Формирование единой территориальной общности — Русской земли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2015 в 19:21, реферат

Краткое описание

Русская земля как единое целое, подвластное киевским князьям, сложилась во второй половине IX—начале X в. Основной формой объединения племен была военная демократия, включавшая в себя наряду с княжеской властью такие институты, как вече, совет старейшин, народное ополчение. По мере роста внешней опасности и разложения родового уклада происходила концентрация власти в руках племенных вождей — князей, объединявшихся в более крупные "союзы союзов".

Содержание

Введение
Становление, расцвет и социальный строй Киевской Руси
Политическая борьба. Межкняжеские распри
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ история.docx

— 42.85 Кб (Скачать файл)

После гибели Византии под ударами турок в середине XV в. правители Руси стали утверждать, что Русь является прямой наследницей Византии. Так возникла концепция третьего Рима, которым была объявлена Москва (вторым Римом был Константинополь).

Существует точка зрения, что князь Владимир, хотя основательно изучил вопрос о приобщении Руси к той или иной религии, просчитался, избрав православие. Православие связывало Русь с дряхлеющей Византией и стало труднопреодолимым барьером, отделившими ее от развивающихся стран Западной Европы. С принятием христианства на Руси появляется особая организация — церковь. Константинопольский патриарх направил на Русь главу церкви — митрополита. В отдельных областях Руси появились епископы, которым подчинялись священники на местах. Все население обязывалось уплачивать церковную «десятину» (десятую часть дохода). Вскоре церковные учреждения становятся крупнейшими феодальными собственниками, воздействующими на внутреннюю и внешнюю политику государства.

После смерти князя Владимира киевский престол стал объектом жестокой междуусобной борьбы между его сыновьями. В конечном итоге победил Ярослав, впоследствии названным Мудрым. Ему удалось укрепить государственные границы от набегов кочевников. А возросший авторитет Руси позволил Ярославу, минуя Константинополь, впервые назначить митрополита. Им стал русский писатель и государственный деятель Илларион. Сам же великий князь стал титуловать себя царем по примеру правителей Византии.

При Ярославе Мудром Киевская Русь пользовалась широким международным признанием, крупнейшие королевские дворы Европы стремились породниться с киевским князем. Так, Ярослав Мудрый выдал своих дочерей замуж за королей Франции, Норвегии, Венгрии. Широкие международные связи поддерживала Русь с западными соседями — Чехией, Польшей, Венгрией, Болгарией, имела дипломатические контакты с Византией, Германией, Норвегией, Швецией, Англией, Францией.

С именем Ярослава связано появление «Русской правды» — своеобразного кодекса законов, регулирующего взаимоотношения между отдельными группами населения. После смерти Ярослава Мудрого в 1068–1072 гг. по Руси прокатились народные выступления с протестом против усиления роли крупных феодалов в хозяйстве страны. В результате появился новый юридический документ в защиту вотчины. Из этого документа стало известно, как устроена вотчина. Центром ее был княжеский или боярский двор с хоромами феодала, жилищами приближенных, помещением для скота, конюшней. Вотчиной управлял огнищанин (огнище — дом). Богатством вотчины была земля. Она охранялась огромным штрафом. На господской земле работали феодально–зависимые смерды, холопы, челядь. Староста наблюдал за их работой. В вотчине проживали и ремесленники.

«Правда Ярославичей» отменила кровную месть и защитила собственность феодалов и близких людей высокими штрафами и суровыми наказаниями.

В конце XI в. возрастает тенденция к раздроблению Киевской Руси на отдельные княжества и земли. Уже в 1097 г. в Любече русскими князьями принимается решение быть самостоятельными. Однако угроза нападения кочевников — половцев с юга еще удерживала древнерусское государство некоторое время от распада. В 1113 г. после народного восстания в Киеве по приглашению киевских бояр великим князем стал Владимир Мономах (1113–1125. Владимир Мономах вынужден был пойти на уступки народу, дополнив «Русскую правду» специальным Уставом, посвященным прежде всего ростовщичеству и кабальным сделкам. Была несколько снижена норма процентов при ростовщических ссудах. Были выработаны статьи, касающиеся взаимоотношений закупов и их господ. Улучшилось положение купечества.

Владимиру Мономаху удалось удержать под своей властью всю русскую землю. При нем международный авторитет Руси значительно вырос. Он породнился с императорским домом Германии, королевскими домами Англии, Венгрии и т.д. Сам Владимир Мономах по материнской линии был внуком византийского императора Константина X Мономаха.

