Эволюция монархической формы правления в истории России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 16:21, контрольная работа

Краткое описание

Монархия (от др.греч.— «единовластие») — форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу-монарху (королю, царю, императору,герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану, фараону и т. д.) и, как правило, передаётся по наследству.

Вложенные файлы: 1 файл

история.docx

— 23.83 Кб (Скачать файл)

Монархия (от др.греч.— «единовластие») — форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу-монарху (королю, царю, императору,герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану, фараону и т. д.) и, как правило, передаётся по наследству.

Основными признаками классической формы правления являются:

-существование единоличного  главы государства, пользующегося  своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);

-как правило наследственный (согласно обычаю или закону) порядок  преемственности верховной власти;

-монарх олицетворяет единство нации, историческую преемственность традиции, представляет государство на международной арене;

-юридический иммунитет  и независимость монарха, которые подчеркивает институт контрасигнатуры.

1.Раннефеодальная  монархия Древней Руси.

Государственный строй Киевской Руси можно определить как раннефеодальную монархию. Во главе стоял киевский великий князь. В своей деятельности он опирался на дружину и совет старейшин. Управление на местах осуществляли его наместники (в городах) и волостели (в сельской местности). Великий князь находился в договорных или сюзеренно-вассалъных отношениях с другими князьями. Местные князья могли принуждаться к службе силой оружия. Усиление местных феодалов (XI—XII вв.) вызывает появление новой формы и нового органа власти — «свема», т.е. феодального съезда. На таких съездах решались вопросы войны и мира, разделения земель, вассалитета. Отношения сюзеренитета-вассалитета ставили всех подчиняющихся князю феодалов в положение служилых людей. В наибольшей зависимости от князя находились младшая дружина и «слуги под дворским». Крупные феодалы-землевладельцы пользовались большей автономией. В статусе крупного боярина-вотчинника соединились право собственности на землю и власть. Первыми вассалами становились князья-наместники, не служившие непосредственно в княжеской дружине. Основ-ной обязанностью вассалов является не уплата дани, а военная служба. Существование раннефеодальной монархии отличали и другие признаки: сохранявшаяся и все еще значительная роль вечевых собраний в принятии государственных, политических решений, а также наличие ополчения, основанного на принципе всеобщего вооружения населения. Эти черты сохранялись от древних родоплеменных и примитивно демократических традиций и обычаев. Княжеская власть еще не превратилась в личную власть, неограниченную и наследственную. Не сформировалась еще и та государственная бюрократическая машина, которая позже подчинила себе все население государства. Окончательно не сформировавшиеся феодальные отношения, отсутствие четкой системы и иерархии феодальной службы, неопределенность поземельных отношений, незавершенность системы феодальной эксплуатации крестьянства и др. — все эти признаки позволяют определить сложившуюся в X—XI вв. на Руси государственность как раннефеодальную монархию.

2.Сословно-представительная монархия ( правление Ивана IV).

Органы  сословно-представительной монархии в  России. 
В XV веке в условиях самодержавия возникла сословно-представительная монархия. Началом, условно, этого периода считается созыв первого русского собора 1549 года (в этот период происходят прогрессивные реформы Ивана IV и многое другое, что подготовило новую эру в развитии государственного аппарата и права). На этот же период приходится принятие 2-х важнейших законодательных актов: 
-судебника 1550 года; 
-сборник церковного законодательства 1551 года. 
Концом сословно-представительной монархии считается время правления Алексея Михайловича, когда он перестает собирать земский собор (вторая половина XVII века). Последний собор был созван в 1653 году по поводу изменения границ России.

