Эволюция конституции Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 14:30, доклад

Краткое описание

Можно классифицировать конституции по различным основаниям: 1) в зависимости от формы гос.устройства: унитарные. 2) в зависимости от характера политического режима: демократические; реакционные. 3) в зависимости от продолжительности применения: постоянные; временные. 4) в зависимости от структурного изложения: кодифицированные, некодефицированные. 5) по способу объективирования: писанные; неписанные. 6) по способу изменения: жесткие; гибкие. Наиболее устойчивой оказалась самая старая классификация, предложенная еще в прошлом веке и применяющаяся до сих пор — по тому, как объективно выражена воля учредителя, консти¬туции подразделяются на две группы: писаные, неписаные.

Содержание

1. Понятие Конституции

2. Эволюция Казахстанской Конституции
3. Первая Конституция РК
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

2185_evol_const.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

Выведение главы государства  за рамки системы разделения властей, что показательно, одновременно сопровождалось его наделением огромным перечнем важнейших государственно-конституционных полномочий:

* Президент Казахстана  мог обращаться с ежегодным  посланием к народу о положении  в стране и об основных направлениях  внутренней и внешней политики  Республики;

* назначать очередные  и внеочередные выборы в Парламент  Республики;

* созывать первую сессию  Парламента и принимать присягу  его депутатов народу Казахстана;

* созывать внеочередные  совместные заседания палат Парламента;

* подписывать представленный  Сенатом закон в течение 15 рабочих дней, обнародовать либо возвращать закон или отдельные его статьи для повторного обсуждения и голосования в Парламент;

* назначать и освобождать  от должности Премьер-Министра  Республики;

* по представлению  Премьер-Министра определять структуру Правительства, назначать и освобождать от должности его членов, а также образовывать, упразднять и реорганизовать центральные исполнительные органы Республики, не входящие в состав Правительства;

* председательствовать  на заседаниях Правительства при рассмотрении особо важных вопросов;

* поручать Правительству  внесение законопроекта в Мажилис  Парламента;

* отменять либо приостанавливать  полностью или частично действие  актов Правительства и акимов  областей, городов республиканского  значения и столицы;

* с согласия Парламента  назначать на должность председателя  Национального Банка и освобождает  его от должности;

* с согласия Сената  назначать на должность Генерального  прокурора и Председателя Комитета  национальной безопасности и  освобождать их от должностей;

* назначать и отзывать  глав дипломатических представительств  Казахстана;

* назначать на должность  сроком на 5 лет Председателя Счетного  комитета по контролю за исполнением  республиканского бюджета;

* утверждать государственные  программы Республики;

* утверждать единую  систему финансирования и оплаты  труда работников для всех  органов, содержащихся за счет  государственного бюджета Республики;

* принимать решение  о проведении республиканского  референдума;

* вести переговоры  и подписывать международные договоры Республики;

* подписывать ратификационные  грамоты;

* принимать верительные  и отзывные грамоты дипломатических  представителей иностранных государств.

Президент также является верховным главнокомандующим вооруженными силами Казахстана, назначает на должность и освобождает от должности высшее командование вооруженных сил; награждает государственными наградами Республики, присваивает почетные, высшие воинские и иные звания, классные чины, дипломатические ранги и т.п.; решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища; осуществляет помилование; в соответствии с Конституцией и законодательством Казахстана объявляет введение чрезвычайного положения; в соответствии с Конституцией вводит военное положение и объявляет частичную или всеобщую мобилизацию; назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Республики Казахстан, формирует Администрацию Президента Республики; Совет Безопасности, Высший судебный совет и иные консультативно-совещательные органы (статья 44).

Администрация Президента реально превратилась в самостоятельный, причем важнейший, а вовсе не вспомогательный  орган государственной власти, напоминающий больше «ханский ближний круг».

