Формирование древнеегипетского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2013 в 19:00, контрольная работа

Краткое описание

Древний Египет, как государство, ведет свою историю со времени зарождения классового общества (вторая половина IV тыс. до н.э.) до падения и присоединения его к Персидской державе (VI в до н.э.). История его делится на следующие периоды:
1. Раннее царство - (3000-2800 гг. до н. э.) возникновение меновой торговли, образование единого государства с неограниченной властью фараона, формирование государственного аппарата и прослойки чиновников - писцов,, грабительские походы в Нубию, царское и общинное землевладение

Содержание

Введение
1.египетское право
2.Формирование древнеегипетского права: у истоков древнейшей правовой традиции
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

зарубежные страны.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

Автономное  образовательное учреждение

                                            Высшего профессионального образования

 

                      Ленинградский государственный  университет имени А.С.Пушкина

                                                           Московский филиал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: «История государства и права зарубежных стран»

 

 

 

 

 

 

                          

 

              

 

 

 

 

                                 Выполнил студент 1 курса

                                 Группы: Юр-13зс-б

                                 Саидова Л.М.

 

                    Проверил: Доцент, к.и.н. Чингузов О.М.

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Москва 2012 г.

 

План:

Введение

1.египетское  право

2.Формирование древнеегипетского права: у истоков древнейшей правовой традиции

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Древний Египет, как государство, ведет свою историю  со времени зарождения классового общества (вторая половина IV тыс. до н.э.) до падения и присоединения его к Персидской державе (VI в до н.э.). История его делится на следующие периоды:

1. Раннее царство  - (3000-2800 гг. до н. э.) возникновение  меновой торговли, образование единого  государства с неограниченной  властью фараона, формирование государственного аппарата и прослойки чиновников - писцов,, грабительские походы в Нубию, царское и общинное землевладение

2. Древнее царство  -(2800-2250 гг. до н.э.), расцвет культуры  и государственности Древнего  Египта, появление частных землевладений  отдельных рабовладельцев и храмов; укрепление бюрократического аппарата, апогей могущества фараона, появление постоянного войска.

3. I распад - (2250-2050 гг. до н.э.), усиление номовой знати,  выступление ее против центра, распад единого государства на  отдельные номы

4. Среднее царство  - (2050-1700 гг. до н.э.), возрождение централизации,  к которой стремятся зажиточные  крестьяне, т.к. хотели обрабатывать  т.н. высокие поля, которые без  общей ирригационной системы  были слишком засушливыми.

5. II распад - (1700-1580 гг. до н.э.), ослабление Египта, разорение крестьян порождают народные восстания (Лейденский папирус), захват Египта гиксосами (1730г. до н.э.).

6. Новое царство  -(1580-1070 гг. до н.э.) борьба с гиксосами  усиливает военную мощь, строго  централизованный военно-административный аппарат власти, успешные захватнические войны, рост численности рабов, расцвет цивилизации, присоединение Сирии и Палестины, удачные походы в Азию, создание Египетской империи.

7. Позднее царство  -(1070-332 гг. до н. э.), Усиление эксплуатации приводит к восстанию рабов, которое поддержали наемники-иностранцы. Ослабление центральной власти влечет нарастание сепаратистских настроений. Египет попадает под власть иноземных династий. Увеличение числа наемников в армии влечет покорение Египта и включение его в Персидскую империю (525 г. до н.э.), возрождение Египта при сансской династии.

8. Греко-римский  период - (332 г. до н.э.-395 г. н.э.) В  IV в. до н.э. Египет захватывают  войска Александра Македонского, в I в. до н.э. он становится провинцией Рима, а в 395 г. н.э. - провинцией Византии.

 

1.Египетское  право

Древние египтяне, как и Другие народы, выводили свое законодательство из божественных установлений, И Поэтому нормы древнеегипетского  права были в то же время нормами  религиозного происхождения и назначения. Легитимации власти и управления содействовали характерные для мифологии представления о божественном первоисточнике всех правил человеческого общения, включая правовое общение. Олицетворением справедливости в каком-либо Конфликте, Связанном с нарушением прав и моральных заповедей, выступали также отдельные божества (бог Осирис как «владыка справедливости», богиня порядка и справедливости Маат — ее символическое изображение в виде «Пера Истины» противостояло в загробном суде Осириса на чаше Весов правосудия сердцу — душе умершего).

