Формирование русского централизованного государства и его развитие в 15-17 вв.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 16:34, курсовая работа

Краткое описание

Условия формирования централизованного гос-ва на Руси в 15-16 вв.
1. наличие сильных соседей, постоянная угроза экспансии со стороны запада (католичество) и востока (ислам) (расширение, распространение чего-либо);
2. постоянные татарские и литовские набеги, сопровождающиеся грабежами;
3. обнищание князей (правители не могли на свои средства содержать дружину и раздавали госслужащим за службу землю);

Вложенные файлы: 1 файл

формирование Русского централизованного государства (вариант 1).doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

12. Формирование русского централизованного государства и его развитие в 15-17 вв.

Условия формирования централизованного гос-ва на Руси в 15-16 вв.

  1. наличие сильных соседей, постоянная угроза экспансии со стороны запада (католичество) и востока (ислам) (расширение, распространение чего-либо);
  2. постоянные татарские и литовские набеги, сопровождающиеся грабежами;
  3. обнищание князей (правители не могли на свои средства содержать дружину и раздавали госслужащим за службу землю);
  4. общий упадок нравственности  (необходимость заискивать перед сильными врагами требовала постоянной хитрости, которая приводила ко лжи; среди народа возросла преступность);
  5. потеря культурных ценностей (лучшие ремесленники, специалисты были в плену у татар, а их навыки были утеряны; сгорела библиотека митрополитов, следовательно, потеряны знания, неграмотность);
  6. инфляция (покупательная способность русских монет относительно западных снизилась);
  7. частые эпидемии (например, с Китая пришла чума).

 

Особенности государственного управления в централизованном государстве.

1480 г. – окончание монголо-татарского  ига, обретение государственного  суверенитета.

    1. присоединение территорий (способы: с помощью военной силы; экономическое подчинение; династический);
    2. новый порядок передачи власти – от отца к старшему сыну;
    3. единая система управления (решения принимаются центральными органами власти в Москве);
    4. опора на православную церковь;
    5. появление общегосударственной национальной идеи: идея о едином великом российском государстве;
    6. появление единой финансовой системы (сбор дани трасформируется в сбор налогов);
    7. отсутствие внутренних торговых таможенных барьеров;
    8. единая внешняя политика;
    9. единая армия.

 

Органы государственного власти

Глава государства – ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ. Управляет государством не единолично, а совместно с Боярской Думой.

Функции князя:

  • издание законов;
  • чеканка монеты;
  • заключение международных соглашений;
  • внешняя политика.

Основная задача князя – взаимодействие с другими государствами. Объявление войны, верховный суд. Обладает высшей законодательной, исполнительной, судебной властью.

БОЯРСКАЯ ДУМА – высший орган исполнительной власти.

Функции:

  1. управление внутренними делами государства, в т.ч.:
  2. подготовка и подтверждение законов,
  3. суд по особо важным вопросам,
  4. командование вооруженными силами,
  5. подготовка внешней политики.

Участниками Боярской Думы назначались потомки удельных князей и представители знатных фамилий. Принципы формирования Думы: с одной стороны сословный, с другой – в зависимости от личных качеств и заслуг. 10-15 чел (потом от 50 и более) в Думе в возрасте 50-60 лет.

Боярин – высший гос.чин, м.б. послом, командовать армией, управлять регионом.

Окольничий имел право голоса+судебные вопросы.

Думские дворяне: боярские должности для них недоступны, не имели права принимать решения, но они могли выступить, нужны для принятия адекватного решения.

ГОСУДАРЕВ ДВОР – орган гос. управления, подчинявшийся непосредственно великому князю. Служители государева двора выполняли личные поручения государя.

Армия делится на 2 части: 1. представители служилого сословия, которые призывались в армию и в обязательном порядке должны были нести службу, за это получали поместья во временное пользование. 2.  профессиональная армия, состоявшая из стрельцов и иностранных наемников, которые получали жалование.

МЕСТНИЧЕСТВО: семья сохраняла опред. должность, если его назначали на меньшую – подавал в суд.

 

Развитие регионального и отраслевого управления.

Региональное: к концу 16 в. удельные княжества были упразднены. Для управления регионами назначались наместники и воеводы. Воевод назначал глава государства, они были во всех городах. Воевода – правитель региона. Его функции: охрана границ, организация доставки налогов.

Отраслевое: В 15в МСУ ликвидировано, вече не собирались. За внутр порядком следили городовые приказчики. За отдалёнными территориями – воеводы. В 30х гг. 16 в. Формируется МСУ: право самостоятельно собирать налоги и решать вопросы. Волость.

