Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 23:24, шпаргалка

Краткое описание

1 вопрос.
Предмет истории. Методы и принципы изучения.
Любая наука изучает свой предмет, что составляет сердцевину дисциплины. Предмет истории – это закономерное возникновение, формирования и развития российского общества, государства, политических партий и общественных движений на разных этапах их развития.
Объектом изучения является политика, экономика, культура.

Вложенные файлы: 1 файл

istoria.docx

— 276.03 Кб (Скачать файл)

Б) Россия должна перейти  на Европейский капиталистический  путь развития.

В) отставания надо ликвидировать  путем реформ проводимых самодержавием. Главная цель не допустить революции  в России.

Эти идеи противоречили взглядам Николая 1,но не призывали к свержению  царя. А потому жестких наказаний  не последовало. 

Славянофилы: во главе стоял  Алексей Хомяков - литератор, его  идеи разделяли братья Киреевские, Юрий Самарин. Они высказали такие  идеи:

А) Россия отличается от запада своим особым путем развития. Мы не пойдем по пути капитализма.

Б) Россия это особая цивилизация  созданная богом для поиска наилучших  форм развития человеческого общества.

В) в России нет частной  собственности у подавляющего большинства  населения , ей противостоит  сельская община и артельная форма труда. Эти два кирпичика позволят создать  справедливый общественный строй.

Г) Петр 1 нарушил традиционное развитие России ,насаждая Европейские  порядки. Со времен Петра в России установлена необъятная власть императора. И тем самым был отброшен принцип  соборного управления страной. ( Царь правит совместно с представителями  бояр и дворян через боярскую думу и земский собор.) правление Николая 1 они считают продолжением политики Петра. От суда их требования:

1) вернуться к духовным  устоям древности.

2) царь не должен вмешиваться  в повседневную жизнь людей,  не нарушать их обычаи нравы.

3) вернуться к управлению  страной через народный собор.

Алексей Хомяков подкрепил  эти идеи теоретическими раскладками- Россия отличается от запада в 2 моментах.

У нас разные основы культурного  развития. На западе все строится на римской культуре, в которой преобладает  дух личной отдаленности – интересы личности превыше интересов общества и государства.

Римское право, в основе которого лежит идея неприкосновенности частной  собственности. Поощряется любой действие, которое приводит  к обогащению.

Славянофилы доказывают, что  в нашей основе греческая культура и идеи православия. У греков при  всем стремлении к свободе на первом месте интересы общества. Православие  осуждает устремление к обогащению: « богатым быть стыдно, если рядом  есть бедные»

« с мира по нитке - голому рубашка»

Эти идеи вызвали недовольство у Николая 1, по этому на славянофилов посыпались разные меры притеснения:

А) закрываются газеты и  журналы

Б) вводится цензура на их выступления

В) аресты

Г) скоропостижная смерть всех лидеров славянофилов. Остается только Юрий Самарин. Все это случится накануне отмены крепостного права.

Казалось бы, что идеи западников и славянофилов ушли в далекое  прошлое. Однако 1991 году ликвидируется  советский союз, и новая власть во главе с Ельциным порождает  эти идеи.

Литература гласит Россия это часть запада. Теперь нам постоянно  указывают, что и как делать. В  учебниках Семеникова – Россия это  не отдельная и самобытная цивилизация, а дрейфующий осколок между передовым  Западом и Дикой Азии. При Ельцине  экономическим развитием руководит  международный фонд. Организацией руководит  Чубайс. Он пригласил из Америки  более 150 специалистов, которые фактически разваливали нашу экономику. И только с 2000 года с приходом к власти Путина, о России заговорили, о России как  о самостоятельной цивилизации.

От сюда и та злоба на методы правления Путина. Идеи Путина о самобытности России не отрицают возможности заимствования Европейского опыта. Это не должно сопровождаться отказом нашим собственных стратегических интересов.

Подавив выступления декабристов  Николай 1 биться новых подобных действий, от сюда стремление обосновать божественное происхождение монархии. Так возникла государственная идеология самодержавия. Она включает в себя 3 главных постулата:

1 самодержавие - для сохранения  самодержавной монархии надо  было подкрепить статьями русского  законодательства. В 1832 году была  проведена кодификация законов.  С этой целью были взяты  законы, изданные со времен Алексея  Михайловича Романова, и все последующие.  В результате выборки появится  свод законов Российской империи.  Не приняв ни одного нового  закона, составители отобрали из  прежних те, где прямо говорилось  о происхождении самодержавной  монархии и незыблемости крепостных  порядков. От сюда свод законно  открывается статьей, где самодержавие  было объявлено главным устоем  русской жизни. От сюда преданность  и служба самодержавию объявлена  ГРАЖДАНСКИМ ДОЛГОМ ПОДДАННЫХ.  Так возникла главная статья  идеологии.

