Школы православных братств и их роль в развитии образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 16:07, реферат

Краткое описание

Братства, как общественные организации, которые были призваны защищать социально-экономические, а потом и религиозные интересы шляхты, мещан и крестьян, начали появляться в XV в. Именно братства стали основой образования школ, где могли учиться дети из различных слоев населения. В качестве основы в образовательных заведениях братчики использовали пример западноевропейских государств.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
Православные братства…………………………………………………..........4
Православные школы……………………………………………………….....6
Виленская школа……………………………………………………………....9
Роль школы православных братств в развитии образования……………...13
Заключение……………………………………………………………………….16
Список используемой литературы……………………………………………...18
Приложение …………………………………………………………….…….….19

Вложенные файлы: 1 файл

рефератик.doc

— 222.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Республики Беларусь

УО «Могилевский государственный  университет

им. А.А. Кулешова»

 

Кафедра истории Белоруссии

 

 

 

 

 

Реферат

 

на тему: “Школы православных братств и их роль в развитии образования”

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка исторического факультета

1 курса, группы «  Б »

Евсеева Е.В.

 

 

 

Работу проверил:

Копцевич С.Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Могилев, 2013

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..….3

  1. Православные братства…………………………………………………..........4
  2. Православные школы……………………………………………………….....6
  3. Виленская школа……………………………………………………………....9
  4. Роль школы православных братств в развитии образования……………...13

Заключение……………………………………………………………………….16

Список используемой литературы……………………………………………...18

Приложение …………………………………………………………….…….….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Братства, как общественные организации, которые были призваны защищать социально-экономические, а  потом и религиозные интересы шляхты, мещан и крестьян, начали появляться в XV в. Именно братства стали  основой образования школ, где могли учиться дети из различных слоев населения. В качестве основы в образовательных заведениях братчики использовали пример западноевропейских государств.

Первые братские школы  появились в 1586 г. при Львовском  Успенском и Виленском Троицком братствах, именно эти 2 школы играли ведущую роль в братской образовательной системе до появления Киево-Могилянской коллегии (1632). К самым большим заслугам львовского братства относят знаменитый устав братской школы — «Порядок школьный» (1586).

 Братские школы были созданы также в Бресте (1591), Могилёве (1590-1592), при Рогатинском (1589), Городокском (1591), Перемышльском (1592), Комарнинском (1592), Бельском (1594), Люблинском (1594), Каменец-Подольском (90-е гг. XVI в.), Галичском (кон. XVI в.) братствах. На организацию этих братств и их школ оказывало непосредственное влияние Львовское братство, направлявшее учителей, снабжавшее книгами из собственной типографии.

Большое внимание в братских школах уделялось религиозно-нравственному  воспитанию студентов в духе Православия, этой цели служили обязательные беседы на моральные темы. Плата за обучение была невысокой и первоначально вносилась в зависимости от достатка родителей. Для детей из бедных семей существовало общежитие, им разрешалось собирать милостыню пением под окнами горожан. Согласно уставу Львовского братства, семья контролировала учебный процесс: каждый ученик в присутствии отца, учителя и свидетелей должен был отчитываться о том, чему его научили. За процессом обучения наблюдали уполномоченные от братств.

1. Православные братства

 

В 1458 г произошло разделение Русской Митрополии на две — Московскую и Киевскую (Литовско-Галичскую). Православные христиане, жившие на землях, вошедших в состав Литвы и Польши, издавна  организовывали при храмах объединения, получившие названия братств. Подобные братства как форма общины существовали в среде немецких ремесленников на юридической основе Магдебургского права. Появились они и в западной Руси и вскоре стали служить объединению православного населения, явились его естественной опорой при защите Православия [4, с 125].

Целью таких братств, или церковных общин, являлись: защита православной веры и чистоты христианской нравственности; обеспечение и поддержание  православных храмов и духовенства; учреждение школ и типографий для печатания книг; уход за престарелыми и больными и т. д. Братства имели свои храмы, а небольшие братства — приделы в церквах; регулярно осуществлялся сбор пожертвований на нужды братств. В определенное время (до 4 раз в году) происходили собрания братств, на которых обсуждались текущие дела общины. [3, с. 65].

Принято считать, что  учреждение братств происходило  во второй половине XVI в., но есть сведения, что некоторые братства получили начало гораздо раньше. Так, Луцкое братство было первоначально основано около 1439 г, а Виленское — около 1458 г [7, c. 337].