Особенность периода сословно-представительной монархии – сочетание самого сословного представительства с яркой деспотией азиатского типа характерной для Ивана IV. Опричнина – особый период его правления - террор против бояр и большинства простого населения, то есть период, когда все учреждения, мешавшие монарху, либо распускались, либо уничтожались (например: избранная рада). Деспотизм характерен не чуть не меньше, чем органы сословного представительства. 
Царь – сохранил функции высшего органа власти. 
Боярская дума – была очень основательно придушена и не могла ограничивать царя. Даже в период “семибоярщины”, когда бояре, опираясь,на польское государство концентрировали власть в своих руках, не изменил соотношение сил. И при династии Романовых этот орган оставался при царе, а не над царем. Этот орган имел постоянную тенденцию к росту количественного состава. 
Земский собор – в разные годы выполняли разные функции. В период с 1549 до 80-х одна, до 1613 года чуть другая (появилась возможность избирать царя) и последний период (до 1622 года) характеризуется, как самый активный в деятельности собора. Далее до 50-х годов происходит затухание их деятельности. 
Земские соборы на протяжении всего периода характеризовались: 
-состояли из различных сословий: боярство, духовенство, дворяне, городское население (в лице посадской верхушки – купцов и зажиточных ремесленников) . 
-регламента не существовало, количество вызванных на собор зависело от указа царя, который писался перед каждым созывом. 
-участие в нем не считалось почетной обязанностью, а было скорее необходимостью, которая многих тяготила , так как материальных стимулов не было. 
Функции Земского собора: внешняя политика (война, ее продолжение или подписание мира, ),налоги (но они не имели решающего слова в этом вопросе),после 80-х XV века избирали царя (так избранными были Борис Годунов, Василий Шуйский, Михаил Романов избранный в 1613 году), 
принятие законов, также их обсуждение. (Например Соборное Уложение 1649 года фактически было принято на соборе. Но Земский собор не был законодательным органом.) 
Взаимоотношение царей и собора было различено. В 1566 году многих из Земского собора, выступивших против опричнины Иван IV казнил. В XVII веке, в период смуты, роль соборов сильно выросла, так как нужно было укреплять государство, но позднее с возрождением монархии, они сходят на нет. 
Приказы – целостные системы централизованного правления. Активнее всего создаются в 40-е – 60-е годы правления Ивана Грозного. Появились несколько десятков приказов делившихся не только по отраслям (аптекарский, пушкарский), но и по территории (казанского дворца).Законодательством их создание закреплено не было, поэтому они появлялись по мере необходимости. К середине XVII века их было уже около 50 и сохранялась тенденция к увеличению количества. Приказы всегда были и судебными и административными органами (земский приказ). Считалось, что деятельность приказов не следует ограничивать какими-либо законодательными рамками. Приказы возглавлял боярин, который входил в думу, а основными служащими были дьяки. Приказы имели много недостатков: бюрократия, отсутствие законов, регулирующих их деятельность и т.п., но все таки это был шаг вперед. 
Сословные органы самоуправления: 
губные или “губные избы” (губа – административно-территориальная единица). Начали создаваться в 30-е годы правления Ивана Грозного. Возникли в противовес сращиванию аппарата государства с разбойниками, то есть функции борьбы с разбойниками передали самому населению 
земские избы – первоначально собирали налоги, а позднее стали решать и судебные задачи 
Судебник 1550 года – царский судебник, который был издан Иваном IV. Он в значительной мере повторяет судебник 1497 года, но более расширен и точен. Это первый сборник законов разбитый на статьи (количеством около 100). 
После принятия судебника право продолжало развиваться. Стала вестись определенная кодефикационная работа, которая заключалась в том, что начались вести приказные книги. В этих книгах каждый приказ записывал все распоряжения и приказы царя относящееся к сфере их деятельности. 
Уложение 1649 года. В 1648 – городское восстание в Москве, создавшее угрозу жизни царя . Тогда многое зависело от дворянства, которое поддержало восстание. Они выдвинули свои претензии царю, в которых говорилось, что причина восстания – отсутствие нормального законодательства. В результате была создана комиссия, которая и создала уложение. Потом оно обсуждалось на Земском соборе, где было единогласно принято в январе 1649 года. Это было первое уложение изданное типографским способом и оно впервые поступило в продажу. Уложение делилось на 25 глав и содержало уже около 1000 статей. Это уложение будет оставаться действующим до второй четверти XIX века (с поправками). 

