Этапы древней истории до образования Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 05:53, реферат

Краткое описание

Целью моего иследования является характеристика этапов древней истории Руси до образования Киевской Руси.
В процессе исследования я ставила перед собой следующие задачи:
1.Охарактеризовать этнические группы существовавшие в этот период, а именно историю их образования, отличительные черты.
2.Изучить созданные союзы между этими племенами.
3.Расмотреть основные занятия племён
4.Узнать о переселении народов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Главава 1. Этнические группы………………………………………………….4
1. Словене………………………………………………………………….4
2. Кривичи………………………………………………………………….5
3. Поляне…………………………………………………………………...7
Глава 2. Племенные союзы восточных славян…………………………………8
2.1Институализация власти в союзах племён……………………………10
Глава 3.Хозяйство и быт славян………………………………………………..12
Глава 4.Великое переселение народов…………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………………23

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по истории.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

«ЧИТИНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Институт  экономики и управления 
 
 
 
 

Реферат

 

по  дисциплине «История отечества» 
 
 

Тема: «Этапы древней истории до образования Киевской Руси»

 
 
 
 
 

                                                                                       
 
 
 
 
 
 

 Выполнил: студент 1 курса

                                                                                          группы АУ-10

                                                                          Филягина Я. Н                                                             
 
 

      Чита   2010 
 

Содержание
 

Введение…………………………………………………………………………3 

Главава 1. Этнические группы………………………………………………….4

    1. Словене………………………………………………………………….4
    2. Кривичи………………………………………………………………….5
    3. Поляне…………………………………………………………………...7

Глава 2. Племенные союзы восточных славян…………………………………8

        2.1Институализация власти в союзах  племён……………………………10

Глава 3.Хозяйство  и быт славян………………………………………………..12

Глава 4.Великое  переселение народов…………………………………………18

Заключение……………………………………………………………………….21

Список  литературы………………………………………………………………23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Историю русской государственности можно  начинать с заселения в I тыс. до н.э. севера и центра Восточно-Европейской равнины многочисленными славянскими племенами. Они жили оседло и занимались охотой, рыболовством и земледелием, в степной полосе – скотоводством. 

    Расселение  славянских племен происходило в VI-VIII вв. по трем основным направлениям: на юг - на Балканский полуостров; на запад - в междуречье Одера и Эльбы; на восток и север по Восточноевропейской равнине. Соответственно произошло и разделение славян на три ветви - южную, западную и восточную. Предками современных русских, украинцев и белорусов являются восточные славяне. Древние славяне были язычниками. У них сложился пантеон (богов) они верили в злых и добрых духов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы: Ярило - бог солнца и Перун - бог грома и молнии, войны и оружия.

    В процессе расселения восточных славян по Восточно-Европейской равнине у них произошло разложение первобытнообщинного строя. Они стали объединяться в племенные союзы, которые и предшествовали возникновению государства.

    Целью моего иследования является характеристика этапов древней истории Руси до образования Киевской Руси.

    В  процессе  исследования  я   ставила   перед   собой   следующие  задачи:

    1.Охарактеризовать этнические группы существовавшие в этот период, а именно историю их образования, отличительные черты.

    2.Изучить созданные союзы между этими племенами.

    3.Расмотреть  основные занятия  племён

    4.Узнать о переселении народов. 

    Глава 1.Этнические группы

    1.1. Слове́не (и́льменские словене) восточнославянское племя, жившее во второй половине первого тысячелетия в бассейне озера Ильмень и верхнего течения Мологи и составлявшее основную массу населения Новгородской земли. Археологически ильменские словене отождествляются с «культурой сопок», распространённой в бассейне озера Ильмень с V — VII веков и Верхнем

