Экономические реформы Н.С.Хрущева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 13:53, реферат

Краткое описание

Никита Сергеевич Хрущев родился в 1894 г. в селе Калиновка Курской губернии, рано начал трудовую жизнь. С 12 лет уже работал на заводах и шахтах Донбасса. О своей рабочей молодости и слесарном ремесле он часто и, кажется, не без удовольствия вспоминал.
В 1918 г. Хрущева принимают в партию большевиков. Он участвует в гражданской войне, а после ее окончания находится на хозяйственной и партийной работе. Был делегатом от Украины на XIV и XV съездах ВКП (б). В 1929 г. поступил учиться в Промышленную академию в Москве, где был избран секретарем парткома. С января 1931 г. – секретарь Бауманского, а затем Краснопресненского райкомов партии, в 1932-1934 годы работал сначала вторым, потом первым секретарем МГК и вторым секретарем МК ВКП(б). На XVII съезде ВКП(б) в 1934 г. Хрущева избирают членом ЦК, а с 1935 г. он возглавляет Московские городскую и областную партийные организации. В 1938 г. становится первым секретарем ЦК КП(б) Украины и кандидатом в члены Политбюро, а еще через год – членом Политбюро ЦК ВКП(б).

Содержание

Краткая биография Н.С. Хрущева.
Экономические реформы.
Реформы в сельском хозяйстве.
Реформы в промышленности.
Социальная сфера.
Заключение.
Использованная литература

Вложенные файлы: 1 файл

экономические реформы Н.С.Хрущева.docx

— 40.47 Кб (Скачать файл)

     Хотя в семилетнем  плане говорилось о необходимости  сделать решающий рывок в обеспечении  народа жильем, продуктами потребления, его основные идеи, как и прежде, сводились к неизменному опережающему  развитию капиталоемких отраслей  группы "А". Ставились явно нереальные  задачи полной механизации строительной  индустрии. Именно этот съезд  знаменовал собой точку отсчета  неточного, преувеличенно оптимистического  прогноза развития СССР на  ближайшее десятилетие. Он торжественно  провозгласил, что страна вступила в "период развернутого строительства коммунистического общества".

     В октябре 1961 года на XXII съезде КПСС была принята новая, третья программа партии – программа "развернутого строительства коммунизма". Для построения коммунизма предполагалось решить триединую задачу: в области экономической – построить материально-техническую базу коммунизма; в области социально-политической – перейти к коммунистическому самоуправлению; в области духовно-идеологической – воспитать нового, всесторонне развитого человека. Исторические рамки программы КПСС были в основном ограничены двадцатью годами. Нереальность этой программы подтвердили реалии дальнейшего развития советского общества.

 

Социальная сфера.

 

     Ситуация, складывавшаяся в экономике, напрямую проецировалась на социальную политику хрущевской администрации. Вначале, в середине 50-х годов, был разработан целый пакет мер, направленных на улучшение жизни населения. Регулярно повышалась зарплата. Прекратился выпуск обязательных облигаций госзаймов. Был принят закон о пенсиях по возрасту для рабочих и служащих. Отменены все платы за обучение. Шло массовое строительство жилья. За 1956-1960 годы новоселье справили почти 54 млн. человек, или четверть населения страны. При этом менялся сам жилищный стандарт: семьи все чаще получали не комнаты, а отдельные, хотя и малогабаритные, квартиры.

     Но уже на рубеже 50-60-х годов явственно обозначилась попытка правительства переложить все усугублявшиеся трудности в экономике на плечи трудящихся. Почти на треть были снижены тарифные расценки на производстве, а розничные цены на продовольствие с мая 1962 года примерно на столько же возросли. В ряде городов произошли стихийные выступления рабочих. Самое крупное из них было в Новочеркасске (июнь 1962 года), где власти применили оружие, и десятки человек погибли.

 

Заключение.

