Элементы повседневнои жи3ни в древнеи Греции по прои3ведениям Гомера. На примере кораблеи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 17:48, практическая работа

Краткое описание

Поэмы Гомера – Одиссея и Илиада являются ценным источников, который дает нам
представления не только о социальной структуре, экономике и политических отношениях, но и о
ментальности древних греков, а так же позволяет нам узнать и об их повседневной жизни.
Произведения Гомера имеют большое значение при изучении Греции периода 11-8 вв. еще и
потому, что это практически единственный письменный источник, по истории Древнеи Греции
этого времени. Ведь сам Гомеровский период – это период бесписьменный. Илиада и Одиссея же
были записаны не раньше 8в

Вложенные файлы: 1 файл

корабли.docx

— 51.85 Кб (Скачать файл)

Поэмы Гомера – Одиссея и Илиада являются ценным источников, который дает нам представления не только о социальной структуре, экономике и политических отношениях, но и о ментальности древних греков, а так же позволяет нам узнать и об их повседневной жизни. Произведения Гомера имеют большое значение при изучении Греции периода 11-8 вв. еще и потому, что это практически единственный письменный источник, по истории Древнеи Греции этого времени. Ведь сам Гомеровский период – это период бесписьменный. Илиада и Одиссея же были записаны не раньше 8в.

Так из поэм(главным образом из Одиссеи) мы получаем представления о жизни повседневной – о быте, оружии и доспехах, занятиях, о погребальных традициях и о многом другом.

Я же раскрою тему морского быта, а именно тему кораблеи и мореплавания. Ведь на основании гомеровских поэм, не имея иных письменных источников, мы можем реконструировать то, как они выглядели, как строились и из какого материала, насколько они были большие и вместительные и т. д.

Начнем с того, из какого материала и как строились корабли, и как они выглядели?

В Одиссее мы видим описание процесса строительства – строится грузовой корабль1, cтроится он из дерева – из тополя, ольхи или сосны. Ведь этот материал как нельзя лучше подходит для строительства корабля в силу своей  легкости, что позволяет спокойно держаться на воде и быстро передвигаться2.

Используется в строительстве и ива3, и ель4. Что касается самого процесса строительства кораблей, то и он у Гомера описан достаточно подробно, и операции у него указаны практически пошагово – срубались деревья, очищались и выскабливались, уравнивались и обтесывались. После бревна сверлились буравом и прилаживались одно к другому. Скреплялись они брусьями и клиньями. Далее делался плот, над ним помост. В середине ставилась мачта с рееи, прилаживался и руль. Для защиты от волн делалась загородка из ивовых прутьев, и наконец крепилась мачта5.

             235 На топорище из гладкой оливы, прекрасное видом;

        Также топор  для тесанья дала и потом  Одиссея

        В дальнее  место свела, где были большие  деревья -

        Черные тополи, ольхи, до неба высокие сосны -

240 Давний все сухостой, чтобы  легки для плаванья были.

        Место ему указавши, где были большие деревья,

        Нимфа Калипсо, свет меж богинями, в дом воротилась.

        Начал рубить  он деревья. И быстро свершалося дело.

        Двадцать стволов  он свалил, очистил их острою  медью,

245 Выскоблил гладко, потом уравнял, по шнуру обтесавши.

        Нимфа Калипсо  меж тем бурав принесла Одиссею.

        Бревна он  все просверлил и приладил  одно ко другому,

        Брусьями бревна  скрепил и клинья забил между ними.

        Точно такого  размера, какого обычно готовит

250 Дно корабля грузового кораблестроитель  искусный, -

        Сделал такой  ширины свой плот Одиссей многоумный.

        После того  над плотом помост он устроил, уставив

        Часто подпорки  и длинные доски на них постеливши.

        Мачту в  средине поставил, искусно к ней  рею привесил,

255 Чтобы плотом управлять, и руль к нему крепкий приладил.

        Сделал потом  по краям загородку из ивовых  прутьев,

        Чтоб защищала  от волн, и лесу немало насыпал.

        Нимфа, свет  меж богинь, холста принесла, чтобы  сделать

        Парус на  плот. Одиссей изготовил прекрасно  и это.

260 К парусу брасы потом подвязал, и фалы, и шкоты,

        Плот потом  рычагами спустил на священное  море.

Описан о у Гомера и то, каким же образом при помощи бурава сверлили те самые бревна для изготовления кораблей6:

 384 Начал обрубок вертеть, как в бревне корабельном вращает

385 Плотник сверло, а другие ремнем  его двигают снизу,

        Взявшись с обеих сторон; и вертится оно непрерывно. (Одиссея, IX)

Видим мы и описание внутреннего устройства корабля и некоторых его частей: корма, использование канатов и плетенных ремнеи. А в качестве якоря и использование камня7.

 495 Вскоре заря наступила. Меж тем Телемаховы люди,

        К суше пристав, паруса развязали и мачту спустили,

        Сели за  весла и к пристани судно  свое подогнали;

        Выбросив якорный  камень, причальный канат укрепили,

        Сами же  вышли на берег прибоем шумящего  моря, (Одиссея, XV)

Корабли были парусными и  приводились в движение либо при помощи ветра по воле богов, либо если его не было – гребцами, сидящими на скамейках при помощи весел8.

 415 Все их они уложили, как сын Одиссеев велел им.

        Сам Телемах поднялся на корабль за Афиною следом;

        На корабельной  корме она села, а возле богини

        Сел Телемах. Отвязали причалы товарищи, быстро

        Сами взошли  на корабль чернобокий и сели  за весла.

420 Благоприятный им ветер послала  Паллада Афина:

        По винно-чермному  морю Зефир зашумел быстровейный.

