Традиции изучения отечественной истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 13:17, реферат

Краткое описание

Цель истории – находить факты, устанавливать их причины и следствия.
К основным задачам истории следует отнести:
• Изучение различных сторон и проблем исторического развития.
• Исследование процесса накопления знаний о человеческом обществе.
• Изучение процесса изменения и совершенствования методов и приёмов историковедческого анализа.
• Анализ изменения различных проблем исторических исследований, а так же выяснение и выявление факторов и направлений этого процесса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
История как наука. Сущность, формы, функции исторического знания……………………………………………………………………….5
Методология изучения истории. Формационный и цивилизационный подходы в историческом познании……………………………………….9
Традиции изучения отечественной истории…………………………….16
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы…………………………………………...21

Вложенные файлы: 1 файл

историяР.docx

— 44.53 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. История как наука. Сущность, формы, функции исторического знания……………………………………………………………………….5
  2. Методология изучения истории. Формационный и цивилизационный подходы в историческом познании……………………………………….9
  3. Традиции изучения отечественной истории…………………………….16

Заключение……………………………………………………………………….20

Список использованной литературы…………………………………………...21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

          У слова «история» существует несколько значений. Так, например, фраза «попасть в историю» может нести в себе два разных смысла для человека, попавшего в беду или для политического деятеля, который хочет оставить свой след в истории.

         Человеку порой очень интересно знать о жизни его предшественников. В этом ему помогает такая наука, как история. История — одна из древнейших наук, она возникла в Греции и насчитывает около 2500 лет. В VI веке возникает такое понятие, как историки-лагографы - авторы первых исторических сочинений. Одним из них был Геродот. Именно его на сегодняшний день считают отцом истории. Начиная с Геродота, в Греции и Риме появляются люди, которые будут записывать истории. С тех времён и получает распространение история как наука.

          В древнегреческой мифологии существовала богиня Клио, которая покровительствовала истории. Она изображалась в виде молодой женщины с одухотворенным лицом, полным глубокой мысли. У неё в руках имелся свиток и грифельная палочка, что означало, что ничего в нашем мире не исчезает бесследно.

          Таким образом, можно дать определение истории. История – гуманитарная наука, изучающая прошлое человеческого общества во всей её красоте и многообразии, которое создаётся с целью понимания его настоящего и перспектив будущего (Девиз науки: Historia est magistra vitae — «История — наставница жизни»).

          Геродо́т Галикарна́сский (484 до н. э. — 425 до н. э.) автор первого исторического трактата – «истории», в котором описаны греко–персидские войны и обычаи современных ему народов. Родина Геродота - малоазийский Галикарнас. В молодости он принадлежал партии, которая боролось против правившего тирана Лигдамида. Затем Геродот был изгнан, и спустя некоторое время отправился в длительные путешествия. Он объехал Вавилон, Ассирию, Египет, Балканский полуостров от Пелопонесса до Македонии, а затем поселился в Афинах.

         По сравнению с гуманитарными науками, изучающими какую-либо одну из сторон общественной жизни, история познает всю совокупность жизни общества на протяжении всего исторического процесса.

          Основа исторической науки – собирание, систематизация и обобщение фактов. История – наука, изучающая человеческое общество в его развитии, поэтому предметом изучения истории являются события, модели поведения людей, системы их ценностных установок и мотиваций.

Цель истории – находить факты, устанавливать их причины и следствия.

         К основным задачам истории следует отнести:

• Изучение различных сторон и проблем исторического развития.

• Исследование процесса накопления знаний о человеческом обществе.

• Изучение процесса изменения и совершенствования методов и приёмов историковедческого анализа.

• Анализ изменения различных проблем исторических исследований, а так же выяснение и выявление факторов и направлений этого процесса.

• Изучение развития и особенностей работы различных исторических научных учреждений, а также систем подготовки кадров в стране для всей системы исторического образования.

• Анализирование процесса эволюции средств научной деятельности, органов научной и научно-популярной печати.

