Формирование национально-освободительного движения в Восточном Индокитае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 23:05, реферат

Краткое описание

XX век-это особенное время. Время перемен и потрясений. Революции, мировые войны, бунты происходили ежеминутно. Мир бурлил, вскипал и взрывался. Так создавалась новая почва для новых свершений. Весь мир тонул в крови. Страны Востока определили ХХ век, как время долгожданной свободы. Шагнув в эпоху новейшего времени и вьетнамцы, как и многие другие азиаты, оказались на пороге другого значимого периода в истории - эпохи «пробуждения Азии». К тому моменту, как в «стране Юга» были потушены последние очаги движения «верности императору», уже отгремели морские сражения, вылившиеся в немыслимую доселе победу Японии над Россией. Большое влияние на дальнейшее развитие ситуации как во Вьетнаме, так и в других азиатских государствах, оказали также события, произошедшие в 1912 г. в Китае - там победила Синьхайская революция. Эти события показали, что народы Азии, как бы ни держали их под спудом, в состоянии вершить свою судьбу собственными руками. А пример России, где в 1917 г. установилась советская власть, еще больше укрепил уверенность порабощенного Вьетнама, что страна сможет сбросить с себя иноземный гнет

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Зарождение национально-освободительного движения
в период французского господства……………………………………………...5
Глава II. В единстве – сила!
§ 1.Формирование национально-освободительного движения за независимость Вьетнама………………………………………………………11
§ 2. Коммунистическая партия Вьетнама: на пути к независимости…….......14
Глава III. Борьба Вьетнама в годы второй мировой войны.
§ 1. Под японской оккупацией………………………………………………….20
§ 2. Август 1945 года…………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………………………...29

Вложенные файлы: 1 файл

реферат Ягудин.docx

— 63.46 Кб (Скачать файл)

КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ  ИСТОРИИ

КАФЕДРА НОВОЙ  И НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ

 

 

 

 

 

 

 

Формирование национально-освободительного движения в Восточном Индокитае.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казань - 2011

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I. Зарождение национально-освободительного движения  
в период французского господства……………………………………………...5

Глава II. В единстве – сила!

§ 1.Формирование национально-освободительного движения за независимость Вьетнама………………………………………………………11

§ 2. Коммунистическая партия Вьетнама: на пути к независимости…….......14

Глава III. Борьба Вьетнама в годы второй мировой войны.

§ 1. Под японской оккупацией………………………………………………….20

§ 2. Август 1945 года…………………………………………………………….24

Заключение……………………………………………………………………….26

Список  использованной литературы…………………………………………...29

 

 

Введение

 

XX век-это особенное время. Время перемен и потрясений. Революции, мировые войны, бунты происходили ежеминутно. Мир бурлил, вскипал и взрывался. Так создавалась новая почва для новых свершений. Весь мир тонул в крови. Страны Востока определили ХХ век, как время долгожданной свободы. Шагнув в эпоху новейшего времени и вьетнамцы, как и многие другие азиаты, оказались на пороге другого значимого периода в истории - эпохи «пробуждения Азии». К тому моменту, как в «стране Юга» были потушены последние очаги движения «верности императору», уже отгремели морские сражения, вылившиеся в немыслимую доселе победу Японии над Россией. Большое влияние на дальнейшее развитие ситуации как во Вьетнаме, так и в других азиатских государствах, оказали также события, произошедшие в 1912 г. в Китае - там победила Синьхайская революция. Эти события показали, что народы Азии, как бы ни держали их под спудом, в состоянии вершить свою судьбу собственными руками. А пример России, где в 1917 г. установилась советская власть, еще больше укрепил уверенность порабощенного Вьетнама, что страна сможет сбросить с себя иноземный гнет.

Данная работа посвящена  формированию национально-освободительного движения во Вьетнаме и его борьбе за независимость.

Движущей силой  в борьбе за независимость был рабочий  класс. Источником возникновения рабочего класса стало крестьянство, которое лишившись земли, вынуждено было идти на заводы и шахты. Осознав всю полноту насилия, видя как весь мир стремится к свободе, рабочий класс оформляется в самостоятельную силу.  Оформившись в самостоятельную силу, рабочие использовали такие способы борьбы с французскими колонистами, как забастовки, митинги и демонстрации. В первое десятилетие ХХ века рабочие еще не начали выдвигать условия национальной независимости, политических требований, не ставили своей целью захват власти, создание политических организаций. Они выступали за свои права в социально-экономической области. Это стало знамением к будущим переменам.