    История

    История словен до IX века известна плохо и только по преданиям, а потому — недостоверна. Первопредками словен приписывается основание городов Словенска,Новгорода и Русы задолго до нашей эры. По другой версии, изложенной в спорной Иоакимовской летописи, князь Славен основал только некий Великий Град (то есть столицу словен). Далее по Иоакимовской летописи власть перешла к потомку Славена легендарному князю Вандалу, после которого сменилось десять поколений вплоть до IX века. Сыновьями Вандала были три легендарных князя Избор, Владимир и Столпосвят, княжившие в трёх городах, названых в их честь — Изборск, Владимир и Столпосвятов (отждествлялся Татищевым с Осташковым). Предание о трёх братьях князьях напоминает многие подобные легенды из которых на Руси наиболее известны легенды о Кие, Щеке и Хориве и о Рюрике, Синеусе и Труворе. Татищев В. Н. относит время легендарного князя Вандала к VI веку. Археологических подтверждений существования княжества словен в VI веке не существует, хотя расселение первых групп славян в Южном Приильменье и на Верхней Волге отмечается отдельными памятниками V — VII веков. Следов проживания словен на Волхове в это время не обнаружено.

    Значительные  изменения в жизни словен происходят в VII — VIII веках. По мнению археолога  В. В. Седова это связано с начавшимся потеплением, когда в регионе стало возможно прогрессивное пашенное земледелие, которое в местах проживания словен появляется раньше, чем у соседних кривичей и финно-угров. Приток в Приильменье и на Волхов нового населения из Южной Балтики в этот период рассматривается рядом археологов, как важный фактор этногенеза ильменских словен. Возникновение на Волхове крепостей Любшанской и Городища в VIII веке, увеличение численности населения, распространение могильников с сопками, захоронения знати, развитие торговли свидетельствуют о процессе социально-экономического развития у словен. В Южном Приильменье и в бассейне реки Ловати В. В. Седовым отмечен процесс ассимиляции словенами местных кривичей — культурные традиции словен становятся преобладающими. Всё свидетельствует о лидирующем положении словен в регионе.

    Отсутствие  надёжных письменных источников по истории  словен отчасти восполняется данными  археологии. Примерно в 700 году словене  вышли к Приладожью и захватили  и перестроили финскую Любшанскую крепость в устье Волхова. В 760-е годы словене захватили и перестроили соседнее торгово-ремесленное поселение в Ладоге. В 780-е — 830-е годы словене участвуют в международной торговле (в частности продают пушнину), в их земле оседают клады арабских дирхемов, поступающие по Волге. Очевидно также устанавливаются связи со странами Балтийского бассейна — с Пруссией, Померанией, островами Рюгеном и Готландом. В 830-е годы Приладожье подвергается нападениям варягов со стороны Балтики, после чего в Ладоге наблюдается появление множества вещей балтийского происхождения. В 850-е годы расширяются торговые связи с Готландом и Швецией.

    1.2 Кривичи́ группа восточнославянских племен, обитавших в VIII-XII веках на территориях нынешних Витебской, Могилёвской, Псковской, Брянской и Смоленской областей, а также восточной Латвии . Сформировались на основе пришлого славянского и местного балтского населения. 

    Происхождение

    По  вопросу о происхождении славянских предков кривичей существуют две  основные точки зрения. Первая связывает их родину с территорией северной Польши, другая — с карпатским регионом.

    Летописи  говорят о происхождения кривичей (полочан), наряду с древлянами, полянами (днепровскими), и дреговичами, от осевших  на территории Белоруссии племен белых  хорватов, сербов и хорутан, пришедших в VI—VII веках.

    Кривичей  подразделяют на две большие группы: псковскую, и полоцко-смоленскую.

    История

    Северные  кривичи стояли у истоков создания Новгородской Руси, при этом древненовгородский диалект отождествляется с северокривичским. Западные кривичи создали Полоцк, северные — Изборск, а южные — Смоленск (Гнёздово), включенные в состав Древнерусского государства уже при преемнике Рюрика князе Олеге. Во всех регионах кривичи тесно взаимодействовали с варягами.

