Этноконфессиональная карта Боснии и Герцеговины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 20:21, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в изучении формирования этноконфессионального состава Боснии и Герцеговины в сложных исторических условиях. А также в рассмотрении ключевых исторических событий и конфликтов, многие из которых возникали на религиозной или национально-этнической почве и на данный момент имеют существенный интерес для сопоставления их с текущей сложной ситуацией в Боснии и Герцеговине. Цель работы заключается в изучении влияния западноевропейского и ближневосточного фактора на формирование этноконфессиональной карты Боснии и Герцеговины на протяжении обширного временного периода с древних времен и до конца XIX - начала XX в.

Содержание

Введение 2
Глава 1.Формирование этноконфессиональной картины Боснии с древности до XV в. 5
1.1 Историко-культурное развитие Боснии до 1180 года. 5
1.2 Босния в период укрепления государственности (конец XII – конец XIV вв.) 8
1.3 Вторжение турок на Балканский полуостров 10
Глава 2. Боснийские земли под властью турецкого государства 13
2.1 Особенности влияния османской культуры на раннем этапе нахождения Боснии в составе турецкого государства 13
2.2 Ослабление власти турецкого правительства 15
Глава 3. Европейские державы и ситуация в Боснии и Герцеговине во второй половине XIX – начале XX в. 20
3.1 Первые национально-освободительные движения в Боснии и Герцеговине 20
3.2 Внешнеполитический курс Великобритании на Балканах 21
3.3 Французская внешняя политика на Балканах 24
3.4 Особенности политики Австро-Венгрии на Балканах. Отношение России к ситуации на Балканах 26
Заключение 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 39

Вложенные файлы: 1 файл

наконец-то4.docx

— 73.05 Кб (Скачать файл)

Как мы видим из истории данного региона, формирование неоднородного и пестрого этноконфессионального состава Боснии началось уже с древних времен, как следствие взаимного воздействия различных народов и культур, проживавших на данной территории изначально (например, иллирийцы) и культур народов пришедших на эти земли из других регионов (славяне). Не стоит также забывать о влиянии Восточной и Западной Римских империй, которые захватив данные территории, внесли свой вклад, поспособствовав интенсивному проникновению христианства на эти земли.

Несмотря на многочисленные вторжения и столкновения внутри страны в Средние века Босния достигла наивысшего уровня своего влияния в регионе, а также добилась процветания, ключом к которому являлись богатые месторождения меди, золота и, несомненно, серебра в Сребреннице. На формирование боснийской этноконфессиональной картины в эту эпоху наибольшее влияние оказало мощное соседнее государство – Венгрия, которое не раз претендовало на данные перспективные в экономическом и политическом плане территории. Также стоит отметить и конфликт боснийской церкви и Папского престола, ведь борьба с ересью в Боснии была обоснованием для вторжения венгров с санкции Римской католической церкви. Кроме того Рим не раз направлял миссии монахов доминиканцев и францисканцев для распространения собственного влияния в регионе и установления католических традиций. В XV в. Босния столкнулось с новым соперником, который был намного сильнее привычных соседей страны и представлял совершенно другую культуру. Этим новым соперником стали турки османы, которые в итоге овладели Боснийским государством и уничтожили его.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Боснийские земли под властью турецкого государства

 

2.1  Особенности влияния османской культуры на раннем этапе нахождения Боснии в составе турецкого государства

 

После завоевания турками боснийское население в массовом порядке переходит в ислам. Босния и Албания, где исламизация местного населения была наиболее массовой, становятся теми районами, по которым проходила главная дорога османского продвижения в Европу и возникала наибольшая разряженность местного населения, убегавшего от военных невзгод в труднодоступные или удаленные от театра военных действий местности.18 Это массовое обращение в другую веру, уникальное по своим масштабам, наделило Боснию особым статусом в Османской империи. Территория Боснии была сохранена и расширена за счет ряда хорватских территорий. Мусульманская элита Боснии получила статус наследуемого дворянства.

