Феодальная раздробленность на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 11:46, доклад

Краткое описание

Экономические заключались в распространении на тот период натурального хозяйства, а следовательно, в возможности обособится от государства, т.к. производство велось не для продажи, а «для себя». Возникновение городов и развитие ремесел приводило к обогащению вотчины. Дружинники князя превращались в землевладельцев и «оседали» на своих землях. Росло число зависимых людей-холопов, которых нужно был держать в узде, а для этого требовалось наличие полицейского аппарата, но без государственного вмешательства. Развитие производства приводило к экономическому и политическому обособлению. Местные бояре не собирались делить свои доходы с великим киевским князем и активно поддерживали в борьбе за самостоятельность и укрепление собственного княжества их правителей.

Вложенные файлы: 1 файл

Феодальная раздробленность на Руси.docx

— 351.84 Кб (Скачать файл)

Русь превратилась в улус (владение) золотоордынских ханов, которых  русская летопись называла царями. Каждый из русских князей по требованию Батыя должен был официально признать его власть, побывать в ставке, пройти очищение огнем и на коленях принять  верховный сюзеренитет хана. В  случае отказа виновный подвергался  смерти. Так, по приказу Батыя были убиты в Орде черниговский князь  Михаил Всеволодович и боярин Федор, не желавшие «поклониться огневи» из религиозных побуждений. Но убили  их не как исповедников православия, а как политически неблагонадежных  лиц, думая, что они имеют против хана злой умысел и не желают от него очиститься. После исполнения этой процедуры князья утверждались ханом  в своих владениях, получая ярлык (ханскую грамоту) на княжение. Батый  признал старшинство владимирского  князя Ярослава Всеволодовича, вступившего  на престол после смерти брата  Юрия в 1238 г. Он первым из князей совершил поездку в Орду в 1243 г., а спустя три года должен был предпринять  еще одно далекое путешествие  — в Монголию, в ставку императора Каракорум на реке Орхон, во время  которого внезапно скончался. После  него титул великого князя Владимирского  носили его брат Святослав (1246—1248), сыновья: Михаил Хоробрый (1248), Андрей (1249—1252), Александр Невский (1252—1263), Ярослав  Тверской (1263—1272), Василий Костромской (1272—1276), и внуки, потомки Александра Невского, Дмитрий (1276—1281, 1283—1294) и  Андрей (1281—1283, 1294—1304).

Наиболее дальновидным из сыновей Ярослава Всеволодовича  был Александр Невский. Понимая  бессмысленность сопротивления  монгольской власти, он, будучи еще  новгородским князем, в отличие от своего брата Андрея, занявшего враждебную позицию по отношению к Орде, в  год смерти отца ездил «в татары»  и признал их власть над Новгородом. Позже, уже как великий князь  Владимирский, он силой подавил оппозицию  в Новгороде и заставил принять  татарских «численников». Так назывались на Руси официальные представители  хана, производившие перепись («число») русского населения для обложения  его данью. «Тое же зимы (1257) бысть  число, и източаша всю Землю русскую, только не чтоша кто служит у церкви»  — записал летописец. «И почаша ездити окаянные по улицам, пищучи домы христьянские»  — вторит ему другой. Первое время  зависимости было наиболее тяжелым. До 1262 г. дань собирали присланные татарами откупщики из мусульманских купцов, называвшиеся «бесерменскими». Творимые бесчинства были столь велики, что  в народной памяти их имя стало  нарицательным — «бусурмане». Насилия  откупщиков не раз вызывали волнения на Руси: в 1259 г. в Новгороде, в 1262 и 1289 г. в Ростове, Ярославле, Владимире  и Суздале. Наиболее сильным было антитатарское восстание 1262 г.: «Избави  бог от лютого томленья бесурменского  люди Ростовские земли: вложи ярость в сердце крестьянам, не терпяще  насилия поганых, изволиша вече, и  выгнаша их из городов, из Ростова, из Володимира, из Суздаля, из Ярославля; окупахуть бо ти окаяньни бесурмени  дани, и от того велику пагубу людям  творяхуть». Отмолил ханское прощение мятежным городам Александр Невский. Это было его последнее дело на пользу Руси. На обратном пути из Орды в Городце на Волге 14 ноября 1263 г. князь умер. Предполагают, что он был, как и его отец, отравлен.

