Язычество и принятие христианства на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 17:52, контрольная работа

Краткое описание

Язычество прошло сложный многовековой путь от архаических, примитивных верований древнего человека до государственной «княжеской» религии Киевской Руси к IX веку. К этому времени язычество обогатилось сложными обрядами (можно выделить обряд погребения, в котором сконцентрировались многие представления язычников о мире), чёткой иерархией божеств (создание пантеона) и имело огромное влияние на культуру и быт древних славян.

Содержание

Введение……………………………………………………………………....3
1. Славяно-Русское язычество……………………………………………..3
1.1. Обряд погребения………………………………………………………..4
1.2. Жречество………………………………………………………………...5
1.3. Пантеон языческих богов………………………………………………..5
1.4. Влияние язычества на культуру и быт древних славян……………….6
2. Принятие христианства…………………………………………………..7
2.1. Причины принятия христианства………………………………………..7
2.2. Выбор веры………………………………………………………………..8
2.3. Крещение Руси, крещение Владимира………………………………….9
Заключение…………………………………………………………………..10
Список литературы…………………………………………………………..11

Вложенные файлы: 1 файл

2 реферат история.язычество на руси.tft.docx

— 43.62 Кб (Скачать файл)

                                          

           МИНОБРНАУКИ РОССИИ

                       федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

                 высшего профессионального образования

                                     САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА

                       СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕЧАТИ

 

                               Факультет ИДРиКТ        Кафедра Рекламы

 

 

 

 

 

         Контрольная работа по дисциплине

     «История отечества»

     на тему:

            «Язычество и принятие христианства на Руси»

 

 

 

 

                             Выполнила студентка группы Ркз -1

                             Ким Нелли Юрьевна

 

                             Проверил:

                             Мельцин Максим Олегович

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                Санкт-Петербург

                                                                                                           2011

 

 

                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………....3

    1. Славяно-Русское язычество……………………………………………..3
    1. Обряд погребения………………………………………………………..4
    1. Жречество………………………………………………………………...5
    2. Пантеон языческих богов………………………………………………..5
    3. Влияние язычества на культуру и быт древних славян……………….6
    1. Принятие христианства…………………………………………………..7
    1. Причины принятия христианства………………………………………..7
    1. Выбор веры………………………………………………………………..8
    2. Крещение Руси, крещение Владимира………………………………….9

Заключение…………………………………………………………………..10

Список литературы…………………………………………………………..11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               

                                           

                                           

                                       Введение

 

Становление  государства Российского и события  предшествующие этому, являются одними из наименее изученных страниц нашей истории. Письменные источники, повествующие о тех временах, представлены крайне скудно, в основном, в изложении Византийских летописцев, которые описывали события, тенденциозно и противоречиво. Конечно, Византийцев занимали славяне, главным образом, как беспокойные, воинственные соседи и они не особо интересовались их культурой, бытом и нравами. Поэтому для изучения истории Древней Руси и язычества, как её неотъемлемой части, использовались, в основном, археологические и этнографические исследования.

Язычество прошло сложный многовековой путь от архаических, примитивных верований древнего человека до государственной «княжеской»  религии Киевской Руси к IX веку. К этому времени язычество обогатилось сложными обрядами (можно выделить обряд погребения, в котором сконцентрировались многие представления язычников о мире), чёткой иерархией божеств (создание пантеона) и имело огромное влияние на культуру и быт древних славян.

После принятия христианства на Руси язычество стало подвергаться гонениям, но не так просто оказалось  вытравить из души народа верования, которые складывались веками. Христианизация Руси продолжалась несколько столетий, в результате русское православие, по крайней мере, в народном представлении, превратилось в симбиоз Византийского  христианства и Славянского язычества. Многие христианские праздники уходят своими корнями в язычество. Например, день святых Бориса и Глеба (2 мая) совпадал с языческим праздником первых ростков…

                                                   

            1. Славяно-Русское язычество

 

 

«Язычество», как  известно, – крайне неопределенный термин, возникший в церковной  среде для обозначения всего  нехристианского, дохристианского. Этим термином должны были покрываться самые  разнородные и разного исторического  уровня религиозные проявления: и  мифы античного мира, и представления  первобытных племен, и дохристианские верования славян, финнов, германцев, кельтов или домусульманская  религия татар.

Славяно-русскую  часть общечеловеческого языческого массива нельзя понимать как обособленный, независимый и только славянам присущий, вариант первобытных религиозных  представлений. Вычленение славяно-русского происходит лишь по этнографическому, локальному принципу, а не по каким-либо специфическим чертам.