        Тут Телемах, ободряя товарищей, им приспособить

        Снасти велел, и они приказанью его подчинились.

        Мачту еловую  разом подняли, внутри утвердили

425 В прочном гнезде и ее привязали канатами к носу.

        Белый потом  натянули ремнями плетеными парус.

        Парус в  средине надулся от ветра, и  яро вскипели

        Воды пурпурного  моря под носом идущего судна;

        С волн высоких  оно заскользило, свой путь совершая.

430 На корабле чернобоком они паруса закрепили,

        После налили  вином кратеры до самого края

        И совершать  возлияния стали богам вечносущим,

        Больше же  всех остальных - совоокой Афине богине.

      Быстро всю ночь и все утро бежал их корабль чернобокий. (Одиссея, I)

Или: 10Сели. Его направлял только ветер попутный да кормчий.

        Были весь  день паруса путеводным дыханием  полны. (Одиссея, II)

Или:145 Следом взошедши за мной, развязать судовые причалы.

        Тотчас они  на корабль поднялись, и к уключинам  сели

        Следом один  за другим, и ударили веслами  море.

        Был вослед  кораблю черноносому ветер попутный,

        Парус вздувающий, добрый товарищ, нам послан Цирцеей

170 Встали товарищи с мест, паруса корабля закатали,

        Бросили в  трюм их, а сами, к уключинам  сев на скамейки,

        Веслами стали  взбивать на водной поверхности  пену.

        Круг большой  я достал пчелиного воска, на  части

        Мелко нарезал  и сильными стал разминать  их руками. (Одиссея, XII)

Так в Одиссеи Гомер упоминает еще один большой грузовой  корабль - 

с 20 веслами9:

320 Свежий оливковый ствол: ее  он срубил и оставил

        Сохнуть, чтоб  с нею ходить. Она показалась  нам схожей

        С мачтою  на корабле чернобоком двадцативесельном,

        Груз развозящем торговый по бездне великого моря.

        Вот какой  толщины и длины была та  дубина. (Одиссея, IX)

Гомер иногда указывает, сколько человек помещалось на корабле (когда сто двадцать, когда пятьдесят), иногда не говорит об этом10. И на основании этих сведении мы можем судить о количестве данаицев:

509 С ними неслось пятьдесят кораблей, и на каждом из оных

510 По сту и двадцать воинственных, юных беотян сидело.(Илиада, II)

Нередко в отношение кораблеи мы встречаем такие постоянные эпитеты, как темно-синии нос, белые паруса или же черное судно. Если с белыми парусами все более менее понятно, то вопрос почему же судно черное , а нос его темно-синии не совсем понятен. Интересную гипотезу в свое работе выдвигает по этому поводу Лосев11. Он проводит сравнение гомеровских поэм с гомеровскими гимнами. Так В VII гомеровском гимне бог Дионис со своими «темно-стальными» или «темно-синими» глазами и с такими же волосами в «пурпурном» плаще, сидит среди «виноцветного» моря, на корабле. А корабли у Гомера и «черные»: Думен стоял и один доброснастного черного судна(Ил.,2.17) и с «темно-синим» носом (Ил., XXIII, 878) Были волнами. Другие же пять кораблей синеносых(Од.,3.299)  и «багряно-щекие» (Од., XI, 124), и «карминно-щекие» (Ил., II, 637), паруса — «белые» (Од., II, 425, XV, 291).

Лосев предполагает, что все эти яркие краски - детство человечества, поскольку дети, как известно, любят яркие краски, пестроту и блеск предметов. Также и 

гомеровские греки находили в окружающей их природе и жизни исключительно яркие, пестрые и блестящие краски.

Вместе с тем, однако в том сложном социально-историческом комплексе, который представляют собою феаки, содержатся весьма интенсивные черты и более позднего  развития. То, что они оказываются отличными  мореплавателями, это черта, хотя и более поздняя, но она сама но себе еще ничего не говорит о разложении общинно-родового строя. Однако, двигая свои корабли при помощи весел, они все же дают направление им исключительно только своими мыслями; они мысленно приказывают своим кораблям двигаться в том или ином направлении, и те двигаются.

Вывод: рассмотрев тему мореходства, мы видим, что оно было уже достаточно развито, о чем говорит численность судов, устоявшаяся технология изготовления и т. д.

Однако будет ли это утверждение охватывать все эпоху? Я думаю, что нет. Ведь недаром Гомеровски вопрос до сих пор остается не разрешенным – слишком много в этих поэмах хронологических напластовании.

Как пишет Лосев – то, что греки оказываются отличными мореплавателями, это черта более поздняя.

Что касается самого морского быта – то разобрав гомеровские поэмы, можем достаточно точно реконструировать и внешний вид кораблей и процесс мореплавании. И таким образом, Илиада и Одиссея - это довольно ценные источники по повседневной истории Древнеи Греции периода Темных веков, которые содержит сведения практически обо всех сторонах жизни греков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники:

1.Гомер. Одиссея (пер. с древнегреческого В. Вересаева)

2.Гомер. Илиада (пер. с древнегреческого Н. Гнедича)

Литература:

А. Ф. Лосев - Гомер, Москва, Молодая гвардия, 2006

1 Одиссея, V,250

2 Там же, 238-240

3 Там же, 256

4 Там же, I, 424

5 Там же, V, 235-260

6 Одиссея, IX, 384—386

7 Там же, XV, 499

8 Там же, I, 415-439; II, 10-11; XII, 145-149; 170-179

9Одиссея, IX, 321

10 Илиада, Илиада, II, 509-510

11 А. Ф. Лосев – Гомер, с 53


Информация о работе Элементы повседневнои жи3ни в древнеи Греции по прои3ведениям Гомера. На примере кораблеи