Экономика СССР в 20-30гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 12:10, лекция

Краткое описание

Конец 20-начало 30-х гг. ознаменовались коренным поворотом в экономической политике. Был взят курс на структурную перестройку экономики путем индустриализации промышленности и коллективизации сельского хозяйства.

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика СССР в конце 20.docx

— 17.88 Кб (Скачать файл)

Экономика СССР в конце 20-сер. 30-гг.

Конец 20-начало 30-х гг. ознаменовались коренным поворотом  в экономической политике. Был взят курс на структурную перестройку экономики путем индустриализации промышленности и коллективизации сельского хозяйства.

Реорганизация хозяйственного механизма в промышленности связана с реформами 1929-1932 гг., которые  продолжили и завершили процесс  ограничения сферы товарно-денежных отношений и расширения организационно-распределительных  отношений, обозначившийся с середины 20-х годов (табл. 16).

таблица 16

Система экономических  реформ 1929-1932 гг.

Направление реформы Содержание  реформы
1 2
Промышленность ·  1929 г. – превращение синдикатов в объединения (главки) и передача им управления промышленностью

·  1931-1932 гг. – разукрупнение главков и выделение промышленных наркоматов

Сельское  хозяйство ·  1929 г. – “великий перелом” – насильственная коллективизация, предполагающая унификацию форм собственности и форм хозяйствования
Система управления экономикой ·  1929 г. – введение “районирования”

·  1931 г. – составление годовых народнохозяйственных планов, обязательных для выполнения всеми отраслями и регионами страны

 

 

Окончание табл. 16

1 2
Финансы и денежное обращение ·  1930 г. – налоговая реформа (введение двух основных налогов: налога с оборота и отчисления от прибыли (и для колхозов – подоходный налог)

·  1930 г. – кредитная реформа (ликви-дация коммерческого кредита)

·  1931-1932 гг. – наделение предприятий собственными оборотными средствами, введение особой формы расчетов – акцептов (перечисление средств на счет поставщика после согласия покупателя на оплату)

Оплата  труда ·  1930 г. – распространение трудодней – условной единицы соизмерения затрат труда колхозников и определения их доли в конечных результатах деятельности хозяйства

·  1931-1933 гг. – тарифная реформа (вве-дение новой тарифной сетки)

 

 

Важнейшая отличительная  черта реформ 1929-1932 гг. – расхождение  между формой и содержанием. Формально  они были направлены на демократизацию управления, углубление экономических  методов, охват хозрасчетными отношениями  различных уровней хозяйствования: объединений – предприятий- цехов, участков, бригад. Реально же привели  к образованию административно-командной  системы управления промышленностью, а затем и сельского хозяйства. Механизм управления аграрным сектором имел свои особенности, связанные с  использованием внеэкономических методов  хозяйствования.

Основные черты  механизма управления колхозами:

·  установление “сверху” всех производственных заданий;

·  ликвидация системы сельскохозяйственной кооперации;

·  личное подсобное хозяйство как основной источник доходов колхозников;

·  “прикрепление” к колхозам его членов с помощью паспортной системы;

·  сосредоточение машинной техники в государственной собственности (МТС);

·  натуральная оплата за используемую государственную технику на неэквивалентной основе;

·  обязательные поставки колхозной продукции государству, имевшие силу и характер налога.

В совхозах практически  применялись те же методы хозяйствования, что и на промышленных государственных  предприятиях.

В начале 30-х  гг. происходит почти полное вытеснение частного капитала из различных секторов экономики. Так, если в 1928 г. доля частных  предприятий в промышленности составляла 18 %, то в 1933 г. – всего 0,5 %. В сельском хозяйстве этот процесс имел такую динамику: с 97 % в 1928 г. до 20 % в 1933 г., в розничной торговле – с 24 % до нуля. К этому же времени были практически аннулированы все иностранные концессии.

Составной частью процесса огосударствления экономики  стало планирование, принявшее с 1927 г. форму государственного диктата. Госплан стал разрабатывать директивные  указания, содержавшие более или  менее точно определенные количественные объемы производства каждого вида продукции  и качественные контуры плана, которые  в виде заданий развертывались по плановым комиссиям наркоматов и  экономических районов, а те готовили свои предложения, затем наступал этап балансовой увязки полученных материалов в рамках единого государственного хозяйственного плана. При данной схеме  было неизбежно планирование от достигнутого, превращение плановой установки  в директиву, которую нужно выполнять  любой ценой. Мерой успеха становились  досрочность выполнения заданий, ежегодное  повышение уровня производства. Переход к преимущественно административным методам хозяйствования практически совпал с включением в систему управления экономикой перспективных пятилетних планов.

Первый пятилетний план (1928/29–1932/33 гг.) составлялся до волюнтаристского ускорения индустриализации страны и коллективизации хозяйства  и ориентировался на использование "нэповских" методов хозяйствования. Приоритет тяжелой индустрии  в нем соединялся с соблюдением  определенного равновесия, сбалансированности накопления и потребления, развития промышленности и сельского хозяйства, производства средств производства и предметов потребления. Однако политическим руководством страны была предпринята попытка путем фальсификации  действительного положения в  экономике стимулировать экономический  рост, навязав нереальные темпы индустриализации. Целенаправленную политику на установление небывало высоких темпов роста тяжелой  промышленности в ущерб другим секторам экономики принято называть политикой "Большого скачка". Так, на 1929-1930 г. резко увеличили темп развития крупной  промышленности по сравнению с контрольными цифрами пятилетки – на 32 %. То же происходило в сельском хозяйстве. Чтобы решить проблему накопления, были выпущены большие займы для размещения среди населения, расширилась продажа водки, увеличился экспорт хлеба, нефтепродуктов и леса. Еще одним источником средств стала громадная денежная эмиссия: в 1928 г. она была незначительной, в 1929 г. – уже 800 млн. руб., в 1930-1931 – примерно по 1,5 млрд. руб., в 1932 – 2,7 млрд. руб.

Первый пятилетний план был сорван, хотя официально объявлялось, что он был выполнен за 4 года и 3 месяца. В действительности план был перевыполнен только по капитальным вложениям (на 1/3) и по производству продукции тяжелой  промышленности (на 8 %), причем в стоимостных, а не натуральных показателях. Важное значение имела структурная перестройка промышленности: появились новые отрасли (авиационная и автомобильная промышленность, тракторо-, комбайно-, танко-, электростроение, производство (синтетического каучука, , нефтехимия и др.), а старые отрасли стали выпускать новую продукцию. Однако национальный доход за 1929-1933 гг. вырос только на 59 % вместо запланированных 103 %, продукция промышленности – на 102 % вместо 130 %, а продукция сельского хозяйства сократилась на 14 % вместо запланированного роста на 55 %. Кроме того, форсированная индустриализация сочеталась с резким снижением темпов экономического роста. Так, ежегодные темпы прироста национального дохода за предвоенный период снизились с 18 до 3-4 %. Создание крупной промышленности рекордно высокими темпами произошло не благодаря административно-командной системе, а вопреки ей, в условиях снижения жизненного уровня населения и общих темпов развития всего народного хозяйства. В течение нескольких лет СССР превратился в страну с сокращающимся населением, что показала перепись 1937 г. Причин этому было много: снижение рождаемости, а также голод, репрессии, тяготы индустриализации.

Таким образом, народнохозяйственное планирование начало принимать деформированные формы, ставшие тормозом экономического развития. Но без них сложившаяся административно-командная  система не могла добиться поставленных целей.

Информация о работе Экономика СССР в 20-30гг