Церковь Покрова Пресвятой Богородице

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 17:40, реферат

Краткое описание

Чтобы понять народ недостаточно рассматривать только экономическую и политическую жизнь страны, необходимо заглянуть в душу народа – его культуру. Значительную часть духовной культуры народа составляет религия. Она объединяет людей, служит им ориентиром в жизни.
Веками на Руси вся жизнь православного человека освящалась в храме: с рождения до его смерти. В храме младенец «рождался свыше» в Таинстве святого крещения. С малых лет приобщался к храмовому богослужению, молиться со всею Церковью «о всех и за вся».

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
История возникновения храма………………………………………..4
Архитектурные особенности храма…………………………………..8
МироточениеПочаевской иконы Божией матери…………………...9
Заключение……………………………………………………………11
Литература…………………………………………………………….12

Вложенные файлы: 1 файл

реферат Церковь Покрова Пресвятой Богородице.docx

— 35.68 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

 

ЦЕРКОВЬ  ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

 В ГОРОДЕ ИВАНОВО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………..3

История возникновения храма………………………………………..4

       Архитектурные особенности храма…………………………………..8

       Мироточение Почаевской иконы Божией матери…………………...9

Заключение……………………………………………………………11

Литература…………………………………………………………….12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Чтобы понять народ недостаточно  рассматривать только экономическую  и политическую жизнь страны, необходимо заглянуть в душу  народа – его культуру. Значительную  часть духовной культуры народа  составляет религия. Она объединяет  людей, служит им ориентиром в  жизни.

     Веками на Руси вся жизнь  православного человека освящалась  в храме: с рождения до его  смерти. В храме младенец «рождался  свыше» в Таинстве святого  крещения. С малых лет приобщался  к храмовому богослужению, молиться  со всею Церковью «о всех и за вся». Так рождалось чувство духовного единения, общности, которую именовали православным миром.

     Бесценными святынями православия являются храмы. Христианский храм не просто архитектурное сооружение, являющееся предметом эстетического любования. С точки зрения своего назначения, православный храм является воистину ковчегом спасения для верующих людей. Одним из таких храмов является  церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы в городе Иваново Брестской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История возникновения храма.

Точного времени возникновения прихода в местечке Яново неизвестно, но уже в «Указе Его Императорского Величества Самодержца Всероссийского из Минского Губернского Правления от августа 25 дня 1827 года» говорится о том, что «Губернское Правление, слушав отношение Брестской консистории от 15 октября 1826 года за № 1, просит учинить распоряжение о не препятствовании Яновским жителям: Калиннику, Шевчуку, Теодору Сенкевичу, Симеону Масальскому и Игнатию Пиотровскому, отправившихся для собирания подаяний на довершение начатой починки яновской церкви до 1828 года. Приказали: о не препятствовании сказанным людям следовать по Минской губернии за доброхотным подаянием». Это дает повод полагать, что приход  существовал задолго до 1826 года.

Первые архивные сведения о храме встречаются в «Памятной книжке Гродненской епархии на 1905 г.» в отчете благочинного, священника Михаила Будиловича. На это время в Ивановский приход входили деревни Могильная, Накли, Островно, Запруды. Число прихожан: 1461 м.п. и 1501 ж.п. Имелось одно народное училище - 89 учащихся, и одна церковноприходская школа - 72 учащихся. Количество земли - 99 десятин. Жалование - 509 руб. Настоятель - священник Константин Калишевич. Окончил Литовскую Духовную Семинарию. Священник с 1896 года. Имеет набедренник. Похоронен напротив алтаря в ограде храма. Псаломщик Николай Семяновский. Обучался в Жировицком причет классе. Псаломщик с 1871 года посвящен в стихарь.

Число православных христиан в Иваново на 1921 год было 1004 человека. Для сравнения, в то же время католиков - 73 человека. На месте сегодняшнего храма в давние времена были построены: I храм деревянный (17 век), небольших размеров, который сгорел; II храм также был деревянный, довольно больших размеров. Впоследствии от ветхости разрушен и построен в 1901 году на пожертвования прихожан. Новый каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, являющимся до наших дней единственным храмом города, закладывал  Кулич Филипп Григорьевич.

