Христианские праздники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 00:25, доклад

Краткое описание

ПРАЗДНИКИ церковные, в христианской традиции дни отдыха (отсюда русское «праздник») и особого прославления Бога, связанные с периодическим (ежегодным или еженедельным — как, например, воскресенье) воспоминанием тех или иных событий Священной истории. Важным свойством богослужебного празднования этих событий является для христиан не только их молитвенное воспоминание, но в известной мере также мистическая актуализация их в настоящий момент времени (хотя никоим образом не реальное повторение), позволяющая верующему полнее приобщиться к спасительному смыслу данного события.

Вложенные файлы: 1 файл

Христианские праздники.docx

— 40.85 Кб (Скачать файл)

Иногда в одну из птичек запекали монетку. Тот, кому доставалось  печенье с монеткой, получал право  бросить в землю первую пригоршню  зерна, считалось, что такого засевальщика сам Бог избрал.

Закликание весны

Хотя день Сорока мучеников  считали началом весны, по народным приметам, он предвещал холода и  заморозки. Крестьяне говорили: "Сорок  мучеников торят путь-дорогу сорока утренникам", "Сорок мучеников – сорок утренников", полагая, что настоящее весеннее тепло наступит только через 40 дней. При этом смотрели, пройдут ли 40 утренних заморозков подряд, тогда ожидали теплое лето.На Сороки хозяйки пекли из ржаной или овсяной муки сорок шариков и по одному шарику выбрасывали каждый день за окошко, приговаривая: "Мороз, красный нос, вот тебе хлеб и овес, а теперь убирайся подобру-поздорову!" Верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, уйдет до следующего года и не станет мешать крестьянам в их повседневных весенних работах.В этот период беспокоились и о скотине. Хозяйки пекли 40 "мушленников" или "мусленников" (булочки из пресного теста) и по одному относили каждый день в хлев, чтобы скот был здоров.

Масленица

Самый веселый народный праздник в честь проводов зимы и встречи весны, последняя неделя перед Великим постом. От обилия масленой пищи праздник и получил свое название.

Масленица – самый веселый, самый шумный народный праздник. Русская пословица говорит: "Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить". Когда-то в древности это был праздник начала нового земледельческого года, затем он стал праздником проводов зимы и встречи весны.

Праздник продолжается семь дней – всю последнюю неделю перед Великим постом. В церковном календаре эта неделя называется "сырной" или "мясопустной". На этой неделе уже не разрешается есть мясо, однако можно есть продукты из молока: масло, сыр, сметану, творог и т.д., а также яйца и рыбу.

Но желание наесться и  повеселиться перед постом – это только внешняя сторона праздника. В основе же его лежит забота о будущем урожае. Масленичное изобилие, обильная, даже неумеренная еда и питье должны были способствовать плодородию земли. Масленицу встречали блинами уже в воскресенье перед мясопустной  неделей,  приговаривая: "Приезжай ко мне в гости, масленица, на широк на двор: на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться!«

Следующие три дня шла  подготовка к празднику: привозили  дрова для костров, убирали избы. В дни широкой масленицы (с четверга по воскресенье) нарядно одетая толпа высыпала на улицу, где проходили все развлечения: праздничные гуляния, ярмарки, катание с горок, кукольные и театральные представления, кулачные бои, военные игры, шествия ряженых. В дом заходили только погреться да вкусно поесть.

Блины были обязательной едой на Масленице. Блинами угощали гостей, соседей, знакомых. Чучелу Масленицы  нередко давали в руки блин или  сковороду. О Масленице пели: "На горах катаемся, блинами объедаемся". Во многих местах первый блин ели за упокой усопших.

В последние дни Масленицы  по улицам разгуливали ряженые: "медведи", "козы", девушки одевались мужчинами, парни – девушками, рядились также купцами, баринами, цыганками. Главная цель ряжения была повеселиться и посмешить окружающих.

Блинная неделя

Каждый день масленичной  недели имел собственное название: понедельник – "встреча", вторник – "заигрыши", среда – "лакомка", четверг – "разгул", "перелом", "широкий четверг", пятница – "тещины вечерки", суббота – "золовкины посиделки", воскресенье – "проводы", "прощеный день".

первый день праздника  встречали Масленицу. Делали из соломы и старой одежды чучело Масленицы – олицетворение зимы, ее на санях возили по деревне с причитаниями: "Выезжала честная Масленица, широкая боярыня на семи санях козырных, во широкой лодочке, душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться". Дети приветствовали ее радостными криками: "Приехала Масленица!" Во вторник, на заигрыши, дети, парни и девушки катались с ледяных горок или в санях. В среду тещи приглашали своих зятьев на блины. Это угощение показывало их взаимную любовь и уважение. Самый разгар праздника приходился на четверг. В этот день по деревням снова возили соломенное чучело в сопровождении санного поезда с ряжеными.

В пятницу, на тещины вечерки, зятья угощали своих тещ блинами, а на следующий день, в субботу, молодая невестка принимала у  себя родных мужа.

