Танковые войска в годы великой отечественной войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 18:57, курсовая работа

Краткое описание

Для освещения общего хода боевых действий были использованы следующие работы: «Великая Отечественная война Советского Союза 1941 – 1945», изданная Военным издательством в 1970 г., «Великая Отечественная народная 1941 – 1945», изданная в 1985 г. и «Великая Отечественная война 1941 – 1945» в 4 тт. изданная в 1999 г.
Хронологические рамки данного доклада 22 июня 1941 г. – 9 мая 1945 г.
Военные и научные звания, чины и должности всех упоминаемых конструкторов, военачальников и всех, чьи отзывы цитируются, даны на максимуме карьеры.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Образцы военной техники 4
Глава 2. Организация и состав танковых войск 13
§ 1. Состав советских подразделений 13
§ 2. Состав немецких подразделений 18
Глава 3. Важнейшие операции с участием танков 20
§ 1. Приграничные сражения 23 – 29 июня 1941 года в районе Луцк – Броды – Ровно 20
§ 2. Битва за Москву 22
§ 3. Тараны 26
Заключение 30
Список источников и литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

Танковые войска в годы великой отечественной войны.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра отечественной истории и историографии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Танковые войска в годы

великой отечественной войны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                            Подготовила:

                                                                                                                                            студентка 832 группы

                                                                                                                                            Усанова Л.О.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара 2011

Оглавление

Введение

Глава 1. Образцы военной техники

Глава 2. Организация и состав танковых войск

§ 1. Состав советских подразделений

§ 2. Состав немецких подразделений

Глава 3. Важнейшие операции с участием танков

§ 1. Приграничные сражения 23 – 29 июня 1941 года в районе Луцк – Броды – Ровно

§ 2. Битва за Москву

§ 3. Тараны

Заключение

Список источников и литературы

 

 

 


Введение

         Важнейшей частью любой современной армии являются бронетанковые войска – один из самых молодых родов войск, наряду с авиацией, появившийся во время Первой мировой войны.

         По данной теме имеются обобщающие труды, многочисленные воспоминания и мемуары советских воинов-танкистов, а также германских военачальников танковых войск – Гудериана и Манштейна.

         В книге Ж. Буше «Бронетанковое оружие в войне» представляет собой военно-исторический труд с попыткой прогноза в отношении роли бронетанковых войск в ближайшем будущем. Здесь систематизирован весь имеющийся на момент написания книги материал по бронетанковым войскам (оригинал издан в 1953 г.). Автор данной работы в большинстве сведений приводит немецкие данные о потерях советских и германских войск, что не всегда соответствует истине.

         Основными причинами утраты боеспособности немецкими бронетанковыми войсками Буше считает географический, климатический и технический факторы, а также стратегические планы. Болота, леса, плохие дороги, вначале пыль, а затем дожди и грязь выводили из строя колесный транспорт и танки.

         Во-первых, Гитлер наметил три стратегические цели, чем распылил силы немецко-фашистской армии. Во-вторых, в решительный момент он проявил колебание при определении конечной цели, что привело к потере времени.

Для освещения общего хода боевых действий были использованы следующие работы: «Великая Отечественная война Советского Союза 1941 – 1945», изданная Военным издательством в 1970 г., «Великая Отечественная народная 1941 – 1945», изданная в 1985 г. и «Великая Отечественная война 1941 – 1945» в 4 тт. изданная в 1999 г.

Хронологические рамки данного доклада 22 июня 1941 г. – 9 мая 1945 г.

  Военные и научные звания, чины и должности всех упоминаемых конструкторов, военачальников и всех, чьи отзывы цитируются, даны на максимуме карьеры.


Глава 1. Образцы военной техники

         Первым серийным танком отечественном производства стал МС-1 (малый сопровождения, первый) или Т-18. Такой индекс ему присвоили его создатели. Конструкторский опыт и производственные навыки полученные в ходе работы над ним, позволили в начале тридцатых годов развернуть широкий выпуск бронированных машин разных типов и назначения, а также создать качественно новый род войск – танковый (по наименованию тех лет – бронетанковые и механизированные войска).

         В разработке проектов советских танков участвовали ученые, инженеры, известные военачальники. В конце 20-х годов боевые машины создавались большим коллективом конструкторского бюро, который в последующем разделился по типам машин.

         Создание так называемых «малых» танков также началось с лицензионного производства английской танкетки фирмы «Карден-Ллойд» (советское обозначение Т-27). Серию боевых машин Т-27, Т-37А подготовил конструкторский коллектив под руководством Н. Н. Козырева. В последующем, когда разрабатывались и ставились на производство Т-38, Т-40 и Т-60, этот коллектив возглавлял Н. А. Астров[1].