Даже эти огромные конституционные полномочия не являются исчерпывающими. Дополнительные полномочия Президента, которыми он сам себя наделил, перечислены в Указе Президента «О Президенте Республики Казахстан» № 2733, принятом 26 декабря 1995 г. (с изменениями от 6 мая 1999 г.) и имеющем силу конституционного закона. Тем самым сам подход к правовому статусу главы государства шел отнюдь не в направлении, характерном для современного конституционализма. Этот подход на новом витке истории реально пытался воссоздать систему власти одного человека, фактически монархическую по объемам тех прерогатив, которые были отданы в руки такого лица. Именно данное обстоятельство, а совсем не стремление к закреплению арбитражной функции главы государства, как заявляют официальные казахстанские правоведы, по нашему мнению, было главным и определяющим такой позиции.

Принцип разделения властей  в Конституции 1995 года был нарушен  формулировками многих норм. В частности, явно авторитарными, исключительно  большими полномочиями глава государства  в области нормотворчества. Эта  практика, берущая свое начало с событий декабря 1993 года, стала одной из характерных черт казахстанского гибридного конституционализма. Формально Президент издает указы и распоряжения на основе и во исполнение Конституции и законов Казахстана (пункт 1 статьи 45). И это вполне обычная практика современных государств. Однако, даже после того, как в течение 1995 года президент единолично принял множество законодательных актов, составивших основу казахстанского законодательства, он на этом не остановился. Всевластие главы государства в данном направлении было закреплено и на будущие времена при помощи конституционных установлений.

Помимо права издавать обычные указы, глава государства  узурпировал часть прерогатив законодательной  легислатуры. Конституция устанавливала, что Парламент 2/3 голосов от общего числа депутатов каждой из палат по инициативе Президента вправе был делегировать ему законодательные полномочия на срок, не превышающий одного года (пункт 4 статьи 53 Конституции). Но и этого нарушения системы разделения властей показалось мало. Поэтому в Конституцию была заложена еще одна явно авторитарная норма. В случае не рассмотрения Парламентом в месячный срок законопроекта, объявленного Президентом срочным, последний вправе издать указ, имеющий силу закона (пункт 2 статьи 61). Важнейшая функция любого парламента – законодательная, таким образом, оказалось деформированной и искаженной волей опять-таки главы казахстанского государства.

Действительно таким  путем осуществляется контроль над  политическим процессом, но это –  авторитарный контроль, а не демократический. И консенсус в обществе Казахстана на самом деле не сложился в результате нормального процесса его развития, а был навязан обществу извне властью, преследующей свои собственные интересы. Сам же консенсус представляет собой молчаливое согласие общества Казахстана с нынешними реалиями, далекими от конституционализма. Консенсус лежит и в основе демократических обществ. Но там он принципиально иной. В демократической системе стабильность обеспечивается, в том числе, и общественным консенсусом в отношении того, что может и чего не должна делать власть ни при каких условиях. Не должна власть в частности нарушать нормы конституции. В Казахстане же действует иной принцип – «победитель получает все», то есть у власти развязаны руки, и ее действия ничего не ограничивает.

Поэтому действительно  власть президента Казахстана выглядит внешне стабильной. Он правил при трех конституциях, менял их тогда, когда  у него возникало соответствующая  необходимость. При демократии же стабильность и устойчивость совершенна иная: в государстве стабильно действует режим законности, а власть как раз нестабильна: и президенты и правящие партии спокойно сменяют друг друга. Этого Казахстан так и не смог добиться. Будем надеется, что когда-нибудь это произойдет.

 

 

 

Заключение

Можно классифицировать конституции по различным основаниям: 1) в зависимости от формы гос.устройства: унитарные. 2) в зависимости от характера политического режима: демократические; реакционные. 3) в зависимости от продолжительности применения: постоянные; временные. 4) в зависимости от структурного изложения: кодифицированные, некодефицированные. 5) по способу объективирования: писанные; неписанные. 6) по способу изменения: жесткие; гибкие. Наиболее устойчивой оказалась самая старая классификация, предложенная еще в прошлом веке и применяющаяся до сих пор — по тому, как объективно выражена воля учредителя, конституции подразделяются на две группы: писаные, неписаные.

События августа и  декабря 1991 года - несостоявшийся путч в Москве и беловежские соглашения, поставили последнюю точку в истории СССР и 16 декабря 1991 года парламент республики провозгласил государственную независимость Республики Казахстан.  Вследствие этого Казахстан, как и абсолютное большинство постсоветских республик, пошел по пути этатизма и строительства этнократического президентского государства.

