Франция и Италия во второй половине 20 века- начале 21 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 10:45, доклад

Краткое описание

Целью моего реферата является изучение экономического и политического положения в Франции и Италии со второй половины 20 века по сегодняшний день. Эта тема на сегодняшний день актуальна так как, это передовые Европейские страны и их поддержка важна для России.

Содержание

Введение. - Стр.1
I. Глава 1.Франция и Италия - послевоенное устройство государств (40е – 80е гг.)
Параграф 1. Послевоенное становление Франции стр.2 - 7
Параграф 2. Послевоенное становление Эфиопии стр. 7 - 13
II. Глава 2. Современные Франция и Италия.(90е – 2012 гг.)
Параграф 1. Политическое устройство Франции, и современная ситуация. Стр. 13 - 20
Параграф 2. Политическое устройство Италии, и современная ситуация. стр. 20 - 26
III. Заключение стр 27

Вложенные файлы: 1 файл

франция италия.doc

— 273.00 Кб (Скачать файл)

10 февраля 1947 страны антифашистской коалиции  подписали мирный договор с  Италией. По нему Италия отказывалась  от колоний, признавала независимость  Албании и Эфиопии. Район Триеста был выделен в автономную Свободную зону Триест (по итало-югославскому договору 1954 большая её часть с г. Триест отошла к Италии).

К началу 1947 встал  вопрос о путях дальнейшего развития страны. ИКП и ИСП настаивали на проведении новых глубоких демократических реформ, на недопущении восстановления власти монополистического капитала. Тогда итальянская буржуазная реакция, опираясь на США, предприняла попытку нанести прямой удар по демократическим силам Италии. В мае 1947 Де Гаспери спровоцировал правительственный кризис и удалил коммунистов и социалистов из правительства. Ещё в январе 1947 правое крыло ИСП во главе с Дж. Сарагатом вышло из ИСП и создало новую партию, вставшую на антикоммунистическую платформу (вскоре на базе этой партии образовалась Итальянская социал-демократическая партия). ХДП и правые социалисты раскололи все массовые организации (профсоюзные, молодёжные, женские и прочие) и создали свои сепаратные организации. Партии правительственной коалиции (ХДП, Итальянская социал-демократическая партия, Либеральная, Республиканская) вели подготовку к выборам в первый послевоенный парламент (1948) под антикоммунистическими лозунгами. ХДП сумела завоевать абсолютное большинство мест в парламенте. 14 июля 1948 было совершено покушение на П. Тольятти. Трудящиеся Италии ответили всеобщей забастовкой, охватившей свыше 7 млн. чел. Забастовка свидетельствовала о провале наступления реакции и о решимости трудящихся масс продолжать борьбу за демократические идеалы. Новые правительства Де Гаспери (1947—53) пользовались поддержкой США. В 1948 Италия приняла помощь США по так называемому плану Маршалла, в

-8-

1949 вступила  в НАТО. В Италии были размещены  военные базы НАТО и США. 

В 1948 И. достигла довоенного уровня в промышленном производстве, а в 1950 — и в сельском хозяйстве. Ведущие итальянские монополии ("ФИАТ", "Фальк" и др.), используя средства, полученные по плану Маршалла, полностью обновили оборудование; большую активность проявили государственные промышленные объединения: "ИРИ" и позже — "ЭНИ" ("Национальные нефтегазовое объединение", созданы в 1953). Значительные внутренний и внешний спрос на промышленную и с.-х. продукцию в сочетании с дешёвой рабочей силой и постоянным усилением интенсивности труда способствовал быстрому росту экономики (даже в период послевоенного подъёма экономики в Италии сохранялась самая низкая зарплата по сравнению с др. странами Западной Европы).

