Тайпинское восстание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 18:35, доклад

Краткое описание

Крестьянская война тайпинов по-разному оценивается в отечественной историографии. В советском востоковедении в работах В.П. Илюшечкина, В.Н. Никифорова и др. подчеркивался антифеодальный, антиманьчжурский характер тайпинской войны (1850-1864).

Вложенные файлы: 1 файл

ход тайпинов.doc

— 58.00 Кб (Скачать файл)

Каков же характер тайпинского движения?

Крестьянская война тайпинов по-разному оценивается в отечественной историографии. В советском востоковедении в работах В.П. Илюшечкина, В.Н. Никифорова и др. подчеркивался антифеодальный, антиманьчжурский характер тайпинской войны (1850-1864).

В современных работах  российских востоковедов (О.Е. Непомнин, Л.С. Васильев, С.Б. Сенюткин и др.) антифеодальные аспекты движения не рассматриваются, антиманьчжурский характер движения не вызывает сомнения.

Позиции историков советской и постсоветской школы совпадают по проблемам: а) антиманьчжурской направленности войны; б) уравнительных утопических идеалов тайпинов. Далее идут различия. В работах последних лет, в отличие от исследований советского периода, определение восстания как антиколониального, антизападного встречается все реже. Ибо тайпины, не только не воевали с европейскими колонизаторами, но и восприняли западные идеи. Нам близка точка зрения Л.С. Васильева на крестьянскую войну тайпинов. Он считает, что Тайпинское восстание не было прямой реакцией на колониализм, оно было реакцией на социально-экономический кризис, вызванный колониализмом. Среагировало же китайское общество традиционным способом:тайпины хотели восстановить нарушенную норму, добиться социальной справедливости. Средством для достижения цели было привычное для Китая стремление создать новое государство, по обычной модели, но более справедливое[2]. Выступление тайпинов против буддизма  доказывает антиманьчжурский характер движения. Необычными были христианские идеи, воспринятые тайпинами. Однако в сознании восставших они ничуть не противоречили традиционным китайским верованиям. Практика же привела к полному поглощению западных идей китайской конфуцианской традицией.

Непомнин О.Е. подчеркивает религиозный характер крестьянской войны, называет тайпинов «богопоклонниками». Несмотря на знакомство тайпинов с основами протестантизма, в их «христианстве больше было заимствований из средневекового католицизма с его религиозным фанатизмом, нетерпимостью и косностью»[3]. В китайском варианте, считает исследователь, христианство сочеталось с великоханьской доктриной Срединной империи как центра Вселенной, и с традиционным китаецентризмом. Согласно этой доктрине остальные страны представляют собой только «варварскую» периферию Китая. Нам кажется, что христианские идеи не могли глубоко проникнуть в сознание тайпинов. Конфуцианская идеология Поднебесной на протяжении столетий подавляла и поглощала любую другую традицию. Вряд ли она могла проиграть западному христианству.

Периодизация движения.

В работах советских историков, как правило, выделялось два периода  крестьянской войны:

первый период – с 1850 по 1856 гг. – подъем движения, образование государства тайпинов;

второй период – с 1857 по 1864 гг. – внутренний кризис, военные  неудачи и поражение восставших.

Илюшечкин В.П. предлагает разделить  каждый из периодов на две части. Таким  образом, в его трактовке схема крестьянской войны выглядела следующим образом:

первый период – с 1850 по 1853 гг. до взятия Нанкина и образования  тайпинского государства – Тайпин Тяньго;

второй период – с 1853 по 1856 гг. – расширение движения, попытки осуществления программы тайпинов;

третий период – с 1857 по 1860 гг. – борьба за власть внутри руководства тайпинов, вторая «опиумная война», расширение движения на запад;

четвертый период – с 1860 по 1864 гг. – помощь маньчжурскому правительству со стороны иностранных держав, подавление движения[4].