В воскресение устраивали проводы Масленицы. Снова на санях  возили по деревням соломенное чучело в сопровождении ряженых и детей. За околицей чучело торжественно сжигали.

Братчины

В деревнях нередко устраивали коллективные застолья – братчины. Братчиной, или кануном, называли общинные праздники, которые мужчины справляли отдельно от женщин. Братчина представляла собой застолье, во время которого братину, специальный сосуд для питья медовухи, браги, вина и пива, передавали по кругу от одного пирующего к другому. Во время застолья много пили и провозглашали тосты-здравицы за благополучие и долголетие всех участников пира и их близких. Конец застолья, как правило, принимал характер ничем не сдерживаемой гульбы.

Кулачные бои

Традиционной русской  богатырской забавой был кулачный бой. Мужчины делились на две команды. По общему сигналу сходились стенка на стенку. Бой обычно начинали мальчишки, затем они уступали место парням. И только в разгар боя выходили опытные бойцы. Бой проходил по определенным правилам: запрещалось использовать какое-либо оружие, даже медный пятак  в рукавице. Нельзя было бить лежачего, преследовать убегающего. Бой на кулаках мог быть "стенка на стенку" и "сцеплялка-свалка". В первом случае бойцы, выстроившись в ряд, должны были удерживать его под давлением "стенки" противника. Бой кончался прорывом "стенки" и бегством более слабой команды. Во втором случае каждый выбирал себе противника по силе и не отступал до полной победы, после чего "сцеплялся" с другим. Для боя полагались специальные меховые рукавицы и толстые, подшитые куделью шапки для смягчения ударов.  По старинной примете, чья деревня победит в кулачном бою, там и урожай будет больше.

Масленичные катания на лошадях

Красивое зрелище представляли масленичные катания на лошадях. Катания в Масленицу на санях назывались "съездки", так как в них принимали участие жители всех окрестных деревень. К праздничному катанию тщательно готовились: мыли лошадей, расчесывали им хвосты и гривы, приводили в порядок упряжь и сани. Сани украшались цветными лоскутами, полотенцами, увешивались бубенчиками, колокольчиками. На лошадей надевали расписные дуги, лучшую сбрую, составляли санные поезда и носились по деревням: развевались полотенца, привязанные к задку саней, играла гармошка, звучали песни, частушки, прибаутки. Парни показывали девушкам свою удаль, запрыгивая в лихо несущиеся сани.

Катались обычно часов  пять–шесть, прерываясь на короткое застолье в домах родственников и давая  отдых лошадям. Накатавшись, молодежь отправлялась к кому-нибудь в гости, на блины, где продолжалось веселье.

Ни на одном празднике  в году не уделялось столько внимания молодым супругам, как на Масленице. Считалось: "Где больше молодых – той деревне и чести больше". Молодожены обязательно должны были участвовать в катаниях, показываться народу в своих лучших нарядах. Их заставляли целоваться перед тем, как скатиться с горы, это называлось "посолить рыжиков". Своим участием в празднике молодожены должны были разбудить природу, содействовать ее расцвету и плодоношению.

Катания с ледяных горок

Традиционной забавой  во время праздников были катания  с ледяных горок. Парни и девушки  катались с естественных возвышенностей, со спусков к реке, но чаще делали специальные высокие горы. Катание имело и ритуальное значение: когда с горы скатывались девушки, то смотрели: какая из них съехала дальше, та быстрее выйдет замуж, и считали, кто дальше прокатится, у того лен долгим уродится.

Прощеное воскресенье

В последний день Масленицы, в воскресенье, было принято просить  друг у друга прощения. Согласно православной традиции пять воскресений  до Великого поста посвящались подготовке верующего к воздержанию, очищению души и покаянию. В первое такое  воскресенье православный должен был  предпринять все усилия, чтобы "увидеть  и понять Христа"; во второе – увидеть себя "в свете Христовом"; в третье – подумать о своем отчуждении от Бога; в четвертое – понять, что спасение зависит от верности учению Иисуса Христа. В Прощеное воскресенье люди должны были думать о греховности и суете мира, в котором они живут, и прощать друг другу грехи. В этот день русские ходили друг к другу в гости, прощали, мирились, если один оскорбил другого словом или делом; встречаясь даже на улице, совершенно незнакомые люди целовались, приговаривая: "Прости меня, пожалуйста", на что получали ответ: "Бог тебя простит".

Прощание с Масленицей

Костер издревле символизировал солнце, которое должно было пробудить  природу. Поэтому его старались  сделать таким огромным и ярким, чтобы свет был виден далеко за пределами деревни. Иногда масленичный костер представлял собой горящее колесо, которое спускали с горы или поднимали на высоком шесте.

