Этнография Восточной Азии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 16:40, контрольная работа

Краткое описание

В странах Восточной Азии материалы по этниеской статистике имеются по Китаю и МНР. В переписях населения Японии содержатся только данные о подданстве.23 По Корее какая-либо этническая статистика отсутствует и численность народов определена приближенно, по оценочным данным различных исследователей.

Китайская Народная Республика — многонациональное государство. Кроме китайцев, на ее территории проживает еще более 50 национальностей, и, хотя их численность составляет лишь 6%) всего населения, они населяют почти три пятых всей территории страны.

Вложенные файлы: 1 файл

Этнография Восточной Азии китай.docx

— 143.65 Кб (Скачать файл)

Начиная с 1980 китайская экономика растёт в среднем на 15 % в год. К концу 1990-х годов темпы экономического роста замедлились до 8 % годовых, но с вступлением КНР во Всемирную торговую организацию в 2001 году приток прямых иностранных инвестиций и расширение экспорта привели к новому ускорению.

По официальным данным, в 2003 ВВП Китая вырос на 10 %, но, по мнению экспертов, в действительности прирост ВВП мог достигать 10-12 %. Рост объёма внешней торговли в 2005 году составил 23 %.

 

ВВП Китая

На 2005 год 80 % китайских заграничных инвестиций сосредоточено в Азии[17].

Построение рыночной экономики осуществляется в Китае под руководством Коммунистической партии на основе пятилетних планов. Экономика сохраняет свою многоукладность. При высокой доле иностранных инвестиций почти 80 % всех иностранных инвесторов в экономику КНР — это этнические китайцы (хуацяо), проживающие за рубежом. К 2020 г. Китай должен догнать США по разным оценкам в период 2015—2021 годов[18][19][20][21][22] и даже стать крупнее США в три раза к 2040[23]. Есть и скептики, полагающие, что этого не случится[24].

Китай в начале XXI века является первой мировой индустриальной сверхдержавой по объёмам промышленного производства, а также космической и ядерной державой.

Китай лидирует в мире по многим позициям добычи полезных ископаемых (угля, железных, марганцевых, свинцово-цинковых, сурьмяных и вольфрамовых руд, а также древесины) и в значительных масштабах добывает другие (нефть, газ, редкоземельных металлов, уран). Китай является крупнейшим в мире производителем абсолютного большинства видов промышленной продукции. КНР является крупнейшим мировым автопроизводителем, ежегодно выпускающим автомобилей больше, чем бывшие лидеры США и Япония вместе взятые.

 

Деловой центр Шанхая

Производство идущего в основном на собственное строительство цемента в Китае превышает США в 80 раз. Вместо США, Китай стал мировым лидером по числу построенных и строящихся небоскрёбов. В 2013 году в Чанше ожидается строительство по освоенной скоростной технологии нового самого высокого в мире 838-метрового 220-этажного небоскрёба «Небесный Город» (Sky City).

Располагая многопрофильной космонавтикой, с 2003 года Китай стал третьей в мире космической сверхдержавой, самостоятельно проводящей пилотируемые полёты. С 2010 года, уступая только России, Китай ежегодно производит больше космических запусков, чем США. Китайский ВПК производит все виды оружия, включая ядерное и термоядерное, подводные лодки атомные и с баллистическими ракетами, межконтинентальные баллистические ракеты. Китай достроил купленный на Украине авианосец и заложил строительство ещё нескольких авианосцев.

Ярким показателем экономического роста страны является потребление энергоносителей. Так, например, потребление нефти в Китае за 40 лет с начала 1960-х увеличилось более чем в 25 раз, составив в 2005 году, по данным Государственного статистического управления КНР, 300 млн тонн. По данным ОПЕК, в 2005 году Китай потреблял 6,5 млн баррелей нефти в день. Собственная добыча КНР составляет около 170 млн тонн в год. В Китае отсутствует ресурсная база, которая могла бы позволить рассчитывать на увеличение добычи нефти, что приводит к постепенному увеличению зависимости от импорта. Учитывая продолжающийся экономический рост, по прогнозам китайских специалистов, к 2020 году потребность страны в импорте нефти достигнет 450 млн тонн. К 2025 году по прогнозам объём потребления нефти в КНР составит 710 млн тонн в год.

