Французская буржуазная революция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 23:55, контрольная работа

Краткое описание

XVIII век во Франции характеризуется абсолютизмом. С точки зрения социально-экономического развития феодального производства на одной стороне возникла небольшая группа крупной земельной аристократии, а на другой стороне громадная масса крестьян, находящаяся в личной и экономической зависимости. На базе крупных городов начинается закладывание основ промышленного производства, необходимы были рабочие. Таким образом, экономические предпосылки лежали в самих недрах феодального устройства, в базисе. Необходимо было освободить крестьян, для работы на промышленном производстве.

Содержание

1.Причины и ход революции.
2.Причины, движущие силы и программа революции.
3.Основные этапы революции.
4.Политические и правовые изменения в государственно-правовой системе Франции
5.Изменения в государственно-политической системе. 12
6.Итоги Великой французской буржуазной революции. 17
7.Заключение.
8.Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.docx

— 36.25 Кб (Скачать файл)

 

Экономический кризис, массовые беспорядки, разраставшееся восстание крестьян Вандеи, поражение при Неервиндене (18 марта 1793) связанного с жирондистами Дюмурье и его переход на сторону врага предопределили падение этой партии и гибель ее вождей. Переход власти к монтаньярам в результате очередного восстания парижан 31 мая – 2 июня 1793 означал политическую победу новой буржуазии капитала, возникшего в годы революции за счет купли-продажи национальных имуществ и инфляции над старым порядком и капиталом, сложившимся в основном до 1789. Победе монтаньяров в национальном масштабе предшествовала их победа над своими оппонентами в Якобинском клубе; поэтому установленный ими режим получил название Якобинской диктатуры.

 

В условиях внешней и внутренней войны якобинское правительство  пошло на самые крайние меры. Еще  до прихода к власти монтаньяры добились казни короля: 21 января 1793 Людовик XVI был гильотинирован в Париже. По аграрному законодательству якобинцев (июнь – июль 1793) крестьянам передавались общинные и эмигрантские земли для  раздела; полностью без всякого  выкупа уничтожались все феодальные права и привилегии. В сентябре 1793 правительство установило всеобщий максимум верхнюю границу цен  на продукты потребления и заработную плату рабочих. Максимум отвечал  чаяниям бедноты; однако он был весьма выгоден и крупным торговцам, сказочно богатевшим на оптовых поставках, ибо разорял их конкурентов мелких лавочников.

 

Якобинцы продолжали наступление  на католическую церковь и ввели  республиканский календарь. В 1793 была принята конституция, декларировавшая  всеобщее избирательное право, однако реализация этого принципа была отложена до лучших времен из-за критического положения  республики. Якобинская диктатура, успешно  использовавшая инициативу социальных низов, продемонстрировала полное отрицание  либеральных принципов. Промышленное производство и сельское хозяйство, финансы и торговля, общественные празднества и частная жизнь  граждан все подвергалось строгой  регламентации. Однако это не приостановило  дальнейшего углубления экономического и социального кризиса. В сентябре 1793 Конвент «поставил террор на повестку дня».

 

Сосредоточение власти в руках  Робеспьера сопровождалось полной изоляцией, вызванной массовыми казнями. Решающая победа генерала Журдана 26 июня 1794 при Флерюсе (Бельгия) над австрийцами дала гарантии неприкосновенности новой собственности, задачи Якобинской диктатуры были исчерпаны и необходимость в ней отпала. Переворот 27-28 июля (9 термидора) – термидорианский переворот – 1794 отправил Робеспьера и его ближайших сподвижников под нож гильотины.

 

В сентябре 1794 впервые в истории  Франции был принят декрет об отделении  церкви от государства. Не прекращались конфискации и распродажи эмигрантских имуществ. Летом 1795 республиканская  армия разгромила силы мятежников шуанов и роялистов. 5 октября 1795 республиканские  войска Наполеона Бонапарта подавили роялистский мятеж в Париже. Однако в политике сменявшихся у власти группировок (термидорианцы, Директория) все больший размах приобретала  борьба с народными массами. Были подавлены народные восстания в  Париже 1 апреля и 20-23 мая 1795. Широкомасштабная внешняя агрессия Наполеоновской войны  в Италии, Египте и т. д. защищала термидорианскую Францию и от угрозы реставрации старого порядка, и от нового подъема революционного движения. Революция завершилась 9 ноября (18 брюмера) 1799 установлением «твердой власти» диктатуры Наполеона.