Массовые выступления  трудящихся, прежде всего движение за занятие пустующих помещичьих земель, заставили правительство в 1950 провести законы о частичной земельной реформе, создать фонд развития Юга (так называемую Кассу Юга). В то же время правительство использовало полицию против забастовщиков и демонстрантов, пытаясь запугать демократические силы. Епископская конференция приняла в 1949 решение об отлучении от церкви всех, кто голосует за коммунистов и социалистов или поддерживает их. Руководство ХДП предприняло в 1953 попытку своего рода легального переворота: оно предложило новый избирательный закон, по которому партия, получившая свыше 50% голосов, должна была бы иметь в парламенте большинство в две трети мест (достаточное, чтобы изменить конституцию). Однако на выборах в 1953 ХДП лишилась абсолютного большинства мест в парламенте, а число голосов, поданных за коммунистов и социалистов, возросло. Пять лет концентрированного наступления буржуазии на демократические силы страны не принесли ей успеха.

В 50-е гг. Италия превратилась из страны аграрно-индустриальной в индустриально-аграрную. Резко  возросло государственное вмешательство в экономику, осуществляемое в интересах монополий (государственно-монополистический капитализм). В 1951 Италия подписала договор о Европейском объединении угля и стали, а в 1957 о Европейском экономическом сообществе ("Общий рынок"). В то же время И. со 2-й половины 50-х гг. активизировала торговые отношения с СССР и др. социалистическими странами. С 60-х гг. усилились экономические,

-9-

культурные  и политические контакты между Италией  и СССР.

Монополии, получавшие огромные сверхприбыли, применили политику патернализма (т. е. подкупа отдельных групп рабочего класса различными подачками, социальными мероприятиями), направленную на раскол рабочего класса. Особенно интенсивно эта политика проводилась в Северной Италии (на заводах "ФИАТ", "Оливетти" и др.). Попытка реакции управлять страной с помощью правого правительства, опирающегося на неофашистов в парламенте (правительство Тамброни, март — июль 1960), и вылазка в июле 1960 неофашистов, пытавшихся с разрешения правительства провести свой съезд в Генуе — одном из центров Движения Сопротивления, встретили мощный отпор рабочего класса.

После длительной внутренней борьбы в ХДП в 1962 съезд  ХДП высказался за переход к политике т. н. левого центра, предполагавшей сотрудничество с Итальянской социалистической партией, а также с социал-демократами и республиканцами на базе определенной программы реформ. Первое такое правительство во главе с А. Фанфани7 (1962—63), которое социалисты поддерживали извне, провело ряд важных реформ (национализация электроэнергетической промышленности, увеличение пенсий, некоторое улучшение положения крестьян). Однако таким путём добиться ослабления массового движения трудящихся и изолировать компартию не удалось, поскольку она применила тактику "конструктивной оппозиции" и активно поддержала всё положительное в программе правительства, одновременно организуя борьбу против непоследовательности и оттяжек в проведении реформ. Реакция безуспешно пыталась силой изменить ситуацию в стране (попытка подготовки государственного переворота летом 1964 военной разведкой "СИФАР"). В дальнейшем правительства во главе с А. Моро (1963—64, 1964—69) проводили более умеренную политику, хотя в их состав входили социалисты. Левое крыло ИСП образовало в январе 1964 самостоятельную партию (см. Итальянская социалистическая партия пролетарского единства). В 1966 ИСП слилась с социал-демократами в Объединённую социалистическую партию. Парламентские выборы 1968 привели к новому увеличению голосов, поданных за компартию и др. левые силы. Провал левоцентристского курса стал очевидным, поскольку основная его задача — создание в стране политической стабильности на основе резкого ослабления влияния демократических сил — достигнута не была.

К концу 60-х гг. заметно усилились тенденции  к пересмотру некоторых аспектов итальянской внешней политики. Так, оставаясь активным участником НАТО, И. выдвинула тезис о нераспространении своих обязательств по Атлантическому блоку на районы Юго-Восточной Азии (1966) и Ближнего Востока (1970). Продолжали активизироваться отношения между И. и СССР, прежде всего в экономической области.