Дальнейшая судьба прихода неразрывно связана с этим храмом. Храм был освящён 23 декабря 1901 года по старому стилю. Во время I Мировой войны, когда город Иваново был оккупирован германскими войсками, в храме расположился военный госпиталь, где лежали легко раненые, но никто из них не оставался в живых, независимо от того, что были лёгкие ранения. В связи с этим немецкое командование вместо госпиталя сделало конюшню. Начался падёж лошадей, после чего храм был возвращён обратно православным. Умерших немецких  солдат захоронили возле ограды с северной стороны (сейчас там мемориальная доска, где можно прочитать: «Они умерли за императора и державу»). После окончания войны в храме снова начались богослужения. В 1930 году прах немецких воинов перезахоронили на кладбище (сейчас на этом месте находится СШ № 3), а в 1935 г. немцы вывезли его в Германию.

     С 1922 года до 1930-х годов священником на Ивановском приходе был Павловский. После него до 1938 года здесь служил отец Владимир Шпаковский, которого перевели  в село Пески (под Брестом). Об этом времени рассказывает одна статья из газеты тех лет, написанная путешественником-краеведом Д. Каймовым. Очерк называется «По Полесскому краю».

«Яновский православный храмъ расположен въсамомъ центре местечка, на довольно обширной площади, отъ которой во все стороны разлегаются узкия, застроенный деревянными домиками улицы. На той же площади, несколько въ стороне отъ церкви, стоить и костёлъ. Построенъ онъ, по всему видно, не такъ давно.

Янов - довольно крупный центръ католичества и униатской пропаганды. Сюда несколько разъ въ году организовываются католическимъ духовенствомъ паломничества изъ Пинска, Бреста и других городовъ Полесья. Особенно большие размеры эти поломничества принимаютъ въ день памяти местного святого, Андрея Боболи, уже, кажется, канонизированного Папой. Несколько летъ тому назадъ мне довелось быть именно въ этотъ день въ Янове. Тогда, помню, католический и униатский праздникъ превратился въ полное торжество Православия...»

После Владимира Шпаковского настоятелем  храма был отец Александр Шеметило. В 1946 году этого священника и его сына репрессировали.

В страшные годы Великой Отечественной войны, когда погибали люди, рушились дома, надламливались многовековые устои, людям нужна была духовная поддержка. Даже при советской власти храм не был закрыт. 15 июля 1944 года, за день до освобождения города, отступавшие фашисты, повредили и ограбили Свято-покровскую церковь.

После репрессии отца Александра и его сына в 1946 году священником в Янове стал приехавший протоиерей Владимир Сорожкевич. В советский период положение Ивановского прихода было следующим: населённый пункт – Иваново, район – Дрогичинский, название – Покровский, клир – Соботковский Н.Н. После смерти Владимир Сорожкевича настоятелем храма был его зять - о. Николай Николаевич Соботковский (1896-1974), похороненный на ивановском кладбище. Сейчас ученики Ивановской воскресной школы вместе с одной из преподавательниц Ксенией Георгиевной Фисенко ухаживают за этой могилой.

В 60 - е годы прошлого столетия были попытки закрыть храм, но прихожане всегда отстаивали свою Святыню. Несмотря на то, что на собраниях трудовых коллективов, боясь угроз со стороны властей, голосовали большинством за закрытие храма, верующие люди с этим не смирились. Прихожане церкви собрали большое количество подписей против закрытия храма, и с этим документом Григорий Шевчук поехал в Москву. В результате чего местным властям не разрешили закрыть церковь.

    В 1995 году была произведена реконструкция храма. К основной части храма было пристроено 2 пристройки, общей площадью 100 кв.метров. В 2001 году 22 июня храм посетил во время визита в Белоруссию Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II и в дар преподнес напрестольный крест с дарственной надписью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Архитектурные особенности храма.

Храм имеет четырёхчастную объёмно-пространственную композицию: колокольня, трапезная, основной объём, апсида. Вертикальными доминантами храма являются трёхъярусная (восьмерик на 2 четвериках) шатровая колокольня с притвором в 1-м ярусе и кубовидный основной объём, 4-скатная пологая крыша которого завершена 8-гранным шатровым барабаном. Многоплановую пространственную композицию обогащают боковые притворы и паперть главного входа в виде двускатного столбового навеса. Архитектурная пластика достигается использованием лопаток, прямоугольных ниш, карнизов, межъярусных поясов, укрупнённых триглифных фризов, бровок лучковых окон, луковичных главок колокольни, основного объёма, притворов, паперти и апсиды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мироточение Почаевской иконы Божией матери.

