Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 00:17, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории".

Вложенные файлы: 1 файл

1-38.docx

— 152.70 Кб (Скачать файл)

1.Восточные славяне  в 6 – 9вв, хозяйственные занятия, социальные отношения, культура и быт, религиозные возрения. 
Расселение:  занимали территорию от Карпатских гор до средней Оки. Осваивали Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с финно-угорскими и балтийскими племенами. В этот время славяне объединяются в племенные союзы, каждое племя состояло из родов. Поляне жили по среднему течению Днепра,на северо- восток от них расположились северяне, в районе верхней Волги жили кривичи, у озера Ильмень –ильменские словене, по реке Припять дреговичи, древляне. К югу от реки Буг –бужане и волыняне. Между Днепром и Южным Бугом тиверцы. По реке Сожь –радимичи.

Хозяйство: основным занятием восточных славян было земледелие (подсечно-огневое, перелог). Основными орудиями труда были соха, деревянный плуг, топор, мотыга. Серпами собирали урожай, молотили цепами, размалывали зерно каменными зернотерками. С земледелием тесно связано скотоводство. Разводили коров, свиней, мелкий рогатый скот. Тягловая сила – волы, лошади. Промыслы: рыболовство, охота, собирательство, бортничество (сбор меда диких пчел). 
Жили славяне общинами, сначала родовой, потом соседской. Это определяло уклад и характерные черты жизни. Хозяйства имели натуральный характер (производили все для собственного потребления). С появлением излишков развивается обмен ( продукты земледелия на ремесленные товары). 
Появляются города как центры ремесла, торговли, обмена, опорные пункты власти, обороны. Города строились на торговых путях. Историки считают, что в 9 веке на Руси было не менее 24 крупных городов ( Киев, Новгород, Суздаль, Смоленск, Муром …) Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья. Важнейшие вопросы решались на народных собраниях – вечевых сходках (вече). Существовало ополчение, дружина. Собирали полюдье (сбор дани с подвластных племен). 
Верования – древние славяне были язычниками.Славянские боги олицетворяли силы природы и отражали общественные отношения. Перун –бог грома, войны. Сварог –бог огня.Велес – покровитель скота. Мокошь –оберегала женскую часть хозяйства. Верили в духов –леший, русалки, домовой. Обряды и праздники связаны с земледелием. Отмечали рождение, свадьбы. Почитали предков. Поклонялись явлениям природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Образование древнеруского государства. Норманская проблема. Деятельность первых русских князей в конце 9- начале 12 вв.

Образование государства у восточных  славян стало закономерным итогом разложения первобытного строя и зарождения новых феодальных отношений. Повсеместное распространение территориальной общины, наличие частной собственности и основанного на ней индивидуального труда, выделение из общины имущественной верхушки, концентрация власти в руках родоплеменной знати —основные предпосылки складывания раннефеодального государства и появления классов.

По всей видимости, роль катализатора, способствовавшего созданию государственного образования на территории Руси, сыграли  выходцы из Скандинавии — варяги (норманны). Появившись в Новгороде первоначально в качестве наемной дружины местного князя, они смогли затем захватить власть. Норманская теория. Ее сформировали немецкие ученые Шлецер, Байер, Милер, приглашенные правительством Анны Иоановны в 18 в.

По их мнению, в конце 9 в. на киевский престол были приглашены варяжские князья Рюрик, Синеус и Трувор. Шиллер писал, что до их пришествия славяне не знали никаких искусств, а жили подобно птицам и зверям, наполнявшим их леса.

В тот период славяне подвергались постоянным набегам со стороны  кочевников. Кн. Олег завоевал Киев, убив Рюрика, расширил российские границы, покорив древлян, северян, радимичей.

Кн. Игорь завоевал Киев и прославился походами в Византию. Убит древлянами при сборе дани. После него правила его жена Ольга, которая жестоко отомстила за смерть мужа.

Потом престол Киева занял Святослав 1, который всю жизнь посвятил походам. (Иду на вы).

Кн. Ярополк был завоеван Владимиром1 (Святым). Он принял христианство и крестил Русь в 988 г.

Кн. Ярослав Мудрый изгнал Ярополка Окаянного, боролся с братом Мстиславом, установил родственные связи с многими странами Европы.

Далее знамениты Владимир Мономах, Юрий Долгорукий. 

 

Общество:

1. князья, бояре, старейшины, лучшие мужи.

2. людьми назывались все свободные;

3. рабы назывались челядью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Культура Древней Руси 9-12 вв.