Как же началось восстание? В 1849 г. массовый голод охватил южные  районы страны. Все это привело  к активизации народных масс. Центром  движения становятся провинции Гуандун и Гуанси. Именно здесь появилась христианская секта – «Общество поклонения небесному владыке». Ее создал в 1843 г. сельский учитель, сын крестьянина Хун Сюцюань (1814-1864). Непомнин О.Е. называет Хун Сюцюаня идеологом «христианского» движения, теоретиком китаизированного христианства. Китаизированное христианство сочеталось у тайпинов с древнекитайскими социально-этическими учениями о справедливом обществе «Великого Единения» (датун) и Великого Благосостояния (тайпин)[5].

К Хун Сюцюаню присоединились Ян Сюцинь, Ши Дакай и другие. Следует  заметить, что среди руководителей  восстанием были представители различных  социальных слоев: крестьяне, сельские интеллигенты, горнорабочие, горожане и даже так называемые «помещики». Под воздействием экономического кризиса, последствий колониальной экспансии, в условиях падения жизненного уровня и пауперизации значительной части населения южного Китая менялась психология людей. С одной стороны, усиливались люмпенские настроения. С другой стороны, формируется идеология всеобщего равенства. Мечта людей о «царстве всеобщего благоденствия» находила подтверждение, как в конфуцианском Пятикнижии, так и в христианском Новом Завете[6].

С 1848 по 1850 гг. в южных провинциях растет число последователей нового учения, создаются разрозненные отряды сторонников секты, которые все  чаще с оружием в руках выступали  против вооруженных отрядов китайских  землевладельцев и отражали атаки регулярной Цинской армии. Центром движения становится провинция Гуанси. По стране стали распространяться сведения о мятежниках – людях со срезанной косой (символ непокорности маньчжурам) и в красных головных повязках (отличительный знак восставших).

В январе 1851 г. Хун Сюцюань  провозглашает начало всеобщего  антиманьчжурского восстания и  создания государства «Тайпин Тянго». Руководитель секты из религиозного лидера постепенно превращается в главу складывающегося государства. Тайпины начинают открытые военные действия против императорских войск. Они продвигаются от Цзинтяна к реке Янцзы, один за другим берут города Юньань, Ухань, Аньцин.

Как отмечает С.Б. Сенюткин, за полгода тайпины прошли путь в 2400 км, пересекли четыре провинции и захватили 26 городов. В марте 1853 г. их армия численностью около 1 млн человек взяла город Нанкин (дословно «южная столица»)[7]. В это время складывается государство тайпинов. Какова же его структура? Во главе государства стоял Хун Сюцюань – «Небесный князь». Он был наделен прерогативами императорской власти. Вероятно, это совпадало с традиционными представлениями  китайцев о государе – защитнике и попечителе подданных. После взятия Нанкина Хун удалился от мирских дел, занимался только религиозными вопросами. Все военное и гражданское руководство он передал Ян Сюцину – Восточному князю. Были еще Западный князь – Сяо Чаогуй, Южный – Фэн Юньшань,  Северный – Вэй Чанхуэй. Титул князя-помощника имел Ши Дакай. Высокие титулы и звания получили и другие руководители восстания. Среди них были крестьяне и пираты, мелкие «помещики» ишэньши.

Что же это было за государство? Нам кажется недостаточно обоснованной точка зрения О.Е. Непомнина, который называет Тайпин Тяньго теократической монархией[8]. Действительно, во главе нового государства стоял религиозный вождь тайпинов. Но, его власть очень скоро стала формальной. Государство было создано восставшими, объединенными в воинские подразделения, держалось армией, заботилось об армии. Поэтому можно согласиться с мнением Л.П. Делюсина в том, что новое государство – это государство-армия. Военная власть в нем была всегда главной. Принятая в 1853 г. «Земельная система Небесной династии» содержала программу общественного строя Тайпин Тяньго. Закон преследовал две цели:

во-первых, установить справедливый порядок распределения  земли, то есть равное право на минимальное  количество продуктов;

во-вторых, обеспечить снабжение продуктами армию и  пополнение ее рекрутами. И эта цель была главной[9].

