Теория и практика «культурной революции» в СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:48, реферат

Краткое описание

Цель моего реферата рассмотреть теорию и практику «культурной революции» в СССР.
Для этого мной были поставлены следующие задачи .
В рамках первой задачи я рассмотрю социокультурные доминанты послереволюционной эпохи.
В рамках второй задачи - культурный плюрализм и поиски новой культуры (1917-1932гг).
В рамках третей задачи , рассмотрю процесс построения социалистической культуры, с культурной революцией в условиях тоталитаризма (1932-1956гг).

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 21.46 Кб (Скачать файл)

                                                                                         Введение .                

    Цель  моего  реферата  рассмотреть  теорию  и  практику   «культурной  революции»  в  СССР.

Для  этого  мной   были  поставлены  следующие  задачи .

     В  рамках  первой  задачи  я   рассмотрю  социокультурные  доминанты послереволюционной  эпохи.

      В  рамках  второй  задачи  -  культурный  плюрализм  и   поиски  новой  культуры  (1917-1932гг).

      В  рамках  третей  задачи , рассмотрю процесс построения  социалистической  культуры, с культурной  революцией  в условиях  тоталитаризма  (1932-1956гг).

      В  рамках  четвертой  задачи  рассмотрю  исправление  допущенных  ранее  просчетов  и  ошибок, поиск  путей  к  социализму  с  человеческим  лицом , демократизации  культуры  и  общественной  жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Социокультурные  доминанты послереволюционной  эпохи.

          Советский  период  в  истории   России  продолжался  74 года:  с   октября  1917  года   по  август  1991 года.

         Октябрьская  революция  1917г   была  выступлением  не  только  и  не  столько  против  прежней  политической  системы ,  сколько против  основных  духовных  ценностей прежней культуры .  Это было неосознанное  стремление  разрушить прежний образ России , а затем войти в это пространство  в качестве  нового  субъекта , творящего  собственную  культуру. Данный  процесс  демократизации  России  стал  периодом  пробуждения  социальной  активности  масс  и  их  вступления  в  общественно  политическую  жизнь.

       После  победы  Октябрьской   революции  Советская  Россия  предприняла  грандиозную  попытку воплотить  в  жизнь  великие  идеалы  просветительского  гуманизма  -  свободу,  равенство,  братство ,  счастье ,  солидарность . То ,  что не  удалось сделать западному миру , следуя   по  буржуазно – капиталистическому  пути , решила  совершить  новая  Россия ,  избрав  пролетарско – социалистический  путь  развития.

       Можно сказать, что эта попытка  означала дерзкий  вызов мировому  историческому опыту, поскольку она предпринималась впервые  и  для ее успешного притворения в России не было необходимых и тем более достаточных условий.  Во всей предыдущей истории человечества политическая революция  обычно происходила после вызревания экономических и культурных предпосылок. Новый господствующий класс, к которому переходила политическая власть, уже обладала к тому времени экономическим господством и доминировал в культуре и идеологии. В России было не так.

        Революционные  события в России  стали  также  вызовом   марксизму,  поскольку  противоречили  его  фундаментальным положениям, согласно которым та или иная общественная формация не уходит с исторической сцены до тех пор, пока не исчерпает свой потенциал прогрессивного развития. Капитализм в России того времени не только не исчерпал свои возможности, но еще только складывался и не достиг даже  зрелого состояния.

     Хотя  Россия в начале века занимала  пятое место в мире  по общему  экономическому  уровню, в целом  она оставалась страной достаточно  отсталой. К этому следует добавить  то обстоятельство, что  Россия к началу  строительства нового общества пережила  три  года  участия  в  Первой мировой  войне, три  революции  и три года  гражданской  войны. Она была полностью  разрушена и представляла  собой  ужасающее  зрелище.

    разрушена  и представляла  собой ужасающее зрелище.

        Уничтожение культуры  царской   России  и  старой  русской   государственности  стало   одновременно распространением  этой  культуры  в новых обстоятельствах на  классы  крестьянства и рабочих.

