Шпаргалка по дисциплине "История России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 22:28, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "История России".

Вложенные файлы: 1 файл

Predposylki_i_prichiny_reform_1860.docx

— 35.03 Кб (Скачать файл)

— Россия потеряла азиатско-тихоокеанский регион, который на 40 лет перешел под полный контроль Японии;

— в России началась революция 1905 г.

 

 

Политические реформы 1905 – 1907 гг

Авг 1905 – манифест о создании Гос.Думы, закон о Гос.Думе и положения о выборах в Гос.Думу. ГД – совещательный орган.

17.10.1905 – Манифест, незыблемые основы гражданской  свободы +ограничение власти –  Гос.Дума стала законодательной

Дек 1905 – новый избират закон в ГД, к участию в выборах теперь допускались и рабочие.

Фев1906 – «учреждение ГД» - 5летний срок полномочий, но царь ее мог распустить досрочно и назначить новые выборы, так же царь определял длительность сессий.

Фев1906 – Гос.Совет из совещательного органа становится верхней законодательной платой.

Апр 1906 – Новая редакция основных гос.законов (закон не может вступить в силу без одобрения думы, НО! Утерждает только император)

Новые Временные правила: 1) об обществах (разрешение создания профсоюзов, экономич.стачки больше не уголовное преступление, разрешение на создание партий) 2)о печати – отмена предварительной цензуры, НО сохранялись штрафы и др.взыскания.

Манифестом 3 ноября 1905 года были отменены с 1 января 1907 года выкупные платежи. С 1 января 1906 года они сокращались наполовину, через год вообще отменялись.

 

Борьба за аграрные преобразования в 1905 – 1907 гг. 1 и П Государственные думы.

Главным вопросом в работе I Государственной думы был земельный вопрос. 7 мая кадетская фракция за подписью 42 депутатов выдвинула законопроект, предусматривавший дополнительное наделение крестьян землёй за счёт казённых, монастырских, церковных, удельных и кабинетских земель, а также частичный принудительный выкуп помещичьих земель.

 

23 мая фракция трудовиков (104 человека) предложила свой законопроект, предусматривавший образование  «общественного земельного фонда», из которого предполагалось выделять  землю в пользование безземельным  и малоземельным крестьянам, а  также конфискацию земель у  помещиков сверх «трудовой нормы»  с выплатой последним установленного  вознаграждения. Реализацию проекта  предлагалось осуществить через  выборные местные земельные комитеты.

13 мая 1906 г. в Думе  была оглашена правительственная  декларация, которая объявляла "безусловно недопустимым" принудительное отчуждение даже части помещичьей земли.

6 июня 33-мя депутатами  был подан законопроект, разработанный  эсерами о немедленной национализации  всех природных богатств и  отмене частной собственности  на землю. Большинством голосов  Дума отказалась рассматривать  столь радикальный проект. Также 8 июня Совет министров принял  решение о роспуске Государственной  думы в случае продолжения  нагнетания обстановки вокруг  аграрного вопроса, так как его  широкое обсуждение в Думе  вызвало рост общественной полемики  и усиление революционного движения.

Аграрный вопрос во второй Думе занимал такое же первенствующее место, как и в первой. Депутаты-крестьяне указывали преимущественно на нужды местностей, представителями которых они были. Речи правых депутатов сводились к необходимости сохранить в неприкосновенности частновладельческие хозяйства, ибо передача их в руки крестьян, разорив владельцев, не послужит на пользу крестьянам, а государству принесет несомненный вред; в интересах же крестьян необходимы землеустроительные работы (расселение, размежевание, хутора), улучшение крестьянского хозяйства, переселение, регулирование аренды.. Для выработки закона о земле была избрана аграрная комиссия в числе почти 100 человек, под председ. Н. Н. Кутлера. Она имела 12 заседаний, в которых успела рассмотреть только первые 4 вопроса из предложенной президиумом комиссии программы. Вопрос о принудительном отчуждении вызвал в комиссии горячие прения; правые депутаты, высказываясь против, указывали, что все дело в низком уровне крестьянского хозяйства, а не в малоземелье, о котором в России, сравнительно с Зап. Европой, говорить не приходится. По вопросу о земельном фонде большинство высказалось в отрицательном смысле; за образование его стояли трудовики, народные социалисты и социалисты-революционеры. Наряду с занятиями комиссии шла работа в подкомиссиях, которых было 3: по пересмотру временных земельных законов (из 18 членов), по разборке корреспонденции, поступающей в комиссию (из 23 членов), и по земельным комитетам. Работы аграрной комиссии, особенно признание ею принудительного отчуждения земли, побудили правительство выступить перед Думой с декларацией по аграрному вопросу. Подвергнув критике аграрные проекты различных партий, указав, что ни один из них не облегчит положения крестьян, так как дело не в малоземелье, а в низком уровне хозяйства крестьян, и объяснив, что самая культурная часть населения, 130 тысяч землевладельцев, будет разорена, от чего пострадают и крестьяне, председатель совета министров заявил, что о принудительном отчуждении не может быть и речи: правительство твердо держится принципа неприкосновенности прав собственности, но, признавая расстройство крестьянского хозяйства, готово придти к нему на помощь, облегчая приобретение земли, организуя переселение, устраивая земельное положение (уничтожение чересполосицы и длинноземелья, образование хуторов и др.). Последнее аграрное заседание Думы было посвящено ответу на декларацию, которая с разных сторон была подвергнута более или менее резкой критике.

