Ыбырай Алтынсарин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 18:21, реферат

Краткое описание

«Казахская хрестоматия», вышедшая в 1879 г., является первым национальным букварем, первым учебником.
«Начальное руководство и обучение казахов русскому языку», первое учебное пособие.
Художественные произведения - стихи и рассказы -составили начальную страницу профессиональной казахской письменной литературы.
Казахский литературный язык, его становление и развитие, чистота родного языка - основная цель деятельности Ы. Алтынсарина.

Вложенные файлы: 1 файл

Ыбырай.docx

— 211.22 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

ЫБЫРАЙ АЛТЫНСАРИН

 

Педагог-просветитель, энтузиаст, поэт, фольклорист, этнограф, автор учебников родного и русского языков для казахских детей. Крупный мыслитель, отдавший все силы и весь свой талант делу просвещения родного народа. Им создано семь народных светских школ.

 

Круг научных интересов и исследований:

Педагогика    История Фольклористика Этнография Лингвистика Языкознание

 

 

Ыбрай Алтынсарин вошел в историю Казахстана как выдающийся просветитель, педагог, поэт, общественный деятель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  УЧЕБНИКИ

 

 «Казахская хрестоматия», вышедшая в 1879 г., является первым национальным букварем, первым учебником.

«Начальное руководство и обучение казахов русскому языку», первое учебное пособие.

Художественные произведения - стихи и рассказы -составили начальную страницу профессиональной казахской письменной литературы.

Казахский литературный язык, его становление и развитие, чистота родного языка - основная цель деятельности Ы. Алтынсарина.

Ученый публикует отрывки из исторического эпоса «Кобланды батыр», «Жанибек батыр», целый ряд материалов о прошлом казахского народа.

Переводы Ы. Алтынсарина впервые познакомили казахских читателей с образцами русской и западноевропейской классической литературы.

Называя имя Ы. Алтынсарина, часто употребляют слово «первый». И это не случайно, он первым проложил для своего народа дорогу к знаниям и первым указал ему пути дальнейшего культурного развития.

Ыбырай Алтынсарин - недагог-просветитель, педагог-энтузиаст

Ыбырай Алтынсарин в истории культуры казахского народа занимает особое место как крупный педагог и просветитель.

Педагог-энтузиаст, Ы. Алтынсарин свою практическую деятельность сочетал с широкой пропагандой идей просвещения, культуры и прогресса, приобщения казахского народа к культуре и науке русского народа. Алтынсарин справедливо стяжал себе в истории казахского народа имя ученого-просветителя, выдающегося педагога и организатора первых народных школ в крае. По казахской степи через учащихся открытых им школ, из уст народных акынов-певцов широко разнеслись его изумительные стихи, обращенные к молодому поколению:

 

Юные мои друзья!., оглянитесь, -

Ведь, соседи наши - далеко впереди.

Поспешите и вы за ними!

Мы, старики, в темноте прожили свой век...

Вам, юным друзьям, уступаем дорогу.

И мое благословение вам, -

Творите добрые, святые дела!

 

Эти слова были столь же смелы и искренни, как знаменитые строки Некрасова:

 

Сейте разумное, доброе, вечное! Сейте!

Спасибо вам скажет сердечное русский народ.

 

Как просветитель и первый казахский педагог, Ыбырай Алтынсарин придавал исключительно большое значение образованию казахской молодежи. Он был поборником просвещения в Казахстане и организатором первых русско-казахских школ. Выступая новатором в этом деле, Ыбырай создал новый тип начальных и средних учебных заведений, до того не известных в Казахстане. При этом Ыбырай исходил из особенностей кочевого быта казахов и добивался создания таких школ, которые помогли бы им понять культуру и привить навыки технических знаний.

Алтынсарин разработал тип двухклассного центрального училища с 6-годичным сроком обучения. По инициативе Ыбырая было создано 4 таких училища, которые он считал первоначальными органами подлинной культуры в Казахстане. По поводу русско-казахских училищ Ыбырай писал, что проводником распространения русского языка и русской литературы в казахской степи «вернее всех других могут служить только народные русско-киргизские училища, учрежденные в среде самих киргизов».