• Исследование международных связей исторической науки, а так же взаимодействия между учёными различных стран.

• Изучение политики правительства в области исторической науки и образования, т.к. от неё во многом зависят различные условия использования историками архивных материалов, возможности публикации результатов исследований.

 

 

 

 

 

 

 

  1. История как наука. Сущность, формы, функции исторического знания.

 

           За всё время существования человеческого общества сложился ряд вспомогательных исторических дисциплин, отвечающих за разработку общих вопросов методики и техники исторических исследований. Что бы создать историю как науку одних фактов недостаточно, необходимо наличие различных свидетельств о происшедших когда-то событиях. Прошлое воссоздаётся учёными по различным письменным источникам, по исследованию предметов материальной культуры.

         Наука история захватывает все явления человеческой жизни. Эти явления чрезвычайно многогранны и разнообразны, касаются внутренней и внешней политики, развития хозяйства и культуры, разных форм общественной жизни страны, развития международных отношений, деятельности исторических личностей, военных событий.   Поэтому история – наука многоотраслевая, она состоит из целого ряда самостоятельных «ветвей» исторического знания, а именно: истории социальной, гражданской, экономической, военной, политической, государства и права, религии и пр. Для углублённого изучения этих отраслей существует множество наук, находящиеся в тесном контакте с историей.

       Наиболее известные из них:

• антропология (взаимодействие человека с миром);

• археология (изучение жизни предшественников по материальным предметам);

• геральдика (изучение гербов);

• дипломатика (изучение юридических документов и актов);

• краеведение (изучение географических, экономических и политических признаков одного региона);

• нумизматика (изучение монетной чеканки);

• хронология (изучение последовательности событий).

          Все эти науки предоставляют и находят интересные материалы, письменные, вещественные, этнографические, фото- и кинодокументы для детального изучения жизни наших предшественников. На них и опирается историческая наука. Наиболее важное место в развитии исторической науки занимают две научные области: археология и этнография. Археология, некогда бывшая вспомогательной веткой в изучении истории, теперь является самостоятельной наукой, которая изучает предметы материальной культуры, что очень важно для реконструкции реальных событий.

Сущность, формы, функции исторического знания.

            В сущности, история - одна из важнейших форм самосознания людей. Опытом истории стремятся воспользоваться противоборствующие политические силы. Сложная современная российская действительность ярко показывает, что все общественные движения России стремятся обосновывать свои действия ссылками на историю. В истолковании исторических событий наблюдается непрекращающаяся борьба различных идей и мнений.

          История - наука конкретная, требующая точного знания хронологии (дат) фактов, событий. По сравнению с другими гуманитарными науками, изучающими какую-либо одну сторону общественной жизни, она характеризуется тем, что предметом её познания является вся совокупность жизни общества на протяжении всего исторического процесса. Многие проблемы современности, которыми занимаются экономисты, политологи, социологи и другие специалисты гуманитарного цикла, могут быть решены только на основе исторического подхода, исторического анализа, на базе проделанной историками работы по сбору, систематизации и обобщению огромной совокупности фактов, позволяющих выявить тенденции общественного развития.

          На разговоры о том, что история никого и ничему не научила, выдающийся русский историк В.О. Ключевский ответил: "История учит даже тех, кто у неё не учится: она проучивает их за невежество и пренебрежение".

         Каковы же формы исторического знания как части общественного сознания? Историческое знание складывалось постепенно, по ступеням развития человечества. Для появления исторических представлений необходимо было достижение такого уровня общественной жизни, при котором сознанию человека становилось доступным понимание переходов от одного состояния общества и личности к другому. В древности было архаическое сознание - объяснение явлений природы и общественной жизни действиями сверхъестественных сил. Это отражалось в мифологии. Важным условием созревания истории как отрасли знаний явилось утверждение представлений о линейном времени, хронологии. На высших ступенях развития человечества исторический процесс стал представляться целостным явлением и в то же время состоящим из совокупности различных сфер общественной жизни.

