Юридическая сущность и содержание правопреемства союзных республик и Республики Казахстан после распада СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2012 в 12:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: Определить юридическую сущность и содержание правопреемства союзных республик и Республики Казахстан после распада СССР.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Предпосылки распада СССР и возникновения СНГ 6
1.1 Государства-союзники провозглашают свою независимость 6
1.2 Статус государств-участников Содружества 9
Глава 2. Учредительные документы Содружества Независимых Государств 12
2.1 Роль Деклараций союзных республик о суверенитете 12
2.2 Алма-Атинское соглашение 15
Глава 3. Международный статус Республики Казахстан, как государства-преемника 19
3.1 Внешнеполитические задачи и принципы Республики Казахстан 19
3.2 Внешнеэкономические задачи Республики Казахстан 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Вложенные файлы: 1 файл

Правопреемство после СССР[1]. КазГУ.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

     В становлении суверенитета Казахстана можно выделить несколько этапов8. Это 1989-1990 г.г., когда происходило углубление социально-экономического кризиса, с одной стороны, и политических противоречий, половинчатости действий, нерешительности союзного руководства, с другой. В это время был принят "Закон о языках", был учреждён пост Президента в Казахстане.

     Следующий этап - это время со дня провозглашения Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР 25 октября 1990 года до распада Советского Союза в декабре 1991 года. Затем идёт этап, ознаменованный законом "О государственной независимости Республики Казахстан" от 16 декабря 1991 года и до конца 1992 года. С января 1993 года начался очередной этап, он связан с принятием первой Конституции независимого Казахстана и завершился в марте 1995 года.

     В марте 1995 года начался новый этап, он связан с признанием Конституционным Судом Республики Казахстан нелигитивности полномочий депутатов Верховного Совета Республики Казахстан. 29 апреля состоялся референдум по продлению полномочий Президента Казахстана до 2000 года. 30 августа на всенародном референдуме была принята новая Конституция Казахстана. В 1997 году было опубликовано Послание Президента страны народу Казахстана "Казахстан 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояние всех казахстанцев". В нём подробно дан анализ того, "где мы находимся", раскрыта "Миссия Казахстана", изложены приоритетные цели. 

 

     Глава 3. Международный статус Республики Казахстан, как государства-преемника

     3.1 Внешнеполитические  задачи и принципы  Республики Казахстан

     Итак, учредительными документами Содружества Независимых Государств (Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года, Протокол к Соглашению от 21 декабря 1991 года и Алма-Атинская Декларация тоже от 21 декабря 1991 года) было прекращено существование СССР как субъекта международного права. Правосубъектность бывшего Союза не перешла к Содружеству, что однозначно вытекало из Алма-Атинской Декларации - Содружество «не является ни государством, ни надгосударственным образованием».

         Подобную ситуацию международное  право оценивает как разделение (распад) государства, в результате которого его государствами-преемниками, т.е. носителями прав и обязательств государства-предшественника становятся новые субъекты международного права, образовавшиеся на территории последнего. Соответственно, такими правопреемниками были все государства - бывшие союзные республики9.

     Какие внешнеполитические задачи должны быть поставлены в качестве приоритетных в обозримом будущем? Прежде всего, с решением которых связано дальнейшее укрепление государственного суверенитета, территориальной целостности, нерушимости границ, экономической и экологической безопасности, общественно-политической и этнополитической стабильности в РК.

     Первейшая внешнеполитическая задача - сохранение и упрочение дружественных и союзнических отношений с Российской Федерацией, несмотря на все имеющиеся противоречия и неразвязанные узлы во взаимоотношениях с ней и зигзаги ее внутри- и внешнеполитического курса. Очевидно, что российское направление во внешнеполитическом курсе Казахстана должно быть самым приоритетным и требует наибольшей концентрации внимания и усилий. Оперативность, гибкость и дальновидность казахстанской дипломатии должны скомпенсировать опыт и искусство российской дипломатии, опирающейся к тому же на экономическую и военную мощь российского государства и его давние и прочные связи в мировом сообществе.