Да, конечно, идея всеобщего равенства имела место, но уравнительное распределение  земли по едокам, включая детей, вполне уживалось с армейско-бюрократической структурой государства: каждые 25 семей составляли взвод, каждая семья выделяла одного воина в повстанческую армию. Четыре взвода образовывали роту, пять рот – бригаду, пять бригад – дивизию, пять дивизий – корпус. В корпусе обычно было до 13 тысяч бойцов. Для содержания армии были созданы общественные кладовые. Крестьяне же получали прожиточный минимум, лишь в особых случаях – свадьба, похороны и т.д. – крестьянская семья могла получить дополнительное продовольствие и необходимые ремесленные изделия. Тайпинское общество исключало товарно-денежные отношения, деньги как средство обмена. Оно было строго регламентировано: каждая семья могла иметь определенный нормированный участок земли (по едокам), нормированное количество скота, в семье даже ограничивалось число детей.

Илюшечкин В.П. отмечает примитивный крестьянский коммунизм тайпинов. Вероятно, это  был военный коммунизм. Можно  согласиться с С.Б. Сенюткиным (он солидарен с Л.П. Делюсиным) в том, что идея равенства трансформировалась в нормы уравниловки. Эти нормы «при своем воплощении в практику привнесли в общество казарменно-военизированную сельскую общину с вполне отчетливыми тоталитарными чертами»[10]. Уравниловка – удел простых тайпинов, руководители движения быстро обогащались, строили роскошные дворцы, носили шелковые одежды и т.д. Именно это привело к идейному размежеванию в среде восставших и ослаблению движения в целом.

В 1856 г. усилились  противоречия между Хун Сюцюанем и главой его правительства Ян Сюцинем. Последний был не только «главой кабинета», но и заслуженным  воином, руководителем армии. В результате заговора Ян Сюцинь и его сторонники были убиты. Главой правительства стал инициатор заговора Вэй Чанхуей. Однако в 1857 г. он был убит. Борьба за власть ослабила как тайпинскую армию, так и государство тайпинов. Неудачный поход на Север, переход к оборонительной тактике, непоследовательность экономической политики на местах – все это предрекало поражение восставших. В 1859 г. в Нанкин прибыл один из родственников Хун Сюцюаня – Хун Жэньгань, он разработал программу реформ прозападного толка («Новое сочинение в помощь управлению»). Однако реализация ее была практически невозможна. Чуть раньше, в 1856 г. началась вторая «опиумная» война. Теперь против Китая воевали не только англичане, но и французы. Англия и Франция навязали Цинам два соглашения: Тяньцзиньский договор (1858) и Пекинские конвенции (1860). По договорам Китай открывал новые города-порты, обязался выплачивать контрибуцию и т.д. С этого времени изменилась позиция западных держав по отношению к мятежникам. Если до 1860 г. они сохраняли нейтралитет, то теперь же оказывали помощь Цинам боеприпасами и вооружением. В случае если затрагивались их интересы в открытых зонах, сами воевали стайпинами, как это было в Шанхае.

С 1860 по 1864 гг. тайпины все чаще отступают, уменьшается численность армии, сокращается контролируемая восставшими территория. В июле 1864 г. правительственные войска захватили Нанкин, несколько раньше Хун Сюцюань покончил жизнь самоубийством. Восставшие терпят поражение. Следует подчеркнуть, что в отдельных районах сопротивление маньчжурам продолжалось еще несколько лет. Вероятно, с этим связано появление в последних работах новой даты окончания крестьянской войны – 1868 г.

Крестьянская  война тайпинов имела определенные последствия.

В ходе крестьянской войны погибли десятки миллионов человек. Сенюткин С.Б. приводит следующие данные: если в 1851 г. в Китае проживало 432,16 млн человек, то в 1866 г. – 191,72 млн человек[11]. Эти трагические обстоятельства уменьшили земельный голод, так как сократилось число претендентов на земельные участки на юге страны.

Цинское правительство, поставленное в экстремальные условия, с одной стороны, заключало все  новые неравноправные договоры со странами Запада, с другой стороны, вынуждено  было восстанавливать страну, проводить  экономические преобразования, перевооружать свою армию. В Срединной империи начинаются реформы, названные «политикой самоусиления».


Информация о работе Тайпинское восстание