          Поэтому формы исторического знания различают по их качественным ступеням. Элементарная, обыденная форма исторического знания присуща каждому человеку и выражается в общих представлениях о прошлом. Следующий уровень исторического знания складывается в ходе школьного усвоения суммы исторических фактов в хронологической последовательности. Высшая ступень исторического знания (научного) складывается в ходе теоретического осмысления прошлого, дающего возможность объяснить сложную и противоречивую историю человечества, закономерности её развития. Учебные программы, методика получения образования в системе высшей школы дают возможность студенту овладеть научными знаниями истории.

          История выполняет несколько социально значимых функций. Первая - познавательная и интеллектуально-развивающая функция исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания, из теоретического обобщения исторических фактов, выявления главных тенденций общественного развития. На научном языке слово "история" часто употребляют как процесс движения во времени и как процесс познания во времени. Поэтому при изучении курса отечественной истории важно познание процесса зарождения, становления и функционирования Российского государства на различных этапах.

         Вторая функция - практически-политическая. Сущность её в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает глубоко осмысливать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений.

        Третья функция - мировоззренческая. История даёт документально точные данные о выдающихся событиях прошлого. Их осмысление вырабатывает взгляд на мир, общество, законы его развития. Мировоззрение может быть научным, если опирается на общественную реальность; в общественном развитии - это исторические факты.

         Четвёртая функция - воспитательная. Изучение отечественной истории воспитывает у народа нравственность, формирует гуманистические гражданские качества патриотизма, помогает понять такие категории, как честь, долг перед обществом, позволяет оценивать политических руководителей по результатам их дел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методология изучения истории. Формационный и цивилизационный подходы в историческом познании.

 

          Метод представляет собой способ изучения исторических процессов через их проявления - исторические факты, способ получения из фактов новых знаний.

         Конкретными методами считают:

1. общенаучные;

2. исторические;

3. специальные (заимствованные  из других наук).

         Общими методами для всех гуманитарных наук служат:

• логический;

• исторический.

         Цель логического метода заключается в рассмотрении изучаемых явлений на самой высокой стадии из развития, в последовательности и взаимосвязи с предыдущими стадиями исторического развития.

         Исторический метод воспроизводит различные явления и процессы в их хронологическом порядке со всеми особенностями и неповторимыми чертами, вплоть до мельчайших деталей, через которые можно проявить общие закономерности.

        Эти методы являются дополнениями друг друга, так как, если исчерпаны все возможности исторического метода, то можно сделать соответствующие выводы и обобщения с помощью логического метода.

        В изучении и исследовании истории России чаще всего используют такие методы:

  1. Хронологический - состоит в изложении явлений в строго хронологическом порядке;

2) Хронологическо-проблемный - заключается в изучении исторических явлений по эпохам и периодам, а внутри периодов - по проблемам.

3) Проблемно-хронологический - исследует только одну определённую сторону жизни и деятельности государства в её постепенном развитии;

4) Синхронический - благодаря этому методу можно установить связь между отдельными процессами и явлениями, которые протекают в одно и то же время, но в разных частях страны, либо за её пределами.

          Выделяют также и другие методы для изучения и исследования истории страны:

• метод периодизации;

• сравнительно-исторический;

• ретроспективный;

• системно-структурный;

• статистический;

• метод социологических исследований, который взят из социологии для изучения и исследования современных проблем.

          Методология любой науки преследует две задачи – основную и производную. Основная состоит в том, чтобы установить те основания, в силу которых наука получает свое значение; производная сводится к тому, чтобы дать системное учение о тех методах, которыми что-либо изучается.

          Методология исторического знания занимается установлением принципов исторического знания; например, какое значение историк должен придавать принципам причинно-следственности и целесообразности в исторических процессах? каков критерий исторической оценки, на основании которого историк проводит отбор материала? в каком смысле он пользуется понятиями «эволюция», «прогресс», «регресс» и др.?

Информация о работе Традиции изучения отечественной истории