Языческие верования древних славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 16:38, контрольная работа

Краткое описание

В славянских сказках встречается множество волшебных персонажей – то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. Современным людям они кажутся причудливым вымыслом, но в старину на Руси свято верили, что в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в суровых каменных горах обитает змей, похищающий красавиц, считали, что девушка может выйти замуж за медведя, а конь умеет говорить человеческим голосом. Такая вера получила название язычество, т.е. «народная вера».

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 43.36 Кб (Скачать файл)

Похороны  завершались  стравой  – пиром-поминками  и тризной –

воинскими  состязаниями.  И  то  и  другое  символизировало  расцвет  жизни, противопоставляло живых – умершим. Обычай  обильного угощения  на  поминках дожил до наших дней.

С переходом славян к земледелию важную роль в  их  верованиях  стали играть солнечные (солярные) боги. Многое  в  культе  славян  заимствовано  у соседних восточных  кочевых  племен,  имена  божеств  также  имеют  скифские корни.

Несколько столетий одним  из самых  почитаемых  на   Руси  был  Дажьбог (Даждьбог)  – бог солнечного  света,  тепла,  времени созревания  урожая, плодородия Бог лета и счастья. Также известен как -  Щедрый  бог. 

Юный  и  прекрасный  языческий  бог,  податель  всевозможных  благ  в сознании древних людей был как  бы  дополнением,  своим,  русским  вариантом образа  Христа,  на  ритуальных  диадемах  древнерусских  княгинь  в  центре изображался или Дажьбог или Христос.  Со  временем  древнее значение  имени Дажьбога забылось и о нем стали говорить как о Дайбоге, т.е. «боге дающем».

Среди  общеславянских  богов  плодородия  особое   место   занимают

воинственные боги, которым  приносили  кровавые  жертвы  –  Ярило  и  Перун. Несмотря на глубокую древность, а  следовательно широкую известность этих богов, они были мало почитаемы большинством славянских племен  из-за  своего воинственного облика.

Владимир  Святославович  создал  тщательно  продуманный  пантеон

богов. В летописи сообщается: «Начал княжить Владимир в Киеве  единолично.  И поставил идолы на холме вне двора теремного:  Перуна  деревянного,  а  глава его серебряна, а ус злат, и Хорса, и Дажьбога, и Стрибога,  и Семаргла,  и Мякошь, И принесли им жертвы, называя их богами, и приводили сыновей своих и дочерей, и молились бесам…».

Стоящий во главе всех богов  Перун – бог дружинников  –  знаменовал

военную мощь молодого государства. Языческая  триада  Стрибог  -  Дажьбог  – Мякошь была сформирована киевскими жрецами как соответствие  христианским Богу  Отцу,  Христу  и  Богородице.   Этим   сопоставлением   языческого   и христианского пантеонов киевские  волхвы  стремились  показать  византийцам, что исконная вера славян не уступает  христианству.  Очевидно,  что  авторам этой концепции не мог быть еще молодой князь Владимир  Святославович,  такие взгляды могли сформироваться только в среде  высшего  языческого  жречества. Наконец в пантеон были включены Хорс и Семаргл.

С принятием христианства все идолы были изрублены,  кроме  Перуна  - к нему, даже поверженному, Владимир проявил  уважение:  идол  был  спущен  в Днепр,  и  эскорт  из  12-ти  дружинников  сопровождал  его  до  порогов   в соответствии  с  одной  из  форм  славянского  погребения,  когда  покойника помещали в ладью и пускали вниз по реке. Так свергнутый бог  был   похоронен как умерший человек.

В эпоху двоеверия христианство и язычество не столько боролись  друг

с  другом  в  народном  сознании,  сколько  взаимодополнялись.  Со  временем христианские святые вытеснили языческих богов. Перуна  заменил  Илья-Пророк, который, по народным поверьям, проносился на  колеснице  по  небу  во  время грозы. Праздник Перуна совпал с днем почитания Ильи. Велеса заменил Николай Угодник – один из наиболее почитаемых  на  Руси   святых,  а так же св. Георгий. Культ Рожениц слился с Богородичным, образ Дажьбога -  с Христом. Макошь стала восприниматься как св. Прасковья, чьи иконы ставились у источников, прежде посвященных Макоши. Что же касается низших божеств,  то отношение к ним со временем становилось все более отрицательным,  постепенно в народном сознании  они  превращались  в  бесов  или  просто  в  зловредных существ.

Наиболее    ярко    двоеверие    отразилось    в    крестьянском

земледельческом  календаре,  где   почитание   христианских   святых   тесно

переплелось с языческими поверьями и обрядами. Со временем многие важнейшие для  язычника  ритуалы  воспринимались  все  менее  серьезно  и   постепенно превращались в детские игры. Многие праздники и «особые дни» сохранились до наших дней.

Введение христианства в  славянских землях  (с  9  века)  положило

конец официальному существованию  языческих богов,  персонажи  которых  стали рассматриваться  как  отрицательные,  если  только  не   отождествлялись   с христианскими святыми, как Перун —  со  святым  Ильей,  Велес  —  со  святым Власием, Ярила — со святым Юрием (Георгием).  Низшие  же  уровни  языческих богов, как и система общих противопоставлений, оказались  более  устойчивыми и создавали сложные сочетания с господствующей христианской религией.

 

  1. Русско – византийские отношения и их значение для принятия христианства.

