Электроэнергетика в дореволюционной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 04:06, реферат

Краткое описание

Характерно, что до революции в России не было ни одного крупного электротехнического завода, — все они сплошь были иностранного происхождения преимущественно германского, и в довоенное время их производственная деятельность неразрывно переплеталась с заграничными опорными пунктами. Неудивительно, что и большинство крупнейших станций того времени также находилось в руках иностранцев.

Содержание

Введение………………………………………...3
Начало. Первые лампы накаливания…………4
Электрификация царской России………..……11
Заключение ……………………………………21

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат мой.docx

— 134.70 Кб (Скачать файл)

В 1898 году ввиду расширения деятельности «Общества Электрического освещения 1886 года» возникла необходимость  заключения новых договоров с  властями Санкт-Петербурга и Москвы. Для упрощения этой процедуры  было принято решение о разделении Петербургского и Московского отделений  Общества. Компания проводила политику расширения клиентской базы. Для привлечения промышленных потребителей был введен льготный тариф на электроэнергию для фабрик и заводов. Промышленники платили по 10 копеек за один кВт•ч, что было в несколько раз меньше тарифа на освещение. Промышленная нагрузка давала энергетикам возможность более равномерно загружать оборудование электростанций в течение суток. Кроме того, новая тарифная политика позволила компании выигрывать в условиях рынка. Маленькие блок-станции постепенно не выдерживали конкуренции и присоединялись к электростанциям Общества. С 1897 по 1913 год к «Обществу 1886 года» присоединились 286 мелких блок-станций.

В начале XX века почти вся русская  промышленность, в том числе и  энергетика, держалась на баснословно  дорогом привозном топливе –  бакинском мазуте. Стоимость топлива  в России была в 2-3 раза выше, чем  в Германии и Англии. В 1911 году Р.Э. Классон предложил построить  возле Москвы электростанцию, работающую на торфе, которым так богато Подмосковье.

23 апреля 1912 года «Общество 1886 года»  передало в Богородскую земскую управу проект строительства станции «Электропередача». В 1913 году будущая торфяная электростанция была выделена в самостоятельное акционерное предприятие, которому были переданы права на купленные земли и постройки.

Это было вынужденное решение. В  России в то время отсутствовали  законодательные нормы, регламентирующие весь комплекс электрического строительства. Чтобы провести электропровода по дорогам и чужим землям, компания должна была заключить договор с каждым населенным пунктом, а в сельской местности этот вопрос решался общим деревенским сходом. Электрокомпании попадали в огромную зависимость от городских и сельских властей. Строительство новой электростанции в организационных рамках «Общества 1886 года» потребовало бы заключения нового договора с московскими властями, которые не желали пересматривать существующие договоренности.

В начале XX века развитие энергетики в России значительно опережало  рост других отраслей экономики. Во многом это было связано с колоссальными  иностранными капиталовложениями. За первое десятилетие капиталовложения западных концернов в электротехническую промышленность России выросли на 65%. А инвестиции в российские предприятия, которые занимались электрическим освещением, а также в трамвайные компании выросли на 205% и 580% соответственно.

Сразу после начала Первой мировой  войны на волне антигерманских настроений московские городские власти поставили вопрос о прекращении деятельности «Общества 1886 года» и «Электропередачи». В обращении к Правительству 28 ноября 1914 года от имени Московской городской думы сообщалось, что «фактически «Акционерным Обществом Электрического Освещения 1886 года» и «Электропередачей» руководят финансовые учреждения Германии и Швейцарии во главе с Deutshe Bank. Так, при последнем акционировании капитала «Общества 1886 года» в 1914 году из 10 миллионов рублей на долю швейцарских акций приходилось 5,5 млн. рублей, германских ― 4 млн. рублей, а русских ― только 0,5 млн. рублей».

Правительством была создана межведомственная комиссия по ликвидации Общества. Московские власти хотели перевести компанию в ведение города, но Союз фабрикантов и заводчиков московского региона (объединял 685 фабрик и заводов) выступил категорически против инициативы городских властей. В заявлении Союза говорилось: «…чиновники городского самоуправления как люди далеко стоящие от промышленности крайне беспечно относятся к ее интересам и нередко действуют прямо в разрез с интересами фабрично-заводского населения».