Нефтяные компании Китая, такие как Sinopec, ищут возможность доступа к месторождениям нефти и газа за пределами КНР, например в России, Казахстане, странах Африки[25] и Латинской Америки.

Потребление природного газа КНР в 2005 году составило 50 млрд куб. м. Согласно прогнозам, к 2020 году потребление газа вырастет примерно до 200 млрд куб. м.

Китай догнал США по производству и потреблению электроэнергии. Имеет одни из крупнейших в мире ГЭС, а также большую программу строительства АЭС. При этом некоторые районы Северного и Южного Китая страдают от нехватки электроэнергии.

Китай последовательно проводит курс на базовую продовольственную самодостаточность страны, удерживая ее в основном на уровне выше 90 %, что способствует успешному решению проблем продовольственной безопасности в стране, которая кормит почти одну пятую населения земли при использовании менее 9 % мировых пахотных земель (см. #Сельское хозяйство)[26].

Не последнюю роль в развитии Китая сыграло наличие свободных экономических зон. В настоящее время в КНР действуют 4 специальные экономические зоны (регионы) — Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь, 14 зон свободной (беспошлинной) торговли, 53 зоны высоких и новых технологий (в том числе крупную и современную собственную «силиконовую долину»), более 70 научно-технических зон для специалистов, получивших образование за границей, 38 зон переработки продукции, ориентированной на экспорт.

В качестве примера можно привести данные по региону Шэньчжэнь, который первым получил официальный статус свободной экономической зоны в августе 1980 года. ОЭР Шэньчжэнь — самая быстро развивающаяся зона: в 1979—2008 годах средний ежегодный рост его ВВП составил 31,2 %[27]. Город является первым в Китае по объёмам внешней торговли.

Три из четырёх китайских Специальных Экономических Зон (СЭЗ) — Шэньчжэнь, Чжухай и Шаньтоу — находятся в провинции Гуандун. Отчасти благодаря этому, провинция Гуандун занимает ведущее место на материковом Китае по производству электронной, текстильной, пищевой, фармацевтической продукции и лидирует в сфере производства бытовой техники.

В провинции находятся сборочные заводы таких гигантов, как Nissan, Honda и Toyota; в нефтяной и нефтехимической отрасли провинции доминирует китайская корпорация Sinopec; среди производителей электроники можно выделить китайские корпорации BBK Electronics, TCL; в регионе также расположено производство Guangzhou Pharmaceutical (GP) — одной из крупнейших аптечных сетей в Китае и проч.

По объёму ВВП, рассчитанному по покупательной способности валют, Китай занимает в настоящее время второе место в мире после США[28]. Резко возросли валютные резервы.

Прибрежные провинции на востоке страны в большей степени индустриализированы, в то время как население многих внутренних регионов КНР живёт беднее. Одним из самых бедных регионов страны является Тибет.

В втором квартале 2013 года рост ВВП КНР показал 7,5 % — это один из самых высоких показателей среди других стран.

В начале XXI века, несмотря на экономический рост, Китай столкнулся с рядом серьёзных экономических, экологических и социальных проблем: увеличился разрыв в доходах между богатыми и бедными; выросла разница в развитии села и города, западных и восточных, особенно прибрежных, районов; увеличилась безработица, в некоторых районах оказалась отравлена земля, почва и гидросфера. В Китае нарастают уличные протесты[29].

Согласно соцопросу (окт. 2013) почти три четвёртых китайской общественности считают, что в ближайшее десятилетие разрыв между богатыми и бедными будет увеличиваться, и лишь почти каждый десятый из опрошенных — что ситуация улучшится и будет сформировансредний класс[30].

Интересно, что экономика Китая является наиболее популярной среди россиян (американская - на втором месте)[31].