Культура Руси 9 в. отражает период перехода от союзов племен к единой древнерусской народности. В это  время господствовали сначала языческие, а затем и христианские религиозные  представления. На культуру Древней  Руси оказали влияние связи с  Византией, Зап. Европой, с Востоком. Образование было доступным широким  слоям населения. Успешно развивалось  ремесло, строительство. Уже в 11 в. велось летописание, иконопись. С 11 в. стали  известны странствующие актеры-скоморохи. Народом создавались былины, сказания и т.д. и т.п., переходившие из поколения  в поколение. Ещё в начале 10 в. на Русь пришла славянская письменность, созданная Кириллом и Мефодием. С 11 в. до нас дошли «Остромирова Евангелие», «Изборники» митрополита Иллариона. Нестор в начале 12 в. завершил летописный свод «Повесть временных лет». В домонгольской Руси периода раздробленности создавались местные центры летописания, написано «слово о полку Игореве». В архитектуре господствовал храмовый византийский крестово-купольный стиль (Софийские соборы в Киеве и в Новгороде). Позже, в период начавшейся раздробленности возникли местные школы. Особое изящество у храма Покрова на Нерли, Успенского и Дмитриевского соборов в г. Владимире. В основном использовался романский стиль. Отстраивались центры самостоятельных княжеств. Культура Древней Руси произошла от культур местных восточнославянских племён. В то же время, не смотря на ее славянскую направленность, русская культура активно развивала контакты с зарубежными культурами, в первую очередь с Византией, Булгарией, странами Центральной Европы, Скандинавией, Хазарским каганатом и арабским Востоком. Культура Древней Руси развивалась настолько стремительно, что уже к XI в. достигла довольно высокого уровня. В своем развитии она всё больше подчинялась феодальным порядкам, которые все больше преобладали в обществе. Большую роль в её формировании сыграло христианство, задавшее модель русской культуры, и определи перспективу её развития на многие века.

Современное понимание культуры Древней  Руси опирается, главным образом, на памятники архитектуры, литературы, иконописи, а также предметы археологических исследований.

Культуру Древней Руси принято  называть средневековой или традиционной. Для неё характерны следующие  черты:

Замедленность темпов развития. Важную роль играл опыт предыдущих поколений, традиции.

Сильное влияние религии. Совмещение христианской церкви и языческих  обрядов. Двоеверие.

Господство в идеологии религиозного мировоззрения.

Накопление знаний, не имеющих научного обоснования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Феодальная раздробленность на Руси: причины и последствия. Политические центры периода раздробленности.

 
Основные причины феодальной раздробленности: 1) господство натурального хозяйства  при одновременной неразвитости хозяйственных связей; 2) возникновение  крупного феодального землевладения  в виде боярской вотчины; 3) усиление политического влияния боярства, его стремление к независимости  от Киева; 4) ослабление военного и политического  могущества центральной власти, вызванное  борьбой князей за Киев; 5) развитие городов на Руси как местных центров  хозяйственной (торговой, ремесленной) и политической жизни. 
Распад Киевской Руси внешне выглядел как раздел земель среди потомков Ярослава Мудрого. К внутренним раздорам добавилась опасность извне – вторжение кочевников-половцев. Половцы оказались сильным и опасным врагом. Для победы над половцами нужно было соединить силы русских князей, прекратить княжескую усобицу. На некоторое время единство Руси было восстановлено князем Владимиром Мономахом (1113–1125 гг.). После его смерти ссоры между князьями вспыхнули с новой силой и русские земли распались на самостоятельные государства. 
Крупнейшими землями времени феодальной раздробленности были Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество и Новгородская республика. 
Последствия феодальной раздробленности были различны. Положительные: 1) трудности жизни на юге заставляли людей уходить на север и восток страны, заселяя и осваивая эти прежде неразвитые окраины древней Руси. 2) каждый князь, получив в постоянное владение часть русских земель, стремится к их благоустройству – строит новые города, поощряет развитие земледелия, ремесла, торговли; 3) в русских княжествах складывается система вассалитета, когда мелкие землевладельцы находятся на положении подданных и слуг, а не родственников и соправителей князя; 4) наблюдается активность общественной жизни. Отрицательные: 1) разорение населения из-за бесконечных княжеских межусобиц; 2) возрастание внешней опасности, возможность полного порабощения русских земель иноземными захватчиками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Татаро монгольское нашествие на Русь и последствия ордынского влияния на руское общество. Борьба с агрессией Швейцарии и Ливонского Ордена.