После распада СССР Первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Нурсултан Назарбаев автоматически  стал Президентом Республики Казахстан, а аппарат ЦК КПК стал президентской  администрацией. По объему своих реальных полномочий Президент Республики Казахстан получил совершенно неограниченные властные полномочия, которые намного превосходят власть Первого секретаря ЦК Компартии Казахстана, обладавший огромной властью.

В последующее время в Казахстане со стороны Нурсултана Назарбаева предпринимаются различные тактические приемы по укреплению института президентской власти. Уже в апреле 1992 г. президент Н.Назарбаев выступил со “Стратегией политического и экономического развития страны до 2005 г.”, ясно дав понять народу Казахстана, что концепция политического развития уже заранее предопределена и страна пойдет по пути создания президентского государства. Тогда же была провозглашена идеология этнократизма. Президентом была сформулирована мысль о том, что Казахстан является государством самоопределившейся казахской нации.

Принятая в январе 1993 г. первая Конституция независимого Казахстана уже в своей преамбуле  конституировала тезис Н.Назарбаева о том, что Казахстан – это  государство самоопределившейся казахской нации. Тем не менее Конституция носила политически достаточно компромиссный характер, когда облеченный большой властью президент “уживался” с более или менее полномочным Парламентом. В декабре того же года по указке из президентской администрации был инициирован “самороспуск” казахстанского Парламента. В дополнение к “самороспуску” Парламент даровал Президенту дополнительные сверх конституционные полномочия. Воспользовавшись отсутствием Парламента (с марта по декабрь 1995 г.) администрация с подачи созданного ею неконституционного и внеправового органа “Ассамблеи народов Казахстана” инициировала проведение двух референдумов. На первом из них 29 апреля 1995 г. вопреки существующей конституции был поставлен вопрос о продлении полномочий президента Нурсултана Назарбаева до 2000г Можно констатировать, что в период межпарламентского вакуума с марта по декабрь 1995 г. фактически произошел государственный переворот, вся власть была монополизирована институтом президентской власти, а Парламент как институт реализации интересов народа фактически перестал существовать. Не случайно, что именно на этот период приходится наибольшее законотворчество в недолгой истории суверенного Казахстана в виде принятия многочисленных и основополагающих “указов Президента, имеющих силу закона” или “конституционного закона”.

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

  1. Байтмагамбетов С. - Социальная политика: ход преобразований в странах СНГ     и Казахстане // «АльПари» - №1 2002 г.;
  2. Социально-экономическое развитие Казахстана на пороге ХХI века (II часть) - Материалы научно-практической конференции под редакцией Мамырова Н.К.- Алматы: Экономика, 1997 г.;
  3. История Республики Казахстан. (Учебник для ВУЗов) А.Кузембайулы. Астана,  1999г.
  4. Кравчук С.С. «Советское государственное право», М, 1975 г.
  5. Уманский Я.Н. «Советское государственное право», М, 1970 г.
  6. Кистяковский Б.А. «Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей теории права», М, 1916 г.
  7. Алексеев А.А. «Министерская власть в конституционном государстве. Её основы, роль и современное положение», Харьков, 1910 г.
  8. Овсенян Ж.И. «Правовая защита конституций. Судебный контроль в зарубежных странах», Ростов-на-Дону, 1992 г.
  9. Эсмен А. «Общие основания конституционного права», СП б, 1909 г.
  10. Хессе К. «Основы конституционного права ФРГ», М, 1981 г.
  11. Нудель М.А. «Конституционный контроль в капиталистических государствах», М, 1968 г.
  12. Кириллов Д.А., Экимов А.И. «Конституционный надзор в СССР», «Советское государство и право», 1988 г. №10
  13. Газета «Собрание законодательств РК», 1994 г. №13
  14. Маунц Теодор «Государственное право Германии (ФРГ и ГДР)», М, 1959 г.
  15. Бойцова Л.В. «Конституционная юстиция, теория интерпретации и демократический процесс» Вестник Конституционного Суда №2, 1997 г.



Информация о работе Эволюция конституции Республики Казахстан