     В 1999 году 21 ноября произошло необычное событие – замироточила Почаевская икона Божьей Матери. Мироточение было замечено в воскресенье, 21 ноября 1999г. (8ч. 55 мин.), в день празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих  Небесных Сил бесплотных. О происхождении Почаевской иконы Божией  Матери в Свято-Покровском храме города Иваново ничего не известно. Предположительно, она была передана из одного из закрытых или разрушенных в годы советской власти храмов Ивановского района (после 1939 года).

     Древних свидетельств о данном  чудотворном образе нет. Икона  написана красками по дереву, в металлическом окладе. На табличке, прикреплённой к окладу, есть  только имена людей пожертвовавших  данный образ в православный храм: «Помяни, Господи жертвователей раб. Григория Короля, Феодора Божка и ВонифатияГулюк». Где и когда был изготовлен данный образ – данных нет. Его размеры: высота – 100 см., ширина – 70 см. Настоящий образ является увеличенной копией Почаевской чудотворной иконы пресвятой Богородицы.

     Записи древних чудес и исцелений  по молитвам верующих перед  данной иконой не велись. В  годы гонений икона находилась  в Свято-Покровском храме города  Иваново.

     Первой маслянистые капельки  на лике  Божией Матери увидела  прихожанка храма Емилия Дорогокупец. Она сообщила об этом и другим женщинам, сказав, что, возможно, это – мироточение, хотя сама она сомневается, так как подобного еще никогда не видела. От иконы также исходил тонкий аромат, напоминающий запах ландыша или хвои. Некоторые женщины остались стоять возле иконы во время Божественной Литургии, которую совершал настоятель храма протоирей Геннадий Демедюк. На глазах прихожан на самом образе и металлическом окладе появлялись всё новые капельки мира, увеличиваясь в размерах от величины макового до величины горчичного зерна. Потом от обилия мира образовались потёки в складках металлических риз, на ликах и руках изображений Пресвятой Богородицы и Христа-Младенца.  Мироточили также изображения святых, находящиеся по краям иконы: Илии Пророка, архидиакона Стефана и великомученицы Екатерины. По окончанию Божественной Литургии и молебна (11ч. 50 мин.) об этом событии сообщили отцу Настоятелю. Он доложил о случившемся Преосвященнейшему Стефану, епископу Пинскому и Лунинецкому (ныне - архиепископ). Был отслужен Акафист Почаевской иконе Божией Матери.

     23 ноября в Свято-Покровский храм  прибыла комиссия в составе  духовенства и мирян во главе  с Преосвященнейшим  Стефаном, епископом  Пинским и Лунинецким, которая  засвидетельствовала факт мироточения.

     Икона мироточила длительное время, и доныне на ней заметны  капли мира. По благословению правящего архиерея в Свято-Покровском храме каждую среду совершается Божественная Литургия, после которой перед чудотворным образом служится молебен, и акафист Почаевской иконе Божией Матери.

     До сегодняшнего дня к иконе  совершались и совершаются паломничества  отдельных лиц и групп людей  из разных городов и сел Беларуси, а  также стран ближнего зарубежья. Многие верующие благодаря этой иконе исцелились от недугов.

 

 

 

 

 

 

Заключение

     Приход в городе Иваново действует  поныне и является центром Ивановского благочиния.  Настоятелем храма является протоиерей Геннадий Демидюк (с 1974 года). Священники, служащие в храме - иерей Владимир Ковалевич, иерей – Владимир Комков.

     К Ивановскому православному приходу относятся: Свято-Рождество-Богородицкая церковь д. Лясковичи и Успенская церковь деревни Рудск. При православном храме Покрова Божией Матери действует воскресная школа, имеются хора.Также действует и детский хор, под руководством Ксении Фисенко.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Кулагін. А Праваслаўныя храмы Беларусі: Энцыклапедычны даведнік/ А. М. Кулагін, -  Мн.: БелЭн, 2007 - 656 с.
  2. Гарады і вёскі Беларусі: энцыклапедыя/ рэдкал.: Г. П. Пашкоў – Мн.: БелЭн, 2006 – 528 с.
  3. Я слышу вас, колокола…православные храмы Ивановщины: информационно-справочное издание/ составитель М. Н. Михович, - Ивановская центральная районная библиотека имени Ф. Панфёрова, 2013 – 56с.
  4. Памяць: Гістарычна-дакументальная хроніка Іванаўскага раёна. –Мн.: БЕЛТА, 2000. – 592с.
  5. Материалы статьи  районной газеты «Чырвоная звязда» ад 1 студзеня 2002 года.


 

 


Информация о работе Церковь Покрова Пресвятой Богородице