Главным, определяющим материалом для изучения язычества  является этнографический: обряды, хороводы, песни, заговоры и заклинания, детские  игры, волшебные сказки, сохранившие  фрагменты древней мифологии  и эпоса; важен символический орнамент вышивки и резьбы по дереву. Этнографические материалы – сокровищница многовековой народной мудрости, архив истории познания мира и природных явлений человечеством.

Сопоставляя фольклорные данные с надежными  хронологическими ориентирами, имеющимися в распоряжении археологии (начало земледелия, начало литья металла, появление железа, время постройки первых укреплений и т.п.), можно уловить динамику языческих представлений, выявить стадии и фазы их развития.

В самом начале XII в. русский писатель, современник Владимира Мономаха предложил периодизацию славянского язычества, разделив его на четыре стадии:

1. Культ «упырей  (вампиров) и берегинь» – одухотворявший  всю природу и деливший духов  на враждебных и благожелательных.

2. Культ земледельческих  небесных божеств «Рода и рожаниц». Исторически две рожаницы предшествуют  Роду; это были богини плодовитости  всего живого, ставшие в дальнейшем  матриархальными богинями аграрного  плодородия.

3. Культ Перуна, являвшегося в древности богом  грозы, молний и грома, а  в дальнейшем ставшего божеством  войны и покровителем воинов  и князей. При создании государства  Киевской Руси Перун стал первым, главным божеством в княжеско-государственном  культе X в.

4. После принятия  христианства в 988 г. язычество продолжало существовать, отодвинувшись на «окраины» государства.

Праславянское общество VI-IV вв. до н. э., занимавшее восточную половину общеславянской прародины, достигло высшего уровня первобытности. С этой эпохи, называемой скифской, начинается полуторатысячелетний период, завершающийся созданием феодального государства Киевской Руси. Целостность обозначенного периода дважды нарушалась: вторжением в степи сарматов- кочевников (III в. до н. э.) и вторжением гуннов (IV в. н. э.). Внутри этого периода можно наметить один существенный рубеж, связанный не с внешними событиями, а с уровнем развития самого славянского общества. Таким рубежом являются V-VI века нашей эры, характеризуемые тремя категориями новых явлений: во-первых, славяне перестали поддаваться кочевникам, и новые наезды (авар, хазар, печенегов) встречали твердую оборону. Во-вторых, славяне осуществили военную колонизацию балканских владений Византии; в-третьих, славяне начали мирную колонизацию лесной зоны Восточной Европы. В этом периоде возникают огромные святилища на горах под открытым небом, которые отражают потребность в многолюдных общеплеменных «соборах», «собраниях». Этот ежегодный праздник устраивался в честь таких священных предметов, как плуг, ярмо, топор и чаша. Тогда же, под скифским влиянием, происходит смена славянского термина «див», «дый» на новое обозначение – «бог», удержавшееся навсегда.

 

                                 1.1 Обряд погребения

 

Особое место  среди языческих обрядов занимал  обряд погребения. На протяжении длительного  периода сильно колебалось соотношение  двух основных видов погребального  обряда – трупоположения и сожжения. Первобытное погребение скорченных трупов, которым искусственно придавалось  положение эмбриона в чреве, было связано с верой во второе рождение после смерти. Поэтому умершего и  хоронили подготовленным к этому  второму рождению. Праславяне еще  в бронзовом веке поднялись на новую ступень и отказались от скорченности. Вскоре появился совершенно новый обряд погребения, порожденный  новыми воззрениями о душе человека, которая не воплощается вновь  в каком-либо другом существе (звере, человеке, птице…), а перемещается в  воздушное пространство неба. Культ  предков раздвоился: с одной стороны, невесомая, незримая душа приобщалась  к небесным силам, столь важным для  тех земледельцев, у которых не было искусственного орошения, а все  зависело от небесной воды. С другой стороны, благожелательных предков, «дедов», необходимо было связать с землей, рождающей урожай. Это достигалось  посредством закапывания сожженного праха в землю и постройки  над погребением модели дома, «домовины». Много времени спустя, в IX-X вв. н. э., когда уже сформировалась Киевская держава, среди некоторой части русской знати в третий раз появился обряд простого захоронения без сожжения, что произошло, по всей вероятности, под влиянием возобновившихся связей с христианской Византией. Но как только началась многолетняя война с империей, великокняжеское окружение подчеркнуто вернулось к кремации. Курганы эпохи Святослава, преследовавшего христиан, были грандиозными сооружениями на высоких берегах рек, погребальные костры которых должны были быть видимы в радиусе около 40 км, т.е. на пространство четырех – пяти тысяч квадратных километров!