Усилению тяжести ига  способствовала политика представителей правящего сословия. После смерти Александра Невского разгорелось жестокое междоусобие его воспреемников, сыновей и внуков. Особенно напряженным  оно стало с момента, когда  князь Андрей Александрович, один из сыновей Александра Невского, в обход  старшинства уговорил хана дать ему  ярлык на великое княжение владимирское и с татарской ратью в 1280 г. пришел на Русь. В 1292 г. он вместе с другими  князьями донес на родного брата  Дмитрия Александровича в Орду о  том, что тот утаивает дань. Тогда  хан Тохта послал на Русь своего брата Дюденю. Дюденева рать вместе с князьями опустошила 14 городов, в  том числе и Владимир, не пощадив  даже церковного имущества. И такими записями полна русская летопись, сообщая еще об антитатарских  мятежах в 1289 и 1327 годах. В конце  ХIII в. сбор дани из рук татарских  откупщиков и баскаков был передан  русским князьям, которые затем  отвозили или посылали ее в Орду. В большинстве русских княжеств исчезли к этому времени и  баскаки, наместники хана, сидевшие в  русских городах и имевшие  неограниченную власть. Ликвидирован был также пост «великого» баскака  владимирского.

В народном сознании и творчестве борьба с монголо-татарами вытеснила  тему борьбы с другими врагами. Русский  фольклор отразил народное представление  об огромном численном превосходстве  врага, подавившего русскую силу богатырскую. Сколько ни рубили богатыри, из каждого разрубленного врага  появлялось двое живых. Тогда побежали русские витязи в каменные горы и  в них окаменели. С тех пор  и перевелись витязи на святой Руси. «Смирилось наше величие, погибла красота  наша», — пишет современник. «Приключилась  болезнь христианам», — заключает  автор «Слова о погибели русской  земли».

Главной причиной поражения  Руси была феодальная раздробленность. Каждое из русских княжеств поодиночке противостояло превосходившей силе противника, который к тому же использовал  богатый военно-технический опыт Китая и Средней Азии: стенобитные  машины, камнеметы, порох и сосуды с горючими жидкостями.

В социально-экономическом  плане последствия нашествия  были тяжелыми. Резко сократились  население страны и число городов. По подсчетам археологов из известных  по раскопкам 74 городов Руси ХII—ХIII вв. 49 были разорены Батыем, причем в 14 городах жизнь не возобновилась, а 15 превратились в села. Горожане гибли  чаще, чем сельское население, в места  проживания которого неприятель не всегда даже мог попасть из-за густоты  лесов и бездорожья. Физическое истребление  профессиональных воинов — князей и бояр — замедлило процесс  роста светского феодального  землевладения, который в Северо-Восточной  Руси только начался незадолго до нашествия. Особенно пострадало ремесленное  производство, в котором веками передавались секреты от отца к сыну. В ходе нашествия исчезли целые ремесленные  профессии, утраченными оказались  навыки изготовления стеклянной посуды и оконных стекол, прекращено было каменное строительство. Почти полностью  расстроились экономические связи  между населением северо-восточных, западных и южных русских земель. Последние были захвачены Литвой и Польшей. Экономический упадок испытали многие страны, бывшие постоянными  торговыми партнерами Руси.

В политическом отношении  Золотая Орда парадоксальным образом  стимулировала тенденции объединения  Руси. Русские княжества непосредственно  не вошли в состав Монгольского государства. Их зависимость от него выражалась в уплате дани и верховном сюзеренитете хана, который утверждал князей на их столах. Это способствовало усилению княжеской власти над населением страны и ослаблению вечевого начала управления. Отныне местная власть опиралась на внешнюю силу монголо-татарского царя. Русские впервые познакомились с властью, с которой нельзя было входить в соглашение, а надо было подчиняться безусловно. Царский титул, который был перенесен на монгольского хана, придал вассалитету Руси черты легитимности — ведь правитель Орды носил более высокое звание, нежели любой из русских князей, даже великий князь владимирский. Именно монголо-татары возродили значение великого князя, поскольку ему удобнее было передоверить сбор дани со всех русских территорий. Это в свою очередь обострило борьбу князей за великокняжеский титул. Сами монголо-татары в этой борьбе выступали жесткими арбитрами. Претендентов они вызывали в ханскую ставку и одних убивали, других поощряли, заставляя выступать против своих же соплеменников. Великокняжеское звание нередко обещалось тому, кто привезет больше дани.