В древности уничтожение  чучела было центральным моментом масленичной  обрядности, этим действием прогоняли  злое, враждебное человеку и природе: тьму, зиму, смерть. Чучело Масленицы  изготавливали из соломы и тряпья, оно представляло собой женскую  или мужскую фигуру с ярко выраженными  признаками пола. Чучело водружали  на старые сани, в которые впрягались деревенские парни и тащили их за околицу. Процессию возглавлял парень в рогоже, изображавший попа. В руках  у него был лапоть-"кадило", которым он размахивал, выкрикивая: "Аллилуйя!" За санями с шумом и хохотом следовала толпа деревенских жителей всех возрастов. Они кричали, били кочергой или ухватом в печные заслонки, кривлялись, отпускали непристойные шутки. Прибыв на место, все набрасывались на чучело, разрывали его на части, разбрасывали по полю или сжигали, в некоторых местах соломенное чучело бросали в реку. Глумясь над чучелом Масленицы, люди тем самым старались побороть свой извечный страх перед смертью. Обряд, восходящий своими корнями к глубокой древности, символизировал конец зимних тягот и надежду на теплое лето с обильными урожаем.

В Рязанской губернии вместо чучела жгли сноп соломы, иногда наряженный в женскую старую одежду. Солома в народном сознании была символом растительных сил земли. Смысл сжигания или разбрасывания ее заключался в том, что солому возвращали земле, тем самым давая ей, земле, силу для нового урожая.

Вербное воскресение

Верба

В этот день веточки вербы  освящали в храмах: священник кропил их святой водой. В народе верба считалась священной и наделялась магическими свойствами. Представления о ней уходят корнями в языческие времена и связаны с жизненной силой, заключенной в этом растении, ибо верба распускается раньше других деревьев. Расцветшее дерево символизировало наступающую весну и при помощи некоторых обрядовых действий, через прикосновение, должно было передать здоровье и  силу человеку и животному.

За вербой ходили обычно рано утром, до солнышка, в Лазареву субботу. Веточки часто украшали бумажными цветами и лентами. Как только освященную вербу приносили  домой, ею для здоровья ударяли каждого  из домочадцев и в особенности  детей. При этом приговаривали: "Не я бью – верба бьет, верба хлёст – бей до слез", "Верба краса, бей до слез, будь здоров!", а стегая ребятишек, говорили: "Как веточка растет, так и ты расти". Ударяли также скот или давали ему съесть веточку или ее почки.

Освященную вербу ставили  в переднем углу на божницу или  клали за иконы и хранили до Егорьева дня или весь год. Считали, что верба изгоняет всякую нечисть.

Печенье-"барашки"

В среднерусской полосе скотину, особенно овец, кормили почками вербы, запеченными в каравай или  в хлебцы, для того чтобы овечки "водились". В некоторых местах вербные почки сменило специальное печенье "барашки", испекаемое из теста в форме почек и освящаемое вместе с вербой в Лазареву субботу.

В Рязанской губернии также  существовал обычай в этот день печь из теста небольшие шарики – "орешки", которыми кормили овец, чтобы они принесли по паре ягнят-близнецов каждая. Поэтому Вербное воскресенье называлось еще "ягнячьим праздником".

Повсеместно был распространен  обычай в день первого выгона скота  веточками вербы ударять скотину, провожая ее со двора. После этого выбрасывать вербу считалось грехом, ее обычно сжигали в печи, пускали по воде или втыкали под крышу хлева, чтобы скотина не блуждала, всегда возвращалась домой и имела приплод.

Верба-спасительница

Вербе приписывали способность  повышать урожайность  
и плодородие земли, для этого после выгона скота ее крошили  
в семена, предназначенные для посева, сжигали на ниве или разламывали и разбрасывали по полям. Чтобы сберечь посевы,  
веточки вербы втыкали в четырех углах поля. В западнорусских  
деревнях вербу втыкали в полосу, веря, что от этого земля скорее  
оживет, а рожь уродится хорошая и будет пушистая, как верба.

В некоторых местах верили, что освященная верба может спасти человека и хозяйство от стихии: брошенная против ветра, она останавливает  бурю, выброшенная во время града  на двор – град, а брошенная в огонь – прекращает пожар. В народе верили, что освященная верба способна защитить от грозы и молнии не только дом, но и все хозяйство. Пасечники втыкали вербовые ветви вокруг пасеки у плетня, чтобы летом пчелы хорошо роились, чтобы уродилось побольше пчелиных семей, и они принесли хозяину побольше меда и воска.

Пасха

Светлое Христово Воскресение – самый торжественный и радостный христианский праздник: "царь дней", "праздник праздников", "торжество из торжеств".

Название праздника происходит от еврейского слова "песах", что означает "прохождение, переход, исход". Ветхозаветный праздник Пасхи был установлен иудеями в память об исходе из египетского плена.

Христианская Пасха является памятью об искупительной жертве Иисуса Христа, о смерти Его на Кресте и Его Воскресении. В Евангелии говорится о том, что в пятницу на Страстной неделе Иисус Христос был распят на кресте и погребен в пещере. В ночь с субботы на воскресенье несколько женщин вместе с Марией Магдалиной, пришедшие к гробу, чтобы омыть и умастить благовониями тело Христа, увидели, что пещера пуста. Вдруг перед ними предстали два "мужа" в блистающих одеждах и сказали им: "Что вы ищете живого между мертвых?" Именно в праздничную пасхальную ночь и произошло Воскресение Христа.

Информация о работе Христианские праздники