Церковь и государство в период опричнины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 20:58, доклад

Краткое описание

Не все преобразования Избранной рады удалось осуществить. В 1560 году правительственный кружок Сильвестра и Адашева был устранен от власти, а сами его деятели оказались в опале. «Этот разрыв царя с советниками только подвел черту под давними разногласиями и взаимными неудовольствиями. Острота момента и общая неразвитость форм государственного аппарата, а также особенности характера царя, привели к установлению опричнины»[7].

Вложенные файлы: 1 файл

ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО В ПЕРИОД ОПРИЧНИНЫ.docx

— 14.56 Кб (Скачать файл)

ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО В ПЕРИОД ОПРИЧНИНЫ

 

         Не  все преобразования Избранной  рады  удалось осуществить. В 1560 году  правительственный кружок Сильвестра  и Адашева был устранен от  власти, а сами его деятели  оказались в опале. «Этот разрыв  царя с советниками только  подвел черту под давними разногласиями  и взаимными неудовольствиями. Острота  момента и общая неразвитость  форм государственного аппарата, а также особенности характера  царя, привели к установлению  опричнины»[7].

 

         Опричнина  – наиболее  драматичный и  трагический период правления  Ивана Грозного. За семь лет  существования опричнины правительство  Ивана Грозного добилось выполнения  основных стоявших перед ним  задач по укреплению централизованного  аппарата власти: «было сломлено  открытое сопротивление боярской  аристократии, создано опричное  войско, началась организация новых  центральных учреждений»[8]. Сильный  удар нанесен был и по обособленности  русской церкви, окончательное включение  которой в централизованный аппарат  власти после столкновения Ивана  Грозного с митрополитом Филиппом  было делом времени.                     

 

        «Ближайшим  преемникам митрополита Макария  пришлось занимать московскую  кафедру в тяжелое время окончательного  утверждения Грозным царем своего  полного абсолютизма, причем всякая  сила, стоявшая на пути к этой  цели, неминуемо обрекалась на  уничтожение. Исторические традиции  не позволяли митрополитам совершенно  устраняться от политики, наоборот, обязывали участвовать в ней  хотя бы нравственно; отсюда возможность  коллизий»[9].  Группа служилых  людей, участников Земского собора 1566 года, демонстративно обратилась  к Грозному с  просьбой прекратить  насилия опричников. Ответом явились  разные кары — от смертной  казни до наказания кнутом. Это  выступление было последним открытым  протестом враждебной правительству  Ивана IV части феодалов.

 

Именно в период опричнины идёт вереница митрополитов. Церковные  иерархи не поддерживали опричную политику. Однако факт низложения митрополитов и других церковников еще не свидетельствует об ослаблении позиции церкви в целом.  «Вызванный в Москву и обласканный царской милостью, Филипп сначала отказался от принятия предложенного ему сана, но, будучи, понуждаем царем и собором, откровенно   поставил со своей стороны условием отмену опричнины. Филипп дал на это свое согласие, после чего и  был поставлен в митрополита 25 июля 1566»[10]. 

 

В марте 1568 г. митрополит обратился к Ивану Васильевичу в Успенском соборе с открытым обличением в несправедливых жестокостях. Немедленно был созван собор - позорнейший из всех, какие только были на протяжении всей русской церковной истории и, восставший против опричнины митрополит Филипп  был низложен.  «При митрополите Антонии по приказу царя собирались два собора в 1573 и 1580 гг., на которых, согласно с желанием светской власти, были решительно ограничены имущественно владельческие права церкви. На них по требованию Ивана были ограничены имущественные права Церкви: землю можно было завещать или дарить монастырю или храму только с особого разрешения царя в каждом отдельном случае»[11].

 

        Финансовые  нужды государства были таковы, что митрополит  Дионисий  должен  был поступиться на соборе 1581 г. многими льготами церковного  землевладения. «Правительственная  политика ограничения податных, судебных других привилегий монастырей  не была последовательной: период  широкой выдачи  жалованных грамот  с тарханными привилегиями сменялись  периодами сокращения иммунитета. Попытки отмены тарханов делались  в середине XVI века, но к их извиванию  привели лишь постановлением  соборов 1580 и особенно 1584 гг.»[12]. Помимо  казней, опал и ссылок в отношении  людей духовного звания, государь  беззастенчиво вмешивался в церковную  жизнь, вертя ею по своему произволу. Фактически он низвел митрополичью  власть до уровня приказного  администрирования.  Однако русская  церковь в политическом смысле  представляла собой силу, превосходящую  значение великокняжеской власти,  потому что эта последняя не  могла удерживать под своим  влиянием все части раздробленной  Руси,  тогда как единая русская  митрополия стягивала их в  одно целое.

 

           Церковь сыграла первостепенную  роль в историческом осмыслении  и теоретическом обосновании  нового статуса Московского государства  как православного царства. Особое  место во взаимоотношениях государства  и церкви занимает эпоха святителя  митрополита Макария, организатора  венчания на царство Ивана  Грозного и Стоглавого Собора 1551г. Середина XVI века — это время  интенсивной соборной деятельности  Русской Церкви. Взаимоотношения  церкви и государства, несмотря  на готовность церковной иерархии  признать московского государя  верховным вершителем в духовных  вопросах, были достаточно сложными  и противоречивыми. В XVI веке  остро  встал вопрос о церковном землевладении. 

 

          Митрополит Макарий  поддерживал  реформы, проводившиеся в первые  годы правления Ивана Грозного. Но в период опричнины взаимоотношение  между правительством и  церкви  становятся сложными. Террор, необоснованная  агрессия, направленная на служителей  церкви. Именно в эти годы заметна  роль митрополита Филиппа. Сильный  удар нанесен был и по обособленности  русской церкви.   Был установлен  контроль царской власти над  движением церковных земельных  фондов, хотя сами по себе владения  остались в руках у церкви. Правительственная политика ограничения  податных, судебных других привилегий  монастырей не была последовательной: период широкой выдачи  жалованных  грамот  с тарханными привилегиями  сменялись периодами сокращения  иммунитета. Попытки отмены тарханов  делались в середине XVI века, но  к их извиванию привели лишь  постановлением соборов 1580 и особенно 1584 годов.


Информация о работе Церковь и государство в период опричнины