать созданная самодержцем система законов, обязательная для всех. Формой правления при этом для многонациональной, раскинувшейся на огромной территории России могло стать только самодержавие. Для осуществления указанной цели Екатерина II наметила "пять предметов" – правил управления государством:

1. Нужно просвещать нацию,  которой должен управлять монарх.

2. Нужно ввести добрый  порядок в государстве, поддерживать  общество и заставить его соблюдать  законы.

3. Нужно учредить в государстве  хорошую и точную полицию.

4. Нужно способствовать  расцвету государства и сделать  его изобильным.

5. Нужно сделать государство  грозным в самом себе и внушающим  уважение соседям.

Для просвещения нации  в стране была создана система  народного образования. Помимо учебных  заведений для высших слоев общества в городах были открыты бессословные училища с единой методикой и  программой обучения. Кроме того, большое  внимание уделялось изданию книжной  продукции.

Для осуществления второго  пункта своей программы Екатерина II созвала Уложенную комиссию с  привлечением депутатов от дворянства, жителей городов, казачества, государственных  крестьян, народов Сибири и Дальнего Востока, а также сотрудников  государственных учреждений. В "Наказе" императрицы Уложенной комиссии содержался ряд идей французского Просвещения, в том числе отмена смертной казни. Кроме того, в 1775 г. в России проводится областная (губернская) реформа, значительно  изменившая органы местного управления и закрепившая унитарное устройство государства. Это был один из важнейших  государственных актов самодержавной  России, основные положения которого действовали до начала XX в. Важнейшим шагом для наведения порядка в государстве было издание Екатериной "Жалованной грамоты дворянству" (1785).

Для исполнения третьего пункта своей программы Екатерина II предусмотрела  в своем "Наказе" меры по изменению  судебной системы. Были провозглашены принципы презумпции невиновности, права на защиту подсудимых, тщательного расследования уголовных дел. Во исполнение заявленных мер были созданы новые судебные учреждения, отделенные от исполнительной власти. Кроме того, в каждом квартале и части города был создан полицейский участок во главе с начальником, который подчинялся городской управе благочиния.

В целях экономического подъема  государства в 1775 г. было разрешено  заводить любые предприятия без  предварительного согласования с правительством. Эта мера привела к росту ряда отраслей промышленности, особенно легкой. В числе заслуг правительства Екатерины II – рост внешней торговли России, развитие банковского дела, увеличение числа ярмарок. Есть основания считать, что Екатерина II, в молодые годы с жадностью штудировавшая труды французских просветителей – Вольтера, Руссо, Монтескье, Дидро, Даламбера, искренне увлекалась некоторыми их идеями. "Я хочу, чтобы страна и подданные были богаты, – вот принцип, от которого я отправляюсь, – писала она еще до воцарения. –...Я хочу, чтоб повиновались законам, а не рабов...". В течение двух лет Екатерина трудилась над программой своего царствования и предложила ее в 1767 г. в форме "Наказа" созванной Комиссии о сочинении нового Уложения. В качестве исходных положений в "Наказе" торжественно декларировались идеи естественного права и общего блага; объявлялось, что задача государства и власти – не та, "чтоб у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действие их направить к получению самого большего ото всех добра". Вместе с тем обосновывалась неограниченная власть, аргументы заимствовались у писателей просветительного направления– это огромность государственного "пространства": "Государь есть самодержавный, ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть, не может действовати сходно со пространством столь великого государства". Чтобы предотвратить вырождение монархии в деспотию, императрица предлагала утвердить в стране принцип строгой законности, установить равенство всех граждан перед законом. "Наказ" намечал также направления экономической политики – Екатерина II выступала против сохранения монополий, за свободу торговли и промышленности. Руководствуясь принципами французского Просвещения, автор "Наказа" принципиально высказывается против крепостного права, поскольку оно противоречит "закону естественному", но требования освобождения "рабов" не выдвигала. Программа Екатерины II оказывалась, таким образом, внутренне противоречивой: с одной стороны, она провозглашала передовые истины просветительской философии, а с другой – сохраняла самодержавие, господство дворянства, крепостное право.

Информация о работе 17 в. в истории России. Вступление России на путь модернизации. Пётр I и Екатерина II