Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 12:33, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории".

Вложенные файлы: 1 файл

mamochke.doc

— 912.50 Кб (Скачать файл)

 

65.Причины и последствия распада СССР. Создание СНГ.

 

— СССР создавался в 1922г. как федеративное государство. Однако с течением времени он все более превращался в государство, по существу, унитарное, управляемое из центра и нивелирующее различия между республиками, субъектами федеративных отношений. Проблемы межреспубликанских и межнациональных отношений игнорировались на протяжении многих лет, трудности загонялись вглубь, не решались. В годы перестройки, когда межнациональные конфликты приобрели взрывной, крайне опасный характер, принятие решений откладывалось вплоть до 1990—1991 гг. Накопление противоречий сделало распад неизбежным;

— СССР создавался на основе признания права наций на самоопределение, федерация строилась не по территориальному, а национально-территориальному принципу. В Конституциях 1924, 1936 и 1977 гг. содержались нормы о суверенитете республик, входивших в состав СССР. В условиях нараставшего кризиса эти нормы стали катализатором центробежных процессов;

— сложившийся в СССР единый народнохозяйственный комплекс обеспечивал экономическую интеграцию республик. Однако по мере нарастания экономических трудностей хозяйственные связи начали разрываться, республики проявляли тенденции к самоизоляции, а центр оказался не готов к подобному развитию событий;

Содру́жество Незави́симых Госуда́рств (СНГ) — региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между странами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе. СНГ было основано главами БССР, РСФСР и Украины путём подписания 8 декабря 1991 года в Вискулях (Беловежская пуща) под Брестом (Беларусь) «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» (известно в СМИ как Беловежское соглашение). В документе, состоявшем из Преамбулы и 14 статей, констатировалось, что Союз ССР прекращал своё существование как субъект международного права и геополитической реальности. Однако, основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны договорились об образовании Содружества Независимых Государств.

 

 

66. Становление суверенной Российской Федерации. Переход к рыночным отношениям и их социальные последствия.

 

 

Распад СССР, оформленный Беловежским соглашением руководителей России, Украины и Белоруссии Б. Н. Ельциным, Л. М. Кравчуком и С. С. Шушкеви-чем 8 декабря 1991 г., является одним из самых значительных событий мировой истории XX в. Это, пожалуй, единственная оценка, которая принимается большинством историков и политиков. Все остальные вопросы, связанные с анализом причин и значения распада СССР, остаются предметом острых дискуссий.

 Причины распада  СССР. В марте 1990 г. на всесоюзном  референдуме большинство граждан  высказались за сохранение Союза  ССР и необходимость его реформирования. К лету 1991 г. был подготовлен новый Союзный договор, дававший шанс на обновление федеративного государства. Но сохранить единство не удалось. СССР распался. Почему? Приведем наиболее распространенные объяснения, которые предлагают исследователи:

 

 — СССР создавался  в 1922г. как федеративное государство. Однако с течением времени  он все более превращался в  государство, по существу, унитарное, управляемое из центра и нивелирующее  различия между республиками, субъектами  федеративных отношений. Проблемы межреспубликанских и межнациональных отношений игнорировались на протяжении многих лет, трудности загонялись вглубь, не решались. В годы перестройки, когда межнациональные конфликты приобрели взрывной, крайне опасный характер, принятие решений откладывалось вплоть до 1990—1991 гг. Накопление противоречий сделало распад неизбежным;

 

 — СССР создавался  на основе признания права  наций на самоопределение, федерация  строилась не по территориальному, а национально-территориальному  принципу. В Конституциях 1924, 1936 и 1977 гг. содержались нормы о суверенитете республик, входивших в состав СССР. В условиях нараставшего кризиса эти нормы стали катализатором центробежных процессов;

 

 — сложившийся  в СССР единый народнохозяйственный  комплекс обеспечивал экономическую интеграцию республик. Однако по мере нарастания экономических трудностей хозяйственные связи начали разрываться, республики проявляли тенденции к самоизоляции, а центр оказался не готов к подобному развитию событий;

 

 — советская  политическая система базировалась на жесткой централизации власти, реальным носителем которой было не столько государство, сколько Коммунистическая партия. Кризис КПСС, утрата ею руководящей роли, ее распад с неизбежностью вели к распаду страны;

 

 — единство и целостность Союза в значительной степени обеспечивалась его идеологическим единством. Кризис коммунистической системы ценностей создал духовный вакуум, который был заполнен националистическими идеями;

 

 — политический, экономический, идеологический кризис, который переживал СССР в последние годы своего существования, привел к ослаблению центра и усилению республик, их политических элит. Национальные элиты были по экономическим, политическим, личным мотивам заинтересованы не столько в сохранении СССР, сколько в его распаде. «Парад суверенитетов» 1990 г. ясно показал настроения и намерения национальных партийно-государственных элит.