Так мы видим, что православные братства существовали уже давно, но их увеличение началось с того времени, когда польское правительство, руководимое  иезуитами, захотело подчинить русскую церковь и полонизировать русский народ, а с другой стороны церкви угрожали протестанты. Это началось с того времени, когда была заключена Люблинская уния (1569 г.) Тогда-то и явилось потребность соединить православные силы в братства и, сосредоточить их интересы на благосостояние храмов и прихожан, укрепить национальное и православно-религиозное сознание. Подъем церковно-приходской жизни ранее всего обнаружился в Галичине, где католическое влияние чувствовалось сильнее всего [4, с. 125].

Появившееся в то время братства имеют еще, подобно Виленскому, благотворительный характер: помощь бедным,  больным, благоустройство храмов и иногда только самопросвещение через чтение священных книг. Но скоро братства расширили круг своей деятельности и получили влияние на общецерковные дела [7, c. 340].

Члены братств не могли  не замечать, что душевное спасение идет через школы, чтения церковных книг и т.д. Поэтому в новых открываемых братствах того времени в устав братства вносятся статьи об устройстве типографий, школ [3, c. 70].  

 

 

 

 

2.Православные  школы

 

После заключения Люблинской унии многие знатные роды перешли  в католичество. Так в труде  Мелентия Смотрицкого  «Плач» (1610 г.) насчитывалось ни один десяток русских  родов, погибших для русского народа и для православия.  Если же другая часть дворянства была еще сильна своими православными убеждениями и национальным самосознанием, то не все дворяне могли взяться за просвещение народа. Для большинства дворян школы были сильнейшим орудием культурной и религиозной борьбы и многие завели ее (князья Острожский, Слуцкий, Курбский) [1, c. 8].

  Городские жители  могли взять на себя и выполнить  просветительную миссию, так как  пользовались самоуправлением и  были независимы юридически, и,  благодаря занятию торговлей и ремеслами осознавали нужду в образовании [1, c. 8].  

Борьбу против окаталичивания и ополячивания местного населения  вели братства, которые создавались  при православных церквях и назывались по их имени. Братства имели свой устав, состояли из ремесленников, мелкого купечества, крестьян, мещан, интеллигенции. Все вопросы решались на собраниях коллегиально, большинством голосов (хотя руководящую роль играли зажиточные братчики), избираемое руководство отчитывалось перед собранием. При братствах создавались православные школы [2, c. 35].

Польские короли вынуждены  были считаться с авторитетом  братств, удовлетворять их требования о выдаче грамот на устройство школ, превращение некоторых монастырей в училища. История братских школ началась в 1584 г., когда по просьбе виленских мещан король дал им разрешение на «сбудованье школ, на выхованье людей в письме умелых». Так была создана первая белорусская братская школа в Вильно (украинская братская школа открылась в 1586 г. во Львове), которая даже после заключения Брестской унии (союз православных и католиков) в 1596 г., когда иезуиты и униаты повели наступление на православные школы, росла и укреплялась. В 1675 г. король Владислав IV дал ей «привелей», по которому она выделялась из всех братских школ: только ей и Киевской коллегии (академии) дано было право учить по-гречески и по-латыни. [1, с. 15]. Так по подобию двух братств учреждаются остальные просветительные братства.

Число их и школ особенно умножается с начала 90-х. годов В 1589 г. в Могилеве было создано православное братство скорняков. В Минске было семь братств, важнейшие из них - Шпитальное и Петропавловское, при каждом имелась школа. Братские школы и типографии существовали также в Могилеве, Бресте, Пинске, Орше, Ивье, Несвиже, Слуцке, Мстиславле и других городах [7, c. 345].

 По организации  учебно-воспитательной работы братские  школы не только не уступали, но и во многом превосходили  западноевропейскую школу. В то  время они были самыми демократичными  и передовыми, бессословными, осуществляли  тесную связь с родителями и общественностью. Каждый член братства имел право посещать школу с целью ознакомления с ее работой. Отдавая ребенка в школу, отец составлял с ректором договор, в котором указывалось, чему его будут учить, а также определялись обязанности родителей по отношению к школе [2, c. 41].

