Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 17:44, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История"

Вложенные файлы: 1 файл

istoria.doc

— 441.50 Кб (Скачать файл)

 

48. Эволюция общественно-политической системы Республики Беларусь в 1990-2012гг С момента провозглашения независимости Республика Беларусь была парламентской. Постепенно в обществе стала вызревать идея о введении в стране поста президента. Верховный Совет БССР разработал и 15 марта 1994 г. принял новую Конституцию. В соответствии с ней властные полномочия разделялись между Верховным Советом и президентом, который являлся главой государства и избирался всенародно на пятилетний срок. Исполнительная власть принадлежала Совету Министров во главе с премьер-министром. Беларусь была провозглашена унитарным демократическим социальным государством.

10 июля 1994 г, во втором туре А. Лукашенко победил. Председателем Совета Министров был назначен М. Чигирь. Одновременно с выборами Президент А. Лукашенко инициировал референдум по вопросам о государственной символике Беларуси, о придании русскому языку статуса второго государственного, об экономической интеграции с Россией. Был включен также вопрос о необходимости внесения изменений в действующую Конституцию Республики Беларусь, которые предусматривали возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Президентом Республики Беларусь в случаях систематического или грубого нарушения Конституции. 26 ноября 1996 г. состоялся референдум, на который были вынесены четыре вопроса: о новой редакции Конституции, о собственности на землю, об изменении даты празднования Дня независимости, о смертной казни. В соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в Конституцию Республики Беларусь, высшим представительным и законодательным органом страны стало Национальное собрание Республики Беларусь. Оно состоит из двух палат - Совет Республики и Палата представителей. Полномочия президента были значительно расширены, а срок полномочий продлен до 2001 г. Очередные президентские выборы прошли 9 сентября 2001 г. Предвыборная программа Президента А. Лукашенко 2001 г. «За сильную и процветающую Беларусь» была логичным продолжением политики динамичного социально-экономического развития страны.

17 октября 2004 г. прошли выборы в Национальное собрание Республики Беларусь, на которых представители оппозиции не прошли в высший законодательный орган власти. Одновременно с парламентскими выборами состоялся республиканский референдум по вопросу об изменениях Конституции. Было снято ограничение на возможность быть избранным Президентом страны более двух сроков подряд. 19 марта 2006 г. в Беларуси прошли выборы главы государства, в которых приняли участие четыре кандидата. Помимо А. Лукашенко кандидатуры выдвигали единый кандидат от оппозиции Милинкевич, лидер Социал-демократической партии «Грамада» Козулин и лидер Либерально-демократической партии Гайдукевич. Победу одержал действующий президент. 14 января 2007 г. были назначены выборы в местные Советы депутатов Республики Беларусь 25-го созыва. В сентябре 2008 г. прошли выборы в Национальное собрание Республики Беларусь. Выборы были положительно оценены наблюдателями от СНГ. В апреле 2010 г. прошли выборы в местные Советы депутатов. 19 декабря 2010 г. прошли выборы Президента Республики Беларусь, в результате которых А. Лукашенко был переизбран на новый срок. Таким образом, политическая система Республики Беларусь эволюционировала от парламентской к президентской республике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

49. Поиск, становление и реализация социально-экономической модели (1990-2012 гг). С 1990 г. началась рыночная трансформация экономической системы Беларуси: разгосударствление, приватизация, демонополизация собственности на средства производства, развитие предпринимательства и конкуренции. Развал Советского Союза, разрыв экономических связей и другие причины вызвали экономический кризис 1991-1995 гг. Основными его проявлениями стали: спад производства, рост инфляции, падение жизненного уровня населения. Росла скрытая безработица, Доллары стали для населения основным средством обращения и денежных расчетов. Правительство ввело талоны и купоны на основные продукты и потребительские товары. Одновременно формировались рыночные механизмы хозяйствования, появились иностранные и совместные предприятия. Спад производства в большинстве отраслей продолжался до 1995 г., но уже после президентских выборов 1994 г. по поручению А. Лукашенко была разработана «Программа неотложных мер по выходу экономики Республики Беларусь из кризиса», 1995 год стал последним кризисным годом, с 1996 г. началась стабилизация. В 1996 г. была разработана Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2010 г. Целью программы стало преодоление кризиса, построение социально ориентированной рыночной экономики, достижение в 2000 г. уровня 1990 г. по важнейшим экономическим показателям. Экономическими приоритетами были объявлены экспорт, жилье, продовольствие.

