Этапы закрепощения русского крестьянства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 15:48, контрольная работа

Краткое описание

На протяжении IX-XI вв. в Киевской Руси был постепенно создан княжеский административно-судебный аппарат. Во главе государства стоял великий Киевский князь. Он правил государством с помощью своих сыновей, братьев и других близких родственников, которым давал в управление разные районы государства и города – уделы. Родственники великого князя были его соправителями и первоначально не были собственниками той земли или города, управление которыми им поручил великий князь.

Содержание

1. Категории феодально-зависимого населения Киевской Руси.
2. Феодальное хозяйство XIV – XVI вв. Судебники 1497 и 1550 гг.
3. Усиление крепостнического гнёта и развитие крепостного права в XVII в. Окончательное закрепощение крестьянства.

Вложенные файлы: 1 файл

история сх.docx

— 34.71 Кб (Скачать файл)

ЭТАПЫ ЗАКРЕПОЩЕНИЯ РУССКОГО КРЕСТЬЯНСТВА.

 

План:

  1. Категории феодально-зависимого населения Киевской Руси.
  2. Феодальное хозяйство XIV – XVI вв. Судебники 1497 и 1550 гг.
  3. Усиление крепостнического гнёта и развитие крепостного права в XVII в. Окончательное закрепощение крестьянства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Категории феодально-зависимого населения Киевской Руси

На протяжении IX-XI вв. в Киевской Руси был постепенно создан княжеский административно-судебный аппарат. Во главе государства стоял  великий Киевский князь. Он правил государством с помощью своих сыновей, братьев  и других близких родственников, которым давал в управление разные районы государства и города –  уделы. Родственники великого князя  были его соправителями и первоначально  не были собственниками той земли  или города, управление которыми им поручил великий князь. Однако с  течением времени эти земли постепенно закреплялись за отдельными представителями  великокняжеского рода, хотя великий  князь мог отобрать их или заменить другими.

Уделы были разных размеров, давали большей или меньший  доход в зависимости от занятий  населения, могли быть более престижными  и менее престижными. Неудивительно, поэтому, что между удельными  князьями вскоре завязывается борьба за право обладания тем или  другим уделом. В больших по размерам уделах для управления отдельными областями  удельный князь назначал посадников.  

В те районы страны, которые не достались никому из родственников, посадников назначал великий князь. Посадник, как и князья, был на управляемой им территории административной и судебной властью. Для сбора  пошлин, розыска преступников, наблюдения за порядком и других судебных и  полицейских дел князья и посадники  имели помощников – вирников, данщиков, детских, отроков. По сути, это были мелкие чиновники. Весь этот аппарат нужен был для управления населением страны, которое было объединено в общины - верви (появляется и другое название общины - мир).

Община-вервь  обладала определенной территорией, обычно она объединяла жителей одной  большой деревни или села, но иногда и жителей нескольких сел и  деревень. Свободные общинники –  смерды –вели самостоятельное хозяйство, владели земельным наделом (ролью), лошадью и другим имуществом. За тяжкие преступления (убийство, разбой), совершенные на ее территории, община несла коллективную ответственность – платила штраф и обязана была организовать поимку преступников. За выплату государственного налога (дани) община отвечала круговой порукой. Она ведала вопросами заключения и расторжения брака, сама решала дела об имущественных отношениях между общинниками. Член общины имел право на материальную помощь от общины.

Общины обсуждали  и решали местные дела на своих  сходках - вече и имели своих выборных представителей - старост, «добрых людей», которые представляли общину перед  княжеской администрацией и защищали перед ней интересы общины.

Однако на протяжении IX - XI вв. бывшая раньше традиционной практика обсуждения всех важных государственных  вопросов на вече  постепенно была ликвидирована. Народное самоуправление сохранилось  только внутри общины - верви и в  отдельных крупных городах (Псков, Новгород). Тем самым свободное  население Киевской Руси было лишено права участвовать в политическом управлении государством, то есть его  политические права были существенно  ограничены.

Одновременно  с процессом ограничения политических прав шел процесс формирования зависимого населения Киевской Руси. В VI - VIII вв. среди свободных общинников на Руси были рабы-пленники. Сохраняется рабство и в IX - XI вв. Рабов в этот период называют челядью (единственное число - челядин). По-видимому, этот же термин для обозначения рабов применялся и в более ранний период, однако у нас нет об этом достоверных сведений. Челядь – это рабы-пленники. Но если в VI - VIII вв. пленниками могли быть только представители других племен, то теперь это и жители соседних княжеств, захваченные в плен в результате междоусобиц удельных князей. Термином челядин называли всех пленников, независимо от того, какое общественное положение они занимали до плена (то есть смерд и боярин, попавшие в плен - челядь). Челядь использовали на различных работах в хозяйстве князей, челядина можно было продать или выкупить.