     Основные  цели казахстанской дипломатии на российском направлении - способствовать разрешению объективных противоречий и проблем  в казахстанско-российских отношениях, связанных с развалом СССР и становлением и развитием Казахстана как суверенного государства. Не закрывать глаза на их существование, а решать путем переговоров и иных механизмов на основе учета взаимных интересов. Проблемы экономических и финансовых взаимоотношений, Байконура и военных полигонов, статуса Каспийского моря, прокладки нефтепроводов и иных коммуникаций в южном направлении, этнической диаспоры, гражданства, казачества и другие должны быть разрешены таким образом, чтобы они никогда не послужили источником конфликтов и конфронтации между двумя братскими государствами-соседями.

     Второй  по значимости внешнеполитической задачей  следует, очевидно, назвать включение  РК в международные и региональные системы и структуры безопасности в целях укрепления государственного суверенитета, территориальной целостности и нерушимости границ. В этом контексте крайне важно, чтобы Казахстан и впредь всемерно способствовал военно-политической интеграции государств СНГ на основе Ташкентского Договора о коллективной безопасности и строительству коалиционных миротворческих сил СНГ на основе согласованной правовой основе.

     Третьей внешнеполитической задачей можно  назвать обеспечение внешних  условий и факторов ускоренного  экономического развития, структурной  перестройки, создания рыночных механизмов и инфраструктур. В центре внешнеполитической деятельности Казахстана должны быть и вопросы экономической безопасности, энергетической независимости, диверсификации транспортных коммуникаций и каналов связи. Наряду с министерствами и ведомствами, непосредственно ответственными и за их решение, достаточно весомой должна быть и роль МИД республики Казахстан. Казахстанская дипломатия не может выполнить эту роль, если не выйдет за рамки решения лишь одного вопроса - способствования внешнеэкономической деятельности республики.

     Четвертой важнейшей внешнеполитический задачей  РК является дальнейшее развитие и  укрепление братских отношений с  центрально-азиатскими странами, государствами, с которыми ее объединяет не только географическое соседство, но и общие исторические судьбы, родство культур, традиций и обычаев.

     Теперь  я назову важнейшие принципы внешней  политики РК:

     1) тесная взаимосвязь внешней политики  с внутренней;

     2) взаимное уважение суверенитета  и независимости государств;

     3) равноправие государств;

     4) принципиальность и гибкость  при отстаивании государственных  интересов, способность к позиционному  маневрированию, отказ от “закостеневших”  стереотипов; 

     5) сбалансированность и многовекторность  внешней политики, прагматичность  при выборе союзников и партнеров;

     6) неделимость, безопасность, то есть  тесная взаимосвязь ее различных  уровней (политической, экономической,  военной, экономической и т.  д.);

     7) достижение баланса между глобальными  региональными, субрегиональными  и национальными подходами в решении проблем мира и безопасности;

     8) Казахстан, как член ООН, проводит  внешнюю политику на основе  принципов международного права;  Казахстан, как участник ОБСЕ, в своей 

     внешнеполитической деятельности опирается на принципы декларации Хельсинского заключительного акта10.

     3.2 Внешнеэкономические  задачи Республики  Казахстан

     Теперь  раскрою внешнеэкономические задачи Казахстана:

     1) поиск рынков для сбыта казахстанской  продукции, учитывая сырьевой  характер экономики, нам нужны  оптимальные пути для экспорта нефти (это стратегическая цель);

     2) Казахстан нуждается в инвестициях  (V - 7,6 млрд., определяет 2 место среди  СНГ по экспорту, после России);

     3) крайне важно для Казахстана  восстановить разрушенные экономические  связи с нашими соседями на постсоветском пространстве;

     4) Казахстану нужен опыт бывших  социалистических стран Европы  и Азии (прежде всего Китая).

     Основные  направления во внешнеполитической деятельности:

     1) укрепление государственности и  независимости РК;

     2) курс на модернизацию политики, создание рыночной экономики;

     3) обеспечение общественной и политической  стабильности, без которой не  может быть развития;

     4) гражданский мир, межнациональное  согласие;

     5) интеграция со странами СНГ  и мировым сообществом. 

     Стратегия внешнеэкономических связей должна складываться из следующих направлений:

     1) “СНГ”. Сохранение и упрочение  экономического союза с Россией,  Украиной, Беларусью, Узбекистаном  и другими государствами Содружества. 

