Формирование идеологии самурайского сословия в XVI – XVIII веках Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 13:28, дипломная работа

Краткое описание

Весной 1592 года войска некогда могущественного клана Такэда были почти полностью уничтожены. Армия противника в десять раз превосходила силы клана. Предводитель клана сбежал, а его войска были обращены в бегство. Бывший долгое время в немилости воин Цутия Содзо со словами: «Где же теперь те, кто ежедневно произносил храбрые речи?» один вышел на поле боя и погиб в сражении, исход которого был очевиден.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. САМУРАЙСКОЕ СОСЛОВИЕ В XVI – XVIII ВВ. 7
§ 1. Возникновение и становление военного сословия в VIII - XII вв. 7
§ 2. Структура и быт самурайского сословия в XVI – XVIII вв. 17

ГЛАВА 2. ИДЕОЛОГИЯ САМУРАЙСКОГО СОСЛОВИЯ В XVII – XVIII ВВ.
§ 1. «Путь воина», как выражение идеологии самурайского сословия.
§ 2. Идеалы «бусидо» в писаниях японских воинов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕОЛОГИИ САМУРАЙСКОГО СОСЛОВИЯ В XVI – XVIII ВЕКАХ В ЯПОНИИ.doc

— 378.50 Кб (Скачать файл)

     Мне уже 62 года. Я уже забыл, сколько  раз я стоял на краю гибели с тех пор, как  я был в провинции Микава. Однако ни разу я не струсил. Жизнь человека и его смерть, счастье и несчастье находятся в руках времени и судьбы, и поэтому не надо преследовать только то, что тебе нравится. Главное — прислушиваться к советам старых и мудрых вассалов, иметь у себя под рукой людей знающих и умных, не проявлять юношеского своеволия, капризности и внимать жалобам своих подчиненных. Скоро вся страна будет в руках твоего хозяина, господина Иэясу. Если это произойдет, то служившие ему люди конечно же попытаются добиться, чтобы он назначил их даймё. Знай, что появление таких устремлений неизбежно будет означать начало конца твоей судьбы на Пути Воина. Если тебя поразит алчность к должностям и званиям хозяином и вассалами, проявляй сострадание к тем, кто ниже тебя. Будь справедлив в определении меры наказания и поощрения и не проявляй пристрастности и предвзятости в отношениях со своими вассалами. Основа долга мужчины как человеческого существа заключается в слове «правда». Я все сказал.» 
 

     Еще одним интересным памятником наставления  на Путь воина, безусловно является «Правила Като Киёмасы». Като Киёмаса (1562 – 1611)был сыном кузнеца из провинции Овари и в возрасте 18 лет примкнул к военачальнику из того же района — Тоётоми Хидэёси. Когда ему исполнился 21 год, Като принял участие в битве при Сидзугадаке, прославившись своей смелостью, а к 26 годам он был назначен управляющим замка Кумамото в Кюсю. К 1592 году он заслужил такое уважение Тоётоми, что тот доверил ему командование авангардом войск во время вторжения в Корею вместе с Кониси Юкинагой и Куро-дой Нагамасой. Жестокость Като быстро стала легендарной, и именно во время этой кампании корейцы прозвали его Ки-сёкан, или «генерал-дьявол». 

     «Эти  наставления должны неукоснительно соблюдаться всеми самураями, независимо от звания.Если ты вассал — не будь нерадивым. Вставай в четыре утра, совершенствуй технику владения мечом, принимай пищу и упражняйся в стрельбе из лука и огнестрельного оружия, в верховой езде. Если вассал хорошо обучен и развит, то он должен стать еще лучше обученным и еще более развитым. Если хочешь развлечься, то сделай своими развлечениями такие занятия, как соколиная охота, охота на оленя и борьба. В качест- ве одежды подойдет все, что находится между хлопком и естественным шелком. Человек, который транжирит деньги на одежду и подрывает финансы своей семьи, заслуживает наказания. А вообще, каждый должен осна- щать себя доспехами в соответствии с социальным положением, оказывать поддержку своим вассалам и тратить свои деньги на военные приготовления. При общении со своими близкими друзьями ограничивайся встречей один на один, а на стол подавай простой коричневый рис. Когда же упражняешься в военных искусствах, можешь встречаться одновременно со многими людьми.Что касается внешних приличий во время боевых действий, помни, что ты — самурай. Человек, занимающийся украшательством там, где это не нужно, заслуживает наказания.