Ыбырай Алтынсарин, как дальновидный и образцовый представитель своего народа, путь экономического прогресса Казахстана видел в приобщении его к более передовой капиталистической экономике России. Отчетливо представляя значение техники и понимая прогрессивность перехода казахского крестьянства к оседлости и земледелию, Ыбырай Алтынсарин призывал казахский народ перенять у русского народа все передовое в области экономики. Для чего он считал необходимым организовать профессиональные школы. Обращаясь к Ильинскому, Ыбырай Алтынсарин писал: «Не имеется ли у вас каких-либо практических популярных руководств к обучению ремеслом, садоводству, огородничеству скотоводству и земледелию?»

Перед местными властями Ыбырай Алтынсарин выдвинул проект организации ремесленных и сельскохозяйственных школ. По его мнению, в этих школах казахская молодежь должна обучаться «кожевенному, мыловаренному, маслодельному, гончарному делам, столярно-токарному, кузнечно-слесарному ремеслам и из сельского хозяйства -огородничеству, садоводству, скотоводству, земледелию, ознакомлению с новейшими машинами и их устройством, со способами лечения скота и борьбы с вредными насекомыми для хлебов».

При жизни Ыбырая Алтынсарина с большими трудностями была открыта ремесленная школа в г. Тургае на 25 человек. Но все благие намерения Ыбырая помочь своему народу выйти на путь экономического прогресса наталкивались на сопротивление патриархально-феодальной знати. Для казахских феодалов кочевой скотоводческий быт был идеалом их жизни. Поэтому всякое нововведение в области хозяйства им казалось нарушением основ кочевой жизни казахов. Кроме того, в условиях социально-экономической отсталости Казахстана переход к более прогрессивным формам хозяйствования был сопряжен с большими трудностями, так как в этот период только зарождались элементы капитализма в недрах экономики Казахстана. Хозяйство казахов медленно втягивалось в водоворот капиталистических отношений. При всем этом профессиональные школы, основанные по инициативе Ыбырая Алтынсарина, имели прогрессивное значение.

Прогрессивная роль Ыбырая Алтынсарина в создании русско-казахских школ, сельскохозяйственных и ремесленных училищ станет более наглядной, если учесть, что в существовавших в Казахстане медресе преподавалось главным образом учение ислама. По признанию самих местных властей, «медресе и мектебы всегда строго ограничивались только религиозными задачами... Эти школы внушали юношам только веру в бога и в мир духовный, а также покорность судьбе и преданность земной власти».

Жажда знаний, стремление принести пользу своему народу были жизненным девизом Ыбырая Алтынсарина.

С 1861 по 1864 год Ы. Алтынсарин был учителем, а в последующем - инспектором народных училищ Тургайской области. Педагогические идеи Ыбырая Алтынсарина формировались под в лиянием передовой демократической культуры России. Ыбырай Алтынсарин продолжал лучшие традиции русской педагогики XIX века, был первым глашатаем педагогических взглядов Ушинского в Казахстане.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ЫБЫРАЙ АЛТЫНСАРИН - АВТОР УЧЕБНИКОВ

 

Ыбыраю Алтынсарину приходилось создавать школу в казахской степи при полном отсутствии учебных пособий на казахском языке.

«Казахская хрестоматия», вышедшая в 1879 году, является первым национальным букварем, первым учебником, составленным на основе русского алфавита. Эта книга оказала неоценимую помощь казахским детям в освоении русского языка. В «Хрестоматии» в популярной форме излагались основы знаний, в небольших рассказах говорилось о важности перехода к земледелию, к оседлому образу жизни, в популярной форме преподносились детям достижения науки и техники.

В известном стихотворении Ыбырая Алтынсарина «Кел, балалар, оқылық» («Давайте, дети, учиться») в назидательной форме излагается значение науки для народа и говорится о роли паровоза, парохода и электричества.

Алтынсарин работал над составлением «Хрестоматии» с 1876 по 1888 год. Из его переписки видно, что мысль составить хрестоматию у него возникла с первых же шагов его педагогической деятельности, но при жизни ему удалось издать только первую часть хрестоматии. После его смерти она была переиздана и на арабском алфавите под названием «Мактубат» (СПб., 1899 г.).

