Шпаргалка по предмету "История Отечества"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 19:30, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "История Отечества".

Вложенные файлы: 1 файл

шпорррррррррррррры.doc

— 390.50 Кб (Скачать файл)

Экзаменационные вопросы по Отечественной история

 

1. Историческая  наука в системе знаний о  человеке и обществе. Основные

концепции исторического процесса.

2. Исторические  источники: типы» формы, проблемы  анализа. Главные направления развития исторической науки в России.

3. Восточные  славяне в VI - IX вв.: происхождение, расселение, хозяйственно-бытовой уклад, общественный  строй и религиозные верования.

4. Развитие  древнерусской государственности  в IX - начале XII вв Крещение Руси.

5. Русские  земли в XII - XIII вв.: причины раздробленности, сравнительный анализ развития основных центров древнерусской государственности.

6. Древнерусская  культура X - начала XIII вв.

7. Борьба  Руси с иноземными захватчиками  в XIII - XV вв. Русь и Орда.

8. Объединение  земель вокруг Москвы. Становление Российского государства.

9. Русская  культура XIII - XV вв.

10. Россия  в эпоху Ивана Грозного: основные  события внутренней и внешней  политики.

11. Борьба  за сохранение Российской государственности  в Смутное время.

12. Россия  при первых Романовых: особенности социально-экономического и политического развития.

13.  Русская  культура XVI - XVII вв.

14.  Преобразования  Петра I и их историческое значение.

15. Борьба  Петра Великого за выход России  к морям. Рождение империи.

16. Россия  в «эпоху дворцовых переворотов» (1725 - 1762).

17. Внутренняя  и внешняя политика России  во 2-й половине XVIII Просвещенный абсолютизм.

18. Развитие  отечественной науки и культуры  в XVIII столетии.

19. Россия  при Александре I: от либерализма  к реакции. Движение декабристов.

20. Внешняя  политика России в 1-й четверти XIX в.

21. Внутренняя  и внешняя политика Николая I.

22. Развитие  отечественной науки и культуры  в 1-й половине XIX в.

23. Либеральные  реформы Александра II и их историческое  значение.

24. Политическая  реакция и контрреформы 80 - 90-х XIX в.

25. Внешняя  политика Российской империи  во 2-й половине XIX в.

26. Социально-экономическое  и политическое развитие России  в начале XX Революция 1905 - 1907 и столыпинские реформы.

27. Русская  культура 2-й половины XIX - начала XX вв.

28. Внешняя  политика России в начале XX Первая мировая война и крушение империи Романовых.

29. Развитие  революционного процесса в 1917 г.: от Февраля к Октябрю.

30. Гражданская  война и иностранная интервенция  в России. Политика «военного  коммунизма».

31. НЭП: предпосылки  перехода, сущность и итоги.

32. Социально-экономическое  развитие СССР в 20 - 30-е Формирование и развитие сталинской системы власти.

33. Основные  направления советской внешне  политики в 20 - 30-е гг.

34.  СССР  в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн.

35. Советская  страна в 1945-1953 гг.: экономические, социальные  и политические процессы.

36. От «хрущевской  оттепели» к «брежневскому застою» (1953 - 1985).

37. Революция  Горбачева: СССР от внутрисистемной  реформации к

распаду (1985-1991),

38. Советская  внешняя политика в 50 - 80-е гт. Холодная  война.

39. Основные  направления развития советской  культуры.

40. Российская  Федерация в конце XX- начале XXI вв.: экономика, политика, культура.

 

1. Историческая наука в системе знаний о человеке и обществе.

Основные концепции исторических процессов

Истор. наука  – гуман. наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, соц. связей и организаций и т. д.) в прошлом; в более узком смысле — наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, истор. процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий.

Главным предметом истор. науки в России является прошлое родной страны, над которым работало и работает наибольшее число русских историков.