Основным вопросом внутриполитической жизни Италии к 70-м гг. стала проблема отношений  правительственного большинства с  компартией. Левые течения ХДП, как  и большинство руководства Итальянской социалистической партии, склонялись к тактике сотрудничества с компартией. Ввиду этого в 1969 под воздействием правящих кругов США правые в Социалистической партии организовали её раскол и образовали Унитарную социалистическую партию (с 1971 — социал-демократическая партия). Эта партия пыталась возглавить новую антикоммунистическую кампанию, создать в стране обстановку напряжённости и беспорядков. В то же время развернулось широкое стачечное движение, руководимое совместно тремя профцентрами (ВИКТ, Итальянской конфедерацией профсоюзов трудящихся и Итальянским союзом труда). События "жаркой осени" 1969 (в некоторых забастовках участвовало до 20 млн. чел.) заставили правительство удовлетворить многие требования трудящихся (улучшить материальные условия, расширить их права на предприятиях и пр.). Реакция предприняла в начале 1970 новый маневр, вызвав затяжной правительственный кризис, чтобы добиться досрочного роспуска парламента и сорвать т. о. принятие ряда демократических законопроектов. Однако и эта угроза реакционных авантюр была отражена демократическими силами. Муниципальные выборы и выборы в 15 областных советов (из 20) 7—8 июня 1970 подтвердили усиление влияния левых сил. В трёх областях — Эмилии-Романье, Тоскане и Умбрии — большинство в местных органах получили представители левых партий. Во многих городских и провинциальных органах самоуправления большинство мест получили также представители ИКП, Итальянской социалистической партии пролетарского единства, Итальянской социалистической партии. В результате единства действий крупнейших профцентров создалась конкретная перспектива ликвидации

-11-

раскола профдвижения; в 1972 была создана федерация трёх профцентров.

Подъём рабочего и демократического движения вызвал ожесточённое контрнаступление реакционных сил (поправение курса руководства ХДП; фашистские провокации в областях Калабрия, Абруццо и др. в начале 1971; и т.п.). В связи с тем, что политика "левого центра" — правительственной коалиции ХДП, ИСП, Социал-демократической партии и Республиканской партии — зашла в тупик, в 1971 был досрочно распущен парламент. На внеочередных парламентских выборах в мае 1972 правым силам не удалось улучшить свои позиции, левые партии получили 40% голосов (ИКП — 27,2%). Тем не менее сформированное летом 1972 правительство Дж. Андреотти включило представителей только ХДП, Социал-демократической партии и Либеральной.

Политика разрешения политического кризиса была сорвана  провокацией левацких организаций - "красных бригад": похищением 16 марта 1978 г. А. Моро и его убийством 5 мая 1978 г..

 Возник правительственный  кризис. Правительство ушло в  отставку. ИКП перешла в оппозицию.  Последующие многочисленные правительства  формировались на основе коалиций 5 партий, без участия ИКП. 

 Конец 70-х  - начало 80-х гг. ознаменовались углублением политического кризиса, волной терроризма (похищение судейских чиновников, убийство генерала карабинеров, взрыв на вокзале в Болонье, дело масонской ложи П-2), бездействием правительства во время землетрясения 1980 г.

 Во внешней  политике - ориентация на НАТО, поддержка курса на размещение в Италии "евроракет", но сохранение экономических отношений с СССР.

ХДП утратила монополию на формирование правительства. В 1981 г. право  формирования правительства было поручено лидеру республиканцев Э. Спадолини, в 1983 г. - социалисту Б. Кракси.

 В 80-е гг. укрепляются  позиции крупного бизнеса (кланы  Аньелли, де Бенедитти и др.). Хребтом экономики остаются средние  и мелкие фирмы. Происходит  модернизация экономики на базе  технологической перестройки. Это  вызвало социальные перемены. В старом индустриальном треугольнике Милан-Турин-Генуя, где был сосредоточен промышленный пролетариат,

-12-

ныне его - менее 40%. На каждого занятого в промышленности приходятся 2 человека в сфере услуг. Распространены "черная занятость" и "двоеработники". Сохраняется проблема Юга. Объединение промышленников "Кондиндустрия" выдвинуло лозунг "Меньше государства, меньше промышленности, меньше профсоюзов!". Правительства стали тормозить развертывание социальных программ.

