Шпаргалки по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 08:42, шпаргалка

Краткое описание

11. Влияние революции 1905-1907гг. на политическую систему России.
РЕВОЛЮЦИЯ 1905–1907 гг., ПРИЧИНЫ, ЗАДАЧИ, ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ, ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Причины:1) главной причиной революции являлось сохранение феодально-крепостнических пережитков, которые тормозили дальнейшее развитие страны; 2) нерешенный рабочий вопрос; 3) национальный вопрос; 4) тяжелые условия службы солдат и матросов; 5) антиправительственный настрой интеллигенции; 6) поражение в Русско-японской войне.
По характеруреволюция 1905–1907 гг. была буржуазно-демократической.
Основные задачи революции:1) свержение самодержавия и установление конституционной монархии;
2) решение аграрного и национального вопросов;
3) ликвидация феодально-крепостнических пережитков. Основные движущие силы революции:рабочие, крестьяне, мелкая буржуазия. Активную позицию в ходе революции занимал рабочий класс, который использовал различные средства в своей борьбе – демонстрации, стачки, вооруженное восстание.

Вложенные файлы: 1 файл

история.doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)

 Ликвидировано закрепление  в общенародной собственности  земли и недр.

 Россия стала симметричной  федерацией: полномочия республик,  краев, областей, городов федерального  значения, автономной области и  автономных округов стали одинаковыми.  Ликвидирован верхний предел  возраста кандидата в Президенты  России. Образовано Федеральное Собрание Российской Федерации;

 Изменён текст Присяги  Президента Российской Федерации;

 Переименован ряд  субъектов Российской Федерации.  Президент Российской Федерации  был наделен полномочиями главы  государства, но перестал считаться  главой исполнительной власти и ее частью. Введено разделение законов на обычные (федеральные законы), органические и законы о поправках к Конституции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36. Российская Федерация  на пути суверенного развития.

Декларацию о суверенитете России Верховный Совет РСФСР принял в 1990 г. С распадом СССР (декабрь 1991 г.) статус Российской

Федерации как независимого суверенного государства стал юридической и фактической реальностью. Россия в 1992-1993 гг.

Экономическая ситуация, сложившаяся к концу 1991 г., была катастрофической: спад производства, острейший дефицит

товаров, отсутствие золотых  и валютных резервов, разрыв традиционных хозяйственных связей, огромное количество не

обеспеченных материальными  ценностями денег на руках населения. С 1 января 1992 г. правительство, фактическим

руководителем которого был Е. Т. Гайдар, приступило к осуществлению программы так называемой шоковой терапии. Были

отпущены цены, решение  о том, по какой цене продавать  тот или иной товар, отныне устанавливал производитель и продавец.

Началась ваучерная  приватизация государственной собственности: каждый гражданин России получил приватизационный чек (ваучер),

который мог быть вложен в акции предприятий. Первые итоги состояли в том, что удалось насытить рынок минимальным набором

необходимых товаров, но при этом цены к середине года выросли в сотни раз, тогда как доходы населения- в 10-15 раз. Денежные

накопления граждан  фактически обесценились. Спад промышленного производства остановлен не был. Во второй половине 1992 г. под

давлением парламентской оппозиции и директорского корпуса правительство увеличило денежные вливания в экономику, но эти

уступки привели к  подстегиванию инфляции. В декабре 1992 г. Верховный Совет добился отставки Е. Т. Гайдара, председателем

правительства стал В. С. Черномырдин, с которым антиреформаторское большинство в парламенте связывало надежды

на отказ от преобразований. Реформы действительно подверглись корректировке. Возросли финансовые вливания в убыточные

предприятия, топливно-энергетический комплекс, однако общий курс на создание основ рыночной экономики (приватизация,

свободное ценообразование, свобода внешней торговли) остался прежним. Социальная ситуация была сложной: инфляция оставалась

крайне высокой, ускорилось имущественное расслоение, усилилась безработица. В этой ситуации резко обострилось противостояние

Президента Ельцина  и Верховного Совета, реформаторски настроенной исполнительной власти и противившейся реформам

власти законодательной. Последняя опиралась на поддержку  так называемой непримиримой оппозиции (коммунисты и

национал-патриоты). Вопрос стоял о продолжении или прекращении рыночных преобразований, о том, отойдет ли Россия от советской

политической системы, утвердится ли она на демократическом пути развития. К весне 1992 г. Ельцину удалось добиться

подписания по чти  всеми субъектами Федерации (за исключением Чечни и Татарстана) Федеративного договора. Это был шаг к

новому конституционному устрой- ству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Влияние реформ 60-70х  гг. 19в. На социально-экономическое  и политическое развитие российского общества.

БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ  ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. И ИХ ЗНАЧЕНИЕ

      Отмена  крепостного права в России  повлекла за собой и преобразования  в иных сферах жизни страны.

       Земская  реформа 1864 г.:1) изменила всю систему  местного управления; 2) в губерниях и уездах были созданы земства, которые являлись выборными органами местного самоуправления, состояли из представителей всех сословий; 3) высокий имущественный ценз и многоступенчатая система выборов обеспечивали преобладание в земствах дворян; 4) земства не обладали политическими функциями, область их деятельности ограничивалась только хозяйственными вопросами; 5) земства сыграли позитивную роль в общественной жизни на местах.

       Городская  реформа 1870 г.:1)была проведена  по типу земской. В городах были созданы городские думы и городские управы;

      2) городские  органы местного самоуправления  ведали также главным образом  хозяйственными вопросами;

      3) избранный  городской глава возглавлял городскую  думу и управу, координировал их деятельность. Судебная реформа 1864 г.

      1. Эта  реформа была наиболее радикальной  из преобразований 1860–1870 гг.

      2. Согласно  судебной реформе Россия получала  обновленный суд, который был  основан на принципах буржуазного  права, а именно новый суд стал: бессословным; гласным; состязательным; независимым.

      3. Реформа  вводила выборность некоторых  судебных органов.

      4. В соответствии  с новой системой судопроизводства  в судебных процессах участвовали  прокурор и адвокат.

      5. Вопрос о виновности или невиновности обвиняемого решался присяжными заседателями.

      6. Была  разграничена компетенция различных  судебных инстанций. Высшей судебной  инстанцией являлся Сенат.

       Военная  реформа: 

      1) необходимость  проведения военной реформы стала очевидной в связи с поражением в Крымской войне;

      2) она  проводилась до 1874 г. В результате  военной реформы были отменены  рекрутские наборы; введена всеобщая  воинская повинность, которую должны  были отбывать все мужчины  без различия сословий, которые достигли 20 лет, были годны к службе по здоровью; срок службы в армии был существенно сокращен: в пехоте вместо 25 лет – 6 лет, во флоте – 7 лет; стала действовать система многообразных льгот по сокращению срока службы для лиц, получающих образование, помогающих родителям и др. Реформы в системе образования:

      1) в сфере  образования произошли значительные  изменения;

      2) в 1864 г. были изданы Устав гимназий  и Положение о народных училищах, которые регламентировали начальное  и среднее образование;

      3) в 1863 г. была восстановлена ликвидированная  при Николае I автономия университетов.

      В 1865 г. были введены Временные правила  о печати, которые отменили цензуру  для многих печатных изданий.

       Финансовая  реформапредопределяла формирование единого государственного бюджета, планирование которого было возложено на Министерство финансов.

       Значение  буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в. 

      Проведенные  реформы существенно изменили  прежний уклад общественной жизни  и государства. Таким образом, были сделаны шаги на пути превращения России в буржуазную монархию. Продолжением преобразований могли бы стать политические реформы (проект конституционных изменений, разработанный М.Т. Лорис-Меликовым).

      Но убийство  в 1881 г. Александра II кардинально изменило направление курса правительства.

 

 

18. Новая экономическая  политика как средство укрепления  советской власти (НЭП).

    «Военный коммунизм»  – вынужденная политика правительства  Советской России – проводилась  в условиях разорения экономики страны в ходе Первой мировой и Гражданской войн, была связана: с принудительным отъемом сельскохозяйственной продукции и трудовой повинностью в городах; с упразднением товарно-денежных отношений и распределением товаров по карточкам.

      К 1920 г. она сделала жизнь населения Советской России совершенно нестерпимой.

      X Съезд  РКП(б) в марте 1921 г. принял  решение о переходе к новой  экономической политике.

       Сущность  новой экономической политики:

      1) продразверстка  заменялась существенно менее изнурительным продналогом – деревня постепенно начала оживать;

      2) были  разрешены некоторые элементы  частного предпринимательства, хотя  и под строгим государственным  надзором;

      3) сфера  экономической свободы коснулась  исключительно легкой промышленности; посреднической и розничной торговли; кредитных операций на относительно небольшие суммы.