Представление о должном и справедливом со временем стали связывать не только с наличием противоположностей между небесными  и земными порядками, не только с  деятельностью конкретных богов (Осирис и Маат у египтян, Шамаш у вавилонян, Дике, Фемида, Немезида у греков), но и с надлежащим путем (образом поведения, нравами, бытом). В египетской древности сведения о путях обретения справедливости, о надлежащем общественном устройстве и об образе жизни содержались главным образом в мифах и основанных на мифах текстах, преданиях и художественно-изобразительном творчестве. Правовые идеи и ценности, таким образом, отражались и воплощались как в законах, судебных решениях и принципах деятельности властных учреждений, так и в многочисленных формах устного и письменного творчества: настенных надписях, поучениях искусству жизни, в стандартных школьных поучениях, жизнеописаниях и преданиях о «сердце и словах» (о мыслях и приказах) богов и фараонов.

Разделение  ролей мужчины и женщины было закреплено обычаем. Часть занятий — музыка, украшательство, парикмахерские услуги — можно считать профессией, а не упомянутым разделением ролей. Женщины могли вырасти до ранга «надзирательниц» за женской прислугой в богатых домах или же присутствовать на высокопоставленных приемах во дворце или храме. Они никогда не назначались на административные посты, но они могли представлять мужей с официальными поручениями. В их пользу могли быть составлены завещания, они могли владеть собственностью и иметь слуг. Некоторые из них достигали независимости за счет хорошей семейной обеспеченности. Однако вдовы и незамужние считались среди самых несчастных; а в семейной жизни замужние женщины в большинстве зависели от диктата мужей.

Брак осуществлялся  без церемоний и был простым соглашением супругов. Но даже неформальное их бракосочетание направлялось условностями разумного поведения; их ответственность была очень серьезной по отношению к партнеру по браку и их общине. Насилие и неверность с любой стороны обычно не допускались. Развод происходил по согласию или по причинам неверности или бесплодия. В поздний период женщина могла инициировать развод и имела покровительство закона в отношении раздела имущества. Иногда перед бракосочетанием достигалось соглашение, в котором женщина перечисляла свои собственные владения при вхождении в брачный союз, для того чтобы удержать их в случае развода.

Развод содействовал тому, что многие замужние египтянки  становились одинокими в продуктивный период жизни, и потому сериальная моногамия была распространенной. Есть свидетельства, что множество бракосочетаний умерялось, по крайней мере, для мужчин, хотя это, вероятно, вело к заточению (удержанию) жен в обособленные дома.

Семья со многими  детьми считалась идеалом. Дети именовались «штатными помощниками пожилых». Типическое домовое сообщество поддерживало овдовевших родителей и неженатых родственников. Были и приемные дети.

Для статусных  отношений весьма характерным было равноправие Мужчины И Женщины  В частных и публичных сферах жизни, подчиняющихся требованиям закона. Женщина могла владеть и отчуждать собственность, быть стороной в договоре, вести дело в суде, изготовлять завещание. При содействии отца или мужа она могла выступать свидетелем.

Брак был  моногамным, но делались исключения для царей и вельмож. Фараоны и чиновники нередко женились на своих сестрах (по современным подсчетам, до 5% браков вместо 1—2% в большинстве остальных случаев в среде других сословий). По преданию, фараон Рамзес II (XIII В. до н. э.) прожил около 90 лет, из которых 67 правил страной. От своих жен и наложниц он имел свыше 200 детей; 12 сыновей-наследников умерли еще при его жизни.

О разводе и  его последствиях не существует свидетельств вплоть до Позднего царства. Наследование осуществлялось по закону: собственность обычно переходила старшему сыну. Были времена, когда дети получали равные наследственные доли. В отсутствие детей жена становилась единственной наследницей. У древних египтян была также возможность обойти предписания закона путем составления особого завещания, официально регистрируемого в пользу тех или иных своих детей, в том числе и дочерей.

 

На детей  как наследников возлагались  расходы по захоронению своих  родителей, даже если об этом ничего не говорилось в завещании. Дети традиционно  обязывались также ухаживать за могилами родителей. С этой целью кто-то из членов семьи назначался ответственным по уходу за могилой и наделялся постоянным или временным материальным фондом, которым он обладал и пользовался только по назначению и который не мог распределять между своими детьми.

 

Собственность и договорные отношения. Наряду с  царскими и храмовыми хозяйствами  ведущее положение занимали хозяйства  вельмож. Они состояли из центральной  усадьбы и владений (дворов и поселений). У каждого вельможи был «домоправитель», который отвечал за управление хозяйством. Ему были подчинены писцы, хранители ведомостей, мерщик и счетчик зерна. Домоправители осуществляли верховный надзор за хозяйством и подвергали наказанию битьем палками всех провинившихся. Особенно велика в этих заботах была роль писцов — они были нужны при учете полевых работ, при перегоне стад, в производственных мастерских. Отчетность была регулярной и включала записи в пространных ведомостях и хозяйственных книгах за весь календарный год.