Боснийский эялет, куда входили Босния и Герцеговина, существенно отличался от других территорий, заселенных славянами в составе Османской Турции. Географически пограничный Боснийский эялет был удален и изолирован  от центра империи труднопроходимыми горами, что обусловило периферийный характер его политического и экономического развития. В экономическом плане Босния и Герцеговина была территорией чисто аграрной, со слабо развитыми городами. Одной из важнейших статей дохода провинции была торговля, преимущественно транзитная, поскольку Босния и Герцеговина была исторически сложившимся перекрестком торговых путей с Запада на Восток.19

Османская феодальная система была навязана Боснии с самого начала. Существовали два вида наделов, которые мог получить дворянин: большим являлся заим, а более мелким тимар. Существовал также и третий, самый большой вид владений, известный как хасс, его получали только самые важные управляющие провинций или члены семьи султана. Система владения тимарами была строго военно-феодальной. Пользование землей зависело от военной службы, и данный надел не мог быть передан по наследству. Держатели таких поместий должны были при необходимости появляться с собственным оружием и лошадьми, когда возникала нужда в проведении военных операций. Кроме того они были обязаны привести с собой дополнительных солдат и содержать их в прямой зависимости от их доходов.20

Землевладельцы часто были на военной службе в течение шести-девяти месяцев в году, однако их пребывание в составе войск не слишком отражалось на принадлежащих им крестьянах (как христианах, так и мусульманах). Крестьяне должны были отдавать от 1/10 до четверти своей продукции, и платить другие мелкие сборы. Они также выполняли некоторые обязательные работы для землевладельца, но в целом такая система была менее обременительной для зависимого населения, нежели в других европейских феодальных системах.21

Религиозный ландшафт Боснии усложнился после того, как мигранты, называвшиеся влахами и считавшие себя православными христианами, поступили на службу пограничными стражниками Османской империи в северо-западной части Боснии. Со временем они стали отождествлять себя с сербами. Кроме того, во время османского правления значительная доля католического населения Герцеговины приняла православие.

Христианская церковь и культура в Боснии и Герцеговине в конце ХVIII — начале XIX в. занимали весьма слабые позиции. Особенно это касалось православной церкви, где иерархи, по большей части греки, назначались Вселенским патриархом и чаще всего сотрудничали с властями. Католическая церковь была представлена орденом францисканцев. Они очень активно открывали монастыри, католические школы при них, поддерживали самые тесные контакты с католиками Хорватии и Славонии, а также Далмации — известного центра католической культуры Средиземноморья22.

 

2.2 Ослабление власти турецкого  правительства

 

В первые десятилетия XIX в. власть султанского правительства настолько ослабла, что фактически Босния и Герцеговина существовала как административно-политическая автономия, хотя и не оформленная юридически. Реформы, которые пытался проводить Селим III, вызывали активное сопротивление. Местные феодалы, в подавляющем своем большинстве мусульмане, усматривали в них ущемление своих прав и своего влияния в административно-политических делах. Кроме того, реформы расценивались ими как уступки христианскому населению. Этот аргумент использовался для вовлечения в борьбу против султанского правительства широких слоев мусульманского населения. На протяжении десяти лет в Боснии и Герцеговине фактически не удалось провести ни одной реформы. Центром оппозиции был город Сараево, главной движущей силой — янычары, которые периодически поднимали восстания. Воспользовавшись противоречиями в среде самих янычар, султан в 1826 г. распустил янычарский корпус. В 1831 г. вспыхнуло крупное восстание, возглавляемое Хусейн-капетаном Градашчевичем — градачацким капетаном, одним из самых богатых феодалов эялета. К движению примкнула большая часть боснийских капетанов и бегов, аянов, улемов, бывших янычар. Лозунгом восставших стала борьба за автономию Боснийского эялета по примеру других земель империи — Египта, Сербии, Греции. Повстанцы требовали: остановить проведение в провинции военной реформы, чтобы не служить в регулярной турецкой армии; сохранить прежнее общественное устройство; предоставить им право выбирать боснийского визиря из своей среды; верховную власть Порты низвести до получения ежегодной дани. Для обеспечения успеха восстания повстанцы связались с албанским правителем Мустафой-пашой Бушати, заручились поддержкой сербского князя Милоша и черногорского владыки Петра II Негоша. Против султанских войск Хусейн выступил в союзе с албанским правителем Бушати, разбил противника и был провозглашен боснийским визирем. Турки вынуждены были признать Хусейна верховным правителем Боснийского эялета. Однако в среде повстанцев начались разногласия. В частности Герцеговина отказалась присоединиться к восставшим. Порта сумела подавить восстание и восстановить султанскую власть. Сам Хусейн Градашчевич бежал в Австрию.

