Этнический состав населения России – Славянские народы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 07:28, реферат

Краткое описание

Этнос – это устойчивый и в то же время динамичный, возникший естественно – историческим путем межпоколенный социальный организм, обладающий рядом этнических признаков: этническая территория, язык, общность экономической жизни и т.д.
В России насчитывается более 130 народов. Каждый народ отличается укладом жизни, обычаями, историческими традициями, культурой, трудовыми навыками.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3 стр.
1.Праславяне на рубеже I тысячелетия н. э. ..………….……………………..4 стр.
2.Обычаи славян ………………………………………...……………………7 стр.
3.Религиозные верования древних славян
3.1. Язычество …………………………………………………………….9 стр.
3.2. Принятие христианства …………………………………………….10 стр.
4.Последствия принятия христианства
4.1. Политические и экономические последствия …………………….12 стр.
4.2. Культурные последствия …………………………………………...13 стр.
5. Три ветви христианства ……………………………………………………14 стр.
6. Заключение …………………………………………………………………18 стр.
Список источников …………………………………………………………...20 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 48.93 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Челябинский государственный университет

 

 

Кафедра всеобщей истории

 

 

 

 

Реферат

На тему: Этнический состав населения России – Славянские народы.

 

 

 

                       Выполнил: гр. УПЗС 101,Федько Анна 

Проверил: Шиманский Е.О.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2014 г.

 

Содержание

 

 Введение………………………………………………………………………3 стр.

1.Праславяне на рубеже I тысячелетия н. э. ..………….……………………..4 стр.

2.Обычаи славян ………………………………………...……………………7 стр.

3.Религиозные верования древних славян

3.1. Язычество …………………………………………………………….9 стр.

3.2. Принятие христианства …………………………………………….10 стр.

4.Последствия принятия христианства

4.1. Политические и экономические  последствия …………………….12 стр.

4.2. Культурные последствия …………………………………………...13 стр.

5. Три  ветви христианства ……………………………………………………14 стр.

6. Заключение …………………………………………………………………18 стр.

Список источников …………………………………………………………...20 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Россия как никакая страна отличается от остальных благодаря своим совершенно уникальным географическим характеристикам, главной из которых является огромная территория (9000 км протяжённость с запада на восток и 2000 - с севера на юг). Этим обусловлены очень многие особенности и в географии, и в экономике, и в геополитике страны.

В силу своего расположения, на стыке двух континентов, Россия соприкасалась с самыми разными культурами, и необходимость существования на стыке цивилизаций Европы и Азии привела к формированию неповторимого национального менталитета и единственной в своем роде культуры, обусловило особый путь развития русского народа. Естественно, сосуществование это не всегда было мирным. В течение многих веков страна была вынуждена вести борьбу то с кочевниками на юге, то с западными соседями, и этот факт имел решающее значение для российской истории.

Этнос – это устойчивый и в то же время динамичный, возникший естественно – историческим путем межпоколенный социальный организм, обладающий рядом этнических признаков: этническая территория, язык, общность экономической жизни и т.д.

В России насчитывается более 130 народов. Каждый народ отличается укладом жизни, обычаями, историческими традициями, культурой, трудовыми навыками.

Объектом исследования моего реферата являются Славянские народы. При написании реферата были поставлены следующие задачи: изучение истории появления славянских народов, определить места проживания, выяснить религиозную принадлежность славян.

 

 

 

 

1. ПРАСЛАВЯНЕ НА РУБЕЖЕ  I ТЫСЯЧИЛЕТИЯ Н. Э.

Предки славян (в научной литературе их называют праславяне) жили к востоку от германцев: от Эльбы и Одера до Донца, Оки и Верхней Волги; от Балтийского Поморья до среднего и нижнего течения Дуная и Черного моря. Первые письменные свидетельства (I–IV века) о славянах мы находим у греческих, римских, арабских, сирийских и византийских историков (I–VI века н. э.).  Античные авторы упоминают славян под именами антов, венедов, склавинов. Византийский историк VI века Прокопий Кесарийский дал следующую характеристику славянам: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве [демократии], и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим.… Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды.… У тех и других один и тот же язык.… И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же» (Прокопий из Кесарии.  Война с готами.  М., 1950). В VI веке н.  э.  славяне совершают военные походы против Византийской империи.