 

Эпоха буржуазной революции во Франции  заканчивается к 1794 году. Именно в  этот период кардинально преобразуется  государство, наблюдается переход  от абсолютной монархии к конституционной. Этот процесс шел постепенно. Затем происходит дальнейшая эволюция государственного строя, переход от конституционной монархии к якобинской диктатуре.

 

Революция заканчивается тем, что  на смену якобинской республике приходит другая организация политической власти, возникшая в ходе эволюции революционного движения.

Политические и правовые изменения в государственно-правовой системе Франции

 

Процесс становления государства  подразумевает становление формы  правления и формы государственного строя. Во Франции эти два процесса шли параллельно друг другу.

 

Можно выделить четыре основных документа  периода становления буржуазного  государства:

 

1. "Декларация прав и свобод  человека и гражданина" 1789 года.

 

2. "Конституция Франции" 1791 года.

 

3. "Декларация прав и свобод  человека и гражданина" 1793 года.

 

4. "Конституция Франции" 1793 года.

 

Франция является страной конституционного строительства или страной конституционализма. Конституция 1791 года появилась во Франции  впервые, собственной практики конституционного строительства у французов не было.

 

Конституционное строительство охватывает период с 1794 года вплоть до XX века. В  рамках этого периода была принята  целая масса конституций, являющихся правовой основой организации и  деятельности всех государственных  органов, являющихся гарантией прав и свобод французских граждан. Чтобы  сократить процесс изучения тринадцати конституций Франции, принятых за этот период, нужно остановиться только на основных моментах: анализ самой  конституции; характеристика органов  государственной власти; характеристика принципов государственного строительства; способ и порядок формирования органов  государственной власти; режим и  форма государственного устройства.

 

Первая конституция была принята 3 сентября 1791 года. Её основные принципы:

 

1. Принцип национального суверенитета, это основополагающий принцип. 

 

2. Принцип представительного правления. 

 

3. Принцип конституционного правления. 

 

4. Принцип разделения властей. 

 

5. Принцип провозглашения прав  и свобод, и их гарантий.

 

Эти принципы, так или иначе, присутствуют во всех конституциях, на всём протяжении конституционного строительства, хотя иногда они видоизменялись и исключались. Они отражают весь ход исторического  развития конституционного строительства  во Франции.

 

3 сентября 1791 года была принята  первая писаная конституция, она  была учредительной, и по способу  принятия и изменения была  жёсткой конституцией. Согласно  этой конституции Франция являлась  конституционной монархией, правовой  основой в государстве становилась  конституция, вернее её текст,  зафиксировавший все указанные  принципы.

 

Смысл учреждения этой конституции  видели в следующем, Франция переживала период консолидации французов в  единую нацию, это отражало те изменения, которые происходили в обществе, и экономические изменения тоже, связанные со становлением капиталистического производства. Опорой такой консолидации становится государство - выразитель интересов  всей нации. Согласно научной доктрине, народный суверенитет зиждется в  самой нации, то есть получается, что  нация выступает субъектом права. Признание национального суверенитета, его неделимость, его неотъемлемость, и не отчуждаемость.

 

Выразителем интересов нации внутри государства может быть государственный  орган в целом, способ - представительный орган, необходимый элемент всей государственной машины, при абсолютизме  выразителем интересов был король. Это явление противоречило тем  постулатам, которые существовали, поскольку считалось, что король был во главе по воле бога, а не народа, то есть получается, что он не мог быть выразителем их интересов.

 

Принцип национального суверенитета был главным элементом, низвергающим абсолютизм. Интересы нации представляло законодательное собрание, которое  сформировалось на базе Генеральных  штатов, представительного собрания и учредительного собрания, которое  приняло конституцию. Законодательное  собрание - это был однопалатный орган, избираемый населением на два  года, не могло быть распущено королём. Основные функции - это право на установление законов, право на принятие и издание  законов, право за контролем денежных средств и привлечением к суду министров за преступления против общества и конституции, право объявления войны. Противостояло абсолютной власти монарха.