      Наиболее  рентабельными были кооперативные  предприятия, так как государство  обложило нэпманские предприятия  очень высокими налогами (до 50 % дохода). Хотя В.И. Ленин и заявил о том, что НЭП – «это всерьез и надолго», прозорливые предприниматели предвидели скорое окончание этой политики в Советской России, поэтому предпочитали не организовывать свои предприятия, а арендовать их у государства. В результате политики государственного сдерживания производительность предприятий, открытых частными лицами, не превысила и 5 % от общей стоимости производимой в стране продукции. Гораздо выше была роль частного сектора в торговле.

      Во время  НЭПа преобразилось управление государственным сектором экономики:

      1) чтобы  сделать его конкурентоспособным  перед нэпманами, советское правительство  старалось децентрализовать промышленность  и торговлю, используя при этом  механизмы экономической заинтересованности;

      2) близкие  по месторасположению и отраслевой  принадлежности предприятия объединялись;

      3) торговля  находилась в руках государственных  торговых синдикатов;

      4) постепенно  увеличивалась денежная часть  зарплаты, начали выдавать премии  за производительный труд. Хотя быстрому возврату к товарно-денежным отношениям мешали разнообразие видов денежных знаков, которые были на руках у населения, и высокие темпы инфляции.

       Народный  комиссариат финансов (нарком –  Г.Я. Сокольников) провел в 1922–1924 гг. денежную реформу.Важнейшим мероприятием реформы стало введение в обращение банковских билетов, которые были обеспечены золотом, – червонцев.

      Итоги  и значение новой экономической  политики:

      1) самым  радикальным шагом НЭПа можно  считать разрешение концессий – предприятий, основанных на договорах между советским государством и иностранными фирмами;

      2) нэповские  мероприятия позволили предотвратить  социальный взрыв к 1926–1927 гг. (хотя в годы политики НЭПа  произошло несколько кризисных ситуаций, в частности: кризис сбыта 1923 г., товарный кризис 1925 г.);

      3) в различных  отраслях хозяйства страны был  достигнут уровень производительности 1913 г.;

      4) однако  частный сектор при административно-командной  системе работал неэффективно. Требовалось или менять систему, или сворачивать НЭП. Сталинское руководство в конце 1920-х гг. склонилось ко второму.

 

1. Происхождение государственности  на Руси.

На рубеже 8-9вв. у восточных  славян складываются предпосылки для  образования государства:

  1. общественное разделение труда;
  2. переход от присваивающего к производящему хозяйству;
  3. появление профессиональных дружин, возглавляемых князьями.

Таким образом, возникновение  государства на Руси- явление исторически  закономерное. В исторической науке  существуют две основные версии о  происхождении древнерусского государства:

  1. норманнская теория;
  2. антинорманнская теория.

Норманнская теория. Историки, придерживавшиеся этой версии, считали, что древнерусское государство было создано норманнами. Ее суть заключается в следующем: русское государство было создано выходцами из Скандинавии, варягами. В 862 г. Славяне пригласили варяжского князя Рюрика с дружиной, он и стал основателем первой русской княжеской династии. Теория была широко распространена в 18-19 вв. Авторами ее были ученые: Г. Байер, Г. Миллер и А. Шлее-цер. Придерживались данной теории М.М. Щербатов и Н.М. Карамзин.

Антинорманнская теория. Хотя сам факт пребывания варягов в 9-10 вв. на территории Киевского княжества не подлежит сомнению, это доказывает, что датой образования государства можно считать 862 г. Раннеклассовое государство рождалось всегда в кровопролитной борьбе за власть, поэтому в мировой истории нередкими были случаи «приглашения» какой-то третьей силы. Государственность не является предметом импорта или экспорта. Это закономерный процесс, результат исторического развития. Когда славяне приглашали Рюрика на княжение, они уже имели у себя данную форму власти. Этой теории придерживались и развивали ее: М.В. Ломоносов, И.Е. Забелин, Д.И. Иловайский, М.С. Грушевский, Б.А. Рыбаков.

Несомненно первым главой государства  историки однозначно признают Рюрика(862-879). Он передал власть своему родственнику Олегу, оставив его править при своем малолетнем сыне Игоре.

В 882 г. Олег завоевал Киев, сделав его  столицей государства, объеденив под  своей властью Новгород и Киев. Именно с этого времени можно говорить о существовании на Руси не просто государственности, а древнерусского государства. Затем он покорил древлян, северян, радимичей. Князь установил размер дани, приказал построить оборонительные крепости в степи.

Информация о работе Шпаргалки по "Истории"