Походы на Византию способствовали обогащению племенной верхушки славян, что ускоряло распад первобытно-общинного строя.  В этот период из единой славянской общности выделяется восточнославянская ветвь.  В источниках отмечается 3 центра объединения восточнославянских племен: Куяба (Куява), Славия, Артания. Крупные племенные объединения восточных славян Куяба (Куява) — область вокруг Киева (арабский источник — Истархи).  Славия занимала территорию в районе озера Ильмень.  Ее центром был Новгород.  Местоположение Артании точно не установлено.  Летописи донесли до нас предание о княжении в Куябе (Куяве) в Среднем Поднепровье братьев Кия, Щека и Хорива и сестры Лыбеди, которые основали город Киев. Самая известная древнерусская летопись «Повесть временных лет» (составленная, как полагают, в XII веке монахом Киево-Печерского монастыря Нестором) дает описание каждого племенного союза славян с указанием места его расселения. Племенной союз мог включать в себя 100–200 отдельных племен (Повесть временных лет: Текст, перевод и ст.  Д.  С. Лихачева и Б. А.  Романова.  М.; Л., 1950.  Ч.  1–2).По среднему течению Днепра, т.  е.  в районе города Киева, жили поляне; южнее полян — уличи; к северу от полян, по левому берегу Днепра и по Десне,— северяне; по верхнему течению Днепра и по Западной Двине — кривичи; по берегам Припяти — древляне; к северу от Припяти до Западной Двины — дреговичи; по рекам Оке и Москве — вятичи; в междуречье Днепра и Десны — радимичи; вокруг озера Ильмень — ильменские славяне (словене).

Летописец показывает наиболее развитыми и культурными племя полян. 

К северу от полян образовалась своеобразная граница, за которой племена жили «зверинским образом».  По данным летописца, земля полян также носила название Русь (от названия реки Рось). Это лишь одно из возможных объяснений термина «Русь». Соседями восточных славян на западе были прибалтийские народы, западные славяне (поляки, словаки, чехи) и венгры (IX век); на востоке — волжские булгары и многочисленные угро-финские племена (мордва, марийцы, меря, мурома); на юге — печенеги и хазары.  

Основным занятием восточных славян было земледелие.  Это подтверждается археологическими раскопками, обнаружившими семена злаков (рожь, пшеница, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, свекла, морковь, редька). Выращивались и технические культуры (лен, конопля). О том, что земледелие было основным занятием восточных славян, свидетельствуют и многочисленные названия хлебных изделий в лексике: коврига, калач, пироги.  Человек в те времена отождествлял жизнь с пашней и хлебом, отсюда и название зерновых культур — жито. На севере, в районе густых таежных лесов, господствующей системой земледелия была подсечно-огневая.  В первый год деревья подрубали, и они засыхали, оставаясь на корню. На второй год их сжигали и в золу сеяли зерно.  Два-три года участок давал довольно высокий урожай, потом земля истощалась и приходилось переходить на новый участок.

Основными орудиями труда были: топор-мотыга, заступ и борона-суковатка.  Серпами жали хлеба.  Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами. В южных районах ведущей системой земледелия был перелог.  Здесь было много плодородных земель, и участки земли засевали в течение двух-трех и более лет.  С истощением почвы переходили («перекладывались») на новые участки.  Основные орудия труда: рало, а впоследствии — деревянный плуг с железным лемехом. С земледелием тесно было связано скотоводство.  Славяне разводили свиней, коров, овец, коз. В начале I тысячелетия н.  э.  славяне жили родовыми общинами.  Трудоемкие

работы мог выполнять только большой коллектив.  В его задачу входило также следить за правильным распределением и использованием земли, поэтому большую роль в жизни древнерусской деревни приобрела община — мир, вервь (от слова «веревка», которой измеряли землю при разделах).

Развитие земледелия, появление избыточного продукта дало возможность отдельной семье обеспечивать самостоятельное существование.  На смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община.  Каждая община владела определенной территорией, на которой проживало несколько семей.  Все владения общины делились на общественные и личные.  Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника.  В общем пользовании находились земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья и т.  п. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями.  Единство соседской общины поддерживалось не кровными, а хозяйственными связями. К моменту возникновения Древнерусского государства на его территории было уже несколько больших городов. Среди них Киев (легендарное летописное свидетельство о его основании восходит к VI веку), Новгород, Чернигов, Суздаль, Муром, Смоленск и др.

