Формационный и цивилизационный подход к истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 15:31, доклад

Краткое описание

Среди подходов к истории как к внутренне логическому и закономерному процессу особо выделяются:
1. формационный подход;
2. цивилизационный подход;

Вложенные файлы: 1 файл

формационный и цивилизационный подходы.docx

— 19.65 Кб (Скачать файл)

Среди подходов к истории  как к внутренне логическому  и закономерному процессу особо выделяются:

  1. формационный подход;
  2. цивилизационный подход;

1.Формационный  подход.

Формационный подход был предложен  основоположниками марксизма –  К. Марксом и Ф. Энгельсом, развит В.И. Лениным. Ключевое понятие, используемое при формационном подходе – общественно-экономическая формация.

Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического  строя на определенном этапе исторического  развития.

Вся история рассматривается как  закономерный процесс смены общественно-экономических  формаций. Каждая новая формация вызревает  в недрах предыдущей, отрицает ее и  затем уже сама отрицается еще  более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом  организации общества. Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной формации к другой.

В общественно-экономической формации есть два главных компонента-базис  и надстройка. Базис – экономика  общества, составляющими которой  являются производительные силы и производственные отношения. Надстройка – государство, политические, общественные институты. К переходу от одной общественно  экономической формации к другой приводят изменения в экономическом  базисе.

Производительные силы постоянно  развиваются, совершенствуются, а производственные отношения остаются прежними. Возникает  конфликт, противоречие между новым  уровнем производительных сил и  устаревшими производственными  отношениями. Рано или поздно, насильственным либо мирным путем происходят изменения  в экономическом базисе – производственные отношения либо постепенно, либо путем  коренной ломки и замены их новыми происходят в соответствие с новым уровнем производительных сил.

Изменившийся экономический базис  ведет к изменению политической надстройки (либо она приспосабливается  к новому базису, либо сметается  движущими силами истории) – возникает  новая, находящаяся на более высоком  качественном уровне общественно-экономическая  формация.

В целом К. Марксом было выделено пять общественно-экономических  формаций:

  1. первобытнообщинная;
  2. рабовладельческая;
  3. феодальная;
  4. капиталистическая;
  5. коммунистическая (социалистическая).

Также им было указано на особый политико-экономический  тип общества (фактически – шестую формацию) – «азиатский способ производства».

Первобытнообщинная  формация характеризуется:

  • примитивными формами организации труда (редкое применение механизмов, в основном – ручной индивидуальный труд, изредка – коллективный (охота, земледелие);
  • отсутствием частной собственности – общей собственностью на средства и результаты труда;
  • равенством и личной свободой;
  • отсутствием оторванной от общества принудительной публичной власти;
  • слабой общественной организацией – отсутствием государств, объединением в племена по кровнородственному признаку, совместным принятием решений.

Коренным образом отличается от первобытной рабовладельческая общественно-экономическая формация:

  • возникла частная собственность на средства производства;
  • социальное неравенство и общественное (классовое) расслоение;
  • государство и публичная власть.

Феодальная общественно-экономическая  формация основывалась на:

  • крупной земельной собственности особого класса землевладельцев – феодалов;
  • труде свободных, но зависимых экономически (редко – политически) от феодалов крестьян;
  • особых производственных отношений в свободных ремесленных центрах – городах.

При капиталистической общественно-экономической формации:

  • основную роль в экономике начинает играть промышленность;
  • усложняются средства производства – механизация, объединение труда;
  • промышленные средства производства принадлежат классу буржуазии;
  • основной объем труда выполняют свободные наемные рабочие, экономически зависимые от буржуазии.

Коммунистическая (социалистическая) формация (общество будущего), по Марксу. Энгельсу, Ленину, будет отличаться:

  • отсутствием частной собственности на средства производства;
  • государственной (общественной) собственностью на средства производства;
  • трудом рабочих, крестьян, интеллигенции, свободных от эксплуатации со стороны частных собственников;
  • справедливым равномерным распределением совокупного произведенного продукта между всеми членами общества;
  • высоким уровнем развития производительных сил и высокой организацией труда.

Формационной подход широко распространен в мировой философии, особенно в социалистических и постсоциалистических странах. Он имеет как свои достоинства, так и недостатки. Достоинства – понимание истории как закономерного объективного процесса, глубокая разработка экономических механизмов развития, реалистичность, систематизация исторического процесса. Недостатки – неучет других фактов (культурных, национальных), излишняя схематичность, оторванность от специфики общества, линейность, неполное подтверждение практикой (пропуск некоторыми обществами рабовладельческой, капиталистической формации, нарушение линейности, скачки как вверх, так и вниз, экономический крах коммунистической (социалистической) формации).

2.Цивилизационный  подход.

Цивилизованный подход был предложен  Арнольдом Тойнби (1889-1975). Центральное  понятие, используемое его сторонниками, - цивилизация. Цивилизация, по Тойнби, - устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. История – нелинейный процесс. Это процесс зарождения жизни и гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли.

Цивилизации могут быть основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации. Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках.

К основным цивилизациям относятся (относились):

  1. шумерская;
  2. вавилонская;
  3. минойская;
  4. эллинская (греческая);
  5. китайская;
  6. индусская;
  7. исламская;
  8. христианская;

некоторые другие цивилизации.

Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось  около 30 (американская, германская, русская  и т.д.).

Движущими силами истории  согласно Тойнби являются:

  • вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия);
  • ответ цивилизации в целом на вызов;
  • деятельность талантливых, богоизбранных личностей (великих людей).

Развитие всей истории  строится по схеме «вызов-ответ». По своей внутренней структуре цивилизация состоит из:

  1. творческого меньшинства;
  2. инертного большинства.

Творческое меньшинство ведет  за собой инертное большинство, чтобы  дать ответ на вызовы, брошенные  цивилизации. Творческое меньшинство не всегда может определять жизнь большинства. Большинство склонно «тушить» энергию меньшинства, поглощать его. В этом случае развитие прекращается, начинается застой.

Цивилизации конечны в своем существовании. Подобно людям, они рождаются, растут, живут и умирают.

Каждая цивилизация в  своей судьбе проходит четыре стадии:

зарождение;

рост;

надлом;

дезинтеграция, завершающаяся  смертью и полным исчезновением  цивилизации.

Недостатками цивилизационного подхода является то, что он не позволяет взглянуть на историю, как на целостный, закономерный процесс


Информация о работе Формационный и цивилизационный подход к истории