Власти города ставили в вину «Обществу 1886 года» высокие цены на электроэнергию. В Подмосковье  цена на электроэнергию для мелких предпринимателей была на 30% ниже, чем в Москве. Но, как говорилось в заявлении Союза, именно московские власти не пускали дешевую электроэнергию от «Электропередачи» в Москву. Более того, чиновники городского управления жаловались на слишком высокие цены за ток для освещения улиц, хотя устанавливало эту цену (25 коп. за кВт•ч) само городское управление.

На заседании межведомственной комиссии в январе 1915 года Петроградская городская дума отклонила предложение о ликвидации «Общества 1886 года». Представитель Совета съездов торговли и промышленности указал, что в финансировании Общества принимали участие не только германо-швейцарские, но и французские капиталы, и ликвидация Общества может отпугнуть вообще всех иностранных капиталистов. Правительство также не поддержало предложение о ликвидации компании.

Решение было принято под нажимом  военного ведомства и железных дорог. К апрелю 1915 года в России разразился полномасштабный кризис ― угольный и нефтяной. Не хватало вагонов  для подвоза в Москву топлива  из южных районов страны. Московские электростанции, особенно работающая на местном торфе «Электропередача», впервые предложили электричество  в качестве полноценной альтернативы привозному углю и мазуту. К этому времени суммарная установленная мощность трех действующих электростанций московского региона – Раушской, Трамвайной (принадлежала московским властям) и Электропередача - составляла 93 тыс. кВт, из которых 57 тыс. кВт было установлено на станциях «Общества 1886 года». Самой крупной электростанцией России была Раушская, в машинных залах которой действовали одиннадцать турбогенераторов трехфазного тока, а две котельные были оборудованы 21 котлом.

С сентября 1915 года по январь 1917 года в московские электрические сети было отпущено 48 млн кВт•ч электроэнергии. За счет использования электричества власти были избавлены от необходимости подвоза в Москву 2 600 нефтяных цистерн.

«Общество 1886 года» и «Электропередача»  доказали стратегическое значение своей  деятельности. Но спустя всего два  года их частные владельцы все же лишились своего имущества.

С приходом к власти большевиков  в конце 1917 года председатель Совета народных комиссаров В.И. Ленин подписал декрет, согласно которому все имущество «Общества Электрического Освещения 1886 года» было конфисковано и передано в собственность государства. При этом ведущие специалисты компании ― Р.Э. Классон, Г.М. Кржижановский, С.Я Аллилуев, Л.Б. Красин, И.И. Радченко, П.Г. Смидович, В.В. Старков ― остались работать на своих местах.

 

Диаграмма 1.

Самые мощные электростанции Российской империи. 1917 г.

 

Заключение

Из всех отраслей народного хозяйства электроэнергетика  более всего нуждается в строгом  проведении планового начала.

Правильность  решения технических и экономических  вопросов в этой области всецело  зависит от точного учета энергетических ресурсов страны, ясного знания перспектив развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта и т. д. и создания таких взаимоотношений между потребителем и производителем электроэнергии, которые позволяют достигнуть максимального эффекта в целом.

Для этого  необходимы объединение и группировка  потребителей в нужных сочетаниях, централизация производства энергии и соединение его с теплофикацией, а главное, широкое использование местных сырьевых и энергетических ресурсов.

Полное  удовлетворение всех требований, выдвигаемых  рационально организованной энергетики, возможно лишь при строго плановом развитии хозяйства, т. е. при обобществлении его.

Отсутствие  какой-либо плановости, чрезвычайно  слабая индустриальная база страны, в  которой раздробленное сельское хозяйство преобладало над всеми остальными отраслями промышленности, — и все это резко отразилось на дореволюционной электроэнергетике.

Электроэнергетики в полном смысле этого слова — не существовало. Были раздробленные мелкие коммунальные и фабрично-заводские установки, кустарно эксплуатировавшиеся и работавшие с очень низким КПД. Как правило, станции сооружались для обслуживания лишь какого-либо одного предприятия или небольшой группы потребителей, расположенных в непосредственной близости от источника электроснабжения.

Естественно, что и вопросы топливоснабжения, передачи энергии на расстояние и  прочие рассматривались владельцами  станций исключительно с узко коммерческой точки зрения.

О технических  качествах этих установок можно  судить хотя бы по тому, что еще в 1913 г. все они лишь за незначительным исключением работали на привозном топливе, что среди механических двигателей станций около 75% составляли паровые машины, среди двигателей внутреннего сгорания преобладали простые нефтяники, среди гидравлических двигателей — водяные колеса.

