Сущность, формы и функции исторического знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 12:47, контрольная работа

Краткое описание

Современный мир крайне сложен и многообразен, и во многом, благодаря всеохватывающей человеческой деятельности, которая часто и создает это многообразие. Венцом творения этого мира, как принято считать, выступает человек. Именно для него характерна активная творческая деятельность, связанная с познанием основ нашего бытия, сил и явлений природы и проч. Результатом этой деятельности выступает появление целого множества наук, стремящихся наиболее полно объяснить законы нашего существования. Но стремясь к глубокому познанию, так или иначе, человечество продолжает жить в глубоких исторических традициях, передающихся из поколения в поколения. Таким образом, передается опыт народов столь важный для формирования будущего и настоящей реальности социума. В современном технократическом обществе, не лишенным множества противоречий и проблем, число которых увеличивается с каждым днем, все более актуальным становится сохранение этих традиций, а также изучение опыта пошлых лет во избежание глобальных проблем, способных привести к ужасающим катастрофам.

Содержание

Введение 3
1. Сущность исторического знания 5
2. Формы исторического знания 8
3. Функции исторического знания 10
Заключение 12
Используемая литература 14

Вложенные файлы: 1 файл

История контрольная.doc

— 70.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ДГТУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по теме: 

Сущность, формы и функции исторического знания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

 

 

Введение

 

Современный мир крайне сложен и многообразен, и во многом, благодаря всеохватывающей человеческой деятельности, которая часто и создает это многообразие. Венцом творения этого мира, как принято считать, выступает человек. Именно для него характерна активная творческая деятельность, связанная с познанием основ нашего бытия, сил и явлений природы и проч. Результатом этой деятельности выступает появление целого множества наук, стремящихся наиболее полно объяснить законы нашего существования.  Но стремясь к глубокому познанию, так или иначе, человечество продолжает жить в глубоких исторических традициях, передающихся из поколения в поколения. Таким образом, передается опыт народов столь важный для формирования будущего и настоящей реальности социума.  В современном технократическом обществе, не лишенным множества противоречий и проблем, число которых увеличивается с каждым днем, все более актуальным становится сохранение этих традиций, а также изучение опыта пошлых лет во избежание глобальных проблем, способных привести к ужасающим катастрофам. И эту миссию берет на себя история, выступающая сегодня как самостоятельная наука, как инструмент формирования определенного мировоззрения.

В данной работе мы будем говорить об истории, сущности исторического знания, его формах и функциях. Ведь история – это не просто отдельно взятая наука, это целая система взглядов, мировоззрений, совокупность традиций, а также память человечества, сохраненная не только в письменах, но и в культуре. Если говорить об историческом знании как об отдельно взятой науке, то вне всяких сомнений, она продолжает оставаться важнейшей отраслью знаний, необходимой для осознания самих себя, она есть « …священная  книга  народов:  главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и  правил; завет предков  к  потомству;  дополнение,  изъяснение  настоящего  и  пример будущего». И она всегда будет актуальна, прежде всего, как важнейший инструмент формирования мысли, как инструмент управления сознанием народа и главное хранилище опыта человечества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность исторического знания

 

В настоящее время в современном мире существует целый ряд гуманитарных и естественных наук. При чем,  любая научная деятельность направлена на получение определенных знаний относительно изучаемого предмета. Этот процесс «добычи» знаний мы можем охарактеризовать никак иначе как познание. Т. е. любая научная деятельность -  это, прежде всего, познание изучаемого объекта. Таким образом, познание представляется нам как растянутый во времени процесс. Это утверждение справедливо и для истории как науки. Что же такое тогда «знание»? Было бы справедливым утверждать, что знание – это конечный продукт познания, некий результат научных изысканий, то, что мы получаем в конечном итоге в ходе исследования.

История может рассматриваться нами в нескольких вариантах: как форма общественной мысли, как область научного знания. И если мы берем историю как науку, то как раз историческое знание и является результатом научно-изыскательной деятельности, результатом исторического познания. Таким образом, историческое знание  в более широком смысле –проверенный практикой и обоснованный логикой результат процесса исторического познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

Каждая народность и социальная общность обладает определенным набором исторических знаний о своем происхождении, важнейших вехах в истории своего народа и т. д. Эти знания находят свое отражение в культуре, в сказаниях, легендах, традициях, в обыденной жизни. И благодаря этим же знаниям конкретная народность осознает себя как отдельно взятую нацию, так же оказывающую влияние на мировой исторический процесс. Таким образом, история органически вплетается в сознание людей, формируя сознание целого сообщества.  