Договоры и условия купли-продажи излагались письменно с необыкновенной точностью и подробностями и скреплялись затем подписями многих свидетелей. Проценты под занятые суммы не должны были превышать сумму долга.

Вначале собственность  передавалась на основе устной договоренности и в присутствии официальных лиц (местных или столичных), а затем оформлялась при помощи писца особой записью (и все это делалось за плату). Впоследствии передача собственности стала сопровождаться особым ритуалом: помимо составления договора и подтверждения его принесением клятвы необходимо было совершить обряд ввода покупателя во владение.

Некоторые новации  были предложены фараоном Бокхорисом, правителем из XXIV династии (720—715 гг. до н. э.), который вошел в историю как крупный социальный реформатор. Он ввел запрет на обращение подданных в рабов за долги, запретил взимание двукратной суммы за предоставление займа. Наконец, он установил правило, согласно которому в случае заключения договора без записи доказательством могла служить клятва. Некоторые из этих реформ послужили, по всей видимости, образцом для подражания афинскому законодателю Солону (594 г. до н. э.). Сходны с ними также реформы китайского императора Уди (II В. н. э.), но это сходство носит уже случайный характер.

 

Суд и процесс. Главной целью судебного разбирательства и выносимых решений было пресечение возможности повторного преступления. Так, фальшивомонетчикам отрубали обе руки, виновных в выдаче государственной тайны лишали языка, подделывателю доку­ментов или мер и весов отрубали одну руку.

Судебные инстанции  претерпели известную эволюцию. В  древности важную роль выполняли  суды в рамках общинного самоуправления: они разрешали споры о земле, водопользовании и некоторые  внутрисемейные конфликты. В номах  функции судей выполняли номархи. Высший надзор за чиновниками осуществляли фараон и ве-зир. Судебные функции выполняли также храмовые служители.

Судебный процесс  носил обвинительный характер с  устными выступлениями сторон и  с письменными или устными  свидетельствами. В решении указывались его законные мотивы. Судебная иерархия установилась только в уголовных делах. Мелкие дела рассматривались чиновниками на местах, крупные слушались с участием фараона либо великого везира. Идеалом судебного решения считалась «строгая справедливость», даже если речь шла о заговоре против фараона (реальный эпизод времен Рамзеса III После 1198 г. до н. э.). В одной из инструкций начала 2-го тысячелетия до н. э. фараон на­ставлял везира, чтобы тот судил все случаи в соответствии с законом, и это значило, что нужно уважать справедливость. В некоторых хвалебных надписях упоминается деятельность фараона в качестве законодателя: он диктует, а приглашенный писец записывает его установление. Законность как атрибут правления упоминается в доку­ментах, а также в более поздних описаниях греческого историка Геродота. При этом земная законность, согласно преданию, полностью согласуется с законами, установленными богами.

Решению дел  обычно предшествовало письменное производство: жалоба и ответ на нее, возражение на это, ответ и новое опровержение.

О судебной атмосфере  можно составить представление  по документу XIV в. до н. э., описывающему судебную процедуру у вельможи, главного чиновника города Фивы, древней столицы государства. У самого вельможи седалище со спинкой, рядом с ним — жезл, под ногами и за спиной — кожаная подушка. По обе стороны от него разложены 40 кожаных свитков с законами. Его окружают 10 вельмож, начальники и заведующий канцелярией по приему посетителей. Наказания выносятся «соответственно проступку». Если спор идет о земельных участках (пашнях), то заведующему пашнями дается трехдневный срок на представление документов.

 

Законодательные установления иногда оформлялись в  отдельные собрания и именовались  «дневниками». Это были сборники указов и прецедентов для использования в судебной палате.

 

На технику  изготовления законов в древнеегипетском государстве проливает свет указ фараона Хоремхеба (сер. XIV в. до н. э.). В нем повествуется о том, как, «ища благое дело для Египта, исследуя дела», фараон «самолично говорит в виде указа», а писец с при­бором и свитком записывает «согласно всему тому, что сказал его величество». В этом же указе перечислены критерии подбора на должность судей: «немногоречивые, благонравные, умеющие судить, слушающие речь царя и законы судебной палаты». Цель судейского участия в делах управления государством выглядит очень древней по происхождению и назначению — умиротворение конфликтующих и непослушных.

Все наказания  отличались жестокостью — с телесными  мучениями (битье) и членовредительными действиями (нанесение рваных ран), с обращением в рабство за совершаемые преступления. Умерщвление раба наказывалось смертью наравне с убийством египтянина. То же наказание угрожало клятвопреступнику. Диодор Сицилийский в своей «Истории» (I в. до н. э.) сообщает о практике осуждения за преступления в виде подневольной работы на рудниках по добыче золота в южных районах Позднего царства (район Напата и Мероэ).

Информация о работе Формирование древнеегипетского права