 

 Значение распада  СССР. Значение столь масштабных  событий определяется временем. С момента распада СССР прошло  всего 10 лет, историки и политики, граждане государств, возникших на месте СССР, находятся во власти эмоций и еще не готовы к взвешенным, обоснованным выводам. Отметим поэтому очевидное: распад СССР привел к возникновению независимых суверенных государств; коренным образом изменилась геополитическая ситуация в Европе и во всем мире; разрыв хозяйственных связей стал одной из главных причин глубокого экономического кризиса в России и других странах — наследниках СССР; возникли серьезные проблемы, связанные с судьбой русских, оставшихся за пределам^ России, национальных меньшинств в целом.

 

 Становление  новой российской государственности. Процесс становления новой российской  государственности начался принятием  Верховным Советом РСФСР Декларации  о суверенитете России (1990) и выборами первого российского президента (12 июня 1991). С распадом СССР (декабрь 1991) статус Российской Федерации как независимого суверенного государства стал юридической и фактической реальностью. Период становления российской государственности завершился 12 декабря 1993 г., когда на всенародном референдуме была принята Конституция Российской Федерации и окончательно демонтирована советская политическая система. Рождение современного Российского государства было драматическим, крайне болезненным и сложным процессом.

 

67. Конституционный кризис в сентябре-октябре 1993 г. и ликвидация советской системы.

 

Политический кризис в Российской Федерации 1992—1993 годов — противостояние между двумя политическими силами: с одной стороны —Президент России Б. Н. Ельцин, Совет Министров РСФСР во главе с председателем Виктором Черномырдиным, мэр Москвы Юрий Лужков и ряд региональных руководителей, часть депутатов Верховного Совета - сторонники Ельцина; с другой стороны — руководство и большая часть депутатовВерховного Совета и Съезда народных депутатов во главе с Р. И. Хасбулатовым, а также вице-президент России А. В. Руцкой и некоторые другие представители законодательной власти. Кульминацией конституционного кризиса стало вооруженное кровопролитное столкновение 3—4 октября1993 в центре Москвы и возле телецентра "Останкино" и последующий штурм войсками, верными президенту Ельцину, Дома Советов России, что, в совокупности, привело к большому количеству жертв, в том числе и среди представителей гражданского населения.

Предпосылки противостояния Противостояние мотивировалось различиями в представлениях сторон конфликта о реформировании конституционного устройства, о новой Конституции, а также о путях социально-экономического развития России. Президент выступал за скорейшее принятие новой Конституции, усиление президентской власти и либеральные экономические реформы, Верховный Совет и Съезд — за сохранение всей полноты власти у Съезда народных депутатов (до принятия Конституции[1]), и против излишней поспешности, необдуманности и злоупотреблений («Шоковая терапия») при проведении радикальных экономических реформ. Сторонники Верховного Совета опирались на действовавшую Конституцию, согласно ст. 104 которой высшим органом государственной власти являлся Съезд народных депутатов. 

Политический кризис 1993 года и его роль в становлении современной политической системы Российской Федерации (4 часа).

Особенность политической ситуации, сложившейся после ликвидации организационных структур КПСС и распада Советского Союза. Проблема создания новой российской властью элементов и отношений, соответствующих рыночной среде.

        Формирование  президентской вертикали власти: особенности ее создания и  функционирования, роль в процессе  рыночных преобразований. Проблемы федерализма в условиях политического кризиса.

 

Причины, сущность и следствия конфликта между президентской и советской ветвями власти. Политические кризисы 1992-1993 гг. Расстановка политических сил в Верховном Совете России и на Съездах народных депутатов в 1992-1993 гг. Роль Конституционного Суда в событиях 1993 г.

Регионы в условиях противостояния президентской и советской ветвей власти. Процесс суверенизации регионов: причины и следствия. Характер борьбы законодательных и исполнительных органов на местах.

«Лоскутная» Конституция и ход конституционной реформы 1992-1993 гг. Специфика президентского и парламентского варианта Конституции. Конституционное совещание 1993 г.

Причины и следствия сентябрьско-октябрьских событий 1993 г., их оценка в политической науке, исторических и правовых исследованиях.

Специфика политического режима, установленного Президентом РФ в России в октябре-декабре 1993 г. Принятие Конституции 1993 гг. Особенности выборов депутатов в I-ю Государственную Думу. Результаты событий сентября - декабря 1993 г. для дальнейшего функционирования российской политической системы.

Ликвидация советской формы организации власти на местах. Указ Президента РФ «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в российской Федерации» от 9 октября1993 г. и его роль в процессе формирования региональных политических режимов.

 

 

68.


Информация о работе Шпаргалка по "Истории"