Боснийское восстание начала 30-х гг. XIX в. было типичным для движения феодалов вплоть до 50-х гг. Борьба за автономию не имела здесь характера освободительного движения. Движущей силой были консервативные слои общества, защищавшие свои политические и экономические привилегии. Суть этих выступлений заключалась в неприятии, какого бы то ни было реформирования строя. Прогрессивной чертой движения боснийского беговата была его антиосманская направленность.

С разгромом восстания Хусейна сопротивление реформам в Боснии и Герцеговине не прекратилось. Местные феодалы, опасавшиеся за свои права и земельные владения, ощущали настоятельную необходимость продолжать борьбу за сохранение своих политических и экономических привилегий. Особое недовольство беговата вызывало уменьшение его политической роли и влияния в местных диванах и меджлисах в связи с введением в систему управления института чиновников, назначавшихся Портой. Все это обусловило дальнейшее выступление против реформаторской деятельности турецкого правительства и порождало стремление добиться официального признания Портой широкой автономии пашалыка.

Подавление восстания Хусейна и восстановление власти султана повлекло за собой ряд перемен. В целях ослабления боснийских феодалов Герцеговина была выделена в особый округ. Столицей Боснийского эялета стал город Сараево — крупный торговый и ремесленный центр. Серьезным ударом по беговату со стороны султанской власти была ликвидация капетаний. Их заменили муселимлуки, административные и полицейские функции в которых вверялись государственным служащим — муселимам. Вторая волна сопротивления реформам прокатилась в 40-е гг. — после попыток проведения в жизнь Гюльханейского хатт-и-шерифа 1839 г., провозгласившего равенство всех подданных султана, как мусульман, так и «неверных». Так, в 1846 г. мусульманские аяны в районе Серебренницы под руководством Рустен-бега выступили против боснийского визиря и даже просили помощи княжества Сербии. Однако это выступление также закончилось безрезультатно.

Экономические отношения в боснийских землях не были затронуты реформами, что, в конечном счете, привело к резкому социальному обострению в деревне. Слабая центральная власть не могла защитить крестьян от самовластия землевладельцев. И это, в свою очередь, вызывало бесконечные жалобы местного населения, протесты разных форм, в том числе и вооруженные восстания крестьян. В Боснийском эялете эффективность реформ была крайне низкой, их проведение рождало упорное сопротивление, бунты и восстания феодалов.

Окончательно сломить противоборство боснийско-герцеговинских феодалов султану удалось лишь в начале 50-х гг., прибегнув к самым решительным мерам. В Боснию была направлена большая регулярная армия во главе с Омер-пашою Латасом. Вооруженные отряды бегов были разгромлены. В 1851 г. в Боснии и Герцеговине утвердилась власть центрального правительства.

Эпоха османского владычества оказала мощное влияние на характер всех сторон жизни в Боснии, начиная от политической и социальной, заканчивая культурной и духовной. Турки ввели новую форму феодального землевладения, при которой надел земли выделялся за исполнение военной службы, а также установили объем сборов с местного населения. Кроме того при османском правлении произошла обширная исламизация страны, а элита мусульман в этом районе получила статус наследуемого дворянства.

В дальнейшем религиозный ландшафт данных территорий усложнился, благодаря наличию мигрантов, называвшихся влахами и считавших себя православными христианами. Позже они поступили на службу пограничными стражниками Османской империи в северо-западной части Боснии. Со временем эти мигранты стали отождествлять себя с сербами. Кроме того, во время османского правления значительная доля католического населения Герцеговины приняла православие.

Христианская церковь и культура в Боснии и Герцеговине в конце ХVIII — начале XIX в. находилась в сложном положении. Особенно это касалось православной церкви, где иерархи, по большей части греки, назначались Вселенским патриархом и чаще всего сотрудничали с властями. Католическая церковь была представлена орденом францисканцев. Они очень активно открывали монастыри, католические школы при них, поддерживали самые тесные контакты с католиками Хорватии и Славонии, а также Далмации — известного центра католической культуры Средиземноморья.