Историческое знания по способам познания можно разделить на три уровня. Первый – реконструктивное знание, которое формируется в процессе реконструктивной деятельности историка при помощи различных методов (текстологических, источниковедческих, историографических и т. д. ). При этом исторические факты фиксируются в хронологической последовательности в виде рассказа, повествования, либо в виде различных схем и таблиц.

Второй уровень – это эмпирическое историческое знание как результат обработки реконструктивного, в котором устанавливается регулярность и взаимосвязь между фактами, явлениями и процессами. Целью эмпирического знания является установление факта повторяемости явлений в ходе исторического развития. Т. е. здесь добываются уже знания более высокого уровня, это уже не простое перечисление фактов, а установление закономерности.

И, наконец, третий уровень исторического знания – это теоретическое историческое знание, которое на основе уже полученных знаний устанавливает типологию фактов, их повторяемость, регулярность, а также выявляет законы исторического развития, однако не объясняет их функционирование. Этим занимаются другие науки.

Однако сегодняшняя история родилась не сразу, а проходила свое становление на протяжении долгих лет. Возникнув глубоко в древности, историческая мысль пронеслась через века и тысячелетия. Главным эпохальным с точки зрения развития истории стал рубеж XVIII и XIX вв. Грандиозные социальные перемены, обусловленные прежде всего промышленной и политической революциями конца XVIII столетия, привели к мощной историзации культурного сознания. Появился принцип «историзма». Речь шла о появлении нового способа восприятия и теоретического постижения реальности, исходящего из того, что вся реальность по своей сущности исторична. Этот принцип развивался в рамках философской мысли. Вершины своего развития он нашел в философии Гегеля. Однако на смену ему пришла научная историография.  Научно-историческое знание становится постепенно основной формой теоретического отношения к истории. Таким образом, многообразные разработки в различных сферах теоретического постижения истории в Новое время можно в конечном итоге свести к полаганию "истории самой по себе" как важнейшего, если не единственного, измерения человеческого существования. История претерпевает своеобразную субстанциализацию, становится для человека фундаментальной реальностью, причем реальностью не внеположной по отношению к человеку. Эта реальность понимается в Новое время как сфера специфически человеческого жизнепроявления. История понимается как средство становления, средство персонализации человека. Такой подход к истории может базироваться на теоцентричном или антропоцентричном принципе, но в любом случае история предстает как самостоятельная действительность, так или иначе определяющая существование человека.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, все-таки скажем, что история   -   это   наука   о  прошлом  человеческого  общества,  его  развитии, закономерностях  и  особенностях  эволюции (то есть изменений, преобразований) в конкретных  формах,  пространственно-временных  измерениях. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Формы исторического знания

 

Как уже говорилось выше, историческое знание, если оно не теоретизировано, выступает как элемент мировоззрения не только одного человека, но и целой общности, нации, и законсервировано в исторической памяти людей, отражающейся в культуре. Былины, песни, сказания, легенды, традиции, важные устои – все это проявление памяти народа об особенностях  его развития. В  данных элементах культуры отражаются простейшие знания людей об истории. Они существовали еще задолго до появления собственно исторической науки и выражались в архаических способах объяснения исторической действительности, как то объяснение каких-либо закономерностей с точки зрения мифологии, например. По мере развития общества стали накапливаться знания о процессах и закономерностях их протекания, и уже становилось возможным объяснение целой совокупности явлений. И, наконец, в настоящее время мы можем рассматривать исторический процесс как целостное и многогранное явление. Таким образом, накопление исторических знаний протекало во времени и представляло собой переход от одной формы исторического знания в другую. Сейчас мы может четко выделить эти формы по глубине и качеству исторического познания действительности.

Так, элементарная форма исторического знания характерна для каждого человека и выражается в общих представлениях о прошлом, которые накапливаются в ходе жизни как опыт, под влиянием общественных  и культурных традиций. Однако носители данной формы не способны привести имеющиеся у них исторические знания в особую систему, оценить их с точки зрения всего хода исторического процесса, коим-то образом теоретизировать их, поскольку эти знания разрозненны.