 

     Достигнув  с помощью курса на некоторую  либерализацию режима относительной  политической стабильности, Н.С. Хрущев  столкнулся с трудноразрешимыми  экономическими проблемами. Реформы  было решено начать с сельского  хозяйства. Предполагалось повысить  государственные закупочные цены  на продукцию колхозов, расширить  посевные площади за счет целинных  и залежных земель. Освоение целины  на первых порах дало прибавку  продовольствия. С другой стороны, оно проводилось в ущерб не  только традиционным зерновым  районам, но было научно не  подготовлено. Поэтом вскоре целинные  земли пришли в упадок.

     С марта 1955 года началось реформирование  планирования сельхозпроизводства. Целью провозглашалось сочетание  централизованного руководства  сельским хозяйством с расширением  прав и хозяйственной инициативы  на местах, т. е. децентрализация  управления республик. Почти 15 тысяч  предприятий было передано в  ведение республиканских административных  органов. В 1957 году правительство  приступило к упразднению отраслевых  министерств и их замене территориальными  органами управления, В республиках  создавались СНХ (Советы народного  хозяйства). Центральным аппаратом  управления народным хозяйством  становились СНХ СССР, ВСНХ СССР. В конце 1962 года проведена одна  из самых неудачных реформ: партийные  организации были разделены на  промышленные и сельские.

     В развитии промышленности большое внимание уделялось развитию легкой промышленности, результатом стал рост валовой продукции пищевой промышленности в 1,5 раза. Значительное место в общей стратегии Хрущева отводилось научно-техническому прогрессу в развитии тяжелой и легкой промышленности.

     Серьезными недостатками экономических реформ стали управленческие просчеты, увеличение расходов на военные нужды, политизация и идеологизация в управлении народным хозяйством. Широко известны такие эксперименты как так называемые "рязанский мясной эксперимент", "кукурузная эпопея", выселение ученых-аграрников из Москвы в деревни, другие.

     Нарастание  кризисных явлений привело к  социальной дестабилизации (подавление  выступления рабочих в Новочеркасске  в 1962 году, разгон демонстрации студентов  в 1958 году). С целью снижения напряженности  власти пошли на увеличение  зарплаты в госсекторе, удвоение  размеров пенсий, снижение пенсионного  возраста, сокращение продолжительности  рабочего дня. Кризис системы  управления был налицо, однако  Н.С. Хрущев возложил всю вину  на сельские партийные организации.

     Ситуация усугубилась значительным ростом бюрократического аппарата, смешением функций, дублированием решений и т.д. Те же последствия имела и реформа центрального аппарата управления народным хозяйством (создание совнархозов).

     Таким образом, можно сделать вывод о том, что экономические и политические реформы Н.С. Хрущева носили ограниченный характер демократизации и сводились к формальной структурной реорганизации, что неизбежно влекло кризисные явления. Кризис реформ привел к возникновению консервативных тенденций и восстановлению некоторых элементов тоталитаризма. Линия Хрущева на единоличное правление партийным и государственным аппаратом была расценена членами ЦК КПСС как стремление к новой диктатуре.

     В результате в октябре 1964 года на Пленуме ЦК КПСС Н.С. Хрущев был смещен с занимаемых постов в партии и правительстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература.

  1. Дмитренко В.П. История России XX век. – М.: АСТ, 2003. – С. 523-524. – 724 с.
  2. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Юристъ, 2007. – С. 748-749. – 797 с.
  3. Киселева А.Ф., Щалина Э.М. Новейшая история Отечества XX век. Учебник для вузов, Т.2. – М., 2003. – С. 300-302. – 372 с.
  4. Прохоров А.М. Большая Советская энциклопедия Т.28 – М.: 1977. – С. 407. – 693 с.
  5. Пятецкий Л.М. История России XX век. – М., 2005. – С. 275. (Из выступления Н.С. Хрущева на XXII съезде КПСС в 1961 году) – 312 с.

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Экономические реформы Н.С.Хрущева