3.Абсолютная монархия (правление Петра I).

С первых дней своего царствования Петр стремился к концентрации власти в своих руках. Абсолютная монархия - это последняя форма феодального  государства, возникающая в период зарождения капиталистических отношений. Основная ее черта заключается в  том, что глава государства является источником законодательной и исполнительной власти. Абсолютизм - форма правления, при которой власть принадлежит  монарху.

Главным своим противником молодой  царь считал духовенство. В 1721 г. он ликвидирует  патриаршество и вводит Синод, ставя  дела религии под контроль светских чиновников. С 1722 г. надзор за Синодом  осуществлял обер-прокурор Синода. Это означало победу светской власти над духовной.

Петр начинает формировать гибкий централизованный аппарат, который  строго контролируется центральными органами власти.

В 1711 г. был создан Сенат - верховный  орган управления страной, высший распорядительный орган по судебным, финансовым, военным  и зарубежным делам. Члены Сената назначались самодержцем. Для контроля и надзора за исполнением государственных  законов и распоряжений в 1722 г. во главе Сената была введена должность  генерал-прокурора (назначен П.И.Ягужинский). Он осуществлял контроль за деятельностью  всех правительственных учреждений и доносил о злоупотреблениях должностных лиц центрального и  местного аппарата.

В 1718 г. взамен приказов были созданы 12 коллегий, которые ведали политическими, промышленными и финансовыми  делами. Коллегии отличались от приказов структурой и функциями (президент, вице-президент, советники, асессоры, секретари) и формировалась из представителей дворянства.

Порядок рассмотрения дел в коллегиях  был разработан Генеральным регламентом, на основе которого строился весь внутренний распорядок учреждения. В подчинении коллегий находились губернская, провинциальная и уездная администрации.

В целях укрепления власти на местах была произведена реформа системы  местного самоуправления. В 1718 г. страну разделили на восемь губерний: Московскую, Петербургскую, Киевскую, Архангелогородскую, Азовскую, Казанскую, Смоленскую, Сибирскую. Во главе губерний стояли губернаторы, наделенные всей полнотой административно-полицейской и судебной власти. Губернии делились на провинции, а провинции на уезды, во главе которых ставились местные дворяне. В 1719 г. губернии были разделены на 50 провинций. Во власти губернаторов оставались функции управления городом и командование расквартированными в его пределах войсками. По остальным вопросам решения принимались коллегиями и сенатом.

Городское управление было сосредоточено  в руках городских верхов. В 1702 г. был создан Главный магистрат, который контролировал дела городовых  магистратов. Они избирались имущим населением для ведения внутригородских  дел - сбора налогов и судебного  делопроизводства при разбирательстве  тяжб между горожанами.

В 1722 г. был издан указ о престолонаследии, по которому император сам назначал преемника.

При Петре I сложился многочисленный дворянско-бюрократический аппарат. Консолидации возникшего чиновничьего дворянства способствовала «Табель  о рангах». Документ делил гражданские  и придворные звания на 14 степеней. От фельдмаршала и генерала армии (в  сухопутных войсках и на флоте) и  канцлера (на гражданской службе) до самого нижнего, 14-го ранга прапорщика и коллежского регистратора. «Табель  о рангах» поставила на первое место не родовитость, а способности, образованность и деловые качества дворянина. Закон ликвидировал деление  господствующего класса на сословия. Он способствовал выделению из среды  неродовитого дворянства крупных государственных  деятелей: генерал Ф.М.Апраксин, дипломаты  П.Л.Толстой, И.И.Неплюев и др.

С 1721 г. Петр I стал именоваться императором, а Россия превратилась в империю. Этими титулами завершилось оформление русского абсолютизма.

 

 

 


Информация о работе Эволюция монархической формы правления в истории России