Боярские комиссии д/управления отраслями – были временными. В сер.16в. создаются постоянные органы отраслевого управления – ПРИКАЗЫ – это учреждения, занимающиеся решением отраслевых вопросов (например, посольский, земский приказы). Территория Российского государства была поделена на волости, внутри волостей основной единицей являлась губа, во главе которой были губные старосты. Они следили за порядком на территории городов и уездов, вели делопроизводство.

Развитие земского строя.

В 16 в. появляется первый ЗЕМСКИЙ СОБОР, который собирается периодически. Функции:

– принятие основных законов,

- важнейших гос решений,

- выбор главы государства,

- присоединение территорий,

Рассмотрение гос.бюджета

- проверка д-ти исполнит-й власти

Он состоял из представителей от всех регионов и сословий, собирался время от времени.

 

Переход власти в условиях Смутного времени.

1598 Б.Годунов – избран на Земском соборе

1605 Федор Борисович Годунов

1605-1606 Лжедмитрий 1

1606 В.Шуйский – родовитый боярин, договор с Думой – обязан делиться властью с боярами.

1610 -1613 Семибоярщина

1613 – 1645 Михаил Романов

1645-1676 Алексей Михайлович Романов

1676-1682 – Фёдор Алексеевич Романов

1682-1696-Иван V Алексеевич Романов, Петр I

В начале 17 века кризис госуправления – «смута», обусловленный политическими и экономическими проблемами. В этот период в России сменилось несколько верховных правителей, продолжалась непрерывная гражданская война, соседние страны — Польша и Швеция — осуществили интервенцию и захватили часть российских земель.

Причины кризиса государственной власти

  1. Субъективные причины — деятельность отдельных лиц, конкретных правителей Российского государства (Ивана Грозного и Бориса Годунова).
    • Экономический кризис. Создание новых государственных структур (опричнины и т. д.), увеличение государственного аппарата, длительная Ливонская война привели к ухудшению экономического положения в стране, разорению крестьян и ухудшению их социального положения.
    • Иван Грозный, опасаясь заговоров и собственного свержения, уничтожил законных наследников престола (сына Ивана, двоюродного брата Владимира Старицкого с семьей — женой и малолетними детьми) и способствовал прекращению династии Рюриковичей.
    • Царь оставил незаконного наследника (Дмитрий от 8го брака), создав условия для возникновения конфликта.
    • Подавление гражданских свобод при Иване Грозном привело к бесправию всех жителей Российского государства, падению авторитета власти и старшинства. Незаконные браки царя и расправа с ближайшими родственниками создали прецедент для дискредитации морального облика высшей власти.
    • Политические репрессии, истребление наиболее талантливых государственных деятелей способствовали возвышению карьеристов, нечестных и жестоких. В результате в Pocсии конца XVI в. у власти оказались люди, не способные к самостоятельному принятию решений, привыкшие действовать по указанию сверху.
  1. Объективные причины  - несовершенство системы управления и внешнее воздействие:
    • В 1602-03 гг. из-за неурожая в стране начался голод.
    • Отсутствие четких законов о передаче верховной власти, следовательно, борьба за власть
    • Возрастание влияния неродовитых служилых людей на государственное управление привело к ущемлению прав крестьян и холопов, т. е. основной массы жителей государства

Последствия Смуты

  1. Разрушение экономики, разорение всех слоев населения. Разграблены и уничтожены культурные ценности, дома, имущество обывателей.
  2. Подрыв авторитета власти.
  3. Разрушение социальной структуры общества, массовый переход из одних социальных классов в другие. Увеличение числа холопов и крепостных (даже из числа бывших служилых), которые готовы были работать за кусок хлеба. Упадок служилого класса.
  4. Территориальные потери, в том числе потеря выхода к Балтийскому морю. Россия оказалась в политической изоляции, отгорожена от Западной Европы враждебными государствами.

 

Сословно-представительская монархия

В XV веке в условиях самодержавия возникла сословно-представительная монархия. Началом, условно, этого периода считается созыв первого русского собора 1549 года (в этот период происходят прогрессивные реформы Ивана-4). На этот же период приходится принятие 2-х важнейших законодательных актов: судебника 1550 года сборник церковного законодательства 1551 года.

Концом сословно-представительной монархии считается время правления Алексея Михайловича, когда он перестает собирать земский собор (вторая половина XVII века). Последний собор был созван в 1653 году по поводу изменения границ России. Другие авторы относят конец этого периода на 70-е годы XVII века.