В XI веке для обозначения  рабского состояния человека начинает применяться еще один термин - «холоп». Холопы - это рабы-соплеменники. Появляется эта категория зависимых людей  в процессе княжеских междоусобных войн. Первоначально источником холопства  была самопродажа за очень небольшую сумму при свидетелях, женитьба свободного на рабыне без составления специального договора (ряда) о сохранении его свободы, либо поступление к господину (князю, боярину) на службу в качестве управляющего хозяйством (тиуна дворского) без ряда (если составлялся договор, то тиун оставался свободным).

Почему же человек  продавался в холопы, ведь холопство  лишало его всяких прав, он переходил  в собственность господина вместе с принадлежащий ему землей, скотом, сельскохозяйственным инвентарем? Если он продолжал заниматься земледелием - то вся выращенная им продукция поступала в распоряжение господина. Холопы были бесправными - они не могли быть свидетелями в суде, если господин убивал холопа, то не нес за это никакого наказания. Так почему же источником холопства первоначально была самопродажа? Потому, что взамен свободы холопство давало гарантии жизни, защиту от насилия со стороны князя, бояр или других «сильных людей». Холопом распоряжался только его господин, никто другой, даже князь, не мог распоряжаться чужим холопом. Купив человека в холопы, господин обязан был защищать его жизнь и имущество (ставшее теперь собственностью господина) от посягательств со стороны. По-видимому, в холопы продавался человек, вконец измученный постоянным вытаптыванием, сжиганием урожая на его наделе в результате беспрерывных военных действий между князьями. Судьба холопа зависела от господина; вероятно, тот, кто сам продавался в холопы, продавался господину «доброму», а не «злому». Таким образом, челядь и холопы в древнерусском государстве занимали самое низкое общественное положение и были лично зависимы от господина.

Как было указано  выше, в ряде случаев человек становился холопом, если не заключал с господином определенный договор-ряд. Если же такой  договор заключался, то человек становился рядовичем. Рядович - это лично свободный человек, о чем-то договорившийся с господином. Древнейший русский сборник законов - «Русская правда» - дает нам представление о некоторых конкретных случаях, при которых заключался ряд. Это уже упоминавшаяся женитьба на рабыне и переход в тиуны с условием сохранения личной свободы; это ссуда денег под проценты; это передача меда или зерна с условием возвращения долга в увеличенном размере. Скорее всего, на Руси и некоторые другие условия, не попавшие в «Русскую правду», ставили человека в определенную зависимость от господина, но сведений о них у нас пока нет. В конце XI века появляется на Руси еще одна категория зависимого населения – закупы, которая достигла большого распространения в следующем хронологическом периоде - в XII  - XIII вв. Закуп – это неграмотный человек, который взял купу (ссуду). Так как он не может составить ряд о взятии ссуды, то условия ее определяет государство. Дается купа на определенный срок. Ее можно взять деньгами, зерном или другими продуктами. Однако возвращается купа не тем, что закуп брал в долг, а работой закупа на земле господина в увеличенном размере (то есть на сумму купы начисляются проценты и закуп должен отработать сумму с процентами).                                                                                                              Итак, в IX - XI вв. в Киевской Руси значительного развития достигли производительные силы в сельском хозяйстве. Наряду с основным земледельческим орудием - ралом - появляются соха и плуг, значительно расширяется ассортимент огородных и полевых культур, появляется садоводство, развиваются скотоводство и птицеводство. На место родовой территориальной общины приходит соседская община - вервь.

Для периода IX- XI вв. характерны 4 основных формы землевладения:

1) общинное

2) посилье

3) государственное

4) владельческое  (вотчинное).

По мере развития государственного и владельческого землевладения появляются различные  категории зависимого населения - челядь, холопы, рядовичи, закупы. Одновременно свободное население вообще - люди (единственное число - людин) и свободное сельское население - смерды постепенно лишается права участвовать в политическом управлении государством. Все эти изменения свидетельствуют, что в IX - XI вв. на Руси зарождаются и начинают развиваться феодальные отношения. О том, как повлияли эти отношения на развитие сельского хозяйства Руси в дальнейшем, вы узнаете в следующей теме.

 

 

 

 

 

 

  1.  Феодальное хозяйство XIV – XVI вв. Судебники 1497 и 1550 гг.