Финансовая система[править | править исходный текст]

 

Карта стран по резервам иностранной валюты и золота минус внешней задолженности на основе данных 2010 года из ЦРУ Factbook

Китай обладает одной из важнейших мировых валют. Имеет половину мировых валютных резервов.

Банковская система Китая состоит из Центрального банка, «политических» (то есть некоммерческих) банков, государственных коммерческих банков, акционерных банков, городских коммерческих банков и небанковских финансовых учреждений в лице городских и сельских кредитных кооперативов, а также инвестиционных траст-компаний.

Юань[править | править исходный текст]

Основная статья: Китайский юань

Денежная единица Китая — Юань (кит. упр. 元, пиньинь: yuán).

В китайском языке «юанем» называют базовую единицу любой валюты, например, доллар США — это «мэй юань». Но в международном контексте это слово обозначает юань КНР — или, реже, одну из других валют китайскоязычных государств (регионов) — тайваньский доллар, гонконгский доллар и Макаоскую патаку.

Юань КНР — базовая единица китайской денежной системы жэньминьби («народные деньги» — в латинском (пиньиньском) написании Renminbi (RMB)). Международное обозначение валюты по ISO 4217 — CNY.

Один юань делится на 10 цзяо, которые, в свою очередь, делятся на 10 фэней (фэнь практически вышел из обращения). Например, сумма в 3,14 юаня произносится как 3 юань 1 цзяо 4 фэня. Слова цзяо и фэнь также обозначают десятичные приставки 10−1 и 10−2соответственно.

В разговорной речи при обозначении цены вместо слова «юань» также употребляется слово «куай», а вместо «цзяо» — «мао».

Юани имеют хождение в виде бумажных купюр и монет. Кроме того, в обороте существуют купюры как нового, так и старого образца.

С 1994 китайские власти законсервировали курс юаня на уровне $1/8,28 юаня. В последнее время, однако, Китай находился под нарастающим давлением со стороны стран ЕС, Японии и особенно США, настаивавших на либерализации курса юаня. По их мнению, курс юаня занижен и в результате китайские товары получают дополнительное конкурентное преимущество. Пассивное сальдо США в торговле с Китаем составило $162 млрд в 2004, а в I квартале 2005 увеличилось ещё на 40 % по отношению к аналогичному прошлогоднему периоду.

21 июля 2005 Китай отказался от привязки юаня к доллару и поднял курс национальной валюты на 2 %. Курс юаня теперь будет определяться исходя из его отношения к бивалютной корзине.

По мнению китайских экспертов, привязка к корзине валют сделает курс юаня более чутким к мировой экономической конъюнктуре, но при этом не создаст угрозы устойчивости финансовой системы страны.

Внешняя торговля[править | править исходный текст]

Товары с пометкой «сделано в Китае» ныне можно встретить по всему миру, страна в XXI веке стала «мировой фабрикой». Крупнейший в мире экспортёр, Китай первенствует по объёму экспорта свыше 100 видов продукции. В Китае выпускается более 50 % продаваемых в мире фотоаппаратов, 30 % кондиционеров, 25 % стиральных машин и примерно 20 % холодильников.

Кроме того, согласно таможенной статистике, Китай уже много лет подряд является первым экспортёром текстильных изделий, одежды, обуви, часов, велосипедов, швейных машин и других видов трудоёмкой продукции. С 1989 года среднегодовой прирост импортной и экспортной торговли Китая составляет 15 %.

Ключевой экспортный рынок для Китая — США, торговые связи двух стран чрезвычайно сильны. Основные статьи экспорта из КНР в США: электрооборудование, одежда и обувь, товары народного потребления, мебель. Китай также стал крупнейшим игроком на рынках Европы и России.

Объём внешней торговли к 2004 году превысил 850 млрд долл.

Транспорт в Китае[править | править исходный текст]

Железнодорожная сеть Китая (China Railways)

Основная статья: Транспорт в Китайской Народной Республике

Протяжённость автодорог (включая сельские) составляет 3,5 млн км. Общая длина современных многополосных автострад на конец 2006 года составляла 45,3 тыс. км (в 2006 году было построено 4,3 тыс. км автострад, в 2007 году планируется ввести 5 тыс. км).