         После Т-27 был налажен выпуск плавающих танков Т-37, Т-38 и Т-40 с броней толщиной около 10 мм. Т-37А приняли для армии в 1933 году, Т-38 спустя три года.         При создании первого танка семейства БТ за основу была взята одна из лучших разработок американского конструктора Дж. У. Кристи, названная конструктором «модель 1940 года». История появления колесно-гусеничных танков серии БТ началась в 1930 и продолжалась до 1940 года.

         К началу Великой Отечественной войны танки серии БТ с их карбюраторным бензиновым двигателем, тонкой броней устарели и не могли считаться полноценными боевыми машинами. Вот что о них говорит маршал бронетанковых войск М. Е. Катуков: «Наши БТ не представляли собой грозной силы, к тому же использовали мы их неправильно. С такими быстроходными, но слабобронированными и легковооруженными машинами нельзя было ввязываться в открытый бой».[2]

         Другой основной танк Красной Армии, Т-26, был разработан на базе шеститонного танка английской фирмы Виккерс. Ж. Буше называет Т-26 «русскими танками типа Виккерс». Танк Т-26 создал и вел во всех его модификациях конструкторский коллектив во главе с С.А. Гинзбургом, он же разработал и проект колесно-гусеничного танка Т-46 и Т-50.[3]

         Генерал-полковник танковых войск И. М. Голушко пишет, что во время обороны Ленинграда дополнительной броней усиливали и легкие танки серии БТ и Т-26: «…поступил приказ: у прибывших 12 танков Т-26 и 6 танков БТ-7 усилить дополнительной броней башни и лобовые части, а если удастся, то и борта»[4].      

         Усиление брони конечно ухудшало скоростные характеристики и «легкие танки, конечно, становились не такими уж легкими, и для их моторов это была большая дополнительная нагрузка. Но зато их бронестойкость возрастала почти в два раза. А это было очень важно»[5].

         Т-35 был самым сильным по вооружению, единственным в мире серийным пятибашенным танком[6].

         За создание танков Т-35 и Т-28 в ноябре 1932 года орденом Ленина были награждены Н. В. Барыков, С. А. Гинзбург, О. М. Иванов и другие.[7] Производство танков Т-35 было прекращено в 1939 г.

         «Малые» танки (танкетки), вооруженные только пулеметом Т-27, Т-37, Т-38, Т-40; легкие танки серии БТ и Т-26, составлявшие основу танковых войск; многобашенные танки: средний Т-28 и Т-35 по своим боевым качествам уступали соответствующим образцам германской бронетехники Германии. Фактически все вышеперечисленные образцы танков были разработаны в начале 30-х гг.: Т-26 и БТ-2 в 1931, Т-28 в 1932, Т-35 в 1933 и к началу Великой Отечественной войны морально устарели и не могли успешно бороться с немецкими танками.

        В целом по Вооруженным Силам СССР на 15 июня 1941 г. из танков старых типов нуждалось в капитальном ремонте 29 процентов, в среднем ремонте – 44 процента. Исправные же танки старых образцов составляли не более 27 процентов.

         Восстановление танков старых типов в военных округах задерживалось в связи с отсутствием запасных частей, заявки на которые к июню 1941 г. не были удовлетворены промышленностью.[8]

         Лишь созданные в конце 30-х гг. танки: средний Т-34 и тяжелый КВ к началу Великой Отечественной войны не только не были устаревшими, но и превосходили по всем параметрам танки Германии.

         Т-34, по общему признанию как друзей, так и врагов, – лучший танк Второй мировой войны, был основным и по существу, единственным средним танком Красной армии на протяжении Великой Отечественной войны.

           Генерал-полковник танковых войск вермахта Г. Гудериан так вспоминал о боях осени 1941 г.: «Южнее Мценска  4-я танковая дивизия была атакована русскими танками, и ей пришлось пережить тяжелый момент. Впервые проявилось в резкой форме превосходство русских танков Т-34. Дивизия  понесла значительные потери.  Намеченное быстрое наступление на Тулу пришлось пока отложить».[9]

         М. Е. Катуков так охарактеризовал новые танки, полученные его бригадой со Сталинградского Тракторного завода: «Первый батальон получил тридцатьчетверки. Мощная броня, легкость управления, подвижность и маневренность – вот что привлекало в этом танке[10]. П. А. Ротмистров писал: «Тридцатьчетверка до конца войны оставалась лучшим, непревзойденным по своим боевым качествам средним танком»[11].