Данная тема актуальна  на сегодняшний день тем, что мы все  воочию наблюдаем революции в странах третьего мира (Египет, Ливия), а изучение опыта прошлого должно нам помочь избегать кровопролитий. История нам ясно показывает, что восточный мир особенен и не стоит вмешиваться в его дела. Неужели США не понимает, что его политика привет к собственному краху.

В данной работе автор пытался выявить ход и специфику национально-освободительного движения Вьетнама в первой половине XX века. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: изучить зарождение национально-освободительного движения Вьетнамского народа в период французской колониальной политики; рассмотреть формирование национально-освободительного движения за независимость Вьетнама; оценить вклад коммунистической партии Вьетнама в борьбе за независимости; а также проследить ход борьбы Вьетнама в годы второй мировой войны.

 

 

 

Глава I. Зарождение национально-освободительного движения в период французского господства.

Завоеванный Францией во второй половине ХIХ столетия Вьетнам к концу первой мировой войны входил (наряду с Камбоджей и Лаосом) в состав колониального владения Франции - Индокитайского Союза Покорение Вьетнама далось Франции нелегко. Кровопролитные бои продолжались несколько десятков лет (1858-1885). Военная победа досталась колонизаторам ценой больших людских и материальных жертв. Чиновники местного аппарата Вьетнама стояли на патриотической платформе, настаивая на продолжении борьбы с колонизаторами. Их убеждения разделяло подавляющее большинство населения, в том числе патриотически настроенная интеллигенция, девизом которой были слова: «Лучше смерть, чем рабство». По всей стране развернулось широкое освободительное движение против захватчиков, вошедшее в историю Вьетнама под названием «кан-выонг» («преданность императору»)1.

В основе движения «кан-выонг» были любовь к родине и сохранение старых традиций. В понимании его участников любовь к родине сочеталась с обязательной верностью императору и защитой его власти.

Наиболее крупными районами движения «кан-выонг» были следующие:

  1. Сопротивление в Бадине (1886 - 1887), начавшееся по призыву императора Хам Нги. В этом районе патриоты, умело использовав благоприятные природные условия, создали ряд крупных укрепленных опорных пунктов
  2. Байшайское сопротивление, продолжавшееся пять лет (1885 - 1889) под руководством опытного военачальника Нгуен Тхиен Тхуата. В районе действовала особая повстанческая армия (армия Байшай), основу которой составляли местные крестьяне и ши-фу.
  3. Хунглинское. восстание в провинции Тханьхоа (1886 - 1892), возглавлявшееся Тонг Зуи Таном. В состав хунглинской армии наряду с регулярными войсками входили и ополченцы. В каждом уезде провинции были созданы отряды.
  4. Хыоигшонское сопротивление под руководством Фан Динь Фута и Као Тханга (1886 - 1896), явившееся кульминационным пунктом движения «кан-выонг». Начался последний этап героического сопротивления колонизаторам, Положение повстанческих отрядов стало тяжелым: в одном из боев был тяжело ранен Фан Динь Фунг, который скончался в декабре 1895 г. В 1896 г. оккупанты продолжали преследовать остатки повстанческих отрядов, действовавших в горных районах страны2.

Таким образом, вся история Вьетнама второй половины XIX в. проходила в упорной и мужественной борьбе народа этой страны против иностранных захватчиков и местных предателей. Эта - борьба носила форму патриотического освободительного движения, объединившего в своих рядах широкие слои народных масс - крестьянство, ремесленников, патриотически настроенных феодалов, интеллигенцию и чиновников. С поражением движения «кан-выонг» фактически закончилась эпоха освободительной борьбы против иноземных поработителей, возглавлявшейся патриотически настроенными феодалами-националистами. Движение «кан-выонг», несмотря на поражение, сыграло положительную роль. Освободительные идеи этого движения стали важным фактором пробуждения самосознания вьетнамского народа на последующих этапах его исторического развития.