Город, как правило, возникал на холме, на месте слияния двух рек, т.  к.  это обеспечивало надежную защиту от нападения врагов.  В большинстве случаев города строились на торговых путях.  Одним из важнейших торговых путей того времени был путь «изваряг в греки» через Западную Двину и Волхов — суда через систему волоков перетаскивались в Днепр, доходили до Черного моря и далее, вдоль морского берега, до Византии.  Полностью этот путь сложился в IX веке.

Общественный строй.

Во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья из племенной знати.  Князей окружала бывшая родовая знать — «нарочитые люди», «лучшие мужи».  Важнейшие вопросы решались на народных собраниях — вечевых сходах.  Существовало общеплеменное ополчение (полк, тысяча, разделенная на сотни).  Во главе их стояли тысяцкие, сотские.  Постепенно вокруг князя складывается особая организация профессиональных воинов — дружина.  Дружина делилась на старшую (послы, управители), и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство.

 

2.ОБЫЧАИ СЛАВЯН

Из «Повести временных лет»

Племена славян многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, охраняют их.

Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства) определённым временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там на положении свободных?

У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы.

Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.

Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озёр, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую.

Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуют (засадами), внезапными атаками, хитростями, и днём и ночью.

Опытны они также в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые из числа остающихся дома, будучи застигнуты внезапным нападением, погружаются в пучины вод. При этом они держат во рту специально изготовленные выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лёжа навзничь на дне (реки), дышат с помощью их; и это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их (присутствии), а если случится, что камыши бывают видны снаружи, неопытные люди считают их за растущие в воде, лица же, знакомые (с этой уловкой) и распознающие камыши по обрезу и (занимаемому им) положению, вырывают камыши и тем самым заставляют (лежащих) вынырнуть из воды, так как они уже не в состоянии дольше оставаться в воде.

Не имея над собой главы и враждуя друг с другом, они не признают военного строя, не способны сражаться в правильной битве, показываться на открытых и ровных местах. Если и случится, что они отважились идти на бой, то они во время его с криком слегка продвигаются вперёд, и если противники не выдержат их крика, то они сильно наступают; в противном случае обращаются в бегство. Имея большую помощь в лесах, они направляются к ним, так как среди теснин они умеют отлично сражаться. Но нападения на славян следует производить главным образом в зимнее время; тогда деревья стоят обнажёнными и за ними нельзя скрываться с таким удобством, как летом.

 

3. РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

3.1. ЯЗЫЧЕСТВО

Восточные славяне были язычниками: поклонялись явлениям природы и культу предков.  У древних славян не было ни храмов, ни особого сословия жрецов, но были отдельные волхвы, кудесники, которые почитались служителями богов и толкователями их воли. Главные боги славянского Олимпа: Даждьбог (у некоторых племен Хорес) — Бог солнца; Перун — бог грома, молнии, войны; Стрибог — бог ветра; Волос, или Велес,— покровитель скотоводства.  Небо иногда называлось Сварогом (и поэтому Даждьбог был «сварожичем», т. е.  сыном неба); мать Земля-сырая тоже почиталась как божество.  Богиня земли и плодородия — Мокошь.  Восточные славяне верили, что в лесах живут лешие, в реках — водяные.  Важное место в религии древних славян занимал культ предков.  При погребении князя вместе с ним сжигали коня и одну из его жен или рабыню.  В честь умершего устраивали пир-тризну и военные состязания. У славян существовал годовой цикл земледельческих праздников в честь Солнца и смены времен года.

 Язычникам были известны  многие виды искусств. Они занимались  живописью, скульптурой, музыкой, развивали  ремёсла. Здесь важную роль в  изучении культуры и быта играют  археологические исследования. Раскопки  на территориях древних городов  показывают всё разнообразие  быта в городской жизни. Множество  найденных кладов и вскрытые  могильники донесли до нас  предметы домашней утвари и  ювелирные украшения. Обилие женских  украшений в найденных кладах, сделало доступным изучение ремёсел. На диадемах, серьгах древние  ювелиры отразили свои представления  о мире, с помощью витиеватого  растительного орнамента они  могли рассказать о смене времён  года, о жизни языческих богов  и других событиях. Неведомые  звери, русалки, грифоны занимали  воображение тогдашних художников.

 Большое значение язычники  придавали одежде. Она несла не  только функциональную нагрузку, но и некоторую обрядность. Одежда -украшалась изображениями берегинь, рожаницами, символами солнца, земли и отражала многояростность мира. Верхний ярус, небо сопоставлялось с головным убором, земле соответствовала обувь и т. д.

Информация о работе Этнический состав населения России – Славянские народы