        Процесс национализации  культуры  был  законодательно закреплено  на  VIII съезде  РКП(б), и  в собственность народа перешли музеи, образовательные учреждения, театры, т.е. все  объекты  культуры  и  искусства. Это был, безусловно,  прогрессивный политический  шаг , так как доступ к культуре получили представители абсолютно всех  классов. Между тем в процессе национализации  многое  погибло, уничтожилось,  разрушилось как  необладающее культурной ценностью. Безусловно негативным фактором развития культуры был узкоклассовый к ней подход, сопровождавшийся подозрительностью к  дореволюционной культуре и ее  представителям,  антиинтеллигентскими настроениями и лозунгами о «бдительности» к старым специалистам.

       Структура дореволюционной культуры  принципиальным образом изменилось  – ни  один из прежних   носителей культуры не сохранил  своих функций, ни одна из  субкультур не оставалась в  прежнем качестве.

       Структура культуры до революции  в 20-е годы:

дворянская  культура – основа российской культуры, гордость мировой культуры (1,5% по перепеси населения 1897г.) была разрушена (часть дворянства – в эмиграции, часть – репрессирована, отдельные представители – на службе у нового государства, но как представители иной культуры);

разночинная культура – культура революционеров -разночинцев  - идеологизирована,  на службе революции;

крестьянская  культура – основа русской культуры, ее  «питательная почва» и фундамент (крестьяне составляли – 71% населения страны) – разрушается, «раскрестьянивание»  сопровождается насильственным переселением людей, происходит также перемещение крестьян в город, что сопровождается стиранием социальной памяти и разрушением культуры;

городская культура вследствие развития аграрного сектора экономики представлена незначительно (мещане  - 10,7%) частично продолжает существовать, частично маргинализируется, во-первых, за счет  изменения социального статуса и , во-вторых, за счет перемещения значительных масс из деревни в город.

     В  крайне неблагоприятных условиях  началось строительство социалистического  общества и социалистической  культуры. Все это прекрасно видел  и понимал главный вдохновитель  строительства новой Росси – В,И,Ленин.

       Строительство новой культуры  сопровождалось крайностями и  перегибами. С одной стороны, здесь имеются впечатляющие успехи и достижения, которые наиболее ярко проявились в развитии науки. Благодаря этому Советский Союз (в который Россия преобразовалась в 1922г.) первым запустил  искусственный  спутник  Земли,  первым построил атомную электростанцию, первым изобрел лазер и т.д. Советский Союз создал эффективную систему образования,  которая признана одной из лучших в мире. Во  многом по этой причине Россия из страны сплошной неграмотности очень стала одной из самых образованных стран мира. Благодаря созданию широкой сети библиотек и музеев, низким ценам на книги, посещение театра, кино и выставок, в Советском Союзе сложились самые благоприятные условия для приобщения к культуре подавляющего большинства населения. Советских людей стали называть  «читающим народом».

  С другой  стороны, создаваемая социалистическая  культура имела слишком  идеологизированный, классовый , атеистический характер. В качестве  своей основы она избрала науку и марксистскую идеологию, радикально отвергнув религию. Однако  наука при этом воспринималась в идеологизированном виде, через призму сциентизма, который абсолютизирует возможности науки, ставит ее на место религии.

     В  развитии культуры советского  периода России можно выделить  три основных этапа. 

Первый  – 1917-1932 гг – поиск новой культуры и путей ее построения, проходивший на фоне широкого культурного плюрализма.

Второй  – 1932-1956гг – процесс построения социалистической культуры, с культурной революцией в условиях тоталитаризма.

Третий  – 1956-1991гг – исправление допущенных ранее просчетов и ошибок, поиск путей к социализму с человеческим лицом, демократизации культуры и общественной жизни. 
 
 
 
 

   

  1. Культурный плюрализм и поиски новой культуры (1917-1932гг).

          Первый этап становления новой, социалистической культуры протекал в исключительно трудных  условиях разрухи, вызванной Первой мировой и гражданской войнами.  Несмотря на большие трудности, первый этап оказался весьма интересным и насыщенным самыми различными  фактами  и  процессами.

      

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Информация о работе Теория и практика «культурной революции» в СССР