 Отношения с Ватиканом развивались на основе конкордата 1984 г.

 В области внешней  политики правительство поддержало  курс США на обострение отношений  с СССР, программу СОИ. Позже  была поддержана "перестройка"  М.С. Горбачева, с советским  руководством подписан ряд документов.

 В 80-х - начале 90-х  гг. снизилось политическое влияние  традиционных партий. ИКП в 1991 г. самораспустилась и на базе  ИКП образовалась ДПЛС и Партия  коммунистического преобразования. В 1992 г. ушел в отставку президент  Ф. Коссига. Парламентские выборы 1992 г. показали упадок главных политических партий, в том числе ХДП и ИСП.

2.1. Франция — суверенная унитарная демократическая республика. Действующая Конституция, принятая 4 октября 1958 года, регламентирует функционирование органов власти Пятой Республики: устанавливает республиканскую президентско-парламентскую форму правления. Глава государства — президент, избираемый на 5 лет. Глава правительства — премьер-министр. Совет министров назначается президентом по согласованию с премьер-министром.

Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту, избираемому всеобщим голосованием. Конституция Французской республики несколько раз пересматривалась по следующим статьям:

-выборы Президента на  основе всеобщего прямого голосования  (1962 г.),

-введение нового раздела Конституции об уголовной ответственности членов правительства (1993 г.),

-введение единой сессии  парламента и расширение компетенций  референдума (1995 г.),

-принятие временных мер  в отношении статуса Новой  Каледонии (1998 г.),

-13-

-создание Экономического и Валютного Союза, равноправный доступ мужчин и женщин к выборным мандатам и выборным функциям, признание юридического права Международного Уголовного Суда (1999 г.),

-уменьшение срока президентского  мандата с 7 до 5 лет (2000 г.),

-реформа об уголовной ответственности главы государства, закрепление Конституцией отмены смертной казни, реформа об автономии Новой Каледонии (2007 г.),

-реформа об обновлении  государственного устройства и  установления равновесия распределения  властей (2008 г.).

Существует во Франции и Конституционный совет, который состоит из 9 членов и осуществляет контроль за правильностью проведения выборов и конституционностью законов, вносящих изменения в Конституцию, а также законов, переданных ему на рассмотрение.

Законодательная власть во Франции принадлежит Парламенту, включающему в себя две палаты — Сенат и Национальное собрание. Сенат Республики, члены которого избираются на основе непрямого всеобщего голосования, состоит из 321 сенаторов (с 2011 года их 348), 305 из которых представляют метрополию, 9 — заморские территории, 5 — территории Французского сообщества и 12 — французских граждан, проживающих за границей. Сенаторы избираются на шестилетний срок (с 2003 года, а до 2003 года — на 9 лет) коллегией выборщиков, состоящей из депутатов Национального собрания, генеральных советников и делегатов от муниципальных советов, при этом Сенат каждые три года обновляется на половину. Последние выборы в Сенат состоялись в сентябре 2008

По итогам выборов 10 и 17 июня 2007 года, Национальное собрание насчитывает 577 депутатов.

Национальное  собрание, депутаты которой избираются на основе прямого всеобщего голосования  сроком на 5 лет, состоит из 577 депутатов, 555 из которых представляют метрополию, а 22 — заморские территории. Депутаты Национального собрания избираются прямым всеобщим голосованием на пятилетний срок. Последние выборы депутатов Национальной Ассамблеи состоялись в июне 2007 года. Помимо своей функции — контроля за деятельностью правительства, обе палаты разрабатывают и принимают

-14-

законы. В случае разногласий окончательное решение  остается за Национальной Ассамблеей.

Информация о работе Франция и Италия во второй половине 20 века- начале 21 века