Освободительная борьба вьетнамского народа против французских колонизаторов не прекращалась с начала вооруженного захвата Вьетнама (1858 г.) и до конца XIX в. После 1896 г. из всех крупных очагов освободительного движения остался только район Иентхе, где продолжали действовать отряды Де Тхама.

С конца XIX в. и до конца первой мировой войны французские колонизаторы постепенно превратили Вьетнам в аграрно-сырьевой придаток метрополии: начался захват земель; создавались плантационные хозяйства; широкие размеры приняло градостроительство, сооружение портов, мостов, дорожное строительство, что осуществлялось за счет 'колониальных займов. К этому же времени относится и развитие горнодобывающей и фабрично-заводской (обрабатывающей) промышленности.

Интенсивный рост капиталистического производства во Вьетнаме объективно способствовал пробуждению национального самосознания.

Носителем идей национального возрождения выступала новая интеллигенция. Ее представители, воспитанные на произведениях китайских и японских реформаторов, на трудах французских просветителей» стали все чаще задумываться над путями дальнейшего развития родины, пытаясь отыскать в реформаторских и просветительских идеях ответ на многие вопросы и прежде всего на вопрос о том, как добиться национальной независимости.

Пробуждение национального самосознания у передовых, патриотически настроенных кругов вьетнамского общества усилилось также под влиянием русско-японской войны и первой русской революции. Тем самым было положено начало движению «Зуи Тан» («По пути прогресса и цивилизации»), период пробуждения Азии в национально-освободительном движении Вьетнама четко определились две буржуазные идеологические тенденции: революционно-демократическая и реформистская. Сторонники первой тенденции стояли на позициях вооруженной борьбы под лозунгом «Кровь за кровь». Эта тенденция носила ярко выраженный антиколониалистский, антиимпериалистический характер. Сторонники второй тенденции стояли на позициях антифеодальной, антиабсолютистской борьбы за расширение народного просвещения и программу широких социальных реформ, способствующих развитию капитализма.

Идеологом первой тенденции, ее виднейшим представителем стал Фан Бой Тяу (1867 - 1941). Идейным вдохновителем второй тенденции в национальном движении выступил Фан Тю Чинь (1872 - 1926).

Фан Тю Чинь считал, что прежде всего следует свергнуть монархию и установить демократический строй. Фан Бой Тяу же полагал, что в первую очередь нужно изгнать французских захватчиков. Несмотря на серьезные разногласия относительно путей достижения независимости и прогрессивного развития Вьетнама, Фан Тю Чинь и Фан Бой Тяу, по существу, выражали интересы и чаяния вьетнамской зарождающейся буржуазии и выступали пропагандистами реформаторских и просветительских идей, были убежденными борцами против феодальных устоев вьетнамского общества и колониальной политики. Первой; национальной политической организацией поставившей своей основной задачей вести вооруженную борьбу за изгнание французских колонизаторов, было общество «Зуи Тан» (1904 - 1912), созданное по личной инициативе Фан Бой Тяу. В 1905 - 1909 гг. этот общество развернуло широкое патриотическое движение, вошедшее в историю под названием «Донг Зу» («На Восток»)3.

Идеологическим и патриотическим центром пропаганды мирного пути развития страны явилась просветительская организация «Донг Кинь Нгиа Тхук» (Тонкинская общественно-просветительная школа), основанная в Ханое в 1907 г. Несмотря на свое кратковременное существование, эта организация смогла развернуть широкую кампанию по борьбе с феодальной идеологией во всех областях общественно-политической жизни страны.

Тонкинская школа вела борьбу против засилья феодальной идеологии в культуре, образовании, искусстве. Ее участники широко популяризировали буржуазную культуру; «Донг Кинь Нгиа Тхук», как и движение «Донг Зу», имела ярко выраженную патриотическую направленность, преследуя цель поднять 'культурный и духовный уровень народа. Оба эти движения дополняли друг друга в антиимпериалистической и антифеодальной борьбе вьетнамского народа.