         Все попытки копировать Т-34 для немцев оказались неудачными: «…в ноябре 1941 г. видные конструкторы, промышленники и офицеры управления вооружения приезжали в мою танковую армию для ознакомления с русским танком Т-34, превосходящим наши боевые машины; непосредственно на месте они хотели уяснить себе и наметить, исходя из полученного опыта ведения боевых действий, меры, которые помогли бы нам снова добиться технического превосходства над русскими. Предложения офицеров-фронтовиков  выпускать точно такие же танки, как Т-34, для выправления в наикратчайший срок чрезвычайно неблагоприятного положения германских бронетанковых сил не встретили у конструкторов никакой поддержки. Конструкторов смущало, между прочим, не отвращение к подражанию, а невозможность выпуска с требуемой быстротой важнейших деталей Т-34, особенно алюминиевого дизельного мотора. Кроме того, наша легированная сталь, качество которой снижалось отсутствием необходимого сырья, также уступала легированной стали русских»[12].

         Во время второй мировой войны, по-видимому, было произведено около 40 тысяч танков Т-34. Эта лавина обрушилась против нашего восточного фронта, который противостоял ей в течение трех лет, но в конце концов вынужден был рухнуть под ее натиском»[13].    

         Танк Т-34-85 был поставлен на производство зимой 1943 – 1944 гг. Он вооружался 85-мм пушкой, установленной в литой башне, первоначально разрабатывавшейся для тяжелого танка КВ-85. База танка почти не изменилась по сравнению с Т-34-76. Увеличенная башня вмещала трех членов экипажа, так что командир, наконец, был освобожден от посторонних функций и мог полностью сосредоточиться на своих основных обязанностях по руководству действиями экипажа. Широкие гусеницы позволяли машине двигаться по любому грунту, включая раскисшую грязь и снег, допуская действия в условиях, непроходимых для германских танков. Уже в 1944 г. Т-34-85 применялся не только как танк, но и как транспортер пехоты. Поручни на корпусе позволяли пехотному «танковому десанту» передвигаться по полю боя на броне. Модификации включали огнеметный танк с установкой огнемета вместо лобового пулемета, самоходные артиллерийские установки СУ, танк-тральщик с Катковым минным тралом, мостовой танк. Немцы назвали Т-34-85 «лучшим танком в мире».

         Другим танком, ставшим глубоким потрясением для немецких танкистов стал тяжелый танк КВ-1, сменивший другой тяжелый танк Т-35.

         Для замены Т-35 предлагался также тяжелый многобашенный танк Т-100. Он имел две башни – в одной устанавливалась 76,2-мм, во второй 45-мм пушка, – но оказался громоздким и трудно управляемым. От этого проекта отказались в пользу более простого тяжелого танка, названного КВ-1.

        Тяжелый танк KB явился результатом труда конструкторского коллектива под руководством Ж. Я. Котина[14].

         Бывший комиссар 104-й танковой дивизии А. С. Давиденко так вспоминал о КВ-1: «Хочу отметить, что хорошо показали себя в боях наши тяжелые танки КВ, и это наводило на врага ужас. КВ были неуязвимы, очень жаль, что их у нас было так мало. Вот пример: 30 июня вернулись с поля боя два танка КВ, у которых не было ни одной пробоины, но на одном из них мы насчитали 102 вмятины»[15].

         Неуязвимость тяжелых танков КВ-1 можно подтвердить и другими примерами из начального периода Великой Отечественной войны. Самым впечатляющим и был нижеописанный бой.

         Руководители фашистской Германии полагали, что захват Ленинграда, Кронштадта и Мурманской железной дороги приведет к потере Советским Союзом Прибалтики и Крайнего Севера, приведет к гибели Балтийского флота. В августе на подступах к городу развернулись ожесточенные бои после некоторой стабилизации фронта.   

          Ценой огромных потерь в начале июля 1942 года фашистские войска прорвали оборону Юго-Западного фронта и устремились в большую излучину Дона. Войска Южного фронта под натиском превосходящих сил врага отходили из Донбасса к нижнему течению Дона, чтобы занять оборону по его левому берегу от Верхнекурмоярской до Ростова. Горел Воронеж. Взрывались шахты Донбасса.

         М. Е. Катуков пишет в своих воспоминаниях, что одним из средств борьбы с непобедимыми тяжелыми танками КВ-1 стали подкалиберные снаряды: «Среди трофеев наше внимание привлекли тяжелые орудия. На их щитах красной краской был нарисован танк KB и стояла подпись: «Стрелять только по KB». Снаряды к этим орудиям были необычной формы, потом они получили название подкалиберных. Наружная оболочка их была сделана из мягкого металла. Он облегал закаленный сердечник. Эти-то снаряды и пробивали мощную броню КВ. Мы отправили орудие и снаряды в Главное артиллерийское управление, а найденный на подбитых танках незнакомой конструкции прицел – в Главное управление бронетанковых войск. К сражению на Курской дуге советская промышленность успела наладить выпуск подкалиберных снарядов, и они сыграли немаловажную роль в успешном для нас исходе танковых сражений летом сорок третьего[16].

Информация о работе Танковые войска в годы великой отечественной войны