     Занятия танцами Но запрещаются полностью. Когда кто-либо выхватывает из ножен меч, то, значит, он хочет кого-то убить. Таким образом, поскольку все явления и действия берут начало в сердце человека, то самураю, который занимается танцами,— а танцы не являются одним из военных искусств,— следует приказать совершить сэппуку.

     Проявляй  усердие в области Учения. Читай книги по военному делу и сосредоточивай свое внимание исключительно на таких добродетелях, как преданность и сыновнее почтение к родителям. Чтение китайской поэзии, поэм и вака1 запрещается. Ты неизбежно уподобишься женщине, если откроешь свое сердце знаниям о таких элегантных, изысканно-утонченных занятиях. Если ты родился в доме воина, то должен думать о том, как схватить длинный и короткий мечи и умереть.

     Если  каждодневно не вникать в сущность бусидо, то будет трудно умереть доблестной и достойной мужчины смертью.

Вышеприведенных правил следует придерживаться денно и нощно. Если кому-то эти условия покажутся трудными для выполнения, то его следует отстранить от дел, быс тро провести расследование, официально подтвердить неспособность этого человека к обретению зрелости на Пути мужчины и изгнать его.Это не должно подлежать никакому сомнению. Всем самураям Като Кадзуэноками Киёмаса.» 

 

    Список  источников и литературы 
     
     
     

  1. Головнин, В.М. Записки Василия Михайловича  Головнина в плену у японцев  в 1811 – 1812 гг. и жизнеописание автора. – СПб.: Типография Н. Греча, 1851.
  2. Дайдодзи, Ю.Будосёсинсю. Цунэтомо, Я.Хагакурэ. Мисима, Ю.Хагакурэ Нюмон. Книга самурая / Пер. Котенко Р.В., Мищенко А.А. – СПб.: Евразия, 2003. – 384 с.
  3. Нинтобэ, И. Бусидо.Дуща Японии. – Киев.: София,  2004. – 127 с.
  4. Мусаси, М. Книга Пяти колец: Трактаты. СПб.: Азбука-классика, 2004. – 256 с.
  5. Кодекс Бусидо.Хагакурэ.Сокрытое в листве. – М.: Эксмо, 2005. – 432 с.
  6. Повесть о доме Тайра / Пер. со старояпон. И. Львовой. – М.: Гудьял-Пресс, 2000. – 688 с.
  7. Хайку (Японская поэзия XVI – XVII веков). – СПб.: Нева, 2000. – 383 с.
 
  1. Бенедикт, Р. Хризантема и меч: модели японской культуры. – СПб., Наука, 2004. – 360 с.
  2. Брайант, Э. Самураи. – М.: АСТ, 2005. – 71 с.
  3. Варли, П., Моррис, А., Моррис, Н. Самураи. – СПб.: Гиперион, 1999. – 128 с.
 
  1. Главева, Д.Г. Традиционная японская культура: специфика  мировосприятия. – М.: Вост. лит. 2003. – 264 с.
  2. Данн, Ч. Повседневная жизнь в старой Японии. – М. Муравей, 1997. – 270 с.
  3. Диксон, В. Япония. Её история, правительство и внутреннее устройство. – СПб.: Изд. К.Н. Плотникова, 1871. – 496 с.
 
