Татаро-Монгольская экспансия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 10:32, курсовая работа

Краткое описание

Потребности борьбы со степняками и иными завоевателями издавна выковывали в славянине, русском человеке жизнестойкость и мужество, независимость и гордость. А общение со многими иноязычными племенами и народами, несмотря на его нередко драматический характер, добавило в их характер дружелюбие, отсутствие нетерпимости к обычаям чужаков, которых они охотно включали в свою среду.

Содержание

1. Истоки. Древняя Русь. 1
2. Экономич. и культурное положение Руси XII—XIII вв. 2
3. XI–XII вв. Предпосылки завоевания Руси. 4
4. Первое нашествие татар. Битва на Калке. 6
5. Нашествие Батыя. 11
6. Монгольское иго. 13
7. Господство орды. 14
8. «Собирание земель». 16
9. Восстановление экономики.
Строительство державы. 19
10. Историческое значение и итоги завоевания. 23
11. Альтернативные мнения о татаро-монгольском иге. 25
12. Художественное наследие. 28
13. Список литературы. 31

Вложенные файлы: 1 файл

Монголо-татарская экспансия.doc

— 1.30 Мб (Скачать файл)

                «Татаро-Монгольская экспансия».

 

 

                                       Содержание:                                      

 

1. Истоки.  Древняя Русь.                                                           1

2. Экономич. и культурное положение Руси XII—XIII вв.    2

3. XI–XII вв. Предпосылки завоевания Руси.                           4

4. Первое нашествие татар. Битва  на Калке.                             6

5. Нашествие Батыя.                                                                   11

6. Монгольское иго.                                                                    13

7. Господство орды.                                                                    14

8. «Собирание земель».                                                               16

9. Восстановление экономики.                                                 

Строительство державы.                                                             19

10.  Историческое значение и  итоги завоевания.                        23

11. Альтернативные  мнения о татаро-монгольском  иге.            25

12. Художественное наследие.                                                    28

13. Список литературы.                                                               31

                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        Истоки.  Древняя Русь

 

Историческая судьба дала в удел славяно-русскому племени большие пространства для расселения и хозяйствования: причерноморские и приазовские степи, севернее их — лесостепи, а еще дальше на север — лесные чащобы и болота, тянувшиеся до Варяжского (Балтийского) моря и Дышучего моря (Северного Ледовитого океана). Лежали здесь плодородные черноземы и тучные пастбища, звериные ловли и бортные ухожаи; водилось много всякой птицы, рыбы и зверья. Исстари кормились в этих благословенных местах земледельцы и скотоводы, охотники и рыболовы. По жизнь их отнюдь нельзя назвать легкой — никакого «золотого века», о котором в свое время писали не очень сведущие люди, не было и быть не могло. Человек был еще очень слаб в борьбе за существование, элементарное выживание — суровая природа и дикие звери, болезни и голод, столкновения с воинственными соседями на каждом шагу грозили ему гибелью. Древний славянин, потом русский человек, живший в Восточной Европе, тысячелетиями и столетиями испытывал тяжкие удары кочевников. А они волна за волной накатывались с востока по широкому степному коридору от Алтая, Южной Сибири, через Южное Приуралье и Нижнее Поволжье, Приазовье и Причерноморье. Киммерийцы и скифы, сарматы и аланы, гунны и авары, хазары и печенеги, половцы и монголо-татары — завоеватели проходили огнём и мечом, сметали селения, втягивая в губительный смерч, как в воронку, племена и народы. Людей, подвергшихся нападению, убивали, уводили в плен, включали в свои войска, заставляя участвовать в походах против других народов. Восточные славяне в одних случаях оказывали стойкое сопротивление, отбрасывали врагов, в других вынуждены были подчиняться. Передвижения, этнические, языковые ассимиляции, обмен хозяйственными, культурными навыками неизбежно сопровождали жизнь народов, захваченных подобными пертурбациями, которые принимали подчас характер катаклизмов, как, например, в эпоху «великого переселения народов» середины I тысячелетия н. э.

Потребности борьбы со степняками и иными завоевателями издавна выковывали в славянине, русском человеке жизнестойкость и мужество, независимость и гордость. А общение со многими иноязычными племенами и народами, несмотря на его нередко драматический характер, добавило в их характер дружелюбие, отсутствие нетерпимости к обычаям чужаков, которых они охотно включали в свою среду.

Между славянскими племенами не было согласия. Некоторые племена, рассудив, что добру от этого не бывать, решили на вече выбрать себе князя, но не из своих, а из чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого, за неимением своей головы, отправлены были за море к соседнему варяжскому племени русь послы и велено держать им такую речь: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами». Три князя варяго-русские Рюрик и два брата его пришли к нам и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так началось в 862 году по Рождестве Христовом Русское государство. От имени рода   первых князей оно и назвалось Русью.