2 православие в этом  заметную роль сыграла отечественная  война 1812 года. В манифесте, по  поводу победы над Наполеоном  Александр 1 все свел к воле  бога, и не слова о подвиге  армии и простых людей. Этим  воспользуются церковные деятели  православия Питирим, Сетерим,  и Фотий. Они представят ситуацию  так, что в победе все сыграло  православие. Шишков ( министр просвещения)  в итоге православие есть единственная  основа духовной жизни страны. Православие превратилось в единую  религию. 1822 году Уваров как товарищ  (заместитель) подготовил доклад  царю о состоянии дел в просвещении  и духовной жизни. Он выдвинул  новые положение для государственной  идеологии- народность. Он ведет  незримую борьбу с крамольными  идеями Западной Европы, поэтому  доказывает не совместимость  основ жизни русского народа  с Европейскими порядками. В  России большинство населения  крестьяне, а это мелкий собственник.  Вся жизнь крестьян регламентируется  порядками сельской общины. Исходя  из патриархальности деревни  уваров убеждает царя, что наш  народ не может жить как  без бога, так и без царя. Поэтому  в борьбе надо активнее опираться  на преданность к царю. В итоге  появляется государственная идеологи.

3 народность  уваров сделал  упор на национальных корнях  народа. Он пытается доказать, что  рев. Идеям народа надо противопоставить  национальный дух нашего народа. Он испокон веков безмерно  предан богу и царю. То есть  народ монархичен, и не приемлет  демократических идей запада, по  этому к постулату о самодержавии  и православии следует добавить  постулат о народности. Эта мысль  понравилась Николаю 1 , и он  ее поддержал. Так возникла  государственная, охранительная  идеология царского самодержавия.

 

16 вопрос

Революция 1905-1907 годов. 1 и 2 гос. думы.

Любая революция имеет  в своей основе имеет объективные  и субъективные причины, которые  складываются в ходе зарождения и  развития противоречий. Русская революция  была вызвана 2 противоречиями. Одна- в  характере нашей экономики. Здесь  противостояние капиталистической  промышленности и феодального землевладения  в лице помещичьи земли. Решить можно 2 путями. А) провести глубокую аграрную реформу, которая уничтожит помещичьи  землевладения. Мировой опыт показал, что это возможно.

Так в США латифундии уничтожены, и созданы фермерские хозяйства. Однако в России на этом пути было главное  препятствие. Царская фамилия была самой крупной помещиком в  стране. Лишь ликвидировать  помещичьи  земли у дворян, а свои сохранить  невозможно. Вот почему реформу откладывали.

Б) решение земельного вопроса  путем революции. Это был самый  эффективный путь. Но с революцией можно потерять не только землю, но и власть. Это не приемлемо.

Второе противоречие лежало в политической сфере. Речь идет о  системе государственной власти. В России власть в виде монархии. Когда царь является источником исполнительной власти- назначает и снимает министров. И законодательной власти : парламента нет и законы издает лично царь. Это допустимо в условиях господства феодальных отношений, но с 1861 году в  России бурно развивался капитализм. Появился новый класс- Буржуазия. Она  господствует в экономике, но к органам  власти не допускается. 2 выхода-

Провести реформы, которые  введут республику, парламент, и устранят царское самодержавие. Николай 2 знает  это, но отказывается постоянно утверждая  о божественном предназначении его, как монарха. От сюда неизбежен 2 путь.

Революция. У нее главная, политическая задача- ликвидировать  самодержавие и ввести демократическую  республику. Тот факт, что революция  началась 9 января 1905 года «кровавым  воскресеньем» это случайность. В этом повинен Николай 2. За 2 недели да 9 января, к царю пришли представители  демократических сил(интеллигенция) , и просят, что бы 9 января не применяли  оружия. Царь уклонился о обещания. Накануне он покидает столицу, и отдает приказ беспорядков не допустить.(дал  согласие на расстрел)

Событию предшествовала зубатовщина- начальник охранки- Зубатов, создает  легальную организацию рабочих, что бы не допустить революционеров в ряды рабочих. При поддержки  Зубатова, рабочие заставляют увеличивать зарплату. Организацию возглавил поп Гапон, который выдвинул составить петицию царю, где изложить экономические требования, ее надо вручить лично царю, поэтому надо организовать шествие с портретами и иконами царя.

В итоге расстрел. В школьных учебниках называется цифра погибших около 70 человек. Эдвард Радзинских в  своей книге о Николае 2 указывает, убито более 700 человек. А ранено более 1000.

Со времен Ивана грозного, насилие стало основным средством  заткнуть горло народу. Всегда помогало, а на этот раз осечка- против силы народ применил свою силу( баррикады  оружия, забастовки и стачки) на расстрел ответили массовым движением. В протестах  участвовало более миллиона человек. В Ростове стачки начнутся с 20 января.