После смерти сына Владимира Мономаха Мстислава в 1132 г. Древнерусское государство окончательно распалось. Наступил период феодальной раздробленности.

Политическая организация древнерусского государства. 

Древнерусское государство по форме правления представляет собой раннефеодальную монархию. Кроме монархического элемента, который, несомненно, является основой, политическая организация русских княжеств киевского периода имела также сочетание аристократического и демократического правления.

Монархический элемент представлял собой князь. Во главе государства стоял Великий князь киевский, который, однако, в Древней Руси не был самодержавным правителем (а скорее был "первым среди равных"). Его братья, сыновья и дружинники осуществляли: 1) управление страной, 2) суд, 3) сбор дани и пошлин.

Главной функцией князя была военная, первой обязанностью — оборона города от внешних врагов. Среди других функций — судебная. Он назначал местных судей разбирать дела среди своих подопечных. В важных случаях судил сам как верховный судья.

Аристократический элемент был представлен Советом (Боярской думой), в который входили старшие дружинники — местная знать, представители городов, иногда духовенство. На Совете как совещательном органе при князе решались важнейшие государственные вопросы (полный состав совета созывался в случае необходимости): избрание князя, объявление войны и мира, заключение договоров, издание законов, рассмотрение ряда судебных и финансовых дел и др. Боярская дума символизировала права и автономию вассалов и обладала правом "вето".

Младшая дружина, включавшая боярских детей и отроков, дворовую прислугу, как правило, в Совет князя не входила. Но при разрешении важнейших тактических вопросов князь обычно советовался с дружиной в целом. Распространено мнение, что бояре были совершенно свободны в своей службе князю. Боярин всегда мог покинуть его двор или поступить на службу к другому князю. Однако, с тех пор как бояре стали собственниками земельных владений, они могли поступить так, только пожертвовав своими правами на землю. Иногда случалось, что боярин, который был владельцем земли в одном княжестве, служил князю другого. Но, тем не менее, обычно рост земельных владений заставлял бояр чаще сочетать свои интересы с княжеством, где они жили.

С участием князей, знатных бояр и представителей городов собирались и феодальные съезды, на которых рассматривались вопросы, затрагивающие интересы всех княжеств. Формировался аппарат управления, ведавший судопроизводством, сбором пошлин и тарифов. Из числа дружинников князь назначал посадников — наместников для управления городом, областью; воевод-предводителей различных военных отрядов; тысяцких — высших должностных лиц (в так называемой десятичной системе военно-административного деления общества, восходящей к догосударственному периоду); сборщиков поземельных податей — данников, судебных чиновников — вирников, подъездных, сборщиков торговых пошлин — мытников. Из состава дружины выделялись и управители княжеского вотчинного хозяйства — тиуны (впоследствии они становились специальными чиновниками правительства и включались в систему государственного управления).

Демократический элемент управления обнаруживается в городском собрании, известном как вече. Это был не орган представителей, а собрание всех взрослых мужчин. Для принятия любого решения было необходимо единодушие. На практике случалось, что это требование приводило к вооруженным столкновениям между спорившими на вече группами. Проигравшая сторона вынужденно соглашалась с решением победителей. Вече в столице княжества оказывало влияние на вече менее крупных городов. В XI—XII вв. вече попало под влияние социальных верхов, утрачивая функции управления и самоуправления.

Важной особенностью Киевской Руси, сложившейся вследствие постоянной опасности, особенно со стороны степных кочевников, стало всеобщее вооружение народа, организованное по десятичной системе (сотни, тысячи). Именно многочисленное народное ополчение зачастую решало исход сражений, и подчинялось оно не князю, а вече. Но как демократический институт оно уже в XI в. стало постепенно терять главенствующую роль, сохранив свою силу на несколько столетий лишь в Новгороде, Киеве, Пскове и других городах, продолжая оказывать заметное влияние на ход общественно-политической жизни Русской земли.

Политическая борьба. Межкняжеские распри.

Историки по-разному объясняют причины раздробленности Киевской Руси.

    • большие размеры территории государства,

    • пестрый этнический состав,

    • отсутствие постоянного порядка престолонаследия,

    • нападения степных кочевников,

    • упадок торгового пути «из варяг в греки»

Главной же причиной большинство исследователей считают развитие феодального землевладения, укрепление его вотчинной формы

 

В начале ХII в. Древнерусское государство распалось на отдельные княжества. К середине XII в. сложилось 15 удельных княжеств, к началу XIII в. их стало 50, а в XIV в. — уже 250.