При наличии сходства в идеологической направленности «Донг Зу» и «Донг Кинь Нгиа Тхук» между ними имелись и значительные расхождения. Так, если основная программа движения «Донг Зу» сводилась к получению вьетнамской молодежью образования в Японии, с тем чтобы подготовить национальные кадры для будущей вооруженной антифранцузской борьбы, то «Донг Кинь Нгна Тхук» в качестве своей главной задачи выдвигала проведение социальных реформ с целью демократизации страны и поднятия культурного уровня народа.

Сторонники «Донг Кинь Нгиа Тхук» выступали против китайской феодальной культуры и письменности, тогда как французские власти были заинтересованы их сохранении. Французские колонизаторы через своих агентов-феодалов насаждали в народе конфуцианские каноны, сохраняли феодальную культуру и мораль, ибо это давало им возможность удерживать народные массы в состоянии невежества. Сторонники «Донг Кинь Нгиа Тхук» вели широкую пропаганду нового капиталистического пути развития деревни, сочетая ее с большой просветительской деятельностью. Результаты такой деятельности ярко проявились во время крестьянских выступлений в Чунгки против тяжелых налогов и принудительного труда (1908 г.), которые охватили более десяти провинций и сильно подорвали колониально-феодальный режим.

Основной движущей силой вооруженных выступлений во Вьетнаме в период пробуждения Азии было крестьянство4.

Под влиянием Синьхайской революции в Китае вьетнамские патриоты создали в 1912 г. в Гуанчжоу (Китай) патриотическое революционно-демократическое общество под названием «Куанг Фук» («Возрождение»). В своей деятельности оно явилось последователем гоминьдана и организационно было построено по его образу и подобию. «Куанг Фук» ставило своей целью изгнание французских колонизаторов и провозглашение буржуазной республики. Идеологом этого направления стал Фан Бой Тяу.

В период первой мировой войны отмечался дальнейший подъем национально-освободительного движения, в которое вовлекались более широкие слои вьетнамского общества: крестьяне, ремесленники, рабочие, патриотически настроенные мелкие чиновники, прогрессивная интеллигенция.

Занятость французских империалистов войной в Европе вынудила их вывести значительный контингент своих войск из Вьетнама и тем самым ослабить свои колониальные тылы. Национально-освободительное движение в то время представляло значительную опасность для французского колониального господства. Однако из-за объективных внешних и внутренних факторов оно еще не могло противостоять господству колонизаторов.

 

 Глава II . В единстве – сила!

§ 1. Формирование национально-освободительного движения за независимость Вьетнама

История национально-освободительного движения после захвата Вьетнама французскими колонизаторами свидетельствовала о пробуждении национального самосознания вьетнамского народа и зарождении национального буржуазно-демократического движения. Период с конца первой мировой войны и до начала мирового экономического кризиса 1929 г. характеризовался бурным развитием многих отраслей хозяйства колониального Вьетнама.

Стремясь компенсировать понесенный ущерб, империалисты Франции усилили эксплуатацию трудящихся метрополии и народов колоний, в том числе Вьетнама, Камбоджи и Лаоса. В 20-е годы XX в. отмечался значительный рост французских частных капиталовложений в экономику Индокитая.

С интенсификацией капиталистической эксплуатации, с созданием во Вьетнаме промышленных и сельскохозяйственных предприятий непосредственно связано зарождение и развитие вьетнамского промышленного пролетариата. Фабрично-заводской пролетариат начал складываться в класс раньше промышленной буржуазии. Первые индустриальные рабочие появились на фабриках и заводах, на транспорте и стройках, принадлежавших французским империалистам, поскольку национальный капитал был еще весьма слаб.

С развитием плантационного хозяйства и горнодобывающей промышленности постоянно росла численность рабочих. По официальным данным Международной организации труда (МОТ), в 1929 г. на французских предприятиях Индокитая было занято 221 052 рабочих5. Появление промышленных центров обусловило массовую миграцию рабочих из сельскохозяйственных районов страны. Концентрация рабочих отмечалась как в определенных промышленных районах, так и на плантациях. В начале XX в., и особенно в годы первой мировой войны и после нее, заметное развитие получили отдельные отрасли национальной промышленности, прежде всего обрабатывающая и горнодобывающая.

Информация о работе Формирование национально-освободительного движения в Восточном Индокитае