В 987 г. во время правления великого киевского князя Владимира Святославича (980-1015) византийский император Василий II просит о военной помощи для борьбы с узурпатором Вардой Фокой. Князь Владимир просьбу исполнил, но поставил условие Василию II — выдать за него императорскую сестру, принцессу Анну. Русские войска одержали победу над узурпатором, но выполнять обещание Василий II не торопился — видимо, не в силах был преодолеть исторически сложившуюся неприязнь к династическим бракам с руссами. Тогда князь Владимир захватывает Херсон (Корсунь) — византийское владение в Крыму. И только после этого император Василий II присылает в Корсунь принцессу Анну, удовлетворяя требование великого князя Владимира. В это же время французский король Гуго Капет, стремясь к военно-политическому союзу Франции с Византией, также пытался добиться брака своего сына с Анной, но это ему не удалось.

Византийский император отправляет свою сестру русскому князю — но с условием, что Владимир откажется  от язычества и примет христианство по восточному обряду. Князь Владимир принимает крещение и получает церковное  имя Василий, в честь крестного, которым был сам византийский император. Князь Владимир возвращается в Киев, вернув Византии захваченную им Корсунь.

Если дипломатия Византии по отношению  к Руси носила настороженный, скрыто-враждебный характер под легким флером утонченной любезности, присущей цивилизованным византийцам, то поступок Владимира  говорит о том, что русская  дипломатия по отношению к Византии была совсем иной — более открытой. В этом историческом эпизоде выявились  два мира — уходящий мир Византии с его изысканной цивилизацией и  утонченнейшей дипломатией и мир молодого государства, который шел на контакт открыто и доверчиво. Уходя из Корсуни, Владимир оставляет там военный гарнизон, содержащийся за счет Киевского государства, который, обновляясь, в течении ста лет сражался за интересы византийской империи на всех ее обширных рубежах.

Владимир вернулся в Киев не только с женой и войском, но и с  новым митрополитом Киевским, назначенным  византийским патриархом Сисиннием II. В 988 г. христианство было принято всей верхушкой русского общества. С самого начала христианство на Руси становится элементом династического самосознания. Из двадцати первых русских святых, просиявших на протяжении X-XI вв., десять были князьями. В XI в. князь Ярослав Мудрый эксгумировал тела своих предков князей Ярополка и Олега и перенес их прах в Десятинную церковь. Если Константина Великого называли тринадцатым апостолом, то Владимира I — апостолом среди князей.

Принятие православия открыло  широкий доступ на Русь более высокой  византийской культуре. С созданием  Церкви на Руси появляются богослужебные  книги, которые вначале была написаны на греческом языке. И здесь большую  роль сыграла Болгария с ее установившейся столетней христианской традицией  и христианской письменностью. Славянская письменность попадает на Русь из Болгарии, куда она была принесена в IX в. солунскими братьями Кириллом и Мефодием, которые перевели на славянский язык Библию и богослужебные книги. Из Византии на Русь ввозились богослужебные книги, предметы культа.

Влияние высокой византийской культуры на более молодую культуру Киевской Руси сказалось и в зодчестве. В подражание собору Св. Софии в Константинополе киевские князья стали строить на территории Руси многочисленные Софийские соборы. Первые из них были построены в Киеве и Новгороде, а последний — в Вологде, во время правления Ивана Грозного (XVI в.). Русь переняла у Византии искусство мозаики и фрески. В нач. XI в. на Афоне был основан русский монастырь, ставший центром русско-византийских духовно-религиозных связей и сыгравший заметную роль в дипломатии двух стран. Последний поход на Византию был совершен в 1043 г. сыном великого киевского князя Ярослава Мудрого, новгородским князем Владимиром. Целью этого похода являлось сохранение торговых привилегий русских купцов на территории Византийской империи. Но этот поход оказался неудачным, флот князя Владимира был сожжен «греческим огнем», и отношения Византии и Руси на какое-то время прервались. Но уже в 1047 г. Русь помогает Византийскому императору Константину Мономаху (1042-1055) избавиться от очередного узурпатора и претендента на византийский престол. Русь помогла Константину Мономаху сохранить престол, и в знак благодарности и дальнейшего укрепления русско-византийских отношений, русско-византийского военно-политического союза Константин Мономах выдает свою дочь замуж за другого сына Ярослава Мудрого, князя Всеволода. От этого брака родился будущий великий киевский князь Владимир II, прозванный Владимиром Мономахом в честь своего византийского деда-императора. Культурные, торговые, военно-политические связи Византии и Руси сохраняли вплоть до конца XI в. самый живой характер, несмотря на многочисленные военные препятствия (войны с печенегами, арабами, Хазарским каганатом) и сложности в самой дипломатии Руси и Византии. В 1204 г. Константинополь был захвачен в Четвертом крестовом походе (1202-1204) крестоносцами, а в 1240 г. монголо-татарами был захвачен и сожжен Киев. Эти два события отбросили обе страны друг от друга на огромное временное историческое пространство, и даже память о прежних отношениях постепенно исчезала. Между ними осталась практически одна, но очень существенная связь: духовно-религиозная. Россия обязана Византии своим Православием, которое играло и продолжает играть огромную роль в ее судьбе и в контексте всей мировой истории.

 

  1. Введение христианства. Предпосылки, сущность и значение крещения Руси в политике и культуре.

 


Информация о работе Языческие верования древних славян