Существует две концепции исторического подхода

Цивилизационный подход отрицает единство всемирно-исторического процесса и заявляет о замкнутом (циклическом) развитии каждой цивилизации. Основой этого развития считается духовная культура. Цивилизационный подход был разработан Данилевским, Шпенглером, Тойнби.  
Недостатком цивилизационного подхода является невозможность при его применении увидеть единую историю человечества. Положительные моменты этого подхода в следующем: 
1) позволяет глубоко изучить историю конкретных народов и обществ во всем их своеобразии; 
2) ставит в центр исследования человека и его духовную жизнь; 
3) позволяет обратить внимание на накопление дух. ценностей, непрерывность истор. процесса, показать взаимосвязи и преемственность нац. культур. 
К. Маркс является основоположником формационного подхода к истории, он выдвинул теорию общественно-экон. формаций. Общественно-экон. формация – это истор. тип общества, определяемый способом производства: противоречивым единством производительных сил и производственных отношений. Производительные силы – люди и средства производства – являются динамичной составляющей способа производства, а производственные отношения – инертной. Обострение противоречий между производительными силами и производственными отношениями разрешается в ходе социальной революции, которая приводит к смене способа производства (экон. базиса) и соответствующей ему политико-правовой и идеологической надстройки, т. е. к новой общественно-экон. формации.

К. Маркс определил пять формаций: Первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую, включающую социализм в качестве первого этапа.  
Но теория формаций, сформулированная К. Марксом, обобщала исторический опыт Европы. Многообразие развития мира не позволяло распространить критерии формационной теории на все государства. Поэтому страны с особым характером развития были отнесены К. Марксом к «азиатскому способу производства», подробного анализа которого К. Маркс не осуществил.

Основные концепции исторических процессов в России

Феноменологический подход. Формационный подход

Под влиянием критики сторонники формационного подхода осуществили его модернизацию. Появились неоформационные теоретические системы. Этот формационный подход стал одной из макротеорий исторического процесса, которой придерживается часть российских историков.

Цивилизационный подход

Когнитивный аппарат не стал общепризнанным, т.к. в ходе исследовательской практики выяснилась его ограниченность. Отдельные историки высказывают соображения о взаимодополняемости формационного и цивилизационного подходов. Появились исследования по истории России, написанные с позиций теории модернизаций, составляющей конкуренцию формационному и цивилизационному подходам. На роль универсального когнитивного аппарата он претендовать не может, так как создан для изучения процессов перехода традиционного общества к индустриальному, которые охватывают не всю историю России.

Историческая синергетика - становящаяся методологическая традиция. Решающее значение имеет наличие проработанной технологии исследования, адаптированной к специфике истории.

Новая историческая наука, историческая антропология – культуро-центрическая парадигма современной исторической науки, применение подходов и методов культурной антропологии для целей и задач изучения истории.

2. Истор. источники: типы, формы, проблемы анализа. Направления развития истор.науки в России.

Истор. источники – документы и предметы матер. культуры, отразившие истор. процесс и запечатлевших факты и истор. события, на основании которых воссоздается представление о истор. эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлекших за собой истор. события. Истор. источники подразделяются на 7 групп: письменные (летописи, договоры), вещественные (картины, рельефы), этнографические, устные, лингвистические, фотодокументы, фонодокументы.

Истор. источники можно разделить на внутренние (созданные внутри исследуемого региона) и внешние. Шмидт классифицировал источники так: вещественные, изобразительные, словесные, звуковые источники. В качестве исторических источников выступают первоисточники, на основании которых создаются вторичные источники.

Истор. источник нужно критически оценить, интерпретировать. Интерпретацию проводят для установления смысла, который вкладывал в произведение его автор. От интерпретации исследователь переходит к анализу. Он раскрывает соц. информацию источника, решает проблему ее достоверности, выдвигает аргументы в пользу своей версии правдивости свидетельств, обосновывает свою позицию.

При росте кол-ва истор. источников исследователь не в состоянии изучить все источники, имеющие отношение к теме или проблеме. Он вынужден отбирать их в соответствии с исследовательской проблемой, с гипотезой, что заставляет четче осмысливать проблему и формулировать исследовательскую гипотезу. Синтез – завершающий этап.