В школу принимали  только мальчиков. Учащиеся не имели  выходных дней: по субботам повторяли  выученное за неделю, по воскресеньям проводились беседы о праздниках и правилах поведения, выступления школьных музыкантов и хора. Посещение учащихся проверялось, за пропуски наказывали вплоть до исключения, хотя физические меры воздействия использовали крайне редко. К подбору учителей подходили весьма тщательно, требовали, чтобы учитель был «благочестив, рассудителен, смиренномудр, кроток, воздержлив, не пьяница, не лихоимец, не гневлив, не завистлив, не чародей, не басносказатель, не пособник ересей, чтобы к детям относился строго, но с любовью». От него требовалось также, чтобы он учил детей одинаково, как «сыновей богатых, так и сирот убогих (сироты содержались на полном иждивении братства), и тех, кто ходит по улицам и просит на пропитание», «учить их, сколько кто по силам научиться может, только не старательнее об одних, нежели о других». В учениках ценились в первую очередь живой ум, любознательность, твердые знания. Соответственно успеваемости занимали они места в аудитории - «который больше умеет, сидети будет выше» [2, c. 43].

Школы были двух типов: повышенные и элементарные. В первых углубленно изучались семь свободных искусств. Преподавание в основном велось на славянском языке. Обучение носило активный характер. Так, например, при изучении греческого один из учеников задавал вопросы другому на этом языке, а тот отвечал по-славянски, если же вопрос ставился на славянском, то отвечать можно было «простою моваю», т.е. на живом белорусском языке. В братских школах Беларуси и Украины впервые применили классно-урочную систему, опыт которых был позднее обобщен Яном Коменским и стал мировым достоянием. [1, с. 20].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Виленская школа

 

   Виленские православные граждане раньше других пришли к мысли об учреждении своего училища, это объясняется важным политическим значением города, и тем, что Вильно была культурным центров ВКЛ, и тем, наконец, что там давно уже существовали школы католические и протестантские [7, c. 346].

В Вильно право на обустройство школы  получили православные мещане города еще до того, как решили организоваться в братства. Школа была создана при Троицком монастыре [7, c. 347].

Свято-Троицкий монастырь в Вильно находился в руках православных митрополитов. Но они, живя в Новгороде и Вильно, не могли, заботятся о благоустройстве монастыря, почему и передали надзор за ним виленским гражданам. В 1584 г. граждане просили короля о передаче управления монастырем в их руки, в связи со смертью митрополита. И король предоставил магистрату города управление монастырем (27 мая 1584 г.). Так же в королевскую грамоту был включен пункт о школе. Короля попросили сами мещане [2, c. 47].

Некоторые мещане, получив королевскую грамоту, поняли все неудобство принятия магистратом на себя таких обязанностей, как забота о школе, о людях и вообще, о православном просвещении в целом. В связи с этим и было принято решение создать братство [1, c. 23].

Сформировавшиеся православное братство решилось взять на себя заботу о школьном образовании. Просветительные задачи нового братства были сформульрованы в его уставе.

Первые два года жизни виленской  школы и братства не освещаются ни какими свидетельствами [1, c. 24].

Школа с самого начала сделалась одним из важнейших предметом забот братства. Виленская школа, даже раньше, чем львовская, стала пользоваться печатными учебниками [3, c. 77]. 

Нет представления о  первых братских учителях, ни того чему и как они учили [1, c. 24]. 

Виленское братство получило для себя и для школы патриаршею санкцию, когда 3 июня 1588 г. заехал в  Вильну, по пути в Москву,  константинопольский  патриарх Иеремия и прожил здесь 12 дней. Члены братства обратились к  нему с просьбой о «рассмотрении  и исправлении» своего чина. Патриарх охотно утвердил его. Через год братская греко-латино-русская школа была подтверждена вместе с братством и королем Сигизмундом III [4, c. 157].

В 1592 г. братство купило у  пана Яна Нарушевича за 1200 копий  литовских грошей полукаменный дом. В этом здании братство устроило в нем школу. В королевском привилеи о братском доме не сказано было прямо и братство обратилось к Сигизмунду III с просьбой утвердить и приобретенное и назначение нового дома. Король освободил новый дом от городских повинностей и юрисдикции и позволил строить на его дворе церковь. Он потвердел право печатать на греческом, русском, польском и латинских языках и учить бесплатно сирот и детей братчиков. 2 декабря 1592 г. уполномоченные братства в Варшаве получили точно такие грамоты. Это обстоятельство послужило повод для магистрата, чтобы начать тяжбу с братством. Началось дело [2, c. 51].

Информация о работе Школы православных братств и их роль в развитии образования