  1. Искендеров, А.А. Тоётоми Хидэёси. – М.: Вост. лит, 1984. – 445 с.
  2. Конрад, Н.И. Очерк истории культуры средневековой Японии, в VII – XVI века. – М.: 1980.
  3. Маслов, А.А. Дзэн самурая. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 336 с.
  4. Мендрин, В.М. Истории сёгуната в Японии. – СПб.: 1999.
  5. Мещеряков, А.Н., Грачёв М.В. История древней Японии. – СПб.: Гиперион, 2003. – 511 с.
  6. Нукария, К. Религия самураев. Исследование дзэн-буддийской философии и практики в Китае и Японии. – СПб.: Наука, 2003. – 245 с.
  7. Рати, О., Устбрук, А. Самураи. – М.: Эксмо, 2005. – 640 с.
  8. Сабуро, И. История японской культуры. – М.: 1972.
  9. Сато, Х. Самураи: история и легенды. – СПб.: Евразия, 2003. – 344 с.
  10. Сила-Новицкая, Т.Г. Культ императора в Японии: мифы и история. – М.: Наука, 1990. – 206 с.
 
  1. Синицын, А.Ю. Самураи: рыцари Страны восходящего  солнца. История, традиции, оружие. – СПб.: Паритет, 2001. – 352 с.
 
  1. Спеваковский, А.Б. Самураи – военное сословие Японии. – М.: Наука, 1981. – 168 с.
  2. Спеваковский, А.Б. Религия синто и войны. – Л.: Политиздат, 1987. – 109 с.
  3. Сэнсом, Дж.Б. Япония: краткая история культуры. – СПб.: Евразия, 1999. – 576 с.
  4. Тёрнбулл, С. Самураи. Военная история. – СПб.: Евразия, 1999. – 430 с.
  5. Тёрнбулл, С. История японской военной аристократии. –
  6. М.: АСТ, 2005. – 256 с.
  7. Тосака, Д. Японская идеология. – М.: 1982.
  8. Т-ская, В.И. Очерки Японии. – СПб.: Слово, 1904. – 110 с.
  9. Хироси, Н. История философской мысли Японии. – М.: 1991.
  10. Филиппов, А.В. Стостатейные установления Токугавы. – СПб.: 1998.
  11. Цед, Н.Г. Дух самурая – дух Японии. – СПб.: Нева, 2000. – 252 с.
  12. Эйдус, Х.Т. История Японии с древнейших времен до наших дней. – М.: 1968.
  13. Эйдус, Х.Т. Очерки новой и новейшей истории Японии. – М.: Политиздат, 1955. – 335 с.
  14. Буддийская философия в средневековой Японии. – М., Янус, 1998. – 392 с.
  15. Из истории общественной мысли Японии XVII – XIX вв. – М.: Наука, 1990. – 213 с.
  16. Япония: идеология, культура, литература.(Сб. ст.) – М.: Наука, 1989. – 199 с.
  17. Японский милитаризм ( военно-историческое исследование). – М.: 1972.
  18. Японские самурайские сказания / Пер.Горегляда В.Н. – СПб.: С-З  пресс, 2002. – 685 с.
 
 
 
 
 
  1. Словарь иностранных слов: 4000 единиц / Нечаева И.В. – М.: АСТ, 2002. – 538 с.
 
 
  1. Куланов А. Бусидо доктора Нитобэ // Япония сегодня. - 1998 - № 6. – С. 24 – 25.
  2. Куланов А. Самураи: столетия на пути смерти // Япония сегодня. - 1998 - № 7. – С. 4 – 9.
  3. Куланов А. Хагакурэ //  Япония сегодня. - 1998 - № 7. – С. 13 – 14.
  4. Лазарев А. Тропою богов // Япония сегодня. - 1998 - № 3. – С. 18 – 19.
  5. Лазарев А.  Как целая страна стала отшельницей // Япония сегодня. - 1998 - № 9. – С. 19 – 21.
  6. Маркарьян С., Молодякова Э. Истоки и корни японского национального характера // Пробл. Д. В. – 1994 - № 3. – С. 155 – 163.
  7. Сашин Л. Наследники самураев // Япония сегодня. - 1998 - № 7. – С. 10 – 11.
 
 
  1. Путь самурая. [ Электронный ресурс]: материалы  по истории Японии и развитию самурайского сословия. – Соpyright © 2000 – 2003 Aikidoka.ru. – Режим доступа: http//www.aikidoka.ru.
 
 

 


Информация о работе Формирование идеологии самурайского сословия в XVI – XVIII веках Японии