К тому моменту как Османская империя стала терять свое могущество Босния ввиду своего окраинного и отчасти изолированного географического положения стала территорией, которую местные феодалы пытались превратить в автономию по примеру Сирийского или Египетского беговата, что зачастую вызывало восстания и их подавления со стороны центра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Европейские державы и ситуация в Боснии и Герцеговине во второй половине XIX – начале XX в.

 

3.1  Первые национально-освободительные движения в Боснии и Герцеговине

 

Еще в начале XIX в. в Боснии и Герцеговине появились первые симптомы зарождения национально-освободительного движения христианского населения, на которое оказывала заметное влияние борьба за освобождение от турецкой власти в Черногории и Сербии. Активную роль в этом движении играли представители местного православного духовенства, пытавшиеся найти поддержку в России. Так, в 1803 г. архимандрит Арсений Гагович, прибыв в Петербург, говорил о том, что «народ герцеговинский» стремится войти в состав России. Эти заявления были увязаны с политическими замыслами черногорского митрополита Петра I Негоша и некоторых сербских деятелей. Заметное влияние на боснийско-герцеговинское население оказало и Первое сербское восстание.

В 30—40-е гг. XIX в. в национальном движении появилось течение, представленное И. Ф. Юкичем, который выдвинул идею «бошняства». Он утверждал, что в Боснии и Герцеговине один народ — «бошняки», который является составной частью иллирийского народа. В 40-е гг. заметное влияние на национально-освободительное движение Боснии и Герцеговины стала оказывать пропаганда идей государственного объединения югославянских народов, начатая правящими кругами Сербского княжества и направляемая И. Гарашаниным. В связи с этим возникло несколько тайных организаций, просуществовавших до начала 70-х гг., которые ставили своей задачей реализацию планов И. Гарашанина.

На протяжении 50—60-х гг. XIX в. периодически вспыхивали восстания христианского населения. Особенно упорными были волнения в Герцеговине под руководством Луки Вукаловича. Другим очагом нараставшего освободительного движения была северо-западная окраина Боснии — Боснийская Крайна, где восстание началось в 1858 г. Во всех движениях выдвигались требования в основном аграрного характера, а также утверждавшие равенство мусульман и христиан в религиозных, имущественных и судебных правах. В адресах и меморандумах выработанных в ходе восстаний, была сформирована идея о необходимости введения административной автономии в пашалыке и присоединения Герцеговины к Черногории. Особенно остро этот вопрос был поставлен Вукаловичем во время восстания 1861—1862 гг. Другой лидер, Мичо Любибратич пытался поднять вооруженный мятеж под лозунгом совместной борьбы христиан и мусульман за социальное освобождение и автономию Боснии, однако оно потерпело поражение23.

В 1867—1868 гг. в ходе подготовки и создания Балканского союза в Боснии и Герцеговине стала активизироваться сербская пропаганда, прилагались большие материальные и политические усилия для организации антитурецкого восстания в эялете. Массовое вооруженное восстание началось летом 1875 г. в Герцеговине, а затем охватило северные и юго-западные области Боснии, послужив причиной возникновения в международных отношениях Европы Восточного кризиса 1875—1878 гг.

 

3.2 Внешнеполитический курс Великобритании на Балканах

 

Крымская война стала сложной военной кампанией для Британской империи. Английский экспедиционный корпус пробыл десять месяцев под Севастополем, так его и не взяв. Во время последнего штурма третьего бастиона 8 сентября 1855г., пишет английский историк Д.Джадд, «наступающие не выдержали огня русских и залегли; люди отказались покинуть парапет. Через несколько минут они повернули назад и бросились к своим линиям, оставив две с половиной тысячи товарищей убитыми и ранеными. Таков был бесславный конец осады»24.

Однако от своих целей – вытеснения России с Балкан и Ближнего Востока, а также установления здесь британского преобладания – Лондон не отказывался.

Информация о работе Этноконфессиональная карта Боснии и Герцеговины