Весной 1223 г. к Днепру вышли полчища кочевников под командованием Чингисхана. Это были монголо-тата-ры. К Днепру монголо-татары пришли, чтобы напасть на половцев, хан которых, Котян, обратился за помощью к своему зятю – галицкому князю Мстиславу Романовичу. 
Русские впервые встретились в бою с захватчиками на р. Калке 31 мая 1223 г. Первое столкновение показало: 
1) бесперспективность попыток русских войск помочь союзникам; 
2) отсутствие единой организации; 
3) слабость командования. 
Все вместе сделало дальнейшее сражение с захватчиками бессмысленным для русских.Зимой 1237 г. монголо-татары под командованием Батыя вступили на территорию Северо-Восточной Руси. Их первой жертвой стал русский город Казань, затем захватчики разграбили Коломну.В феврале 1238 г. пала столица Северо-Восточной Руси – Владимир.Кочевники покорили Чернигов, пал и стольный Киев. Захват русских городов сопровождался нечеловеческой жестокостью, жителей убивали, несмотря на пол и возраст.Не коснулась война православной церкви.. С монастырей они не брали дань.На Руси установилось монголо-татарское иго: 
1) Русь попала под власть ордынского протектората. 
2) хан вручал ярлык на великое княжение Владимирское и контролировал ситуацию на всей территории. Ярлык был желанной целью для русских князей и причиной феодальных раздоров; 
3) завоеватели всячески поощряли феодальную раздробленность, стравливая потомков Рюрика между собой; 
4) главной формой зависимости от Орды являлся сбор дани, «ордынского выхода». Им на Руси занимались ханские чиновники (баскаки). Дань собирали с крайней жестокостью. Они брали в плен людей и переписали все население Северо-Восточной Руси в 1257–1259 гг. «Великий баскак» имел резиденцию во Владимире, куда в это время практически переместился политический центр страны.Главными причинами поражения Руси и установления Ордынского ига были: 
1) существовавшая в то время феодальная раздробленность, так как каждое княжество оказывалось наедине с силами завоевателей. Таким образом, русские князья были поодиночке разбиты врагами; 
2) монголо-татары использовали передовую военную технику (камнеметы, стенобитные машины, порох); 
3) численное превосходство противника.Итоги завоевания:города и деревни сжигались, искусные ремесленники уводились в рабство, поля приходили в негодность, а внешнеэкономические связи Руси оказались нарушены на долгие годыМонголо-татарское завоевание при этом сыграло роль катализатора во время дележа территории и сфер влияния. Данной специфической чертой отличалась и борьба Московского и Тверского княжеств в более поздний период. Как результат этого возросла эксплуатация зависимого населения на местах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Объединение северо- восточных земель и княжеств вокруг Москвы (конец 13- первая половина 16 вв) Государи  всея Руси Иван 3 и Василий 3.Причины превращения Москвы в центр единого государства:

  • Москва была центром довольно развитого пашенного земледелия и ремесла;
  • Находилась на пересечении торговых путей, что способствовало развитию;
  • Географическое положение гарантировало ее относительную безопасность от внешних вторжений, обусловливало приток населения;
  • Москва являлась средоточием формирования великоруской народности. Население развитого московского влияло на язык, культуру и быт людей всей Северо-Восточной Руси.

Эти условия были характерны и для Тверского княжества. Но центром объединения стала Москва, благодаря умелой политике московских князей.

Процесс объединения русских земель в единое государство был необходим для защиты от внешних врагов — татар, турок, поляков, немцев и т. д. 

При Иване 3(1462-1506 гг.) сложились основные принципы внутр. и внеш. политики России.При Иване 3: Внутренняя политика.

1. Сложились система централизованного  и местного управления, на местах  правили наместники, волостели; сложилась  система кормления. Местничество.

2. Сложилась поместная система  землевладения. Вместо дружины  появилось войско. В стране формируется  военно-служивое сословие – дворяне.

3. Приходит юридическая централизация  (Судебник 1497 г.).

4. Расширение территории.

Внешняя политика:

1. Огромное расширение дипломатических  отношений. 

2. определились внешнеполитические  приоритеты: Запад (пресечение завоевательной  политики Литвы, русско-литовские  войны 1492-1494 гг., 1500-15003 гг.); Восток (Ликвидация  зависимости от Золотой Орды. 1476 г. – отказ платить дань  Орде, 1480 г. – стояние на реке  Угре).

Василий 3 продолжил политику отца — «собирания земель». С самого начала он энергично боролся за централизацию государства, к Москве были присоединены последние полусамостоятельные русские земли — Псков, Волоцк , Смоленск. 
Внешняя политика:- периодические войны с татарами Крымского и Казанского ханств, совершавших набеги на Москву. Дипломатическим приемом Василия по ограждению от нападений было приглашение татарских царевичей на московскую службу, получавших при этом обширные земли. 
В отношении более далеких стран он проводил по возможности дружественную политику. Василий вел переговоры с Пруссией, приглашая ее к союзу против Литвы и Ливонии; принимал послов Дании, Швеции, Турции, индусского султана Бабура; обсуждал с Папой римским возможность унии и войны против Турции. Торговые отношения связывали Москву с Италией, Францией и Австрией. 
Внутренняя политика:

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"