Первые князья мало занимались земскими делами, а больше всего войною. На войне славяне отличались необыкновенною жестокостью, мучили и убивали врагов без пощады. Они делали наезды на соседние племена славянские, еще не подчиненные их власти, и брали с них дань. Не довольствуясь этою данью и желая большей поживы, они нападали на соседние государства и брали с них выкуп золотом, серебром, драгоценными тканями и пр. Особенно прославился своими военными подвигами второй русский князь Олег. Князь этот покорил славянские племена, жившие по Днепру, и расположенный по этой реке город Киев сделал столицею русскою вместо Новгорода.

Уже в эпоху существования Древнерусского государства великие князья киевские со своими дружинами давали отпор печенегам и половцам, совершали походы против них, возводили пограничные крепости, земляные валы и засеки, выдвигали в степь крепкие сторожи. Заставы богатырские русских витязей, воспетые в былинах, берегли покой пограничья, всей Руси. Положение заметно осложнилось, когда на Русской земле воцарились порядки феодальной раздробленности, — ее политическим и военным ослаб-лением немедленно воспользовались такие же охотники до чужого добра.

 

                   Экономическое и культурное

                    положение Руси XII—XIII вв.

 

Современные исследования русского средневекового ремесла показывают, что уровень его специализации и технологии был не ниже, чем в известных центрах Западной Европы и Ближнего Востока. Но уже в эпоху Киевской Руси проявилось и своеобразие развития русского города:

1) относительно большая связь  его населения с сельскохозяйственными  занятиями в ближайшей округе,

2) отсутствие развитых коммунальных структур, быстро утвер-ждавшихся в XII в. в Западной Европе,

3) даже в эпоху расцвета Руси в XII—XIII вв. в наших городах не возникли университеты;

4) единственной организацией, обеспечивавшей развитие образования и письменной культуры в стране, до конца XVII в. оставалась церковь.

Это объясняется целым рядом обстоятельств:

1) важнейшее из них — это российские пространства и расстояния, сохранявшие на протяжении многих столетий

2) крестьянский уклад жизни,

3) растянутость коммуникаций,

4) низкую плотность населения.

Все это тормозило переход к интенсивным формам хозяйствования, утверждение новой светской, городской культуры, превращение сложившихся общественных отношений и культурных норм в новые, качественно более высокие. Разбросанные на этом пространстве города становились прежде всего княжескими центрами; рядом с княжеской администрацией там рос «государственный сектор» — княжеские оружейные, гончарные мастерские, артели "городников"-строителей и боярские дворы с массой зависимых людей.

Все же даже более зависимый по сравнению с западноевропейскими древнерусский город становился очагом культурной жизни. В нем производилось все, что было нужно для хозяйства и войны; он являлся экономическим и административным центром округи, там прежде всего шло строительство храмов и обучение грамоте. Горожане были более информированы (уже с X в. городские глашатаи-биричи оповещали их о произошедших событиях), и именно в городах составлялось большинство дошедших до нас летописей. По современным подсчетам — естественно, весьма приблизительным, — грамотными были не менее 10% средневековых горожан. Наглядным показателем этого служат найденные уже во многих городах берестяные грамоты и многочисленные надписи-граффити на стенах древних храмов, к которым «прикладывали руки» и безвестные простолюдины, и сам киевский князь Святослав Изяславич со своей матерью, княгиней Олисавой.

Горожане быстрее знакомились с новинками и импортными товарами; в XI—XII вв. на торгу можно было встретить сирийские бусы, польский свинец, иранскую художественную керамику, фризское и фламандское сукно. В XI в. в Киеве появились византийские мастера,, обучавшие местных учеников искусству стеклоделия, производству смальты (стекловидной массы для мозаичных картин), технике перегородчатой эмали на золотых украшениях. А в XII в. киевские образцы вместе с кочующими мастерами появились во Владимире, Суздале, Рязани, Полоцке и других русских городах. Из Византии шли дорогие шелковые ткани и пряности, богатые люди и церковь закупали вино — амфоры-корчаги из Малой Азии найдены в 150 поселениях Древней Руси; из Германии поступали бронзовые чаши и мечи, из Прибалтики — янтарь; из Ирана — фаянсовая посуда; встречались и заморские диковинки вроде индийских шахмат. На пристанях и на городском торгу свои товары предлагали приезжие из всех стран. Практичный Владимир Мономах советовал в «Поучении» заботиться о «гостях»: «...откуду же к вам придет или прост, или добр, или [по]сол, аще не можете даром — брашном и питьем: тибо, мимоходячи, прославят человека по всем землям».