 

 

Экономическое развитие Росси

Сельское хозяйство составляло основу российской экономики.Товарность сельскохозяйственного производства выросла, но оставалась довольно. деревне выделялось три типа хозяйств: натурально-потребительские (60-70% крестьян) , мелкотоварное (10-15% крестьян) , капиталистическое, предпринимательское хозяйство в Европейской России вели лишь (1-2 % крестьян) . Быстро росла сельская кредитная и сбытовая кооперация, возникла сеть сельскохозяйственных учебных курсов для крестьян. В ходе аграрной реформы постепенно формировался слой крестьян земельных собственников, многие из которых переходили к улучшенной аграрной технике и технологии, развивали связи с рынком. Даже в передовых помещичьих и крестьянских хозяйствах органически переплетались капиталистические, раннекапиталистические и полуфеодальные методы ведения аграрного дела. Главной причиной этого являлся аграрный строй России, общинные традиции, низкий технический уровень, сохранение значительной части земли в руках не просто крупных землевладельцев и старого класса помещиков-дворян.

 В России железнодорожное  строительство развернулось до  промышленного переворота, явившись  мощным стимулом, с одной стороны, индустриального развития страны, с другой - капиталистической эволюции  всего народного хозяйства.

Наблюдался быстрый рост различных форм экономической организации производства - мелкотоварной частнокапиталистической, акционерной, государственно-капиталистической, монополистической, а затем государственно-монополистической. В целом для экономики России начала XX в. характерно совпадение процессов индустриализации и монополизации. Экономическая политика правительства была нацелена на ускоренное промышленное развитие и имела протекционистский характер. Вмешательство государства в хозяйственную жизнь выражалось:

в создании казенных заводов (военное производство), которые были исключены из сферы свободной конкуренции;

в государственном контроле за железнодорожным транспортом и строительством новых дорог (2/3 сети железных дорог принадлежало государству);

в том, что государству принадлежала значительная часть земельных угодий;

в существовании значительного государственного сектора в экономике;

в установлении государством протекционистских тарифов, предоставлении государственных кредитов и заказов;

в создании государством условий для привлечения иностранных инвестиций (в 1897 г. была проведена денежная реформа (Витте), ликвидировавшая биметаллизм и установившая золотое обеспечение рубля, его конвертируемость).

Государство активно покровительствовало развитию отечественной промышленности, банковского дела, транспорта, связи. В страну стали поступать значительные иностранные инвестиции. Витте: введение единых тарифов на ЖД, гос.регулирование внутренней и внешн.торговли через сис-му налогов, ЖД-большая часть в руках гос-ва, расширение гос.сектора в промышленности, госуд. Винная монополия, укрепление национальной валюты (денежная реформа 1897 г. отменила биметаллизм и ввела золотой эквивалент рубля).

 

В конце XIX - начале XX в. промышленность представляла собой самую передовую и быстро развивающуюся отрасль российской экономики. Закономерной чертой капиталистической экономики была ее цикличность, которая в России имела свои особенности: промышленный подъем 1893-1899гг, в результате которого промышленное производство и железнодорожная сеть увеличились в 2 раза. На 1904-1909 гг. приходится экономическая депрессия, вызванная неудачной русско-японской войной, революцией 1905-1907 гг. и неурожаями. Вслед за депрессией наступил период экономического подъема 1910-1913гг. (темпы роста составили 10,5% в год) . Во время первой мировой войны российская промышленность выросла еще на 22% (увеличивалось производство оружия, металла и пр. на 200-300%). В 1913г. 72% всех кредитных капиталов страны принадлежало акционерным коммерческим банкам. В 1900-1913 гг. на 65% вырос товарооборот, включая оптовую торговлю. Важной особенностью экономики России в начале ХХ в. стало возникновение монополий. Выделялось несколько типов монополистических объединений: сбытовые монополии. Первые монополистические союзы - картели, объединявшие сбыт ряда предприятий - появились еще в 80-е гг. В России основной формой монополистического объединения являлись синдикаты и в начале ХХ века

 


Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "История России"