 

Для рассматриваемого периода характерна довольно сложная  структура феодальной собственности  на землю:

Великий князь- Удельные князья- Служилые князья- Бояре- Дворяне

(слуги вольные,  слуги под дворским). Верховным собственником земли в государстве был глава государства - великий князь московский. Он по собственному усмотрению мог распоряжаться любыми землями государства. Были у князя и членов его семьи и лично принадлежавшие им вотчины. Удельные князья имели свои владения – уделы, где они были собственниками земли. Однако право наделять уделами членов княжеской семьи принадлежало великому князю. Удельный князь в этот период времени мог поступить на службу к великому князю. Тогда его называли слу-жилым князем. Служилые князья теряли политическую власть в уделе, но сохраняли права собственности на землю своих уделов.

Крупными землевладельцами в XIV-ХVI вв. были бояре. Их главной обязанностью была военная служба, на которую  они являлись с дружиной. Первоначально  боярство имело право менять господина, то есть прекращать служить одному князю и «отъезжать» к другому, но с конца XV в. это стало рассматриваться  как измена. Вообще в XV в. меняется состав и положение боярства. В их ряды в это время влились удельные князья, и термин «боярин» стал означать придворный чин, который присваивался князьями. В предшествующий период бояре были опорой великого князя, теперь многие из них настроены оппозиционно (так как многие – сами бывшие князья) и поэтому великий князь вынужден искать себе новую опору в дворянстве. Дворянство появилось из детей боярских, слуг вольных и слуг под дворским, которым князь дал землю с условием несения воинской службы. Поддержка со стороны дворян обеспечивалась их многочисленностью и полной материальной зависимостью от великого князя.

В XIV-ХVI вв. продолжало развиваться и распространяться условное землевладение. Если в XIII в. давать землю дворянам могли, главным образом, князья, то в XIV-ХVI вв. и многие бояре  стали достаточно богатыми, чтобы  наделять своих слуг землей на определенных условиях. Чаще всего слуга боярина, получивший землю, должен был поселить на ней крестьян, возвести необходимые  постройки и организовать использование  этой земли как сельскохозяйственного  угодья. Взяв землю на таких условиях, он пользовался доходами с нее  обычно до своей смерти, после чего земля, уже с постройками и крестьянами, возвращалась боярину. Таким образом, в XIV-XV вв. условное землевладение можно было получить и от князя, и от боярина. Чтобы различить земли, полученные от князя, стали в этот период применять термин «служилое землевладение». Земли, полученные от бояр, по-прежнему назывались условным землевладением. По мере укрепления государственной власти князья сосредотачивают право раздачи земель в своих руках и термин «условное землевладение» исчезает.

В период формирования Российского  централизованного государства  Московское царство вело многочисленные войны. Оно постоянно испытывало нехватку денежных средств и поэтому  уже в конце XIV в. начинает вместо жалованья за службу в армии платить  землей. Людей, отличившихся в воинской службе, государство все чаще «помещает» на землю. Очень скоро таких людей  стали называть помещиками. Термин «поместье» впервые встречается в одной из жалованных грамот, датированной 1470 годом. Процесс помещения на землю особенно усиливается после присоединения к Москве Тверского княжества и Новгородской феодальной республики (Новгород присоединен в 1478 г., Тверь - в 1485 г.). Многие земли новгородских бояр - противников Москвы, как раз и пошли в уплату за воинскую службу в качестве поместья.

Появившись в конце  XIV в., «помещение на землю» к концу следующего столетия превращается в систему, организация и развитие которой заняло и все XVI столетие с пиком в 1550 году. Тогда, в связи с необходимостью укрепления армии и ее присутствия в Москве, правительство перевело из других городов около 1000 человек служивых людей, раздав им в поместья 176000 десятин земли в Московском и соседнем с ним уездах. Этот факт позволил историкам сделать вывод, что средний размер поместья составлял 170 -180 гектаров земли (1 десятина = 1, 09 га). Однако последующие исследования приводят к выводу, что размер участка зависел от чина и происхождения служивого человека (москвичи, например, получали земли больше, чем выходцы из других местностей) и мог составлять от нескольких десятков десятин до нескольких сотен.

Отвод земли в поместье назывался «дача», а сам участок  земли назывался окладом. Оклад  представлял собой предел, выше которого служилый человек не мог получить землю. Термин «поместье» обозначал  оклад вместе с живущими на земле  крестьянами. Поместные оклады были крайне разнообразны: По записи 1550 г. служивые люди делились на 3 статьи с поместными окладами в 200, 150 и 100 четвертей пахотной земли (1 четверть – мера площади, равнявшаяся  примерно 0,55 га).