«Руководство к обучению казахских детей русскому языку» - учебное пособие. В «Руководстве» Ы. Алтынсарина дано около 500 слов и фраз, взятых из самых различных областей жизни. Такое количество слов и фраз русского языка было достаточным для первоначального употребления в устной речи.

Составляя свои хрестоматии и методическое руководство для учителей, Ы. Алтынсарин не мог и предположить, что через столетия возрожденный казахский народ высоко оценит его скромный труд как богатейший вклад в культуру и, отдавая должную дань уважения его труду, прославит его имя как ученого, писателя и выдающегося педагога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ЫБЫРАЙ АЛТЫНСАРИН – ПИСАТЕЛЬ

 

Ыбырай Алтынсарин написал много стихов и песен, где призывал учиться, любить свою Родину и верно служить ей. В стихотворении

 

«Давайте, дети учиться» он говорит:

Если будете учиться, дети.

Свет, как в светильниках, зажжется.

Все желания ваши Без поисков сбудутся...

Давайте, дети, учиться.

И выученное в памяти Внимательно закрепим!

 

Просветитель и демократ, Ыбырай Алтынсарин презирал феодально-байскую знать и колониальную администрацию. Борьбу со старыми традициями, суевериями, реакционными силами он считает делом подрастающего поколения. И, по его мнению, для этого необходимо вооружить молодежь знаниями.

В стихотворении «Лицемерному судье» писал:

 

Ты польщен почетом и низкопоклонством,

Ноги отекают от челобитья тебе;

Душу выматываешь из-за пустяков,

Жадно высасываешь последнее у бедняка.

Как пост день за днем приходит к концу,

Так и ты разоряешь постепенно аул дотла.

Хан, не зная правды, чинит насилие.

Знай, сударь, придет час возмездия,

И тот, кого ты обирал, доберется до тебя.

 

В стихотворении «Друзья из молодежи» Ы. Алтынсарин разоблачает уродливые, болезнетворные явления, бытующие в отсталом ауле, и социальные корни этих явлений; показывает ложь и лицемерие казахских мулл, биев; призывает молодежь «избегать дурных примеров порочного общества»:

В порочном обществе На троне властелин.

Выжимая из бедняков,

Щедрые подарки раздает богатым.

Мулла в порочном обществе Носит большую саллю на голове.

Не будь наивен.

Не поддавайся его обману.

Неправда, что он верит Аллаху.

Он двуличен,

Всегда предать готов тебя.

 

Картину жестокой эксплуатации, произвола, отвратительного ханжества и двуличия Ы. Алтынсарин изобразил в басне «Милосердная лиса». В ней автор рассказывает, как охотник убивает птичку - мать. Остались беспризорными семеро птенчиков. Лишившись матери, птенцы голодают. Услышав их жалобный писк, к дереву прибегает лиса. Она выражает им свое сочувствие и призывает всех других птиц по очереди ухаживать за птенцами, поделиться с ними кто чем может: ласточка должна принести для гнезда сухих травинок и шерсти, червяков, корма птенцам, а соловей должен забавлять их своими песнями. Бедные птенцы обрадовались этому и не знали, как поблагодарить лису за ее доброту и благородство. Они даже не побоялись спуститься к ней вниз, на землю. Только этого и надо было коварной лисе.

В рассказе «Кипчак Сеиткул» Алтынсарин показывает гибельные последствия кочевого быта, сравнивает его с жизнью одной общины, перешедшей на оседлость и занявшейся хлебопашеством, доказывает положительные стороны этой жизни. В другом рассказе, посвященном человеческому труду, Алтынсарин развивает мысль, что дар природы - источник богатства дается только тем, кто сумеет извлечь его упорным трудом.

Рассказы и стихотворения Алтынсарина чужды отвлеченным нравоучительным идеям. Героя, смышленого, от природы понятливого, находчивого, он всегда выводит из среды трудового народа, находит острые и меткие слова, умеет показать и осмеять моральное уродство людей из богатой среды.

Информация о работе Ыбырай Алтынсарин