 

                                        1.2 Жречество

 

Славянское язычество  достигло апогея накануне образования  Киевской державы и в первые два  столетия ее формирования (IX-Xвв.), когда культ Перуна, бога грозы и покровителя воинов и князей, стал государственной религией Киевской Руси.

Особую роль здесь  сыграло жреческое сословие древней  Руси. Общим названием жрецов было «волхвы» или «волшебники». В составе  всего жреческого сословия было много  различных разрядов. Известны «волхвы-облакопрогонители», те, которые должны были предсказывать  и своими магическими действиями создавать необходимую людям  погоду. Были волхвы-целители, лечившие людей средствами народной медицины, «волхвы-хранильники», руководившие сложным  делом изготовления разного рода амулетов-оберегов и, очевидно, орнаментальных символических композиций. Творчество этой категории волхвов могут  изучать как археологи по многочисленным древним украшениям, служившим одновременно и оберегами, так и этнографы  по пережиточным сюжетам вышивки  с богиней Макошью, молитвенно обращающейся к небу, богинями весны, едущими на конях «с золотой сохой» и многочисленными  символическими узорами. Интереснейший  разряд волхвов составляли «волхвы-кощунники», сказители «кощюн» – мифов, хранители  древних преданий и эпических  сказаний. Сказителей называли также  «баянами», «обаятелями», что связано  с глаголом «баять» – рассказывать, петь, заклинать. Кроме волхвов-ведунов, существовали и женщины-колдуньи, ведьмы (от «выдать» – знать), чаровницы, «потворы».

 

 

 

1.3 Пантеон языческих богов

 

Около полутора столетий IX-X вв) Киевская Русь была государством с языческой системой, нередко противостоящей проникновению христианства. В эпоху Святослава, в связи с войнами с Византией, христианство стало гонимой религией, а язычество было реформировано и противопоставлено проникавшему на Русь христианству. Действительность требовала какого-то упорядочения первобытной языческой религии с её племенными культами и приведения её в соответствие с новым уровнем государственной жизни.

К концу 10 в., в результате реформ, на Руси складывается пантеон Владимира, где языческие божества были расставлены в порядке их старшества и каждому из них были условно противопоставлены античные боги и христианские святые.

ПЕРУН. Глава  княжеского пантеона, русский Зевс-громовержец, выдвинувшийся на первое место в  условиях военных походов на Балканы  в 4в. и в процессе создания государственности  Киевской Руси 9–10 вв. как покровитель  воинов, оружия, войн. После христианизации уподоблен пророку Илье.

СТРИБОГ – Род  – Святовит – Сварог («Небесный»). Древнее первенствующее божество неба и Вселенной, «бог-отец». Уподобен христианскому  богу-творцу Савоафу. В греческой  мифологии ему приблизительно соответствует  Уран.

ДАЖЬБОГ – Солнце – сын Сварогов. Древнее божество Природы, солнечности, «белого света», податель благ. Полностью соответствует  античному Аполлону и противопоставлялся христианскому богу-сыну. Дажьбог  и Стрибог оба были небесными  богами.

МАКОШЬ. Древняя  богиня земли и плодородия. Дополнением  к ней служат «вилы» – русалки, обеспечивающие орошение нив росою. Может быть приравнена к греческой  Деметре («Земле-матери») и христианской матери божьей. Часто изображалась с турьим «рогом изобилия».

СЕМАРГЛ. Божество семян, ростков и корней растений. Охранитель побегов и зеленей. В  более широком смысле – символ «вооружённого добра». Посредник  между верховным божеством неба и землёй, его посланец. Имел прямое отношение к Макоши, как божество растительности, связанной с почвой.

ХОРС. Божество солнечного светила. Представлял собою некое  неотделимое дополнение к образу Дажьбога-Солнца. С именем Хорса  связаны ритуальные «хороводы» и  русское наречие «хорошо» – «солнечно». Отношение Хорса к Дажьбогу можно  определить аналогией с Гелиосом и Аполлоном у греков.

В итоге появляются как бы три разряда богов: на первом месте стоит общегосударственный  княжеский бог Перун, воспринимаемый не только как бог грозы, но и как  бог оружия, воинов и князей. Второй разряд составляют древние божества неба, земли и «белого света» –  Стрибог, Макошь и Дажьбог. В третий разряд попадают божества дополнительного  характера: Хорс дополняет Дажьбога, и Семаргл – Макошь.

Информация о работе Язычество и принятие христианства на Руси