С 15 января в Петербурге съезд  крупной буржуазии. Они всю вину за пролитую кровь возложили на царя.

Основание - более 90% требований и петиций, царь мог удовлетворить. От суда в резолюции съезда требование ввести Европейские демократические  формы правления. Расстрел осуди  и блажащие соседи. Вильгельм 2 в  письме советует уступить и ввести народное представительство. В итоге  в феврале Николай 2 подпишет рескрипт, где говорилось о допустимости народного  представительства в будущем. Это  вызвало восторг у либералов. Но массы думали и действовали  иначе. С марта месяца в движение включится интеллигенция, студенты и основная масса крестьян. Формой недовольства крестьяне сделают  поджоги  помещичьих усадьб.

Летом 1905 года. Восстание  на броненосце Потемкин. Это самое  страшное для власти, так как армия  это главная опора царизма. Под  влиянием восстания 5 августа царь издает манифест о выборах в государственную  думу. Главой правительства был Булыгин, он разрабатывал этот документ. По этому  в историю эта дума вошла под  названием Булыгинская.

Суть дума лишь совещательный  орган. А законны принимает лично  царь. Против выступает крайние полюса общественных сторон. Приближенные и  эсеры. Приближенные пугают царя, и  напоминают ему о тронной речи « править, как мой батюшка- самодержавно»

Большевики выдвинули  идею активного бойкота предстоящих  выборов. На практике, массы поддержали лозунг Ленина. Он предложил вместо выборов готовиться к Всероссийской  политической стачке. А потом перевести  ее в вооруженное восстание. 7 октября 1905 страна охвачена стачкой. Николай  готовился бежать в Англию. Ситуацию спас Витте. Ему удалось заключить  мир с Японией с наименьшими  потерями. После заключения мира с  Японией авторитет Витте до небес. Он прибывает в страну в начале политической стачки. Взоры общества обращены к Витте. Он предложил царю 3 варианта развития событий- 1) царь передает власть военному диктатору, который  силой задушит движение. 2) царь сам  объявляет себя диктатором, но надежных войск мало. 3) царь назначает Витте  главой правительства, но с правом самому подбирать министров, определяет программу  правления. И введет в стране свободу  партий.

Со слезами на глазах, через  сутки он реализует 3 план.

17 октября 1905 года опубликован  манифест, по которому в стране  вводятся политические свободы. 

Создается законодательная  гос. дума.

Ни один закон не может  быть принят без согласия гос. думы.

Замысел Витте состоял  из 2 моментов.

Объявлением создания гос. Думы расколоть ряды участников революции, ведь в ней участвовала и буржуазия. Подтолкнуть революционные элементы к преждевременному восстанию, когда  подготовка не завершена.

В жизни так и случилось: а) либералы заявили, что прекращают борьбу.

Так как цель достигнута (дума)

Меньшевики и земцы  поколебались ,но заявили, что борьбу тоже прекращают.

Большевики и эсеры  заявили о продолжении борьбы. Силы сократились.

Начало декабря. Власть спровоцировала преждевременное начало вооруженного восстания в Москве. Москву поддержали лишь в Ростове, Новороссийске, Домбае и в Чите.

В итоге оно подавленно в конце декабря. Витте удалось  спасти самодержавие. Теперь авторитет  Витте вырос еще больше. Нависла  угроза появления Бисмарка. Витте  снят с поста главы правительства, лишен всякой власти, и на его  место назначен реакционер Горемыкин. Дума должна начать работу в апреле. А на кануне царь издает серию законов. Укрепляющих его власть. Так завершился первый этап революции.

2 этап.1906-1907 год. Работа  гос думы.

5 марта 1906 года выборы  в первую гос думу. Большевики  предлагают бойкотировать выборы. меньшевики – полу бойкот. Так  как выборы 2 ступенчатые. На первые  избирают выборщиков, а на втором  депутатов. Кадеты выжили максиму  из этой ситуации и набрали  большинство мест. Это вскружит  им голову. Они высадят царю  ультиматум: провести амнистию полит.  На местах заменить царскую  администрацию выборными от народа.

Николай 2 отказался. Кадеты в ответ объявят бойкот законопроектам правительства. Главный вопрос в  думе аграрный. Во главе стоял Муромцев. Он специалист в области римского права, и к моменту открытия думы составит проект русской конституции. Власть этого не желала.

Царское правительства предложило свою программу

Разрешить крестьянам покупать у помещиков землю через крестьянский банк.

Сдавать в аренду и частично продавать крестьянам гос. И удельные земли.

Переселять безземельных, в те места, где ее много. Кадеты во многом повторили эту программу. Новое – пункт отчуждения помещичьих земли.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"