Усилился государственный  контроль за ценообразованием, разгосударствлением и приватизацией. В 2000 г. ВВП вырос на 36% по сравнению с 1995 г.,  экспорт- в 1,5 раза. Предусмотренный рост строительства жилья и наращивания экспорта был выполнен. Программа социально-экономического развития Беларуси на 2001- 2005 гг. была утверждена на II Всебелорусском народном собрании. Она предусматривала создание высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики с действенными механизмами государственного и рыночного регулирования. Основными приоритетами новой программы остались экспорт, жилье, продовольствие, они были дополнены такими, как инновации и инвестиции, здравоохранение. В 2005 г. был зафиксирован самый низкий за последние 15 лет уровень инфляции - 8%. Среднемесячный размер заработной платы в реальном секторе экономики достиг 250 долл. Но сохранялись проблемы убыточности предприятий, недостаточного притока инвестиций, низких пенсий, стипендий и других социальных выплат. В программе социально-экономического развития РБ на 2006-2010 гг. предусматривалось обеспечение роста реальных денежных доходов населения, организация работы государства в интересах людей, создание благоприятных условий для образования, здравоохранения, культуры; улучшение демографической ситуации; повышение эффективности агропромышленного комплекса; расширение взаимовыгодных внешнеэкономических связей; укрепление безопасности страны. С укреплением роли государства в экономических преобразованиях, осуществлением стратегии построения социально ориентированной рыночной экономики отличительными чертами белорусской экономической модели стали активное государственное регулирование, умеренные темпы рыночных преобразований, равенство различных форм собственности, последовательная социальная политика государства.

 

 

51. Геополитическое положение РБ (1990-2012гг). С начала своего существования суверенная Республика Беларусь стала формировать многовекторную систему международных связей, обусловленную ее географическим положением в центре Европы, пересечением геополитических интересов Запада и Востока. Беларусь активизировала участие в организациях ООН, стала членом ОБСЕ, одной из стран-основательниц СНГ, ЕврАзЭс, Таможенного союза, Единого экономического пространства, вступила в Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд. Беларусь получила статус наблюдателя во Всемирной торговой организации (ВТО). Ближайшими партнерами и союзниками Беларуси стали бывшие республики СССР. В Минске располагаются координирующие органы СНГ. В многовекторной внешней политике Беларуси приоритетным является сотрудничество с Россией. В 1995 г. Президенты А. Лукашенко и Б. Ельцин подписали Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, 2 апреля 1996 г. - Договор о создании Сообщества Беларуси и России, 2апреля 1997 г. - Договор о Союзе Беларуси и России. 25 декабря 1998 г. Декларации о дальнейшем единении народов Беларуси и России, а 8 декабря 1999 г. - Договора о создании Союзного государства. Председателем его Высшего Государственного Совета стал А. Лукашенко, Председателем Совета Министров - премьер-министр России. РБ стремится к созданию единого экономического пространства со странами СНГ. С 1 июля 2010 г. вступили в силу договоры о создании Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана. 9 декабря 2010 г. Российская Федерация, Казахстан и Беларусь подписали 17 документов о создании Единого экономического пространства, которое начало функционировать с 1 января 2012 г. Целью ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения. Основными принципами ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-участников. Торговыми партнерами Беларуси являются более 170 стран мира. Важным и перспективным направлением для страны является торговля услугами, которая включает транспортные, финансовые, туристические и другие виды услуг. Экспорт услуг традиционно превышает их импорт. Создаются совместные и иностранные предприятия, привлекаются иностранные инвестиции, применяются прогрессивные технологии. Гуманитарное сотрудничество РБ осуществляется в научно-исследовательской, образовательной, благотворительной сферах, многие проекты посвящены чернобыльской проблематике. Несмотря на экономические трудности, развивается культурное сотрудничество. Все эти аспекты являются жизненно важными для успешного вхождений Беларуси в мировое сообщество, развития страны, повышения благосостояния народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

53. Основные итоги и уроки исторического пути Беларуси. История Беларуси - богатая и самобытная. Она является не только ее наследием, но и неотъемлемой частью европейской и мировой цивилизации. Беларусь прошла такие же глобальные этапы, как и большинство народов мира. Общими закономерностями являются:

в общеисторическом процессе - чередование восходящих и нисходящих этапов развития (прогресса и регресса); в социально-экономическом процессе - от варварства и аграрного общества к индустриальному обществу с начавшимся переходом в постиндустриальное; в государственно-политическом процессе - от зарождения элементов государственности к созданию суверенного государства, с функционированием сходных форм развития - монархия, тоталитаризм, демократия; в религиозно-конфессиональном развитии - от язычества, принятия христианства, его раскола, Реформации, Контрреформации к свободе совести, возрождению христианства; в культурном развитии - от византийского и отдельных элементов романского стиля, готики, ренессанса, барокко к классицизму, модернизму, постмодернизму. Но история Беларуси имеет свои особенности. Среди них можно выделить три уровня классификации - высший, средний и низший. Высший уровень обусловлен географическими и геополитическими факторами. К ним относятся: позднее создание белорусского государства, замедленные процессы формирования современной белорусской нации, медленная модернизация экономики, длительное сохранение до индустриальных черт. Средний уровень характеризуется следующим: в древнюю эпоху- позднее заселение и освоение территории первобытными людьми из- за природно-климатических особенностей; отсутствие классического рабства, характерного для античности; отсутствие сформированных государственных образований. Низший уровень особенностей связан со спецификой отдельных исторических явлений и видов деятельности. Среди них: использование болотной руды для выплавки железа, локальные школы средневековой архитектуры; замедленные темпы индустриализации.

Среди основных итогов исторического развития Беларуси можно назвать наиболее существенные: - Исторический путь белорусского народа - история борьбы за выживание, в ходе которой была продемонстрирована устойчивость белорусского этноса, выделились типичные черты его менталитета - трудолюбие, терпимость, толерантность.  В 1991 г. на политической карте мира появилось Новое суверенное государство - РБ, которое стало неотъемлемой ценностью граждан нашей страны. Народ Беларуси успешно формирует свою государственную идентичность. Белорусский народ внес огромный вклад в победу над фашизмом.  Белорусские ученые, писатели, спортсмены вносят вклад в обогащение мировой науки, культуры. Наиболее важными уроками исторического развития Беларуси являются следующие: самым большим богатством страны всегда был и есть ее народ - трудолюбивый, мудрый, талантливый, рассудительный.  Будущее страны зависит от взаимопонимания народов, населяющих Беларусь. В перспективном развитии страны важно опираться на мировой и отечественный исторический опыт и традиции.

 

 

52. Духовная и культурная жизнь белорусского народа (1980 -2012 гг).  В. системе школьного образования для повышения его качества, обеспечения преемственности с 2002 по 2003 г. средняя школа была постепенно переведена на 12-летнюю модель обучения. Однако в 2008 г. было принято решение о возврате к 11 -летней средней школе. В учебных заведениях страны используются два государственных языка - русский и белорусский. В 2003 г. была введена 10-балльная система оценки знаний. С 2003 г. в выпускных классах общеобразовательной средней школы был введен единый государственный экзамен. Интенсивно развивался негосударственный сектор высшего образования - в настоящее время в республике функционируют 14 частных ВУЗов. В 1993 г. был принят Закон «Об основах государственной научно-технической политики», который возложил на Академию наук ответственность за развитие фундаментальных научных исследований. В 2007 г. был утвержден план реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007- 2010 гг. Совет Министров поручил разработать необходимые нормативные правовые акты по формированию Национальной инновационной системы, реализации стратегии инновационного развития страны. Современная белорусская культура пополнилась значительными произведениями литературы и искусства. Интенсивно развивалась театральная жизнь. В стране работают 28 государственных театров, большое количество самодеятельных народных коллективов. Самым прославленным театром республики является Национальный академический Большой театр оперы и балета Беларуси. Большой популярностью пользуется творчество ведущих музыкальных коллективов страны: Президентского оркестра Республики Беларусь под управлением В. Боборыко, Национального оркестра симфонической и эстрадной музыки под управлением М. Финберга, Государственного академического симфонического оркестра. Широкую известность получили музыкальные фестивали «Славянский базар» в Витебске, «Золотой шлягер» и «Магутны Божа» в Могилеве. В настоящее время в Беларуси работает 130 государственных музеев. Ведущим музеем исторического профиля является Национальный музей истории и культуры Беларуси. В его фондах собраны более 250 тыс. экспонатов. В 2006 г. в Минске было открыто новое здание Национальной библиотеки, имеющее уникальное архитектурное решение в форме бриллианта. Таким образом, время экономических и социально-политических перемен в обществе было тесно связано с поиском новых тенденций и сохранением традиционных форм в сфере образования, науки и культуры страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50. Государственные программы развития Республики Беларусь.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"