При даче учитывалось качество отводимой земли: ее подразделяли на 3 разряда: добрую, среднюю и худую. Если оклад был с худыми землями, к нему давалась надбавка 50%, со средними – 25%. Учитывались при отводе земли и состав угодий: отводились не только пашни, но и сенокосы, пастбища, лес и другие угодья. В XVII столетии средний размер поместного оклада был выше, чем в XVI. «Верстать в службу», то есть поступать в армию в качестве солдата, можно было с 15 лет. Такой воин назывался «новиком», но земли еще не получал. Чтобы новика «наделили окладом» и он получил поместье, должно было пройти 2-3 года службы. Служивому человеку нужно было самому отыскать пустую землю в размере, не превышавшем его оклад, причем непременно в той местности, где он должен был служить. После этого он подавал челобитную и только после утверждения за ним поместья становился его владельцем. Помещик обязан был по первому требованию «конно, людно и оружно» прибыть на военную службу. Количество людей, которых он должен был приводить с собой для службы в армии, определялось исходя из размеров предоставленного ему земельного участка. Приговором 1556 г. об отмене кормлений и о службе был установлен минимальный размер поместья, с которого выставлялся вооруженный конный воин – 100 четвертей земли. Кроме земельного оклада, воин русской армии с конца XV в. получал и денежный оклад, размер которого также зависел от чина и происхождения. Выдавался денежный оклад аккуратно в определенные сроки в качестве награды. Чаще всего его получали через 2-3 года по особенным случаям, например, за участие в войне. Помещик не мог продать или подарить свою землю, она оставалась в его владении до тех пор, пока продолжалась его служба в качестве воина, Если же служба прекращалась (независимо от причины: раны, старость, увечье, гибель или нежелание продолжать службу), поместье возвращалось государству. Поместье можно было передать по наследству, если служить продолжал вместо отца его сын. Позднее, в связи с тем, что государство стало богаче, бездетному помещику, прекратившему службу по уважительной причине, стали оставлять часть его прежнего поместья на «прожиток». Этим участком он владел до своей смерти, после чего земля вновь становилась государственной. С появлением поместного землевладения (оно становится массовым явлением с первой трети XVI в.) термином «служилое землевладение» стали называть владения, полученные за все виды службы, кроме военной. Для земли, полученной за военную службу, прочно утверждается термин «поместье». Наряду со служилым и поместным землевладением в XIV-ХVI вв. продолжало существовать вотчинное и государственное землевладение (с  XIV в. - «черные земли»). При Иване III (вторая половина XV в.) был создан Дворец - орган управления княжескими землями, и появился термин - «дворцовое землевладение». Дворцовые земли были собственностью княжеской семьи.   На этих землях велось большое хозяйство, все доходы от которого шли на содержание двора великого князя (а впоследствии – царя). Развивается в это время и монастырское землевладение. В предыдущий период почти все монастыри находились в городах или около городов. С XIV века возникает множество так называемых пустынных монастырей, расположенных вдали от городских центров. Основателем монастырского «пустынножительства» был Сергий Радонежский. Первоначально монастырь строился руками монахов, которые сами расчищали лес под огороды и пашни, заводили рыболовное и пчеловодное хозяйство. Впоследствии вокруг монастыря селились крестьяне. Окрестные диколесные пространства князья обычно жаловали монастырям, благодаря чему эти земли с помощью крестьян быстро вводились в сельскохозяйственный оборот. В XV в. главным и очень обильным источником обогащения монастырей стали земельные вклады «на помин души», которые светские землевладельцы завещали монастырям. Благодаря этому к XVI в. многие монастыри из трудовых общин превратились в крупных владельцев земли, распоряжавшихся трудом сотен и тысяч крестьянских рук. Рост монастырского землевладения в XVI в. столкнулся с интересами государства, которому земля была необходима для обеспечения воинской службы, и уже правительство Елены Глинской начинает ограничивать монастырское землевладение. Таким образом, на протяжении XIV-XVI вв. в Московском царстве существовали различные виды землевладения – государственное, дворцовое, монастырское, вотчинное, служилое, условное, поместное, общинное. Наличие тех или иных форм землевладения сильно зависело от природных, исторических и территориальных условий. Однако в большинстве освоенных, густонаселенных земледельческих районов во второй половине XVI в. стало преобладать поместное землевладение, сделавшееся опорой земельного строя русского государства.

Информация о работе Этапы закрепощения русского крестьянства