Характеристика первых реформ в правительстве Гайдара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 18:10, реферат

Краткое описание

Его́р Тиму́рович Гайда́р (19 марта 1956—16 декабря 2009) — российский политический деятель и экономист, занимавший в 1991—1993 годы высокие посты в правительстве России (в том числе и.о. премьер-министра). С именем Гайдара традиционно связывают либеральные экономические реформы начала 1990-х в России, получившие также название «шоковая терапия». Директор Института экономики переходного периода (ИЭПП), член Наблюдательного совета АПЭ.

Вложенные файлы: 1 файл

Характеристика первых реформ в правительстве Гайдара.doc

— 40.00 Кб (Скачать файл)

Характеристика  первых реформ в правительстве Гайдара 

Его́р Тиму́рович Гайда́р (19 марта 1956—16 декабря 2009) —  российский политический деятель и  экономист, занимавший в 1991—1993 годы высокие  посты в правительстве России (в том числе и.о. премьер-министра). С именем Гайдара традиционно связывают либеральные экономические реформы начала 1990-х в России, получившие также название «шоковая терапия». Директор Института экономики переходного периода (ИЭПП), член Наблюдательного совета АПЭ.

Был назначен в  Правительство РСФСР в ноябре 1991 года. Участвовал в переговорах в Беловежской пуще трех союзных республик — РСФСР, УССР и БССР — по выходу из состава СССР и созданию СНГ.

Исполнял обязанности  Председателя Правительства России с 15 июня по 14 декабря 1992 года. К моменту начала работы правительства Гайдара в стране действовала мощная товарно-распределительная система. В промышленности эту функцию в значительной мере выполнял Госснаб.

Гайдар был  одним из ключевых участников реформ, изменивших экономическую систему в России. В частности, под руководством Гайдара была осуществлена либерализация розничных цен и начат процесс приватизации. Либерализация цен привела к всплеску инфляции и привела к потере населением сбережений в Сбербанке. С другой стороны, введение свободы ценообразования запустило рыночные механизмы в российской экономики, решило проблему дефицита и, в конечном итоге, помогло стране избежать голода, угроза которого в конце 1991 была вполне реальной. При реформе цен, предпринятой ещё под руководством последнего премьер-министра СССР Валентина Павлова в 1991 году, суммы 40-процентной компенсации вкладов населения и государственных облигаций зачислялись на так называемые специальные счета. С каждого такого счёта, согласно указу президента СССР от 22 марта 1991 года № УП-1708 разрешалось снимать не ранее 1 июля того же года не более 200 рублей, а оставшиеся суммы предполагалось заморозить на три года с начислением 7 % годовых. Тем же указом снимались ограничения на снятие денег со счетов, введённые одновременно с обменом 50- и 100-рублёвых банкнот тремя месяцами ранее.

27 февраля 1992 года вышел указ президента  России Бориса Ельцина № 196, согласно которому ограничения  на использование спецсчетов  были сняты с 30 марта того  же года. По остальным счетам  и вкладам ограничения на снятие не вводились. Соответственно, инфляционные потери вкладчиков (кроме владельцев спецсчетов, лишённых до 30 марта возможности перевести их суммы в нечто более ценное, чем стремительно обесценивающиеся рубли) не превысили потерь обладателей наличных денег.

Вопреки утверждениям правительства о наличии у  него продуманной программы и  соответствии результатов ожиданиям, масштаб гиперинфляции настроил против реформ значительную часть населения. Правительство Гайдара проводило  политику рыночных преобразований в экономике, несмотря на то, что сам Гайдар и другие члены этого правительства состояли в КПСС в недавнем прошлом.

который продолжался  до конца 1993 года. Позже Гайдар так  описывал политическую ситуацию в начале сентября:

Всё говорит  за то, что конституционные ресурсы исчерпаны. У народа на референдуме спросили, однозначный ответ получили, и теперь, вопреки его мнению, коалиция коммунистов, националистов и просто проходимцев требует убрать Президента, которого ещё совсем недавно убедительно поддержала Россия.

Следует отметить, что результаты упомянутого референдума  допускали различные толкования, а среди противников президента в ВС, кроме коммунистов и националистов, были т. н. демократы, ранее поддерживавшие его.

На предложение  президента, а затем и премьер-министра, вернуться в правительство 1-м заместителем председателя Гайдар ответил согласием, и 16 сентября 1993 года было объявлено о назначении, а 18 сентября вышел соответствующий указ. Это назначение было расценено многими как окончательный разрыв президента с парламентом, и переход к активной фазе противостояния.