Протяжённость железнодорожной сети China Railways составляла на конец 2006 года 76,6 тыс. км (в 2006 году прирост составил 1,2 тыс. км)[33]. В 2006 году была введена в строй самая высокогорная железная дорогав Тибете (до 5072 м над уровнем моря) стоимостью $4,2 млрд. В Китае крупнейшая в мире сеть скоростных и высокоскоростных железных дорог, превышающая таковые в Японии и Европе вместе взятые. КНР обладает первой и крупнейшей в мире высокоскоростной регулярной линией маглева и имеет наибольшее в мире количество действующих, а также строящихся и планируемых метрополитенов (около пяти десятков).

Высокоскоростные железные дороги Китая - скоростные и высокоскоростные дороги Китая включают: модернизированные обычные железнодорожные линии, новые линии, построенные специально для движения высокоскоростных поездов, а также первые в мире коммерческие линии для движения поездов на магнитной подушке.

 

Высокоскоростные поезда модель CRH-380A

По состоянию на сентября 2013 г. общая протяженность таких дорог в КНР составила более 10463 км (1-ое место в мире по длине), с максимальной скоростью движения поездов 380 км/ч. В настоящее время в Китае наблюдается бум высокоскоростного железнодорожного строительства. При поддержке государства и благодаря специальным мерам стимулирования ожидается, что к концу 12-го пятилетнего плана в 2015 году суммарная протяженность высокоскоростной железнодорожной сети достигнет 18000 км.

В технологическом плане организация высокоскоростного железнодорожного сообщения происходит за счет соглашений по передаче технологий от зарекомендовавших себя зарубежных производителей таких как Бомбардье, Алстом, и Кавасаки. Перенимая зарубежные технологии Китай стремится на основе их сделать собственные разработки. Примером является разработки поездов серии CRH-380A, на котором установлен рекорд, для высокоскоростных дорог Китая, около 500 км/ч, произведенных в Китае и развивающих скорость свыше 380 км/ч и с 2010 г. находящихся в стадии эксплуатации. Также сообщается, что новый поезд Пекин — Шанхай будет разработан китайской компанией Шагун Рейл Виклз и пущен до 2012 г.

Водный транспорт включает в себя морские внешнеторговые и внутренние перевозки, а также грузоперевозки по наиболее крупным внутренним рекам. Водный транспорт сосредоточен на юго-восточном приморье и южных районах. Его доля в общем грузообороте поднялась с 42 процентов в 1980 году до 53,2 процента в 2001 году. Общая протяжённость внутренних рек Китая превышает 110 тыс. км, а общая протяжённость судоходных фарватеров — 7,8 тыс. км.

Воздушный транспорт. До конца XX века полёт на самолёте был у китайцев признаком положения и богатства. Сейчас частота рейсов между городами все больше растет. Так, из Пекина в Шанхай ежедневно более 40 рейсов. В 2001 году в Китае насчитывалось уже 143 гражданских аэропорта и 1143 авиалинии.

Связь в Китае[править | править исходный текст]

Уровень телефонизации Китая в 1991 году составлял лишь 1,29 %, а в 2002 году он уже достиг 30 %. К концу января 2013 года абонентов проводной связи 280 млн и является самым большим в мире.

Мобильная связь. Число абонентов мобильной телефонной связи, составлявшее в 1990 году лишь 18 тыс., к концу января 2013 года поднялось до 1,12 млрд, став наивысшим в мире.

Сельское хозяйство[править | править исходный текст]

Главные виды сельхозпродукции. С 90-х годов XX века Китай занимает первое место в мире по производству зерновых, мяса, хлопка, семян рапса, фруктов, листового табака, второе — по производству чая и шерсти и третье либо четвёртое по производству соевых бобов, сахарного тростника и джута. Однако в среднедушевом расчёте объём продукции невелик.

Информация о работе Этнография Восточной Азии