 

Монарх царствовал в силу закона, обязан был приносить присягу  на верность нации и конституции. Расходы короля определялись определённым документом, особа короля была объявлена  священной и неприкосновенной. Титул "божьей милостью король", был  заменён на "король французов", что говорит об окончательном падении абсолютной монархии.

 

Способ и порядок формирования высших органов государственной  власти. Это стало сферой законодательства исполнительной власти (её глава - король), которая в соответствии с конституцией имела право издавать акты и указы, но они нуждались в соответствующей  подписи министра. То есть могли  издавать указы, определять порядок  формирования высших органов государственной  власти, а также и представительного  органа.

 

Декретом Учредительного собрания было принято положение, которое  делило всех французов – избирателей  на пассивных и активных. Предполагало наличие право голоса (активные), либо его отсутствие (пассивные). Для того чтобы реализовать право голоса активных, надо было их организовать в группу, которая бы представляла интересы богатых, поэтому устанавливаются соответствующие цензы: национальной принадлежности; достижение двадцатипятилетнего возраста; проживание в данной местности не менее одного года, и уплата налогов в установленном законом порядке, нельзя также было быть в услужении.

 

Избирательный корпус состоял из граждан  в соответствии с административно-территориальным  делением страны. Департаменты - дистрикты - кантоны. Активные граждане избирали от своих округов выборщиков, на департаментах выборщики выбирали депутатов в законодательное  собрание, то есть получаются двухстепенные  выборы. Выборщики ограничивались определёнными цензами, главным из них был имущественный.

 

Принцип разделения властей. Вся власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная – законодательное собрание, исполнительная – король, судебная – независимая от исполнительной и законодательной, избиралась непосредственно народом на определённый срок, король должен был утвердить избранного на пост. Судей не могли смещать без веских оснований. Суды не могли вмешиваться в осуществление законодательной и исполнительной власти. Этой конституцией также устанавливался суд присяжных.

 

В 1793 году - конституция и "Декларация прав человека и гражданина", но не вступили в действие, поскольку сложилась  система, возглавляемая революционным  силами, ядром которых были якобинцы. Были сформулированы следующие принципы:

 

1. Принцип народного суверенитета.

 

2. Принцип, связанные с включением  институтов непосредственно демократии, референдум и плебисцит. 

 

3. Исключается принцип разделения  властей. 

 

Законодательная власть теперь принадлежит  национальному собранию, которое  только предлагает законы. Законопроекты приобретали силу закона только после утверждения их на первичных собрания. Первичные собрания могли отклонить законопроект, предложенный национальным собранием. Быстрая смена законодательного органа власти (избирался на один год), была с одной стороны выгодна, а с другой нет.

 

Полномочия национального собрания:

 

· Имело право издавать законы в  области гражданского и уголовного законодательства.

 

· Заведовало расходом и доходом  республик.

 

· Могло издавать декреты, имеющие  высшую юридическую силу.

 

Исполнительной властью обладало правительство в составе двадцати четырёх членов, избирающихся национальным собранием по спискам кандидатов на первичные департаменты собрания.

 

Способ формирования национального  собрания - всеобщее избирательное  право, без всяких цензов, теперь можно  было избирать с двадцати одного года, пассивные также получили право  голоса.

 

Идеологическая основа принципа народного  суверенитета восходит к  Руссо, который  считал, что принцип разделения властей  не ведёт к добру, только народ  формирует власть, был сторонником  парламентарной монархии/республики.

 

В 1799 году – период правления Бонапарта, который создал конституцию, отвечающую его требованиям и притязаниям, этот правления носит название режима личной власти или цезаризма.

 

Основные принципы:

 

1. Принцип народного суверенитета.

 

2. Принцип народного представительства. 

 

3. Принцип конституционализма и  т.д.

 

Они присутствовали, но только формально. В этот период чисто представительного  органа не было, только орган, который  отражал процесс принятия законодательства, законы принимал сам император. Состав так называемых представительных органов  формировался самим императором  согласно избирательным спискам.

 

Во Франции восстанавливается  монархия, складывается такая форма, которая получила название - легитимной монархии, низводящая избирателей на положение электората.

Информация о работе Французская буржуазная революция