 

В силу вышесказанного не лишены основания утверждения евразийцев, считавших, что без «татарщины»  не было бы России. Один из лидеров этого  течения, князь Н.С. Трубецкой, даже полагал, что основателями подлинно русского государства были не киевские князья, а московские цари, ставшие  воспреемниками монгольских ханов. Чудо же превращения монголо-татарской  среды в русскую государственность  произошло благодаря православию, вызвавшему религиозно-духовный подъем масс. Монголо-татары относились с веротерпимостью  ко всем религиям, а духовенство  освобождали от дани с тем, чтобы  с его помощью пропагандировать подчинение народа завоевателям. Русские  митрополиты получали от ханов особые ярлыки, обеспечивавшие привилегии духовенства  и неприкосновенность церковных  имуществ. В обход планам завоевателей это помогло церкви стать той  силой, которая воспитывала в  народе чувство религиозного и национального  единства, противопоставляя русское  «хрестьянство» «поганству» завоевателей, «нечестивых агарян». Так словом «хрестьяне» (христиане) в монголо-татарскую  эпоху стали называть все русское  православное население в противоположность  татарским язычникам — «поганым»1. Впоследствии слово «крестьяне»  было распространено на сельское население  страны.

Вместе с тем Русь переняла от монголо-татар некоторые их политические порядки, бытовые обычаи, слова. Так, например, денежный счет (деньги — татарское  слово), пошлина с торговли (тамга), почтовая служба (ям). Была воспринята и более жесткая, чем бытовала в Древней Руси, система наказаний. Необходимость жить в условиях постоянной опасности способствовала формированию некоторых черт национального характера  русского народа, таких, например, как  изворотливость, способность идти на компромиссы, а иногда и жертвы головами своих же соплеменников. С монголо-татарских  времен сложился на Руси обычай у высших сословий держать женщин в теремах  затворницами. Если сначала это диктовалось  опасностью, то позже способствовало огрублению семейных нравов и ухудшению  положения женщины в семье  и обществе.

 

 

 

  1. Борьба Новгорода и Пскова  против  экспансии  с Западаю. Александр Невский.

Смерч  Батыева нашествия  отбросил далеко назад Русь в ее развитии, хозяйственном и культурном. Грады и веси лежали в развалинах, десятки тысяч жителей пали под  ордынскими саблями; других на арканах  увели в плен, и они попали на невольничьи рынки, в услужение  новым хозяевам, в ремесленные  мастерские или в ордынские тумены, чтобы обогащать ханов, мурз и  простых ордынцев, служить их честолюбивым целям, украшать их жилища и города. Русь своей трагической борьбой  и подвигом спасла Западную Европу от погрома, подобного тому, что потерпела  сама. Когда русские земли лежали в развалинах, там, далеко, продолжали накапливать богатства, создавать  шедевры.

Появление немцев в восточной  части Прибалтики относится ко второй половине XII в. Сначала это были купцы  и христианские миссионеры. Вслед  за ними появились и рыцари-крестоносцы, стремящиеся уже не крестом, а  мечом покорить новые земли. Начало активной германской экспансии в  Восточной Прибалтике связано с  именем епископа Альберта. Он основал  в устье Двины город Ригу и  привез туда немало немецких колонистов. В 1202г. Альберт основал в Прибалтике военно-религиозную организацию - орден  рыцарей Меча (Меченосцев) по образцу  военных орденов, созданных крестоносцами  в Палестине.

Русско-шведско-германские войны XIII в. на северо-западных рубежах Руси можно разделить на три этапа. Первый этап связан с немецким натиском на славянский город Юрьев 1224г. Второй ознаменовался двусторонним шведско-германским натиском в 1240-1242гг. Третий этап занял  вторую половину XIII в.

Александр Невский и его  роль в отражении натиска с  северо-запада

В отличие от русских, немцы  своего шанса упускать не собирались. В 1237г. остатки ордена Меченосцев объединились с Тевтонским орденом в единый Ливонский орден. В том же году римский папа Григорий благословил  немецких рыцарей на новый поход  против русских земель. В 1238г. получили благословение на поход против Руси и шведы, которые к тому времени  захватили Финляндию. Время для  наступления было выбрано удачно — Северо-Восточная Русь была ослаблена  нашествием Батыя.