Главные направления развития исторической науки в России

Описание истории России проявилось в составлении летописей, затем  - «хронографов», «синопсиса». Летописи и хронографы содержат беспорядочные сведения о событиях из преданий и легенд. Затем описание делалось в трудах нем. ученых Байера, Миллера, Шлецера, работавших в России при Петре и позже, в трудах русских ученых Татищева, Погодина, Щербатова. Цельный взгляд на истор. прошлое России был изложен в начале XIX Н.М. Карамзиным в 12-ти томной «Истории государства Российского». В русской истории он видел и осветил главный  процесс – создание нац. гос. могущества, к которому привели Русь ее талантливые деятели. После Карамзина известными были историки Полевой, Каченовский, Устрялов. Дальнейшее развитие исторической науки шло в истор. школах. Направления развития исторической науки: 1.Христианская; 2.Рационалистическая; 3.Культурно-историческая концепция.

Сторонники христианской концепции историю человечества соотносят с религиозной о сотворении мира и человека Богом и ход истории представляют как проявление Божьей воли.

Рационалистическая концепция основывается на идеях немецких философах Гегеля и К.Маркса. Ее сторонники рассматривают историю как результат сознательной деятельности людей, в основе которой лежат действия объективных законов. Главный смысл истории, по Марксу, - производство материальных благ. К.Маркс разработал теорию общественно-экон. формаций. История человечества – это история формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистическй, коммунистической. В России теория Маркса была скорректирована Лениным и Сталиным («марксизм-ленинизм»). Решающая роль в обществе была признана за классами-производителями материальных благ, беднейшими слоями общества, история освещалась с позиции этих классов и слоев.

В культурно-исторической концепции в основу понимания истории кладется естественное  развитие общества в тесной связи с природой. В центре внимания - культура. На основе культурно-истор. концепции и теории цивилизации сложился цивилизационный подход в исторической науке.

До 1917 года истор. наука развивалась свободно на основе 3 концепций. После 1917 года, особенно с 1930-х когда завершила формирование тоталитарная система в СССР, христианская концепция была отвергнута как враждебная, культурно-историческая запрещена как буржуазная, а рационалистическая сведена к ее марксистской-ленинской ветви. Преимущества теории: внимание историков было направлено на освещение тяжелого положения людей физического труда, производителей материальных благ; недостатки: отрицалось значимость всех других концепций и подходов, преувеличивалась роль материальных интересов и объективных законов, классовой борьбы

Современный подход к изучению истории возможен только при учете идей теории цивилизаций.

 

3. Восточные славяне в VI - IX происхождение, расселение, уклад, строй и религиозные верования.

Происхождение

В современной науке существуют 2 точки зрения на происхождение славян: 1) Славяне - коренное население Вос. Европы. Они происходят от живших здесь создателей зарубинецкой и черняховской археол.культур. 2) Славяне переселились на территорию Восточноероп. равнины из Центр. Европы. С этой территории они расселились по Европе. Вост. славяне перешли с Дуная в Карпаты, оттуда - на Днепр. В Вост. Европе славяне встретились с угро-финскими племенами и расселились среди них.

Расселение

Славяне расселились по всей Восточноевропейской равнине: на Днепре - поляне, к северу от них - северяне, к северо-западу – древляне; на р. Припять – дреговичи; на р. Сож – радимичи; в районе Смоленска и севернее – кривичи; на Ильмень-озере и р. Волхов - Ильменские словене; на северо-востоке (р-н Владимира и Москвы) – вятичи; на юго-западе - уличи, тиверцы, волыняне.

Хозяйственно-бытовой уклад

Главным занятием славян было подсечно-огневое (подрубка деревьев, сжигание, выкорчевывание пней) и переложное земледелие (выжигание травы, удобрение земли золой). Славяне занимались животноводством. Важную роль играла охота ради пушнины. Охотились на белку, куницу, соболя. Занимались бортничеством (собиранием меда диких пчел). Торговали мехами, медом, воском, обменивая их на ткани и драгоценности. Основной торговой дорогой Древней Руси стал путь "Из Варяг в Греки": Нева - Ладожское оз. - Волхов - Ильмень-озеро - р. Ловать - волоки до притоков Днепра - Днепр - Черное море. Обилие рек, озер, хорошо разветвленная воднотранспортная система способствовала развитию мореходства, торговли, различных ремесел производящих продукцию для обмена. На перепутьях торговых путей основывались крупные города, племенные центры, такие как Киев и другие.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "История Отечества"