     2) “АТР”. Пекин - Сеул - Токио с  выходом на другие страны Юно-восточной Азии. Это направление представляет собой большое значение как регион передовых технологий, источник кредитов с возможностью крупномасштабных инвестиций, а в перспективе - как рынок сбыта нашей продукции и привлечение рабочей силы для реализации ряда проектов в Казахстане.

     3) “Азиатское”. Особое внимание - Турции как потенциальному рынку  сбыта и одному из примеров  развития рыночной экономики.  Сотрудничество со странами Арабского  Востока и передней Азии для  привлечения инвестиций в экономику.

     4) “Европейское”. Приоритетное значение - Германия, которая больше всех  готова вкладываться в СНГ.  Благодаря наличию значительной  немецкой диаспоры возможно крупномасштабное  сотрудничество с Казахстаном.  Сотрудничество с ЕЭС для получения  технической помощи и кредитов в целях развития инфраструктуры и обучения кадров11.

     5) “Американское”. Главное внимание - США как ведущей экономической  державе мира.

     6) Не менее важным направлением  является сотрудничество Казахстана  с международными экономическими  организациями, такими как Всемирный Банк, специализированные учреждения ООН экономического профиля (ЮНКТАД, ЮНИДО, ИКАО и др.), Генеральное соглашение по торговле и тарифам.

     Попытаюсь раскрыть отношения Казахстана с  НАТО. Сейчас роль НАТО выглядит иным образом, чем раньше. У НАТО и Европейского Сообщества есть интерес в расширении своего влияния на республики бывшего СССР. В свою очередь, эти республики, в том числе Казахстан, заинтересованы в сотрудничестве с НАТО. Такая обоюдная заинтересованность в сотрудничестве оформилась в виде Совета северо-атлантического сотрудничества (ССАС), где Казахстан является одним из его участников. Необходимость такого участия принесет пользу Казахстану, т.к. государства - члены НАТО обязались предоставить Совету накопленный опыт и знания по вопросам оборонного характера. Идя на контакт с НАТО Казахстан делает это не в ущерб военному сотрудничеству с СНГ и двусторонним военным связям. Связи Казахстана и НАТО согласуются с желанием и интересами Казахстана по обеспечению европейской безопасности.

     Казахстан считает необходимым неукоснительное  соблюдение международных принципов, официально зафиксированных в Хельсинском  Заключительном Акте совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе: принципов  нерушимости границ и территориальной целостности государств. Именно это определяет необходимость расширения связей с НАТО и включения в работу Совещания (ныне ОБСЕ), участником которого Казахстан стал как один из правопреемников бывшего СССР12. Как и всем, казахстанцам импонирует широкий спектр задач, обозначенных ЮНЕСКО перед человечеством в среднесрочной стратегии на пороге XXI века: обновление систем образования; содействие продвижению, передаче и распространению знаний; повышение роли культурного наследия и поощрение творчеств; содействие свободному распространению информации и развития коммуникаций; поддержка и укрепление демократических процессов; содействие предупреждению конфликтов и постконфликтному миростроительству. Продолжая тему о сотрудничестве, хотела бы подчеркнуть: важно в полной мере воспользоваться широкими возможностями не только ЮНЕСКО, но и других подразделений ООН: ЭСКАТО, ПРООН, ЮНЕП, ВОЗ13.

 

     

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     В ходе истории бывают случаи, когда  одно государство разделяется на два или более новых, когда  два или более государств объединяются в одно новое, когда на части территории государства создается новое государство, когда одно государство входит в состав другого, когда часть территории одного государства переходит к другому. В этих случаях возникает вопрос о влиянии изменений на международные обязательства, о судьбе  собственности, или, иначе говоря, о правопреемстве.

     Правопреемство - это переход прав и обязанностей в результате смены одного государства  другим в несении ответственности  за международные отношения какой-либо территории.

     В международном праве государство  понимается как единство трех элементов: население, территория, власть. Правопреемство связано с изменениями только одного элемента - территории. Изменение  численности населения или организации  власти таких последствий не порождают.

     Правопреемство - давний институт международного права, который получил

     широкое распространение в международной  практике последних десятилетий. О  нем шла речь в 60 - 70-е годы применительно  к независимым государствам, возникшим  на месте бывших колониальных владений западных государств (около 80).

Информация о работе Юридическая сущность и содержание правопреемства союзных республик и Республики Казахстан после распада СССР