В Новгороде долгое время действовали Немецкий и Готский дворы, а в Киеве XII—XIII вв. существовали и еврейский квартал, и «латинский» монастырь. Сохранившиеся источники не содержали свидетельств национально-религиозной нетерпимости. Настоятель Печерского монастыря Феодосии во второй половине XI в. призывал князя Изяслава Ярославича: «Милуй не только своея вера, но и чужия... аще то буди жидовин или сарацин, или болгарин, или ото всех поганых — всякого помилуй и от беды избави».

В свою очередь, и русские люди «осваивали» далекие земли. Сын Ярослава Мудрого Всеволод отстраивал на свои средства ирландский монастырь св. Якова в Регенсбурге на Дунае, паломники проложили морской и сухопутный путь в Палестину, а купеческие суда и караваны посещали и немецкий Любек, и роскошный Константинополь, и такие закавказские центры, как Рей, Тебриз и Бердаа. Информация, привезенная «каликами» и купцами, попадала в летописи и «Хожения», а сам городской образ жизни расширял кругозор людей и способствовал их приобщению к новым культурным ценностям.

Если Европа есть мир романо-германской цивилизации, которая представляет собой только одну из целого ряда других цивилизаций, то Россия не входит в этот мир. Она не развивается в лоне германо-романской культуры, у неё своя история и своя культура. Поэтому Россия не является европейской страной. Она является представителем иного мира — мира славянского. Славянство есть термин одного порядка с эллинизмом или европеизмом. Оно составляет особый культурно-исторический тип, по отношению к которому Россия, Чехия, Сербия, Болгария должны иметь тот же смысл, какай имеют Германия, Франция, Англия, Испания по отношению к Европе или Афины, Спарта, Фивы по отношению к Греции. Это ещё один — одиннадцатый — культурно-исторический тип наряду с названными Данилевским десятью другими. Он не включался им в перечень типов, поскольку в отличие от них ещё не достиг зрелости. Однако славянский культурно-исторический тип уже прошёл тысячелетнюю подготовительную — этнографическую — стадию. В нём образовался сильный государственный центр — великое Русское царство. В отличие от дряхлеющей Европы, славянство только ещё входит в период расцвета своих творческих сил. Оно может и должно теперь создать могучую и самобытную цивилизацию.

 

 

           XI–XII вв. Предпосылки завоевания Руси.

 

 

   В XI–XII вв. на Руси возникают несколько десятков независимых государств (земель, княжеств, волостей), около десятка из них – крупные. До установления монголо-татарского нашествия процесс их дальнейшего дробления не ослабевал.    

При этом феодальная раздробленность на Руси не являлась из ряда вон выходящим процессом, через него проходили все страны Западной Европы и Азии.   

Феодальной раздробленностью называют неизбежное состояние, этап всемирного исторического процесса, который имеет местную специфику.   

Экономические причины феодальной раздробленности Киевской Руси:

1) господство натурального хозяйства;

2) экономическая самостоятельность  вотчин князей;

3) замкнутость отдельных хозяйственно-экономических  единиц;

4) укрепление и рост русских городов, усовершенствование технологии изготовления товаров;  

Во времена феодальной раздробленности представители княжеских родов прилагали все мыслимые усилия, чтобы их вотчина стала бы более развитой, чем владения родственника-противника.   

Политические причины феодальной раздробленности Киевской Руси:

1) рост боярского землевладения  и усиление власти феодалов  в своих вотчинах;

2) территориальные конфликты представителей  из рода Рюриковичей.   

Необходимо учитывать также, что киевский престол терял положение своего прежнего статуса лидера, происходило снижение его политического значения. Центр тяжести сместился постепенно в княжеские уделы. Если некогда князья стремились овладеть великокняжеским престолом, то во времена феодальной раздробленности каждый стал думать об укреплении, усилении собственной вотчины. В результате киевское княжение становится почетным, хотя ничего реально не дающим, не значащим занятием.    

С течением времени княжеский род разросся, уделы подлежали дроблению, что привело к фактическому ослаблению Киевской Руси. При этом если в середине XII в. было 15 удельных княжеств, то в начале XIII в. их уже насчитывалось около 50. 

Внешнеполитические причины феодальной раздробленности Киевской Руси:

сравнительное спокойствие на границах Киевского княжества;    

Важными органами власти в раздробленных феодальных землях были князь, а также усилившееся в XII в. вече (народное собрание города). В частности, в Новгороде вече играло роль верховной власти, что превращало его в особую средневековую республику.

3) разрешение конфликтов проходило дипломатическими   методами, а не силовыми.

Отсутствие внешней опасности, которое могло бы сплотить князей, позволило им заниматься внутренними проблемами уделов, а также вести междоусобные братоубийственные войны. 

Даже учитывая высокую степень конфликтности, на территории Киевской Руси население не перестало считать себя единым целым. Чувство единства поддерживалось благодаря общим духовным корням, культуре и большому влиянию православной церкви.

Информация о работе Татаро-Монгольская экспансия