Распад Древнерусского государства явился закономерным результатом развития феодальных производственных отношений, развития феодальной собственности на землю.В рассматриваемый период на Руси происходит дальнейший подъем сельского хозяйства, повсеместно распространяется пахотное земледелие, совершенствуются орудия труда. Одновременно растет число городов. В XIII в. на Руси имелось около 300 городов, являвшихся центрами ремесленного производства.Однако экономическое развитие русских земель происходило на базе натурального хозяйства, которое охватывало и феодальные вотчины, и крестьянские общины.

Господство натурального хозяйства консервировало экономическую замкнутость отдельных территорий русской земли. Это приводило к тому, что местные феодальные центры, укрепляясь экономически, стремились к политическому обособлению. Удельные князья чувствовали себя достаточно сильными и не хотели зависеть от власти великого князя киевского. С другой стороны, огромные размеры территории уже не позволяли великому князю киевскому достаточно эффективно отстаивать интересы феодалов на местах. Боярству нужна была своя, местная власть, которая сумела бы своевременно прийти им на помощь. Объективно нужны были иные масштабы государства, иная структура феодального политического организма, более приближенного к нуждам феодального класса.В результате произошел неизбежный распад Древнерусского (Киевского) государства, хотя наиболее дальновидные киевские князья (в частности, Владимир Мономах) пытались воспрепятствовать этому.

Раздробленность — закономерный этап развития феодальных экономических отношений. Диалектика неуклонного роста производительности труда, происходившего в рамках натурального хозяйства, состояла в том, что наряду с укреплением натурального хозяйств происходило его разрушение и закладывались предпосылки развития процесса экономического слияния русских земель и их политического объединения.

В условиях укрепления местных феодальных центров неизбежными оказывались межкняжеские распри, военные столкновения, стремление возвыситься над другими, подчинить себе соседей. В истории это нашло отражение в том, что летописи пишут о княжеских «усобицах». О них сообщает и древний литературный памятник «Слово о полку Игореве». Княжеские междоусобицы стали одной из причин того, что русские земли оказались почти на два с половиной столетия под властью монголо-татарских завоевателей.Вместе с тем следует указать, что феодальная раздробленность не привела к полной изоляции русских земель друг от друга. Едиными оставались религия, язык, национальное самосознание. Практически во всех русских землях сохранялась правовая система, основанная на нормах Русской Правды.

Структура государственного аппарата в удельных княжествах в меньших масштабах почти полностью повторяла структуру власти и управления в Древнерусском государстве, вплоть до того, что отдельные князья объявляли себя великими князьями.

 

 

Заключение 

 

Таким образом, Киевская Русь – типичная раннефеодальная монархия сродни варварским королевствам Запада, но с большим удельным весом пережиточных родовых отношений в правящей элите, большей ролью общинной организации и ярко выраженными территориально-племенными особенностями организации публичной власти и земельного управления.

Для Древней Руси институт полюдья имел исключительно важное значение, по сути дела определял социальное лицо этого государства. Едва ли не главной задачей русских князей первой половины Х в. была организация полюдья, а затем военно-торговых экспедиций с целью сбыта полученного в ходе полюдья добра.

Экономическое положение знати определялось предоставлением им иммунитетов, т.е. передачей в их распоряжение определенной территории с правом осуществления на ней суда или сбора податей без права князя вмешиваться в эти дела.

Строительство храмов на Руси началось с момента принятия христианства в 988 году. И древнерусское изобразительное искусство развивалось под значительным влиянием христианской религии и было тесно связано с культовым строительством. Внутренние стены храмов богато украшались иконами. В изобразительном искусстве Древней Руси встречается мозаикаи фреска,однако, они не стали типичным явлением той эпохи, так же как скульптура. 

 

 

 

Список использованной литературы

1. История России с древности до наших дней: Пособие для поступающих в вузы/И. В. Волкова, М. М. Горинов, А. А. Горский и др.; под ред. М.Н.Зуева. М., 2006

2. История России: Учебник для вузов/ Под ред. М. Н. Зуева, А. А. Чернобаева. М.,2001

Информация о работе Формирование единой территориальной общности — Русской земли