Языческие верования славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 14:43, реферат

Краткое описание

В славянских сказках встречается множество волшебных персонажей – то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. Современным людям они кажутся причудливым вымыслом , но в старину на Руси свято верили, что в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в суровых каменных горах обитает змей, похищающий красавиц, считали, что девушка может выйти замуж за медведя, а конь умеет говорить человеческим голосом.

Вложенные файлы: 1 файл

referat 1.docx

— 40.88 Кб (Скачать файл)

 

Языческая символика.

 С древнейших времен  человек, охраняя себя от злых  сил, покрывал одежду и жилище  изображениями-оберегами, сплетая охранительную  символику в единый образ мироздания. Именно таковы головные уборы  древнерусских княгинь времен  двоеверия и изображения на  фасадах русских изб, сохранившиеся  на Севере до нашего времени

 Головной убор княгини  символизировал небо и увенчивался  диадемой с изображением главнейших  небесных сил, в центре находился  Дажьбог или Христос ( в зависимости от того, языческим или христианским был весь убор. Чело княгини украшали височные кольца, означающие движение солнца по небу. Вниз от венца спускались цепи- рясны, символизирующие воздушное пространство. Они покрывались изображениями либо струй дождя, либо птиц, либо семян, падающих с неба. К ряснам привешивались колты ( подвески) с изображением русалок, крылатых вил, орошающих поля. Эти колты находились на одном уровне с ожерельями, изображавшими распустившиеся ростки. На женских браслетах, как правило, были представлены картины русалий. Наконец, на шею надевалась длинная цепь с двумя головами ящера, скрепленными кольцом, символизирующим солнце. Так в женском костюме была отражена вся картина мироздания – небо, земля и подземный мир.

 На фасаде русской  избы изображались небеса и  ход солнца. Небо представлялось  двухслойным, состоявшим из тверди  и хлябей. Хляби изображались  волнистыми линиями. На тверди, располагавшейся  ниже хлябей, было показано положение  солнца в трех позициях –  утром, в полдень и вечером, чтобы подчеркнуть, что оно движется ниже хлябей, изображения светила помещали на деревянных полотенцах, спускавшихся с крыши. Особенно богато украшалось узором центральное полотенце, символизирующее полдень, - там ярко светящее солнце иногда изображалось несколько раз. На центральном полотенце часто помещали громовой знак ( круг, разделенный на 6 секторов) – символ Рода или Перуна, оберегавшим дом от попадания в него молнии.

 Неизменность языческой  символики на протяжении многих  столетий, говорит о том, что русский  народ, будучи крещенным, долго сохранял  многие черты исконной религии, которые касались обыденной жизни  человека. Постепенно мифы и значения  символов стали забываться, однако  осколки язычества дошли до  наших дней в народных поверьях, обычаях и традициях.

 

Выводы.

 Введение христианства  в славянских землях (с 9 века) положило  конец официальному существованию  языческих богов, персонажи которых  стали рассматриваться как отрицательные, если только не отождествлялись  с христианскими святыми, как  Перун — со святым Ильей, Велес  — со святым Власием, Ярила — со святым Юрием (Георгием). Низшие же уровни языческих богов, как и система общих противопоставлений, оказались более устойчивыми и создавали сложные сочетания с господствующей христианской религией.

 Сохранилась, прежде всего, демонология: вера в лешего, водяного. Многочисленные мифологические образы связывались с домашним хозяйством: например всем известный домовой, у него существовало огромное количество имен (русский домовой): дедко, дедушко, доброхот, доброжил, суседко, хозяин он, сам), (украинский) хатний дiдко. Существовали также духи отдельных дворовых построек — банник, овинника. Двойственным было отношение к духам умерших: с одной стороны, почитались покровители семьи — деды — родители, умершие естественной смертью, с другой — считалось опасными мертвяки, умершие преждевременной или насильственной смертью, самоубийцы, утопленники. К числу предков — покровителей относился Чур, к враждебным мертвецам — упыри, мавки. Сохранилась вера в многочисленных злых духов — злыдней, мару, кикимору, анчутку, нячистиков. Болезни олицетворялись с подчеркиванием отдельных их симптомов: Трясея, Огнея, Ледея, Хрипуша, известны представления о двенадцати лихорадках в русских заговорах, находящие параллели в других индоевропейских традициях.

 Вместе с тем древние  традиции находили отражение  в целом ряде таких памятников, в которых при использовании  некоторых терминов и ключевых  понятий христианской мифологии  представлен и комплекс основных  категорий славянской мифологии. Одним из наиболее характерных  жанров у восточных славян  являются духовные стихи, по форме  и музыкальному исполнению продолжающие  общеславянскую традицию пения  эпических песен. Так в древнерусской "Голубиной книге" содержатся  представления о соотношение  человека и вселенной, микро- и  макрокосмоса, соответствующие ведийскому  гимну о Пуруше и восходящие к обществу с ним индоевропейскому мифу о творении мира из тела человека.

ятием христианст

 



Информация о работе Языческие верования славян