Следующая форма исторического знания находится на более высоком уровне и складывается в школьные годы человека под влиянием уроков истории, где школьники приобретают целый комплекс систематизированных знаний о прошлом. Но, к сожалению, этот процесс получения знаний растягивается во времени, и к окончанию школы ученики уже плохо помнят то, что учили ранее, и как следствие историческая картинка мира страдает, выпадают целые пласты знаний о прошлом, вследствие чего искажается историческое видение.

И, наконец, самой качественной формой исторического знания выступает научное мировоззрение, которое складывается под влиянием всестороннего теоретического осмысления прошлого. Данная форма исторического знания характерна для отдельных групп людей, которые непосредственно занимаются исторической наукой. Именно они устанавливают закономерности человеческого развития на основе длительного изучения пошлого, выявляют связи, типологизируют и проч. На данном уровне предпринимается попытка объяснения законов человеческого развития теоретически. Формирование исторического сознания на теоретическом уровне помогает мыслить историческими категориями, видеть общество в диалектическом развитии, в изменении, осмысливать исторический процесс в динамике, в хронологической взаимосвязи времен. Носителем этого уровня исторического сознания является историческая наука. Обладая систематизированными научными знаниями истории общества, историческая наука может определить ведущие тенденции общественного развития, сформулировать некоторые прогнозы.

Таким образом, историческое знание как элемент общественного сознания, составляющего духовную сторону исторического процесса, нужно воспринимать системно, во всех его ступенях и уровнях, так как без системного подхода представление об историческом сознании будет неполным.

 

 

 

 

3. Функции исторического знания

 

История выполняет ряд социально-значимых функций.

Первая – это познавательная и интеллектуально-развивающая функция. Она заключается  в познании исторического процесса как социальной отрасли научного знания, в теоретическом обобщении исторических фактов, выявлении главных тенденций общественного развития, и как результат, в интеллектуальном развитии человека. Изучение истории позволяет раскрыть способности человека к аналитическому мышлению, умению отделять главное от второстепенного, устанавливать причинно-следственные связи. История развивает человека нравственно и духовно.

Следующая функция – это практически-политическая. Она заключается в том, что история как наука, выявляя закономерности и тенденции исторического развития, помогает делать политические прогнозы, избегать субъективных решений, а также выбирать определенные курсы общественного развития. Знание истории позволяет политикам избегать одних и тех же ошибок в целях более эффективного управления, подчинять свои действия интересам социума, государства.

Третья функция – мировоззренческая. История добывает определенные знания, под влиянием которых формируются различные точки зрения и взгляды на одни и те же события. Факты также могут по-разному интерпретироваться, но это уже зависит от различных исторических школ. Это все касается науки. Однако и в обыденной жизни история используется как инструмент формирования общественного мнения, мировоззрения. Так, наши знания о результатах немецкого фашизма привели к формированию негативного отношения к данному явлению.

Четвертая функция – воспитательная. Так, например, изучение Отечественной истории позволяет воспитывать молодое поколение в неразрывной связи со своим прошлом, в духе патриотизма. Изучение мировой истории помогает воспитать нравственность, привить какие-либо идеи, например гуманистические, качества, помогает понять различного рода категории, такие как долг, честь, справедливость, нравственность, а также помогает сформировать критическое отношение к оценке деятельности тех или иных политических и государственных лидеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итог всему вышесказанному, следует еще раз подчеркнуть важность исторической науки в системе знаний. Она позволяет не просто сохранить знания о прошлом, но также интерпретировать их, сформировать общественное мнение, не забыть уроки прошлого и извлечь из них соответствующие выводы. Безусловно, что достоверные исторические знания можно получить, руководствуясь принципами историзма, объективности, альтернативности, используя методы периодизации, проблемно-хронологический, статистический, сравнительно-исторический, синхронный и т.д. При этом к оценке прошлой реальности подходили с разных позиций, будь то формационный или цивилизационный подход. Однако ни тот, ни другой не позволяют нам дать исчерпывающих знаний об обществе и его истории, так как не охватывают в отдельности всех сторон его жизни и взаимосвязей с предшествующими этапами развития. Однако, дополняя друг друга, могут дать наиболее исчерпывающую картину развития человечества.

Информация о работе Сущность, формы и функции исторического знания