21 сентября вышел  Указ Президента РФ № 1400 «О  поэтапной конституционной реформе  в РФ», который привёл к силовому  разгону Верховного Совета, окончанию  «двоевластия» и ликвидации системы Советов. 

После того, как  Верховный Совет отказался подчиниться  указу о своём роспуске, здание парламента было оцеплено и блокировано  войсками и милицией. 3 октября сторонники Верховного Совета устроили вооруженное  восстание, взяли под контроль соседнее с Домом Советов здание мэрии Москвы, и попытались проникнуть в одно из зданий телецентра Останкино. Прибывший в здание спецназ открыл огонь по толпе. Были многочисленные жертвы. Сложившуюся к тому моменту ситуацию Гайдар позже оценивал так: 

20 часов. Штурм  «Останкино» продолжается, боевики  оппозиции захватывают новые  объекты. Силы МВД деморализованы, армейские части на помощь  не подходят. Оппозиции почти  удалось убедить население в  масштабности своего движения  и в изоляции Президента. Всё это дезорганизует тех, кто готов прийти на помощь.

В этой ситуации Гайдар принял решение обратиться к  москвичам за поддержкой. В 20:40 он выступил по телевидению. Заявив, «что в этот час недостаточно полагаться только на силы милиции и службы безопасности», он призвал «москвичей, всех россиян, которым дороги демократия и свобода», собраться у здания Моссовета.  

Гайдар потребовал у С. К. Шойгу оружие для раздачи  москвичам, и получил его.

После телеобращения  около находившегося под контролем Министерства безопасности России здания Моссовета стали собираться сторонники Ельцина. Из собравшихся отбирали людей с боевым опытом и формировали отряды. Кроме того, формировались отряды из мирного населения, включая женщин. Эти отряды использовались для захвата и охраны объектов, таких как радиостанция «Эхо Москвы», московские райсоветы. Митинг и строительство баррикад около Моссовета продолжались до утра. 

В январе 1994 года Гайдар ушёл в отставку с должности  заместителя председателя правительства  в связи с избранием депутатом Госдумы.

Время работы Правительства  Гайдара характеризовалось всеми  признаками переходного периода, который  пережили многие пост-коммунистические страны — гиперинфляцией (при которой  сбережения можно было сохранить  только в конвертируемой валюте), спадом производства (особенно неконкурентноспособной на мировом рынке продукции, но не только), снижением уровня жизни ряда категорий населения, ростом дифференциации доходов. Возникло такое экономическое явление как «кризис неплатежей», сопровождавшееся развитием бартерных отношений. В то же время, происходило развитие частного бизнеса (в основном, в сфере торговли и услуг), приватизация и перепрофилирование, в ряде регионов, колхозов, сопровождалось созданием фермерских хозяйств, происходил рост частной инициативы. В период работы Гайдара в правительстве была решена проблема дефицита товаров народного потребления (но не за счёт роста производства, а за счёт роста цен и изменения структуры потребления). 

Против реформаторской деятельности так называемой «команды Гайдара», пользовавшейся поддержкой Бориса Ельцина, выступали отдельные представители верхних эшелонов власти — в том числе вице-президент РФ Александр Руцкой и председатель Правительства Виктор Черномырдин, который назвал «младореформаторов» «завлабами, готовыми прыгнуть в кресло премьера, а то и Президента» . Негативные последствия реформ первого российского правительства до сих пор ассоциируются у абсолютного большинства российского населения с именами Бориса Ельцина, Егора Гайдара и Анатолия Чубайса. 

Деятельность  Егора Гайдара на государственных  постах вызывала и в настоящее  время продолжает вызывать неоднозначные  оценки. Критики «слева» утверждают, что советская экономическая  модель, демонтированная при активном участии правительства Гайдара, имела неизрасходованный потенциал, а решения, обусловившие переход к принципиально иным основам организации экономической жизни, были стратегически ошибочными. Критики «справа» негативно оценивают последовательность проводимых реформ, утверждая, например, что нельзя было либерализовывать цены в условиях полностью монополизированной экономики. 

В то же время  сторонники реформ Гайдара ссылаются  на то, что он действовал, по сути, в  беспрецедентных чрезвычайных обстоятельствах  и выбрал далеко не худшие из возможных альтернатив давно назревших реформ. Негативные последствия реформ, по мнению сторонников Гайдара, вызваны главным образом не самими реформами, а тем, что они не были проведены раньше и не доведены до конца.

Информация о работе Характеристика первых реформ в правительстве Гайдара