    Культура

    Отличительной чертой погребений кривичей являются длинные курганы — валообразные земляные насыпи. Все длинные курганы содержат захоронения по обряду трупосожжения. Кривичская курганная культура отличается от синхронных славянских культур Поднепровья. Наземное устройство жилых и хозяйственных построек кривичей (равно как словен новгородских) напоминает славянские археологические памятники лесной полосы Польши. Другими кривичскими артефактами являются бронзовые серповидные височные кольца, стеклянные бусы, ножи, наконечники копий, серпы, керамика (пряслица и изготовленные на гончарном круге горшки). 

    1.3 Поляне название восточнославянского племени, в эпоху расселения восточных славян поселившегося по среднему течению Днепра, на его правом берегу.

    Происхождение

    Летописи говорят о происхождении полян, наряду с дреговичами, древлянами, и кривичами (полочанами), от осевших на территории Белоруссии племен белых хорватов, сербов и хорутан, пришедших в VI—VII веках. Поляне, по словам летописца Нестора, резко отличались от соседних славянских племён и по нравственным свойствам, и по формам общественного быта: «Поляне бо своих отец обычаи имяху тих и кроток, и стыденье к снохам своим и к сестрам и к матерем своим…. брачные обычаи имеяху», тогда как древляне, радимичи и вятичи жили в лесах, «подобно зверям», и браков у них не было. Это описание явно приукрашено Нестором, монахом Киево-Печерской лавры.

    Летописная  история застает полян уже  на довольно поздней ступени политического  развития: общественный строй слагается  из двух элементов — общинного и княжеско-дружинного, причём первый в сильной степени подавлен последним.При обычных и древнейших занятиях славян — охоте, рыболовстве и бортничестве — у полян более чем у других славян были распространены скотоводство, земледелие, «древоделие» и торговля. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Племенные союзы восточных славян.

      Племенные союзы восточных славян (восточнославянские союзы племен, племена восточных славян) — форма социальной организации восточнославянского общества в период разложения первобытнообщинного строя и формирования государственности. Союзы племен носили не только родовой, но и территориально-политический характер. Образование союзов — этап на пути складывания государственности восточных славян.

    Племя кривичей

    оно состояло из нескольких групп: в летописи упоминаются «все кривичи», различаются кривичи-полочане и смоленские кривичи, которые вели самостоятельную внешнюю политику. Археологи отделяют псковских кривичей от смоленско-полоцких. Кроме того, латыши до сих пор именуют русских этнонимом, производным от имени кривичей (krievs), что говорит о его собирательности. Археологи называют кривичей «племенной группировкой», сложившейся в результате взаимодействия славянских переселенцев с местным балтоязычным населением.

    Ильменские  словене

      Они также находились в конфедеративных  отношениях с соседними народами. Полагают, что на месте Новгорода  располагались посёлки различных  племен, окружавших пустое пространство, служившее местом сбора союзного  веча. Из этих поселков возникли  «концы» (самоуправляющиеся районы) города, в том числе Словенский и Неревский концы(нерева — балтское племя). В середине IX века сложилась конфедерация племен, располагавшихся на обширных пространствах, в которую входили чудь, словене (Новгород), кривичи (Полоцк), весь (Белоозеро), меря (Ростов) и мурома (Муром). 
 

    Северяне

    по  мнению историков, объединяли три племенные  группы. В союзе выступали уличи  и тиверцы. Радимичи и вятичи, как  полагают, изначально были одним племенем (вятичи), а затем разделились. 

    Волыняне

      одно из восточнославянских объединений, возникших на территории дулебов. Насчитывало до 70 «градов» (городов). Центр – Волынь  

    Вятичи

      союз восточнославянских племен  верхнего и среднего течения  р. Оки. В составе Киевской  Руси с сер. X в. С XII в. территория вятичей находилась в составе Черниговского, Ростово-Суздальского и Рязанского княжеств. 

Информация о работе Этапы древней истории до образования Киевской Руси