В Москве, на самой крупной станции «Акционерного  общества электрического освещения 1886 г.» до 1910 г. стояли паровые машины в 1 000 л. с., которые по своим габаритам свободно могли конкурировать с современной турбиной в 50 000 кВт.

Главнейшими энергетическими центрами того времени  являлись Петербург, Москва и Баку, т. е. районы с наиболее развитой индустрией. На всех десяти станциях этих городов было установлено в 1913 г. около 170 000 кВт, т. е. примерно 16,5% суммарной мощности всех электрических станций России. Но даже и на этих наиболее мощных установках, которые лишь условно могут быть подведены под современное понятие о районных станциях, по существу отсутствовало централизованное снабжение энергией потребителей. Станции работали изолированно, отличаясь подчас основными электрическими параметрами. Так, например, до 1914 г. Москва снабжалась электроэнергией от двух станций — «Акционерного общества электрического освещения 1886 г.» и «Трамвайной». Обе станции были трехфазного тока, первая имела напряжение 2,2 и 6,6 кВ, при частоте 50 пер/сек, вторая — 6,6 кВ при 25 пер/сек. Параллельной работы станций не было.

В Москве и ее районах воздушная сеть отсутствовала. Кабельная сеть охватывала преимущественно  центральную часть города и имела  в 1911 г. суммарную протяженность в 680 км, а в 1917 г. — 1 584 км (в 1932 г. протяженность ее равнялась уже 3 700 км). Отпускная стоимость энергии составляла для освещения 50 коп/кВтч, и для промышленной нагрузки — 35 коп/кВтч. Правда, перед революцией тариф был несколько снижен, но все же оставался высоким.

Начало  строительства собственно районных станций относится к 1914 г, когда в эксплуатацию вступила первая в России районная станция, использующая местное топливо и передающая энергию на дальнее расстояние. Этой станцией была «Электропередача» (ныне ГРЭС им. Классона) мощностью в 15 000 кВт, сооруженная в Богородске и предназначавшаяся для покрытия возросшей нагрузки Москвы. Построенная в связи с этим линия «Электропередача» — Москва и понизительная подстанция в конце ее — также являлись первым шагом в строительстве сетей дореволюционной России и параллельной работы станций.

До этого  линии электропередачи с напряжением  порядка 20 кВ существовали лишь на нефтяных промыслах в Баку (с 1902 г.), на Брянских заводах и у ряда мелких установок в Донецком бассейне. Линия «Электропередача» — Москва имела к тому времени рекордные для России масштабы — напряжение 70 кВ и длину 70 км. Технические качества ее были довольно высоки, линия была двухцепная, на металлических опорах, с проводами 70 мм², подвешенными на тарельчатых изоляторах.

Одновременно  в районе станции была сооружена  относительно разветвленная сеть 33 кВ, распределявшая энергию по ряду фабрик и заводов.

Это была первая станция, которую можно отнести  к типу районных. Дальнейшее строительство  районных станций и сетей началось лишь после революции, на основе единого плана электрификации страны.

Однако  уже тогда техническая общественность указывала на преимущества районных станций и громадные перспективы электрификации промышленности. На электротехнических съездах этого периода подчеркивалось, что районные станции должны играть решающую роль в развитии народного хозяйства и в бытовой обстановке городов. Но сооружению крупных электростанций и сетей препятствовали неимоверные трудности, связанные с получением концессий на эксплуатацию.

Характерно, что до революции в России не было ни одного крупного электротехнического  завода, — все они сплошь были иностранного происхождения преимущественно германского, и в довоенное время их производственная деятельность неразрывно переплеталась с заграничными опорными пунктами. Неудивительно, что и большинство крупнейших станций того времени также находилось в руках иностранцев. В результате наследство, полученное советской властью, по статистике 1916 г.[2], сводилось к 250 станциям общественного пользования мощностью в 450-500 тыс. л. с., с годовой выработкой около 1 млрд. кВтч. и 5 500-6 000 частных станций, главным образом фабрично-заводских, общей мощностью 1,35-1,5 млн. л. с. Годовая выработка энергии по всем видам станций составляла 3,6-4,0 млрд. кВтч. В 1916 г. в России существовало всего лишь 12 станций, которые можно было отнести к станциям районного значения.

Суммарная мощность стационарных первичных двигателей в том же году составляла 3,0 млн. л. с. Большинство установок было чрезвычайно изношено, устарелого типа и работало с очень низким КПД.

 


Информация о работе Электроэнергетика в дореволюционной России