Новый натиск был уже скоординирован. В 1239г. немцы и шведы начали переговоры о совместных действиях против северной Руси, которую они стремились завоевать  одновременным двусторонним натиском с запада и севера. Переговоры отчетливо  обозначили сферы германо-шведского  влияния в завоеванных землях. Немцам отходил Изборск и Псков, шведам — бассейн Невы. Условная граница между зонами действий германских и шведских крестоносцев проходила  в районе Новгорода — главной  цели похода захватчиков.

Первыми начали поход против Новгорода шведы. В июле 1240г. их войско под командованием зятя шведского  короля Ярла Биргера (5 тыс. чел.) на 100 судах  вошло в Неву со стороны Финского залива и расположилось лагерем  у речки Ижора. О значении похода для римской церкви свидетельствует  тот факт, что в войске Биргера  находились католические епископы. Шведы  намеревались захватить устье Невы, а в случае успеха идти на Новгород.

Встав лагерем у Ижоры, Биргер отправил новгородскому князю  Александру Ярославичу надменное послание со словами: «Если можешь мне сопротивляться, то я уже здесь, воюю твою землю». Получив известие о появлении  шведов, Александр Ярославич решил  действовать быстро, чтобы не дать захватчикам овладеть инициативой. Он не стал дожидаться подкреплений от своего отца — великого князя Владимирского  Ярослава Всеволодовича, или ждать, пока новгородское вече объявит мобилизацию, Александр выступил в поход лишь со своей дружиной, усиленной новгородскими  добровольцами. Перед выступлением князь обратился к воинам и  сказал, что хоть их и немного, но они должны победить, поскольку «не  в силе Бог, а в правде».

На рассвете 15 июля 1240г. русские, воспользовавшись туманном, атаковали  шведский лагерь «в ярости мужества своего». Согласно легенде, воин Пелгусий видел, как по реке плыли в ладье святые мученики Борис и Глеб на помощь «сроднику своему» Александру. Во время битвы Александр сразился с Биргером и ранил его копьем в голову. В жестокой схватке шведы  были разбиты и изгнаны из российских пределов. Гибель многих шведов, согласно той же легенде, русские приписали  помощи ангельского воинства, поскольку  значительное число трупов иноземцев  было найдено там, где сражения не было. Во время битвы было потоплено  три шведских корабля. Благодаря  внезапности нападения и ратному  умению, русские потеряли всего 20 человек. Урон шведов был гораздо более  значительным. В битве на Неве пало более 200 знатных воинов, а прочих «без числа».

Победа на берегах Невы принесла Александру Ярославичу громкую  славу и почетное прозвище Невский. Она сыграла огромную роль в подъеме  морального духа русских. Ведь это был  их первый крупный успех после  нашествия Батыя. Битвой на Неве началась многовековая борьба России за сохранение выхода к Балтийскому морю, столь  важного для будущего страны. О  высоком значении этого сражения в сознании русского народа свидетельствует  и тот факт, что многие высшие фамилии российской знати выводили своих предков именно от героев Невской  битвы.

Ледовое побоище. Почти одновременно со шведами, летом 1240г. перешли в наступление и ливонские немцы. Они взяли штурмом Изборск, разгромив посланное на подмогу изборцам псковское войско. Преследуя беглецов, немецкие рыцари подошли к стенам Пскова, где местные бояре открыли ворота захватчикам. На этом первый поход немцев закончился. Тем временем в конце 1240г. из-за распрей с новгородским боярством покинул Новгород Александр Невский, который вернулся во Владимиро-Суздальское княжество, в родной город Переяславль-Залесский. Видимо, узнав об отъезде знаменитого полководца, немцы возобновили натиск. Зимой 1241г. они взяли Тесово, Лугу, Копорье. Передовые отряды рыцарей стали появляться в 35км от Новгорода. Папа уже передал побережье Невы и Карелию Эзельскому епископу, который теперь с нетерпением ждал, когда рыцари овладеют дарованной ему территорией.

Информация о работе Феодальная раздробленность на Руси