Особенность периода сословно-представительной монархии – сочетание самой сословного представительства с яркой деспотией азиатского типа характерной для Ивана-4. Опричнина – особый период его правления - террор против бояр и большинства простого населения, то есть период, когда все учреждения мешавшие монарху либо распускались, либо уничтожались (например: избранная рада). Деспотизм характерен не чуть не меньше, чем органы сословного представительства.

Царь – сохранил функции высшего органа власти.

Боярская дума – была очень основательно придушена и не могла ограничивать царя. Даже в период “семибоярщины”, когда бояре опираясь на польское государство концентрировали власть в своих руках, не изменил соотношение сил. И при династии Романовых этот орган оставался при царе, а не над царем. Этот орган имел постоянную тенденцию к росту количественного состава. 
Земский собор – в разные годы выполняли разные функции. В период с 1549 до 80-х одна, до 1613 года чуть другая (появилась возможность избирать царя) и последний период (до 1622 года) характеризуется, как самый активный в деятельности собора. Далее до 50-х годов происходит затухание их деятельности.

Земские соборы на протяжении всего периода характеризовались: 
состояли из различных сословий: боярство, духовенство, дворяне, городское население (в лице посадской верхушки – купцов и зажиточных ремесленников) 

регламента не существовало, количество вызванных на собор зависело от указа царя, который писался перед каждым созывом

участие в нем не считалось почетной обязанностью, а было скорее необходимостью, которая многих тяготила , так как материальных стимулов не было

Функции Земского собора:

внешняя политика (война, ее продолжение или подписание мира)

налоги (но они не имели решающего слова в этом вопросе)

принятие законов, также их обсуждение. (Например Соборное Уложение 1649 года фактически было принято на соборе. Но Земский собор не был законодательным органом.)

Взаимоотношение царей и собора было различено. В 1566 году многих их Земского собора, выступивших против опричнины Иван-4 казнил. В XVII веке, в период смуты, роль соборов сильно выросла, так как нужно было укреплять государство, но позднее с возрождением монархии, они сходят не нет.

Приказы – целостные системы централизованного правления. Активнее всего создаются в 40-е – 60-е годы правления Ивана Грозного. Появились несколько десятков приказов делившихся не только по отраслям (аптекарский, пушкарский), но и по территории (казанского дворца). Законодательством их создание закреплено не было, поэтому они появлялись по мере необходимости. К середине XVII века их было уже около 50 и сохранялась тенденция к увеличению количества. Приказы всегда были и судебными и административными органами (земский приказ). Считалось, что деятельность приказов не следует ограничивать какими-либо законодательными рамками. Приказы возглавлял боярин, который входил в думу, а основными служащими были дьяки. Приказы имели много недостатков: бюрократия, отсутствие законов регулирующих их деятельность и т.п., но все таки это был шаг вперед.

Сословные органы самоуправления:

губные или “губные избы” (губа – административно-территориальная единица). Начали создаваться в 30-е годы правления Ивана Грозного. Возникли в противовес сращиванию аппарата государства с разбойниками, то есть функции борьбы с разбойниками передали самому населению 
земские избы – первоначально собирали налоги, а позднее стали решать и судебные задачи 
Судебник 1550 года – царский судебник, который был издан Иваном-4. Он в значительной мере повторяет судебник 1497 года, но более расширен и точен. Это первый сборник законов разбитый на статьи (количеством около 100). 
После принятия судебника право продолжало развиваться. Стала вестись определенная кодефикационная работа, которая заключалась в том, что начались вести приказные книги. В этих книгах каждый приказ записывал все распоряжения и приказы царя относящееся к сфере их деятельности. 
Уложение 1649 года. В 1648 – городское восстание в Москве, создавшее угрозу жизни царя . Тогда многое зависело от дворянства, которое поддержало восстание. Они выдвинули ему свои претензии царю, в которых говорилось, что причина восстания – отсутствие нормального законодательства. В результате была создана комиссия, которая и создала уложение. Потом оно обсуждалось на Земском соборе, где было единогласно принять в январе 1649 года. Это было первое уложение изданное типографским способом и оно впервые поступило в продажу. Уложение делилось на 25 глав и содержало уже около 1000 статей. Это уложение будет оставаться действующим до второй четверти XIX века (с поправками). 

Информация о работе Формирование русского централизованного государства и его развитие в 15-17 вв.