Язычество на белорусских землях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 14:42, реферат

Краткое описание

Язычество прошло сложный многовековой путь от архаических, примитивных верований древнего человека до государственной "княжеской" религии Киевской Руси к 9 веку. К этому времени язычество обогатилось сложными обрядами (можно выделить обряд погребения, в котором сконцентрировались многие представления язычников о мире) , чёткой иерархией божеств (создание пантеона) и имело огромное влияние на культуру и быт древних славян.

Вложенные файлы: 1 файл

Язычество на белорусских землях важно.docx

— 26.09 Кб (Скачать файл)

 

е) Влияние язычества  на культуру и быт Восточных Славян

 

Культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, находящаяся  под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций. Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном.

 

Язычникам были известны многие виды искусств. Они занимались живописью, скульптурой, музыкой, развивали ремёсла. Здесь важную роль в изучении культуры и быта играют археологические исследования.

 

Раскопки на территориях древних  городов показывают всё разнообразие быта в городской жизни. Множество  найденных кладов и вскрытые могильники донесли до нас предметы домашней утвари и ювелирные украшения. Обилие женских украшений в найденных  кладах, сделало доступным изучение ремёсел. На диадемах, колтах, серьгах древние ювелиры отразили свои представления о мире, с помощью витиеватого растительного орнамента они могли рассказать о "Кащеевой смерти", о смене времён года, о жизни языческих богов... Неведомые звери, русалки, грифоны и семарглы занимали воображение тогдашних художников.

 

Большое значение язычники придавали  одежде. Она несла не только функциональную нагрузку, но и некоторую обрядность. Одежда украшалась изображениями берегинь, рожаницами, символами солнца, земли и отражала многояростность мира. Верхний ярус, небо сопоставлялось с головным убором, земле соответствовала обувь и т.д.

 

К сожалению, почти вся языческая  архитектура была деревянной и для  нас почти утрачена, но в сохранившихся  ранних каменных христианских храмах можно увидеть в отделке и  орнаменте языческие мотивы. Это  типично для периода двоеверия, когда художник мог изобразить рядом  христианского святого и яpыческого божества, свести вместе в витиеватом орнаменте крест и древние славянские символы.

 

Большим разнообразием отличались языческие обряды и празднества. В результате многовековых наблюдений славянами был создан свой календарь, в котором особенно ярко выделялись следующие праздники, связанные  с земледельным циклом:

 

1. Праздник первых ростков - 2 мая.

 

2. Моления о дожде - с 20 по 30 мая.

 

3. Ярилин день - 4 июня.

 

4. Моления о дожде - с 11 по 20 июня.

 

5. Праздник Купала - 24 июня.

 

6. Моления о дожде - с 4 по 6 июля.

 

7. Отбор жертв для праздника Перуна - 12 июля.

 

8. Моления о дожде - с 15 по 18 июля.

 

9. Праздник Перуна - 20 июля.

 

10. Начало жатвы - 24 июля. Моления  о прекращении дождей.

 

11. "Зажинки", окончание жатвы  - 7 августа.

 

Годичный цикл древнерусских празднеств складывался из разных элементов, восходящих к индоевропейскому единству первых земледельцев. Одним из элементов были солнечные фазы, вторым был цикл молний и дождей, третьим был цикл празднеств урожая, четвёртым элементом были дни поминования предков, пятым могли быть коляды, праздники в первых числах каждого месяца.

 

Многочисленные праздники, коляды, игрища, святки скрашивали быт древнего славянина. Многие их этих обрядов живы в народе и по сей день, особенно в северных областях России, именно там христианство приживалось дольше и труднее, на севере особенно сильны языческие традиции, что привлекает повышенное внимание со стороны этнографов.

 

 

 

Список литературы.

 

1. Доватур А. И., Каллистратов Д. П., Шишова Н. А. Народы нашей страны в "Истории" Геродота. М., 1982.

 

2. Рыбаков Б. А. Язычество древней  Руси. М., 1987.

 

3. Сахаров А. Н., Новосельцев А.  П. История России с древнейших  времён до конца 17 века. М., 1996.

 

4. Седова М. В. Восточные славяне  в 6-13 вв. М., 1982.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Язычество на белорусских землях